Классный час на тему "Вредные привычки"
методическая разработка (9 класс)
Данная методическая разработка – это подготовка и проведение комплексного интерактивного классного часа по профилактике употребления психоактивных веществ для целевой аудитории (учащиеся 8-9 классов, т.е. 14-15 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poseesh_postupok_-_pozhnesh_privychku_poseesh.ppt | 1.72 МБ |
metodrazrabotka_-_muraveva.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу!»
Всё, что ты делаешь сегодня, имеет значение для жизни в целом.
Императрицы России XVIII век. Екатерина I Годы жизни 1684-1727 Екатерина II Годы жизни: 1729 - 1796
Итоги правления Екатерина I Екатерина II В период правления Екатерины I не произошло значительных реформ. Отказ от широкой преобразовательной программы Петра, хотя многое, начатое Петром, было продолжено и завершено. Создание неблагоприятных условий для развития экономики. Увеличение привилегий дворян. Осложнение отношений с Англией и Данией. Присоединение небольшой территории на юге. После ее правления Россия была в силе и славе Пространство земель было увеличено на 15 губерний Число жителей возросло с 10 до 40 миллионов человек Увеличились государственные доходы Развивалось образование, наука Россия получила мировое признание
!
В заключение занятия: Что бы ни случилось в вашей жизни, выбирайте светлые и яркие «пазлы» -поступки, составляя картину своей жизни, осуществляя свои мечты! Берегите себя и своё здоровье!
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Ключанская средняя школа"
Классный час
Раздел «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья»
«Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу!»
(интерактивный классный час)
Автор:
Анна Николаевна Муравьева
Ключ-2020 г.
Аннотация.
Муравьева Анна Николаевна – учитель истории, обществознания и технологии, классный руководитель 10-11 классов. Учитель высшей категории. Данная методическая разработка – это подготовка и проведение комплексного интерактивного классного часа по профилактике употребления психоактивных веществ для целевой аудитории (учащиеся 8-9 классов, т.е. 14-15 лет).
Содержание.
1 | Аннотация. | 2 |
2 | Содержание. | 3 |
3 | Введение. | 4-6 |
4 | Основная часть. Подготовка к занятию. Описание занятия. Ход классного часа | 6-7 7-8 8-11 |
5 | Список использованных ресурсов. | 12 |
6 | Рекомендации. | 12 |
7 | Приложение 1. Сравнительная таблица-сообщение о российских императрицах | 13-14 |
8 | Приложение 2. Презентация. |
Введение.
Подростковый возраст не зря называют «трудным», «переходным», потому что в первую очередь он является таковым именно для самих подростков. Взрослеющий ребенок не всегда может адекватно оценить ситуацию именно с позиции своего взросления. Первые противоречия в семье наступают от того, что родителям кажется, что их чадо еще мало, а подросток уже чувствует себя взрослым. И чтобы доказать свою «взрослость» вступает в противостояние со старшим поколением. Здесь, как никогда, очень важна роль родителей: запастись терпением, тактом и стараться мудро предупреждать ошибки детей, ненавязчиво указывать им правильный путь. К сожалению, не во всех семьях есть доверительные отношения между детьми и родителями, и тем более в подростковом возрасте первые начинают отдаляться от «предков», стараются свести общение к минимуму. Но именно общение очень важно для них, их становления, поиска «себя», поэтому на смену родителям приходят друзья, одноклассники. И совсем немаловажную роль играют в этот период учителя, а особенно – классные руководители. Ситуацию, когда ребенку понадобится срочная помощь, не нужно ждать, гораздо разумнее проводить постоянную профилактическую работу, начиная с младшего возраста: учить ребенка различать добро и зло, правду и неправду, уметь сопротивляться негативным явлениям, уметь отстаивать свою точку зрения, защищать свою жизнь и здоровье от дурного влияния. И в этом им могут помочь те мероприятия и беседы, которые планирует и проводит классный руководитель.
В наше время профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков 14-15 лет является одной из самых важных задач классного руководителя, ведь именно в этом возрасте учителя и родители сталкиваются с подростковым кризисом. Учащиеся в этом возрасте практически достигают половой зрелости, но зрелость социальная и нравственная ещё не наступила, а значит, у них отсутствуют необходимые для сохранения здоровья навыки и, главное, информация. При этом подростки активны, эмоциональны, стремятся к независимости, к равенству со взрослыми. Утверждение своей взрослости часто ограничивается лишь копированием внешних признаков взрослого человека: мода, лексика, вредные привычки. Особенно привлекательны для подростков вредные привычки. Статистика показывает: в восьмом классе курят 47% учащихся, многие знают вкус алкоголя, есть и такие ребята, которые пробовали наркотики.
