Ленинградский блокадный зоосад
классный час

Сценарий классного час о Ленинградском блокадном зоосаде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leningradskiy_blokadnyy_zzsad.docx819.58 КБ

Предварительный просмотр:

                         ГБУЗ «МНПЦ борьбы с туберкулёзом ДЗМ» ФДО                     

 Сценарий классного часа для детей школьного возраста                                                    

                               Подготовила воспитатель: Е.В. Кириллова                                       

           «Ленинградский блокадный зоосад»            

Цель: воспитание патриотизма и уважения к героическому прошлому своей страны.

Задачи: - формирование у детей осознания исторического прошлого страны, формировать представление о роли города Ленинграда в Вов;                                                                                    - воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории своей страны;                                                          - воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость народа в период блокады Ленинграда;                                                                    - развитие коммуникативных способностей воспитанников.

Форма проведения: презентация итогов работы по проекту «Блокадный Ленинград» в рамках духовно-нравственного направления воспитательной работы.                                                                   Словесные методы: фронтальная беседа, рассказ, диалог.

Практические методы: презентация, литературный монтаж стихов, сообщение детей по теме занятия.

Подготовительный этап:

  1. Подбор публицистической и художественной литературы о блокадном Ленинграде и его жителях.
  2. Посещение библиотеки в поисках информации.
  3. Изучение ресурсов Интернет в поисках информации.
  4. Создание мультимедийной презентации «Зоосад блокадного города»
  5. Просмотр документальных и художественных фильмов о блокадном Ленинграде.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

   Блокада Ленинграда, пожалуй, одна из самых трагичных и героических страниц в истории Великой Отечественной Войны. По плану Гитлера, город должен был быть уничтожен вместе с оборонявшими его силами. Однако потерпев неудачу в прорыве обороны города, немцы лишили взять город измором. Тогда пришлось тяжело всем, однако нашлись люди, которые из последних сил пытались спасти не только себя и близких, но и животных в Ленинградском зоопарке. 

    Посмотрите на снимок. На первый взгляд это обычная фотография. Но это не так. Я не назову всех людей, запечатленных на этом снимке, по именам и фамилиям, но расскажу об их поистине геройском поступке, который можно приравнять к подвигу. Эти люди с такими добрыми лицами – работники Ленинградского зоосада.

Зоопарк во время блокады Ленинграда блокада, животные, зоопарк, ленинград

   Как это возможно – сохранить более ста шестидесяти зверей и птиц в городе, на улицах которого то и дело разрывались вражеские снаряды, где полностью прекратилась подача электроэнергии, что повлекло за собой отключение водопровода и канализации, где их просто нечем было кормить?
  Конечно, сотрудники зоосада еще до начала осады пытались спасти уникальных животных. В срочном порядке в Казань было вывезено около 80 зверей, среди которых находились черные пантеры, тигры, белые медведи, американский тапир и огромный носорог. Однако всех увезти не удалось.     Около шестидесяти обитателей зверинца в начале войны оказались в Белоруссии. Их привезли в Витебск, чтобы продемонстрировать местным ребятишкам. Однако планы людей были разрушены так неожиданно начавшейся войной. Спасаясь от бомбежек, сотрудники зоосада пытались уберечь как можно больше животных. Среди их подопечных был и американский крокодил. К сожалению, вывезти его не могли, так как для передвижения ему были нужны особые условия. Кто-то предложил отпустить крокодила в воды Западной Двины, эту идею поддержали, и теплолюбивая рептилия отправилась в свободное плаванье. О его дальнейшей судьбе никто так и не узнал.
     В самом Ленинграде еще до начала бомбежек люди были вынуждены застрелить оставшихся крупных хищников. Конечно, было жаль ни в чем не повинных животных, однако оставить их означало подвергнуть опасности жителей города: оказавшись на свободе в результате разрушения клеток снарядами, они вполне могли отправиться на охоту.                                              В начале сентября сорок первого Ленинград был окружен. К тому времени в зоосаде оставались бизоны, олени, слониха Бэтти, бегемотиха Красавица, дрессированные медвежата, лисята, тигрята, тюлень, два ослика, обезьяны, страусы, черный гриф и множество мелких животных. Ох, и нелегко им было во время бомбежек! Большинство зверей в ужасе метались по клеткам, рычали от страха медвежата, забивались в угол птицы, а вот серна, напротив, почему-то взбиралась на горку и стояла там, дожидаясь конца обстрела.

Рассказ ученика о слонихе Бэтти. Слониха Бэтти, едва услышав звуки сирены, поспешно отправлялась в свой домик. Не было у нее другого убежища. К несчастью, 8 сентября прямо рядом с ее вольером разорвалась одна из трех фугасных бомб, сброшенных с немецкого бомбардировщика, которая убила сторожа и смертельно ранила саму Бэтти. Бедняжка скончалась через 15 минут прямо на развалинах слоновника. Ее похоронили на территории зоопарка.                                                                                                                       

- В ту же страшную ночь также погибли умные медвежата и веселые лисята. Были разрушены стены обезьянника, из-за чего приматы разбежались по округе. Утром сотрудники собирали их, дрожащих от страха, по всему городу. Неповоротливый бизон провалился в воронку. У людей просто не было сил, чтобы вытащить его оттуда, поэтому они соорудили настил и выманивали его кусочками сена, разложив их от дна до края ямы.

- В другую ночь ранило козу и пару оленей. Сотрудница Коновалова делала животным перевязки, делилась с ними собственным хлебом и поставила их на ноги. Однако бедолаг убило во время другого обстрела, который также унес с собой тигрят и огромных бизонов.                                                      

Зоопарк во время блокады Ленинграда блокада, животные, зоопарк, ленинград

                                                          Рассказ ученика о бегемотихе Красавице.

