Открытый урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича в блокадном Ленинграде"(посвящённая 70-летию Ленинградской блокаде)
презентация к уроку по музыке (7 класс) на тему
Открытый урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича в блокадном Ленинграде"(посвящённая 70-летию Ленинградской блокаде)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_otkrytyy_urok_shostakovich.doc | 164.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ «Топкановская ООШ»
Открытый урок-презентация
Тема: « Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде.
(посвящённый 70-ию ленинградской блокады)
Подготовила учитель музыки:
Павлова Г.Ф.
Май 2014 год.
Цель:
-Воспитание патриотизма, чувство гордости за свою страну, за свой народ.
-Познакомить учащихся с выдающимся произведением мировой классической музыки, определить его историческую роль.
ЗАДАЧИ:
Воспитывающая:
-Пробудить интерес в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей великой отечественной войны;
Развивающая:
-Развитие познавательного интереса к данному историческому факту, развитие памяти, мышления.
-Умение высказывать свои мысли и суждения.
Обучающая:
-Характеристика образа вражеского нашествия.
-Познакомить с историческими фактами времён ВОВ, ввести понятия «блокада»
-Понимание роли симфонии №7 «Ленинградская Д.Д. Шостаковича в годы ВОВ.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
-«Эпизод нашествия» из первой ч. Симфонии №7, Д.Д.Шостаковича
-Методы и формы работы: коллективная, индивидуальная, проблемно-поисковая, диалог.
-Использование ТКМ (технология критического мышления: вызов осмысление – рефлексия).
-приёмы: «синквейн».
-доп. материал: стихотворение о блокаде, песни ВОВ.
-Шостаковича Д.Д., фрагмент из к.ф. Неизвестная война. Часть «Блокада Лениградская»
Оборудование:
-Мультимедийный проектор.
-Музыкальный центр- DVD, CD.
-Баян, фортепиано.
-Портрет Д.Д,Шостаковича
-Репродукции картин
Ход урока.
Учитель: Внимание! Внимание! Внимание! (слайд 1)
Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше мероприятие. 70 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.
Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.
(слайд № 2 - звучит голос Левитана о начале войны.
затем песня “Священная война” в исполнении учащихся 7 класса. ( аккомпанемент баян)
(слайд №3 – военная хроника)
Учитель: 22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в ходе молниеносной войны захватить половину нашей страны. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года.
Учитель:читает стихотворение.
(Слайд №4)
И днем и ночью шла бомбежка,
И днем и ночью шел обстрел.
На клумбах - не цветы, росла картошка:
Защитник есть хотел.
120 грамм простого хлеба –
Вот весь был детский рацион.
Никто три года сытым не был,
Но много кто был погребен.
Учитель: - Ребята, мы с вами много говорили о войне.
А кто из вас знает что такое блокада? (ответы детей) ( слайд № 5)
Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. И не на один день, не на один месяц, и даже не на один год.
Тихо звучит «Эпизод нашествия» Д.Шостаковича.
Учитель: В сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения.
Ученик: Вместе со взрослыми на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации дежурили и дети. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.
Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. Рацион хлеба дошел до 125 граммов детям и 250 граммов рабочим.
В городе не было топлива и электричества. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в холодных домах. Чтобы согреться, они жгли мебель, книги.
Учитель: - Вы знаете, ребята, какой великий подвиг совершили ленинградские школьники? (ответы детей)
Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что дети учились.
№ 7. Слайд - Уроки в школе.
Во время блокады дети Ленинграда росли, учились и работали под разрывы бомб и снарядов.
Из 408 школ в октябре 1941г. действовали 103. Занятия начались с 27 октября. Они проводились три раза в неделю по три урока в день. Дров было мало. В школах было холодно. Занимались в пальто и валенках. Чернила замерзали. При воздушной тревоге занятия прекращались, всех переводили в бомбоубежище. Чтобы поддержать силы детей, после уроков им давали по тарелке дрожжевого супа.
№8.Слайд - Бомбоубежище.