Взросление детей кроме нигилизма дает и положительный эффект: возникает собственная система нравственных и социальных ценностей, вместе с самосознанием растет и самоопределение, приходит осознание своей уникальности и потребность утвердится в коллективе. Но вот о том, какая возникнет система ценностей, каким способом будет самоутверждаться подросток в коллективе, должен позаботиться классный руководитель. Он, в сотрудничестве с учителями-предметниками, должен помочь подростку создать адекватную самооценку, найти правильные ориентиры в жизни и определить нужную для себя систему ценностей. Наилучшая (оптимальная) стратегия воспитательной работы в восьмом классе, на мой взгляд, - «Вооружись информацией и сделай свой выбор!». Она учит детей самостоятельности и предполагает постепенную передачу ответственности за свое поведение и здоровье самому подростку. В данной разработке классного часа я использую тренинг «Жизнь с болезнью». Учащимся предоставляется необходимая информация, а тренинг помогает начать формировать навыки устойчивости (сопротивляемости) к негативному давлению сверстников и навыки безопасного поведения.
Результат такой профилактической работы - отсутствие в нашей школе подростков, которые употребляют психоактивные вещества.
Цель урока: сформировать негативное отношение к употреблению психоактивных веществ.
Задачи для учителя на уроке.
Организация образовательного процесса по усвоению новых знаний о причинах возникновения, формах и последствиях отклоняющегося поведения; расширить кругозор о химических веществах, влияющих на организм человека.
Развитие мотивации к ЗОЖ (связь изучаемого материала с жизнью, решение проблемных вопросов, знакомство с интересными историческими фактами).
Организация работы с информацией (работа с текстом на карточках,
работа по учебнику, работа с разными источниками информации при подготовке сообщения).
Организация рефлексии.
Задачи для учащихся на занятии.
Обучающая: расширить свои представления о здоровом образе жизни, о вредном воздействии психоактивных веществ на организм подростка; расширить свои представления о причинах и последствиях употребления ПАВ, выявить влияние на организм и поведение человека.
Развивающая: развивать умение анализировать свои и чужие поступки;
Воспитательная: понять принципы гражданственности, активного противостояния вредным привычкам, ответственности за свое поведение.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Подготовка к классному часу.
Ученики на протяжении нескольких лет постепенно погружаются в информацию по данной теме, начиная с уроков окружающего мира (начальная школа — о пользе здорового образа жизни), продолжают изучение на уроках ОБЖ (средние классы — о ЗОЖ и профилактике вредных привычек). На своих уроках истории я показываю на примере жизни исторических личностей, как поступки и образ жизни влияют на судьбу человека, а, значит, и на его роль в истории.
Перед основным классным часом проводятся подготовительные занятия: беседы, ознакомительные презентации, т.е. дается предварительная информация по теме. Кроме того, нескольким подросткам дается задание подготовить информационные сообщения об исторических личностях, их образе жизни, достижениях их деятельности.
Описание занятия.
Тип занятия: классный час.
Форма классного часа: «Круглый стол» - форма изучения актуальной социальной проблемы с активным вовлечением старшеклассников в дискуссию. В процессе предварительной беседы запланирован просмотр видеофрагмента по проблеме. После чего ребята дополняют комментарии с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме.
Форма деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: иллюстративный, проблемный.
Планируемые результаты.
Личностные: обучающиеся получат знания о механизмах формирования зависимости.
Предметные: ученик научится описывать причины, формы и последствия отклоняющегося поведения; узнает об отрицательном воздействии на организм наркотических веществ и алкоголя.
Метапредметные:
познавательные: владеть смысловым чтением: самостоятельно искать и выделять нужную информацию, анализировать, обобщать, делать выводы;
регулятивные: самостоятельно формулировать познавательные цели, находить и исправлять ошибки;
коммуникативные: управлять своим поведением, взаимодействовать и сотрудничать при работе в группе, излагать своё мнение.