Зоопарк во время блокады Ленинграда блокада, животные, зоопарк, ленинградНелегко пришлось и бегемотихе Красавице, которую привезли в зоопарк вместе с Бэтти в далеком 1911 году. Конечно, ей повезло намного больше, чем ее несчастной подруге: она выжила и прожила долгую счастливую жизнь, однако без самоотверженной помощи Евдокии Дашиной чуда бы не произошло. Дело в том, что кожа бегемота должна быть постоянно смочена водой, иначе она быстро пересыхает и покрывается кровавыми трещинами. А зимой сорок первого городской водопровод не работал, и бассейн Красавицы оставался пустым. 

 Что делать? Евдокия Ивановна каждый день привозила на саночках из Невы сорокаведерную бочку с водой. Воду грели и поливали ею бедную бегемотиху. Трещины смазывали камфорной мазью, исстрачивая до килограмма в день. Вскоре кожа Красавицы зажила, и она смогла с достоинством скрываться под водой во время бомбежек. Известно, что взрослый бегемот в сутки должен получать от 36 до 40 кг корма. Разумеется, в блокадные годы и речи не могло быть о таком «пиршестве». Красавице давали 4-6 кг смеси из травы, овощей и жмыха, добавляя туда 30 кг распаренных опилок, просто для того, чтобы заполнить ей желудок. Дожила Красавица до 1951 года и умерла от старости, не заработав ни одной хронической болезни. «Вот она, блокадная закалка!» — с восхищением говорили впоследствии ветеринары. 

      Разумеется, в те страшные годы зоосад не финансировался, и выживание животных полностью зависело от его служащих. В первые месяцы войны они собирали на полях трупы убитых снарядами лошадей, рискуя жизнью, убирали с полей овощи. Когда эта возможность была утеряна, люди косили серпами оставшуюся траву во всех возможных точках города, собирали рябину и желуди. Весной всю свободную территорию превратили в огороды, где выращивали капусту, картофель, овес и брюкву. Но так можно спасти только животных-вегетарианцев, а как быть с остальными? Если медвежата, возмущаясь, все же ели фарш из овощей и травы, то тигрята и гриф напрочь отказались от такой диеты. Ради них отыскали завалявшиеся шкурки кроликов, набивали их смесью травы, жмыха и хряпы и смазывали тушки снаружи рыбьим жиром. Так удалось не дать умереть с голоду привередливым хищникам. Хищным птицам в такую смесь добавляли рыбу. Грифы согласились есть только вымоченную соленую рыбу. А вот самым несговорчивым оказался беркут, ради которого людям пришлось ловить крыс.
В ноябре 1941 года в зоосаде произошло пополнение: у гамадрила Эльзы родился малыш. Молока у матери не было, однако местный роддом ежедневно выделял немного донорского молока, благодаря чему гамадрильчик  смог выжить.
      Удивительно, но Ленинградский зоосад закрывался только зимой 41-42-х гг. Уже весной обессиленные сотрудники расчищали дорожки и чинили вольеры, чтобы летом пустить первых посетителей. Выставлялись 162 животных. За лето на них пришло посмотреть около 7400 ленинградцев, что доказывало необходимость такого мирного учреждения в те страшные годы. Многие служители ночевали прямо в зоосаде, не желая покидать своих подопечных ни на миг. Их было немного – всего два десятка, но этого оказалось достаточно, чтобы спасти множество жизней. 16 человек были награждены медалью «За оборону Ленинграда», а сам зоопарк было решено не переименовывать, чтобы сохранить память о подвиге сотрудников-блокадников.

Вопросы воспитанникам:                                                                                      

 1. Можно ли назвать сотрудников Ленинградского зоосада героями? Почему?                                                                                         2. Какие качества, черты характера помогли работникам зоосада выжить самим и спасти животных?                                                                                     3. Как был оценен труд работников зоосада в годы блокады?                             4. Почему зоосад Ленинграда не переименовали в зоопарк?                                 5. Что вы знаете о блокадном Ленинграде из прочитанных книг, документальных и художественных фильмов?

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

зоосад

Музыкально-дидактическая игра "Музыкальный зоосад" направлена на накопление музыкально-слухового опыта детей, знакомство смузыкальными терминами и поннятиями "интервалы" через интонационно-образные уп...

учебно-методическое пособие "Музыкальный зоосад".

Учебно-методическое пособие направлено на накопление музыкально-слухового опыта детей, знакомство с музыкальными терминами и понятиями "интервалы" через интонационнообразные упражнения. Развитие связн...

Презентация "Блокадный Ленинград спасла музыка" (Д. Шостакович. Симфония №7 "Ленинградская")

Уровень образования:  основное общее образованиеЦелевая аудитория:  Учитель (преподаватель)Класс(ы):  7 классПредмет(ы):  МузыкаЦель урока:   Зна...

весенняя прогулка в зоосад для средней группы

В этом сценарии много песен и игр, детки с удовольствием играют в зоосад....

Открытый урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича в блокадном Ленинграде"(посвящённая 70-летию Ленинградской блокаде)

Открытый урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича в блокадном Ленинграде"(посвящённая 70-летию Ленинградской блокаде)...

Урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича" посвящённая 70-летию Ленинградской блокады

Самоанализ урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича" посвящённая 70-летию Ленинградской блокады...

Блокадный Ленинградский зоопарк.

Ленинградский зоопарк – один из старейших в России. Он был основан в 1865 году и пережил немало испытаний, самым страшным из которых стала фашистская блокада. Весной 1942 года он возобновил свою...