Часто уроки проводились в бомбоубежищах при керосиновых лампах. Там было сыро и душно, поэтому занятия проводились по 20-25 минут. В июне 1942 года из 542 выпускников 10-х классов, 70 получили аттестаты с отличием с «золотой каемочкой». Многие дети из-за болезни, уходом за больными членами семьи, работой, плохо посещали школы. Ленинград был городом - фронтом, все дети вели себя как фронтовики. В школу ходили с противогазами. Навещали инвалидов, выступали с концертами перед фронтовиками, принимали участие в сборке урожая в совхозах. При этом для учителей и детей была предусмотрена оплата их труда.
Идет фрагмент из док. фильма (DVD). (Кинофильм «Неизвестная война». Часть «Блокада Ленинграда».Режиссеры: Тенгиз Семенов, Игорь Григорьев, 2005 год). (3 минуты)
Учитель: 900 дней голода, холода, горя.(Слайд №9) Смерть - хозяйка в городе. Поджидала всюду. В это время среди жителей Ленинграда был и композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Ему 35 лет. (Слайд №10). Вместе с другими Шостакович ездил за город рыть укрепления, а вечерами дежурил на крыше Консерватории, гася зажигательные бомбы, и продолжал преподавать в Консерватории. (Слайд №11). Душа его кипела великим гневом. И в это время зрел грандиозный замысел нового музыкального сочинения. «Музыка неудержимо рвалась из меня», - вспоминал он потом. (Слайд №12).
Биография
Учитель. – Послушаем ещё раз фрагмент из музыки Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
(Звучит «эпизод нашествия»). (5-10 минут.)
Учитель.– Какой жанр музыкального произведения?
Учащиеся. – Симфония.
Учитель. – Вы слушали фрагмент из первой части Седьмой Симфонии Шостаковича.
- Какая тема звучала: добра или зла?
Учащиеся. – Тема зла.
Учитель. – Почему вы так думаете?
Ученики. – Музыка была зловещая, жестокая, разрушительная.
Учитель. – Какой образ создала музыка?
Ученики. – Страшный, зловещий, жестокий, разрушительный, образ горя, беды.
Учитель. – Это знаменитый “эпизод фашистского нашествия” – потрясающая картина вторжения разрушительной силы, схватка нашего народа с фашизмом.
Учитель. - Теперь поговорим о выразительных средствах музыки.
- Какой инструмент начинает «эпизод нашествия»?
Ученики. – Барабан.
Учитель – Какой характер?
Ученики - Настороженность, тревога.
Учитель - Появляется мелодия.
- Какой характер?
Ученики - Механический.
Учитель - Мелодия отрывистая, какая-то рубленая.
- Затем вступает какой инструмент?
Ученики - Флейта.
Учитель - Какой характер?
Ученики – Бездушный, пустой.
Учитель – Да, флейта звучит, словно из нее вынули душу.
- Мелодия все время звучит одна и та же, но почему кажется, что она звучит по-новому?
Ученики. – Все время вступают новые инструменты.
Учитель. – Да, здесь тема плюс 11 оркестровых вариаций, А сам мотив повторяется 175 раз (наиграть повторяющийся мотив).
- Динамика усиливается, музыка становится громче и громче и вот перед нами злобное чудище. Из коротенькой, простенькой превратилась в страшную силу. Этот эпизод занимает среднюю часть.
- Как вы думаете, можно ли так закончить на этом произведение?
Ученики. – Нет. Должна появиться тема борьбы.
Учитель. – Действительно, тема сопротивления появится. И начнется схватка нашего народа с фашизмом.
Звучание симфонии начинается от P до f. Звучит весь оркестр. Тупая, бездушная мелодия.
Учитель. – А почему у Симфонии есть еще одно название – Ленинградская?
Ответы учащихся.
Я попрошу выразить ваши впечатления в небольшом сочинении.
А теперь пишем синквейн (пятистишие).
Синквейн.
1.Нашествие.
2.Зловещая, бесчеловечная.
3.Надвигается, сметает, вторгается.
4.Несёт беду, горе, смерть.
5.Зло.
Учитель: Седьмую симфонию Шостаковича нередко сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «документом», «хроникой», ведь она передает дух событий необычайно точно. Но одновременно эта музыка потрясает и глубиной мысли, а не только непосредственностью впечатлений. Схватку народа с фашизмом Шостакович раскрывает как борьбу двух полюсов:
мира разума, творчества, созидания и - мира жестокости и разрушения;
настоящего Человека и - цивилизованного варвара;
добра и зла.