Оборудование: экран, компьютер, компьютерная презентация (Приложение 2), листочки бумаги размером 5х5 см.
Ход классного часа.
1.Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к занятию. Организация внимания
2. Мотивация и целеполагание.
Учитель: Наш классный час я хочу начать с вопроса: «Как вы понимаете слова древней мудрости? «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу»
(слайд 2). Ответы детей.
Учитель: Поговорка предупреждает: всё, что ты делаешь сегодня, имеет значение для жизни в целом. (слайд 3).
Отдельный поступок может иметь значение для формирования привычки, привычка — послужить основой для формирования характера, а характер — оказать решающее влияние на жизнь в целом.
Кроме того, поговорка указывает на то, что всё в жизни взаимосвязано: одно вытекает из другого, а другое из третьего... Одним словом, жизнь — это картина из пазлов, где каждый пазл - это поступок или привычка. Если ты хочешь чего-то добиться, то должен выстроить эту яркую гармоничную картину своей жизни из поступков и привычек.
Учитель: Предлагаю вам рассмотреть судьбы двух женщин по имени Екатерина, которые жили в 18 веке в России. О каких исторических личностях пойдет речь? (Екатерина I и Екатерина II)
Ответы детей.
Учитель: Об их жизни нам расскажут (вызываются учащиеся, которым было дано домашнее задание).
Обе были императрицами, но судьба была очень разной (слайд 4).
Итоги правления императриц (слайд 5).
Учитель: Давайте посчитаем и сравним, сколько лет прожили эти женщины?
Какую картину жизни сложили из поступков эту исторические личности: насыщенную, яркую или серую, грустную? (слайд 6)
Ответы детей.
Но выбор во многом эти женщины сделали сами.
3. Изучение нового материала. А если выбор поведения вам навязывают? Как противостоять этим настойчивым рекомендациям? Как отличить вредное влияние от полезного?
Предлагаю посмотреть документальный фильм «Конвейер смерти. Никотин». https://youtu.be/sxWtETLsFw4
Учитель: Надеюсь, что вооружившись информацией, которую вы узнали из этого фильма, вы сделаете свой выбор в жизни. Сейчас мы с вами проведем тест-игру и попробуем ощутить себя человеком, попавшим в зависимость.
Тренинг «Жизнь с болезнью»
Тренинг может проводить как школьный психолог, так и сам педагог, т.к. все учителя изучают возрастную психологию. Но всё же консультация со школьным психологом не помешает.
Необходимые материалы: листочки бумаги размером 5х5 см (по 9 штук на каждого ученика).
Описание: учитель рассаживает участников по кругу и выдает каждому участнику по девять листочков бумаги и просит написать: на трех листочках – названия любимых блюд, на трех – названия любимых занятий, увлечений; на трех – имена близких и любимых людей. Когда все участники готовы, учитель приступает к следующей части задания.
Учитель: «Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от алкоголя или наркотиков. Вам нужно понять, что может происходить в его сознании, жизни, судьбе. Человек выбирает удовольствие от ПАВ. Однако, за любое удовольствие надо платить … и не только деньгами. Любая болезнь требует от человека больших жертв. Вы должны отказаться от чего-то.
Участников просят выбрать и бросить на пол по одному любимому блюду, занятию, близкому человеку (три листочка).
Учитель: Далее болезнь развивается и прогрессирует, если вы ей не сопротивляетесь, она требует следующих жертв. Человек зависимый уже не контролирует ситуацию. Учитель сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по три листка у каждого участника.
Те листочки, которые остались у участников – возможный вариант того, что болезнь может сделать с жизнью любого человека.
Учитель. Что у вас осталось? Это в лучшем случае.
Обсуждаются вопросы:
- Что делает болезнь с жизнью человека?
- В чем ценность здоровья?
Важно, чтобы учитель организовал «реанимирующий выход» из тренинга. Например, сказать: «То, что произошло сейчас, было только игрой и закончилось вместе с игрой».
Резюме учителя: Болезнь, особенно тяжелая и продолжительная, отбирает у нас многое из того, что мы любим и ценим, часто отдаляет нас от близких людей. Важно беречь и укреплять здоровье, которое мы имеем, и вести здоровый образ жизни.
- Подведение итогов, закрепление.
