Классный час на тему "Вредные привычки"
методическая разработка (9 класс)

Муравьева Анна Николаевна

Данная методическая разработка – это подготовка и проведение комплексного интерактивного классного часа по профилактике употребления психоактивных веществ  для целевой аудитории (учащиеся 8-9 классов, т.е. 14-15 лет).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Анна Николаевна Муравьева Ключ-2020 г.

Слайд 2

«Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу!»

Слайд 3

Всё, что ты делаешь сегодня, имеет значение для жизни в целом.

Слайд 4

Императрицы России XVIII век. Екатерина I Годы жизни 1684-1727 Екатерина II Годы жизни: 1729 - 1796

Слайд 5

Итоги правления Екатерина I Екатерина II В период правления Екатерины I не произошло значительных реформ. Отказ от широкой преобразовательной программы Петра, хотя многое, начатое Петром, было продолжено и завершено. Создание неблагоприятных условий для развития экономики. Увеличение привилегий дворян. Осложнение отношений с Англией и Данией. Присоединение небольшой территории на юге. После ее правления Россия была в силе и славе Пространство земель было увеличено на 15 губерний Число жителей возросло с 10 до 40 миллионов человек Увеличились государственные доходы Развивалось образование, наука Россия получила мировое признание

Слайд 6

!

Слайд 7

В заключение занятия: Что бы ни случилось в вашей жизни, выбирайте светлые и яркие «пазлы» -поступки, составляя картину своей жизни, осуществляя свои мечты! Берегите себя и своё здоровье!



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Ключанская средняя школа"

Классный час

Раздел «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья»

 «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу!»

(интерактивный классный час)

Автор:

Анна Николаевна Муравьева

Ключ-2020 г.

Аннотация.

Муравьева Анна Николаевна – учитель истории, обществознания  и технологии, классный руководитель 10-11 классов. Учитель высшей категории. Данная методическая разработка – это подготовка и проведение комплексного интерактивного классного часа по профилактике употребления психоактивных веществ  для целевой аудитории (учащиеся 8-9 классов, т.е. 14-15 лет).

Содержание.

1

Аннотация.

2

2

Содержание.

3

3

Введение.

4-6

4

Основная часть.

Подготовка к занятию.

Описание занятия.

Ход классного часа

6-7

7-8

8-11

5

Список использованных ресурсов.

12

6

Рекомендации.

12

7

Приложение 1. Сравнительная таблица-сообщение о российских императрицах

13-14

8

Приложение 2. Презентация.

Введение.

Подростковый возраст не зря называют «трудным», «переходным», потому что в первую очередь он является таковым именно для самих подростков. Взрослеющий ребенок не всегда может адекватно оценить ситуацию именно с позиции своего взросления. Первые противоречия в семье наступают от того, что родителям кажется, что их чадо еще мало, а подросток уже чувствует себя взрослым. И чтобы доказать свою «взрослость» вступает в противостояние со старшим поколением. Здесь, как никогда, очень важна роль родителей: запастись терпением, тактом и стараться мудро предупреждать ошибки детей, ненавязчиво указывать им правильный путь. К сожалению, не во всех семьях есть доверительные отношения между детьми  и родителями, и тем более в подростковом возрасте первые начинают отдаляться от «предков», стараются свести общение к минимуму. Но именно общение очень важно для них, их становления, поиска «себя», поэтому на смену родителям приходят друзья, одноклассники. И совсем немаловажную роль играют в этот период учителя, а особенно – классные руководители. Ситуацию, когда ребенку  понадобится срочная помощь, не нужно ждать, гораздо разумнее проводить постоянную профилактическую работу, начиная с младшего возраста: учить ребенка различать добро и зло, правду и неправду, уметь сопротивляться негативным явлениям, уметь отстаивать свою точку зрения,  защищать свою жизнь и здоровье от дурного влияния. И в этом им могут помочь те мероприятия и беседы, которые планирует и проводит классный руководитель.

В наше время профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков 14-15 лет  является одной из самых важных задач классного руководителя, ведь именно в этом возрасте учителя и родители сталкиваются с подростковым кризисом. Учащиеся в этом возрасте практически достигают половой зрелости, но зрелость социальная и нравственная ещё не наступила, а значит, у них отсутствуют необходимые для сохранения здоровья навыки и, главное, информация. При этом подростки активны, эмоциональны, стремятся к независимости, к равенству со взрослыми. Утверждение своей взрослости часто ограничивается лишь копированием внешних признаков взрослого человека: мода, лексика, вредные привычки. Особенно привлекательны для подростков вредные привычки. Статистика показывает: в восьмом классе курят 47% учащихся, многие знают вкус алкоголя, есть и такие ребята, которые пробовали наркотики.

