Презентация "Блокадный Ленинград спасла музыка" (Д. Шостакович. Симфония №7 "Ленинградская")
презентация к уроку по музыке (7 класс) по теме
Знакомство с симфоническим творчеством Русского композитора Д.Д. Шостаковича
Учебник «Музыка» для 7 класса Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская – М., Просвещение, 2011.
Рабочаятетрадь "Музыка" для 7 класса , Г.П. Сергееква, Е.Д. Критская - М., Просвещение, 2012.
Г.П. Сергееваа, Е.Д. Критская. Методика работы с учебниками "Музыка" 7 класс - М., Просвещение, 2010.
Фонохрестоматия к учебнику "Музыка" 7 класс. (CD)
Д.Б. Кабалевский. Как рассказать детям о музыке.
Фортепиано
Компьютер
Мультимедийный проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokadnyy_leningrad_spasla_muzyka.ppt | 2.76 МБ |
blokadnyy_leningrad_spasla_muzyka.doc | 42.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Мультимедийная презентация
Тема: «Симфоническая музыка»
Д.Д.Шостакович. Симфония №7 «Ленинградская»
Cлайд 1. «Блокадный Ленинград спасла музыка»
Слайд 2.
По словам Адольфа Гитлера, в этот день блокадный Ленинград должен был сломаться перед его войсками. Но вместо радостной новости фюрер Третьего рейха услышал музыку. Она громко звучала в Большом зале филармонии Ленинграда, транслировалась из громкоговорителей, установленных на улицах, была слышна из динамиков на окраине города. Ее слышали все: и Адольф Гитлер, сидя в своем кабинете в Германии, и фашисты, расположившиеся в окопах неподалеку от Ленинграда, и изможденные войной советские люди, и весь мир.
Слайд 3.
Партитура Седьмой, «Ленинградской», симфонии Шостаковича была доставлена в город тайком от фашистов, и 9 августа 1942 года в руках у жителей и защитников Ленинграда были приглашения на концерт,
Слайд 4.
А на улицах развешаны афиши: «Управление по делам искусств Исполкома Ленгорсовета и Ленинградский комитет по радиовещанию; Большой зал филармонии. Воскресенье, 9 августа 1942 года. Концерт симфонического оркестра. Дирижер К. И. Элиасберг: Шостакович, Седьмая симфония (в первый раз)». Запись, сделанная на этом концерте, транслировалась по всему миру, вплоть до Австралии.
Слайд 5.
…По партитуре в оркестре должно было быть 79 музыкантов, но в условиях блокады многие оркестранты погибли, а многие из тех, кто выжил, находились в ужасном дистрофичном состоянии. Некоторые едва смогли поднять инструменты. Казалось, исполнить симфонию невозможно. И несмотря на это:
Слайд 6.
- Как оживились люди, когда мы стали вытаскивать их из темных квартир, - вспоминал потом художественный руководитель радиовещания Яков Бабушкин. - Это было трогательное до слез зрелище, когда они извлекли свои концертные фраки, свои скрипки, виолончели, флейты, и здесь, под обледеневшими сводами Радиокомитета, начались репетиции
Правда, первая репетиция продлилась всего 20 минут. Никто из музыкантов просто физически не выдержал бы дольше. Дирижера привезли на санках, он едва держался на ногах, не все из приехавших на репетицию смогли подняться по лестнице.
Слайд 7.
Военный совет Ленинградского фронта издал распоряжение, по которому из войсковых частей, находящихся на передовой, были мобилизованы музыканты. Удалось найти пайки для духовиков, на всех выдали продуктовые карточки. Репетиции дирижер проводил с беспощадной требовательностью.
Слайд 8.
- Вражеские бомбежки продолжались, артиллерийские обстрелы усиливались. Нервы - в постоянном напряжении. Но ведь так жили все ленинградцы, -вспоминал дирижер К. И. Элиасберг. - Мы убедились, что Ленинграду нужен оркестр, и как члены его единственного музыкального коллектива хотели дать ленинградцам все, что могли. Каждый день, за редким исключением, репетировали утром и вечером.
Утром в день концерта артиллеристы нанесли мощные удары по фашистским дальнобойным орудиям, и в день премьеры центр города не услышал ни одного разорвавшегося снаряда.
Слайд 9.
На эскизных записях партитуры можно заметить обведенные кружочками немузыкальные знаки «в.т.» - воздушная тревога. Так ленинградец Дмитрий Шостакович фиксировал перерывы в работе над симфонией во время воздушных налетов. Первые темы симфонии композитор написал еще в конце июля 1941 года и был захвачен эмоциями, музыкой, невесть откуда взявшемуся вдохновению. Фронтовая обстановка стимулировала работу, создавая необходимое для творчества напряжение. «Я работал так интенсивно еще и потому, что мне хотелось отразить в своем творчестве героическую борьбу моей Родины против фашистских варваров», - говорил Шостакович. До этого он никогда еще не писал так быстро, так легко. Когда воздушные тревоги перерывали работу, композитор отправлялся на крышу - вместе со всеми ленинградцами отстаивать свой город. Затем снова писал.
Слайд 10.
«Меня глубоко взволновало, что в эти дни, в осажденном городе, под бомбами, Шостакович пишет симфонию. «Ленинградская правда» сообщает об этом среди сводок с фронта, среди эпизодов о «стервятниках» и о бутылках с горючим. Значит, искусство не умерло, оно живо, сияет, греет сердце», - написала в своем дневнике писательница Вера Инбер.