Учитель: Закончите предложения:
Сегодня на классном часе я узнал…
Меня особенно заинтересовало…
Трудным в обсуждении темы для меня было…
Учитель. В заключение занятия хочется сказать: Что бы ни случилось в вашей жизни, выбирайте светлые и яркие «пазлы» - поступки, составляя картину своей жизни, осуществляя свои мечты! Берегите себя и своё здоровье! (Слайд 7)
Список использованных ресурсов.
1. А.В. Давыдова. Классные часы. 8 класс:– М.: «ВАКО», 2013.
2. И.А. Кувшинкова. Активные и интерактивные формы профилактики злоупотребления психоактивными веществами. – Рязань.: Просвещение, 2003.
3. Документальный фильм «Конвейер смерти. Никотин». https://youtu.be/sxWtETLsFw4
4. Сайт https://екатерина2.рф/биография
5. Сайт https://петр1.рус/семья/жены/екатерина-марта
Рекомендации.
Классным руководителям, которые сталкиваются в своей работе с вышеозначенной проблемой, я рекомендую проводить профилактические классные часы, начиная с 13-летнего возраста. Профилактикой также является пропаганда ЗОЖ, беседы с родителями, совместные занятия спортом, формирование личных интересов и хобби (увлечений).
Приложения
Приложение 1.Сообщение о императрицах.
Екатерина I | Екатерина II |
26 месяцев её правления были сплошным праздником жизни. Екатерина никогда не отличалась высокими нравственными критериями, а сейчас совсем перестала себя сдерживать. В дополнение ко всему Екатерина начала пить. Саксонец Фрексдорфад, в своих записках вспоминает распорядок дня Екатерины. Обычно день начинался с визита к Меньшикову и сразу выпивалось несколько рюмок водки. После, она любила выходить в прихожую, где ждали посетители: солдаты, рабочие, крестьяне, матросы. Она принимала всех, выслушивала просьбы, раздавала милостыню. Вечерами и ночами закатывались маленькие пирушки и большие попойки. Придворные дамы не отставали от императрицы и двор превратился в рассадник разврата и пьянства. Такой образ жизни подорвал некогда крепкое здоровье Екатерины. Годы жизни 1684-1727 . | Правила 1762-1796. Екатерина просыпалась обыкновенно в шесть часов утра. Екатерина полоскала рот теплой водой, натирала щеки льдом и шла в свой кабинет. Здесь ее ждал утренний очень крепкий кофе, к которому подавались обычно густые сливки и печенье. Сама императрица ела немного. Покончив с едой, государыня выпускала собак на прогулку, а сама садилась за работу и писала до девяти часов. В девять она возвращалась в спальню и принимала докладчиков. Как известно, императрица читала и писала на трех языках. Так продолжалось до обеда, который был обычно в час или два. Обед продолжался около часа и был очень прост. Затем императрице докладывали о приходе секретаря: два раза в неделю она разбирала с ним заграничную почту и делала пометки на полях депеш. В минуты перерыва в делах Екатерина беззаботно веселилась с детьми. В четыре часа рабочий день императрицы заканчивался, и наступало время отдыха и развлечений. В шесть часов императрица возвращалась в приемные покои Эрмитажа, уже наполнявшиеся лицами, допущенными ко двору. Всякие игры пользовались на этих собраниях громадным успехом. Екатерина первой участвовала в них. В десять часов игра кончалась, и Екатерина удалялась во внутренние покои. Ужин подавался только в парадных случаях, но и тогда Екатерина садилась за стол лишь для виду.Вернувшись к себе, она уходила в спальню, выпивала большой стакан отварной воды и ложилась в постель. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час Нет вредным привычкам
разработка классного часа с презентацией...
Классный час "Институт вредных привычек"
Представляю сценарий классного часа для 5, 6 классов "Институт вредных привычек", в котором представлен материал: о культуре общения между людьми и рекомендации по её воспитании; о забывчивости и расс...
Классный час по теме "Привычки - хорошие и плохие"
Классный час для учащихся 5 класса. Цель: пропагандировать здоровый образ жизни...
классный час Институт вредных привычек
классный час для 5-6 класса о поведении на уроках...
Классный час "Нет вредным привычкам"
Классный час...
Классный час Скажи вредным привычкам НЕТ
Скажи вредным привычкам НЕТ!...
Классный час по теме "Привычки: полезные и вредные"
Классный час по теме "Привычки: полезные и вредные"....