Взросление детей кроме нигилизма дает и положительный эффект: возникает собственная система нравственных и социальных ценностей, вместе с самосознанием растет и самоопределение, приходит осознание своей уникальности и потребность утвердится в коллективе. Но вот о том, какая возникнет система ценностей, каким способом будет самоутверждаться подросток в коллективе, должен позаботиться классный руководитель.  Он, в сотрудничестве с учителями-предметниками, должен помочь подростку создать адекватную самооценку, найти правильные ориентиры в жизни и определить нужную для себя систему ценностей. Наилучшая (оптимальная) стратегия воспитательной работы в восьмом классе, на мой взгляд, - «Вооружись информацией и сделай свой выбор!». Она учит детей самостоятельности и предполагает постепенную передачу ответственности за свое поведение и здоровье самому подростку. В данной разработке  классного часа я использую тренинг «Жизнь с болезнью». Учащимся предоставляется необходимая информация, а тренинг помогает начать формировать навыки устойчивости (сопротивляемости) к негативному давлению сверстников и навыки безопасного поведения.

Результат такой профилактической работы - отсутствие в нашей школе подростков, которые употребляют психоактивные вещества.

Цель урока: сформировать негативное отношение к употреблению психоактивных веществ.

Задачи для учителя на уроке.

Организация образовательного процесса по усвоению новых знаний о причинах возникновения, формах и последствиях отклоняющегося поведения; расширить кругозор о химических веществах, влияющих на организм человека.

Развитие мотивации к ЗОЖ (связь изучаемого материала с жизнью, решение проблемных вопросов, знакомство с интересными историческими фактами).

Организация работы с информацией (работа с текстом на карточках,

работа по учебнику, работа с разными источниками информации при подготовке сообщения).

       Организация рефлексии.

Задачи для учащихся на занятии.

Обучающая: расширить свои представления о здоровом образе жизни, о вредном воздействии психоактивных веществ на организм подростка; расширить свои представления о причинах и последствиях употребления ПАВ, выявить влияние на организм и поведение человека.

Развивающая: развивать умение анализировать свои и чужие поступки;

Воспитательная: понять принципы гражданственности, активного противостояния вредным привычкам, ответственности за свое поведение.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Подготовка к классному часу.

Ученики на протяжении нескольких лет постепенно погружаются в информацию по данной теме, начиная с уроков окружающего мира (начальная школа — о пользе здорового образа жизни), продолжают изучение на уроках ОБЖ (средние классы — о ЗОЖ и профилактике вредных привычек). На своих уроках истории я показываю на примере жизни исторических личностей, как поступки и образ жизни влияют на судьбу человека, а, значит, и на его роль в истории.

Перед основным классным часом проводятся подготовительные занятия: беседы, ознакомительные презентации, т.е. дается предварительная информация по теме. Кроме того, нескольким подросткам дается задание подготовить информационные сообщения об исторических личностях, их образе жизни, достижениях их деятельности.

Описание занятия.

Тип занятия: классный час.

Форма классного часа: «Круглый стол» - форма изучения актуальной социальной проблемы с активным вовлечением старшеклассников в дискуссию. В процессе предварительной беседы запланирован просмотр видеофрагмента по проблеме. После чего ребята дополняют комментарии с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме.

Форма деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. 

Методы обучения: иллюстративный, проблемный.

Планируемые результаты.

Личностные: обучающиеся получат знания о механизмах формирования зависимости.

Предметные: ученик научится описывать причины, формы и последствия отклоняющегося поведения; узнает об отрицательном воздействии на организм наркотических веществ и алкоголя.

Метапредметные: 

познавательные: владеть смысловым чтением: самостоятельно искать и выделять нужную информацию, анализировать, обобщать, делать выводы;

регулятивные: самостоятельно формулировать познавательные цели, находить и исправлять ошибки;

коммуникативные: управлять своим поведением, взаимодействовать и сотрудничать при работе в группе, излагать своё мнение.

Оборудование: экран, компьютер, компьютерная презентация (Приложение 2),  листочки бумаги размером 5х5 см.

Ход классного часа.

1.Организационный момент.

Приветствие. 
Проверка готовности учащихся к занятию. Организация внимания

2. Мотивация и целеполагание.

Учитель: Наш классный час я хочу начать с вопроса: «Как вы понимаете слова древней мудрости? «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу»

(слайд 2). Ответы детей.

Учитель:  Поговорка предупреждает:  всё, что ты делаешь сегодня, имеет значение для жизни в целом. (слайд 3).

Отдельный поступок может иметь значение для формирования привычки, привычка — послужить основой для формирования характера, а характер — оказать решающее влияние на жизнь в целом.

Кроме того, поговорка указывает на то, что всё в жизни взаимосвязано: одно вытекает из другого, а другое из третьего... Одним словом, жизнь — это картина из пазлов, где каждый пазл - это поступок или привычка. Если ты хочешь чего-то добиться, то должен выстроить эту яркую гармоничную картину своей жизни из поступков и привычек.

Учитель: Предлагаю вам рассмотреть судьбы двух женщин по имени Екатерина, которые жили в 18 веке в России.  О каких исторических личностях пойдет речь? (Екатерина I и Екатерина II)

Ответы детей.

Учитель:   Об их жизни нам расскажут (вызываются учащиеся, которым было дано домашнее задание).

Обе были императрицами, но судьба была очень разной (слайд 4).

Итоги правления императриц  (слайд 5).

Учитель:     Давайте посчитаем и сравним, сколько лет прожили эти женщины?