Слайд 11.
В осажденном городе родились три части симфонии, затем работать над ней Шостакович продолжил в эвакуации. Впервые Ленинградская симфония прозвучала 5 марта 1942 года в Куйбышеве, затем в Новосибирске и Москве. Трансляцию московской премьеры Седьмой симфонии слушали в блокадном Ленинграде, и собравшиеся в Радиокомитете музыканты решили: симфония непременно зазвучит в Ленинграде.
Слайд 12.
Так мир, слушая музыку, узнал, что город на Неве жив. Слушал ее и Гитлер, обещая себе, что этот композитор был бы среди первых казненных после взятия немцами Москвы…
Слайд 13.
По словам Шостаковича, 1-я часть Симфонии №7 представляется грандиозной симфонической поэмой, которая рассказывает «о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь» ворвалась грозная сила – война… Экспозиция 1-й части повествует о жизни людей, уверенных в себе и своем будущем. Это простая мирная жизнь, какой до войны жили тысячи ленинградских ополченцев, весь город, вся страна… Все дышит спокойствием мирной жизни.
Первая часть начинается в ясном светлом до мажоре широкой, распевной мелодией эпического характера, с ярко выраженным русским национальным колоритом. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Побочная партия также песенна. Она напоминает мягкую спокойную колыбельную. Заключение экспозиции звучит умиротворенно.
Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на банальные куплеты шансонетки — олицетворение обыденности и пошлости. Это начинается «эпизод нашествия». Поначалу звучание кажется безобидным. Однако тема повторяется одиннадцать раз, все более усиливаясь. Она не изменяется мелодически, только уплотняется фактура, присоединяются все новые инструменты, потом тема излагается не одноголосно, а аккордовыми комплексами. И в результате она вырастает в колоссальное чудовище — скрежещущую машину уничтожения, которая кажется, сотрет все живое.
После мощной кульминации реприза наступает омраченной. Особенно выразительна мелодия побочной партии, сделавшаяся тоскливой, одинокой. Это больше не колыбельная, а скорее плач, прерываемый мучительными спазмами. Лишь в коде впервые главная партия звучит в мажоре, утверждая наконец столь трудно доставшееся преодоление сил зла.
Слайд 14.
Послушайте стихотворение Алексея Мурашова, написанное под впечатлением после прослушивание музыки I части симфонии Шостаковича.
На 7 симфонию Д. Д. Шостаковича
Светлое утро, тихо проснулся мир
Нежный рассвет краскою красит поля,
Синью протаял спящего неба сапфир,
Жизнью разлилась добрая наша земля.
Жгучее солнце, бросив свои языки,
Красным размажет четкий тревожный знак.
Где-то вдали смерть набирает полки,
Где-то вдали враг расчеканил шаг.
Катит махина – кто преградит ей путь?
Грозной лавины голос победно поет.
Сталь и огонь жаждут сжигать и гнуть,
Только вперед!
Начал захватчик поход.
Только блицкриг!
В дыме пожаров крутых
Строем армады – их не охватит счет
Как приговор – лязганье песен чужих.
Марш – марш вперед! Марш без сомнений вперед!
Нет, не пройдешь!
Встречи кровавой миг.
Сила на силу. Страшный жестокий бой.
Долгие годы взрывов смертельный крик.
Кто-то остался, кто-то покинул строй.
Долгие годы жгучий блокадный мрак,
Голода маска взглядом пустых глазниц.
Как беспощаден в диком упорстве враг!
Только бы жить, не опускаясь ниц!
В редких затишьях сердце найдет покой,
Разум уставший видит тревожный сон.
Явь и мечта слились в блестящий рой,
Странный звуки, тихий печальный звон…
Но вдалеке сквозь вереницу лет
Светлая Вера вечной горит звездой,
Мир и Любовь новый зажгут рассвет,
И прекратится страшный жестокий бой.
Будет Победа гимном звучать в сердцах,
Счастьем триумфа греть золотые поля.
Точно мираж сгинет предсмертный страх,
Снова проснется мирная наша земля.
Алексей Мурашов, 2007
Давайте послушаем 1-ю часть симфонии №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыка Дмитрия Шостаковича.
План урока МХК в 11 классе....
Классный час:" Блокадный Ленинград спасла музыка".
«Все может родная земля:Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.Вот только защитить сама себя не может: Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кт...
Лекция-концерт "Музыка Дмитрия Шостаковича"
Лекция по теме Дмитрия Шостаковича...
Конспект урока музыки с презентацией "Музыка противостояния злу. Д.Д.Шостакович. Симфония №7 ("Ленинградская")". 7 класс
Методический проект урока в 7 классе по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской «Музыка»...
конспект урока музыки 7 класс по теме: основные жанры светской музыки (соната и симфония)
Одной из главных исторических заслуг Классицизма является формирование жанра сонаты и симфонии в их законченном варианте....
Разработка дистанционного урока "Д. Шостакович. Симфония №7".
Разработка дистанционного урока "Звучала симфония - пушки молчали"....
Урок музыки в 6 классе "Блокадный Ленинград спасла музыка"
Цель урока: Раскрыть особенности драматургии I части Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича и рассказать о ее значении в истории нашей страныЗадачи:- продолжить знакомство с шедеврами симфонической м...