Слайд №13 (Продажа билетов, афиша)
Д. Д. Шостакович. Симфония №7 "Ленинградская"
1. Allegretto
2. Moderatо
3. Adagio
4. Allegro non troppo
Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии
Дирижер - КАРЛ ЭЛИАСБЕРГ
Потрясающим фактом в судьбе Симфонии было то, что она была исполнена в осажденном городе 9 августа 1942 года. Это именно тот день, когда гитлеровцы готовились отпраздновать свою победу в одной из лучших гостиниц Ленинграда – «Астории».
Учитель. – Что значило это исполнение?
Ученик. – Что измученный голодом город не сдается.
Учитель. – А каково было собрать музыкантов?! Для исполнения были собраны музыканты. А в оркестре Радиокомитета осталось 15 человек. А нужно было не менее ста. Тогда созвали всех бывших в городе музыкантов и еще тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом. 9 Августа, в тот самый день, когда по планам гитлеровского командования фашистские войска должны были победоносно войти в Ленинград, Симфония исполнялась в Филармонии. Дирижировал Карл Элиасберг.
Фото.
Учитель: Какова же была идея симфонии?
Учитель: идея симфонии – борьба советского народа против фашистских оккупантов и вера в победу. Вот как определили идею симфонии сам композитор: «Моя симфония навеяна грозными событиями 1941 года. Коварное и вероломное нападение германского фашизма на нашу Родину сплотило все силы нашего народа для отпора жестокому врагу. Седьмая симфония – это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе»,так писал он в газете «Правда» 29 марта 1942 года. [3]
Учитель. – Давайте подведем итог нашего урока.
Каждый на войне совершал подвиги – на передовой, в партизанских отрядах, в тылу, на заводах и в госпиталях. Совершали подвиги и музыканты, которые в нечеловеческих условиях писали музыку и исполняли ее на фронтах и для тружеников тыла. Благодаря их подвигу мы многое знаем о войне. 7-я симфония – это не только музыкальный, это военный подвиг, это живая страница нашей истории, о которой мы должны помнить. Симфония №7 Шостаковича звучала всем смертям на зло.
Учитель: Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Мы должны помнить, чтобы больше никогда не допустить. Мы стремимся к миру на всей планете. Нам жизнь дана на добрые дела. И если каждый передаст частичку своего тепла, мира, спокойствия другому, все будут жить в мире и согласии
Учитель : Наряду с таким серьёзным крупным произведением как, симфония №7 Д.Шостаковича, большую роль играли песни о войне. Песни поддерживали бойцов, вызывали чувство патриотизма, чувство гордости за страну, за свой народ.
И сейчас прозвучат песни военных лет.
Выступление школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБЩЕШКОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЁННОЕ 70-ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА для учащихся 5-9 классов
Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения.Задачи:1. Привлечь внимание к истории нашей Родины.2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастнос...
Урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича" посвящённая 70-летию Ленинградской блокады
Самоанализ урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича" посвящённая 70-летию Ленинградской блокады...
Конспект Урока мужества, посвящённого 70-летию снятия блокады Ленинграда
Цели: мероприятие направлено на воспитание гражданственности и патриотизма, мужества и стойкости, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, изучения истории своего ...
Урок Мужества, посвящённый 75-летию снятия блокады Ленинграда.
Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря героической стойкости,...
Квест-игра, посвящённая 75-летию снятия блокады Ленинграда.
Квест-игра, посвящённая 75-летию снятия блокады Ленинграда.Квест состоит из 5 этапов. Для их успешного прохождения участникам потребуется Сила воли, Ум, Память, Смекалка, Взаимовыручка, потому ч...
Торжественна линейка, посвящённая 80-летию прорыва Блокады Ленинграда
сценарий линейки "Блокада Ленинграда"...
Сценарий посвящённый 80-летию освобождение блокады Ленинграда
Место проведения: учебный кабинет, актовый зал.Форма проведения: час общения.Методы: словесный, наглядный.Цель:- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся- дать ...