Программа для работы с одаренными детьми
рабочая программа
«Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».Таким образом, выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx | 27.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы с одаренными детьми
«Талантливый ученик»
Составитель программы:
Олейникова Ю.Т., учитель физики
Пояснительная записка
Актуальность проблемы
«Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».Таким образом, выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, а обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создавая условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагога состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность, с точки зрения психологов, есть качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).
Интеллектуальная одаренность – уровень развития и тип организации ментального опыта, который обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности.
Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Работу с одаренными детьми следует продолжать, развивая традиции начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают из-за их невостребованности.
Поэтому учителя основной школы должны продолжать создание развивающей, творческой образовательной среды, способствующей раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Цель программы
обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности
Задачи программы
- выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
- расширение возможностей для участия способных и одаренных школьников в разных формах творческой деятельности;
- организация консультационной помощи родителям и педагогам, работающим с одаренными детьми.
Принципы работы с одаренными детьми
- принцип дифференциации и индивидуализации обучения;
- принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя;
- принцип свободы выбора учащимся форм помощи, наставничества.
Методы работы:
- анкетирование, опрос;
- собеседование;
- тестирование;
- анализ научных источников;
- творческие работы;
- метод исследования проблемы;
- метод прогнозирования.
- Критерий эффективности программы
- высокий уровень познавательного интереса к предмету;
- развитие самостоятельности обучающихся, развитие креативного мышления;
- развитие навыков исследовательской деятельности;
- учащиеся становятся призерами конкурсов и олимпиад разного уровня;
- предоставление возможности учащимся самореализации;
- помощь в выборе дальнейшего образования и профессии.
- Этапы реализации программы
- Основные мероприятия программы
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для работы с одарёнными детьми;
- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
- вовлечение учащихся в конкурсы, соревнования, олимпиады и иные конкурсные мероприятия разног уровня;
- приобретение научной и учебно-методической литературы для исследовательской и творческой деятельности одаренных детей;
- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников.
- Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- кружковые занятия;
- интеллектуальные конкурсы;
- научно-исследовательские конференции;
- участие в предметных олимпиадах и чемпионатах;
- работа по индивидуальным планам;
- членство в ученических научных обществах.
- Направления работы с одаренными детьми
- Диагностика обучающихся – оценка общей одаренности;
- Работа со способными и одаренными детьми на уроках;
- Использование системы заданий повышенной сложности:
- задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, систематизация понятий;
- задания на составление учебных проектов;
- задания на прогнозирование ситуаций;
- Внеклассная работа с обучающимися - создание групп по подготовке к конкурсам, конференциям, олимпиадам с учетом интересов обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- 1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Талантливый ученик»
- Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании»
- Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.
- Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
- Разработка системы мер по повышению квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.
- Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми
- Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
- Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.
- Организационная деятельность школы
- Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.
- Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися.
- Организация методической работы с педагогическим коллективом, обеспечение учебно-методической литературой.
- Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, спецкурсы, индивидуальные занятия) образования.
- Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов
- Рациональное наполнение школьного компонента с учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков.
- Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных и республиканских олимпиадах.
- Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.
- Наблюдение, контроль над выполнением программы
- Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.
- Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
- Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов по физике и математике.
- План индивидуальной работы с одаренными детьми
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В течение года |
Поощрение одаренных детей
Любую деятельность всегда стимулирует поощрение. Это может быть оценивание результатов, создание стенда «Лучшие ученики», вручение грамот, наград, сертификатов, публичное представление достижений перед учащимися школы и родителями. Все это способствует достижению основной цели работы с одаренными детьми – формирование талантливой, успешной личности, способной решать нестандартные задачи развития человеческого общества.
- Литература и Интернет-ресурсы:
- Абросимов Б.Ф. Физика. Способы и методы поиска решения задач: учебно-методическое пособие/ Б.Ф.Абросимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 287.
- Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М., «Просвещение»,1983г.
- Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976.
- Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: «Исследовательская работа школьников», 2007.
- Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
- Тесты и сборники задач по физике, учебники и учебные пособия.
- http://dar.stavedu.ru/ - Портал Центра сопровождения одаренных детей СКФО
- чемпионаты.цро.рф/private_office/ - Центр развития одаренности, г. Пермь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для работы с одаренными детьми.
Курс ставит своей целью комплексное решение задач, стоящих перед иностранным языком как одним из предметов общеобразовательной школы, а именно формирование коммуникативной компетенции учащихся....
Программа по работе с одаренными детьми
Проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Цель программы· Создание системы деятельности у...
Программа по работе с одаренными детьми
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей является одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными де...
программа по работе с одаренными детьми
Цели программы по информатике:· выявление и поддержка одаренных учеников;·...
Программа по работе с одаренными детьми
программа по работе с одаренными детьми...
Рабочая учебная программа по работе с одаренными детьми 9 класс «Математический язык и логика»
Программа по работе с одаренными детьми рассчина на 34 часа в учебном году и адресована учащимся 9 классов....
Программа по работе с одаренными детьми во внеучебное время
Данная программа направлена на повышение мотивации учащихся 9-11 классов к углубленному изучению иностранного языка и профессионального самопозиционирования в данном направлении. Содержание материала ...