Какую картину жизни сложили из поступков эту исторические личности: насыщенную,  яркую или серую, грустную? (слайд 6)

 Ответы детей.

Но выбор во многом эти женщины сделали сами.

3. Изучение нового материала.  А если выбор поведения вам навязывают? Как противостоять этим настойчивым рекомендациям? Как отличить вредное влияние от полезного?

Предлагаю посмотреть документальный фильм «Конвейер смерти. Никотин». https://youtu.be/sxWtETLsFw4

Учитель:     Надеюсь, что вооружившись информацией, которую вы узнали  из этого фильма, вы сделаете свой выбор в жизни. Сейчас мы с вами проведем тест-игру и попробуем ощутить себя человеком, попавшим в зависимость.

Тренинг «Жизнь с болезнью»

Тренинг может проводить как школьный психолог, так и сам педагог, т.к. все учителя изучают возрастную психологию. Но всё же консультация со школьным психологом не помешает.

Необходимые материалы: листочки бумаги размером 5х5 см (по 9 штук на каждого ученика).

Описание: учитель рассаживает участников по кругу и выдает каждому участнику по девять листочков бумаги и просит написать: на трех листочках – названия любимых блюд, на трех – названия любимых занятий, увлечений; на трех – имена близких и любимых людей. Когда все участники готовы, учитель приступает к следующей части задания.

Учитель: «Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от алкоголя или наркотиков. Вам нужно понять, что может происходить в его сознании, жизни, судьбе. Человек выбирает удовольствие от ПАВ. Однако, за любое удовольствие надо платить … и не только деньгами.  Любая болезнь требует от человека больших жертв. Вы должны отказаться от чего-то.

Участников просят выбрать и бросить на пол по одному любимому блюду, занятию, близкому человеку (три листочка).

 Учитель: Далее болезнь развивается и прогрессирует, если вы ей не сопротивляетесь, она требует следующих жертв. Человек зависимый уже не контролирует ситуацию.  Учитель сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по три листка у каждого участника.

Те листочки, которые остались у участников – возможный вариант того, что болезнь может сделать с жизнью любого человека.

Учитель. Что у вас осталось? Это в лучшем случае.

Обсуждаются вопросы:

  • Что делает болезнь с жизнью человека?
  • В чем ценность здоровья? 

Важно, чтобы учитель организовал «реанимирующий выход» из тренинга. Например, сказать: «То, что произошло сейчас, было только игрой и закончилось вместе с игрой».

Резюме учителя: Болезнь, особенно тяжелая и продолжительная, отбирает у нас многое из того, что мы любим и ценим, часто отдаляет нас от близких людей. Важно беречь и укреплять здоровье, которое мы имеем, и вести здоровый образ жизни.

  1. Подведение итогов, закрепление.

Учитель:   Закончите предложения:

Сегодня на классном часе я узнал…

Меня особенно заинтересовало…
Трудным  в  обсуждении  темы для  меня  было…

Учитель. В заключение занятия хочется сказать: Что бы ни случилось в вашей жизни, выбирайте светлые и яркие «пазлы» - поступки, составляя картину своей жизни, осуществляя свои мечты! Берегите себя и своё здоровье! (Слайд 7)

Список использованных ресурсов.

1. А.В. Давыдова. Классные часы. 8 класс:– М.: «ВАКО»,  2013.

2. И.А. Кувшинкова.  Активные и интерактивные формы профилактики злоупотребления психоактивными веществами. – Рязань.: Просвещение, 2003.

3. Документальный фильм «Конвейер смерти. Никотин». https://youtu.be/sxWtETLsFw4 

4. Сайт  https://екатерина2.рф/биография 

5. Сайт   https://петр1.рус/семья/жены/екатерина-марта

Рекомендации.

Классным руководителям, которые сталкиваются в своей работе с вышеозначенной проблемой, я рекомендую проводить профилактические классные часы, начиная с 13-летнего возраста. Профилактикой также является пропаганда ЗОЖ, беседы с родителями, совместные занятия спортом, формирование личных интересов и хобби (увлечений).

Приложения

Приложение 1.Сообщение о императрицах.

Екатерина I

Екатерина II

26 месяцев её правления были сплошным праздником жизни. Екатерина никогда не отличалась высокими нравственными критериями, а сейчас совсем перестала себя сдерживать. В дополнение ко всему Екатерина начала пить. Саксонец Фрексдорфад, в своих записках вспоминает распорядок дня Екатерины. Обычно день начинался с визита к Меньшикову и сразу выпивалось несколько рюмок водки. После, она любила выходить в прихожую, где ждали посетители: солдаты, рабочие, крестьяне, матросы. Она принимала всех, выслушивала просьбы, раздавала милостыню. Вечерами и ночами закатывались маленькие пирушки и большие попойки. Придворные дамы не отставали от императрицы и двор превратился в рассадник разврата и пьянства. Такой образ жизни подорвал некогда крепкое здоровье Екатерины. Годы жизни 1684-1727 .

Правила 1762-1796. Екатерина просыпалась обыкновенно в шесть часов утра. Екатерина полоскала рот теплой водой, натирала щеки льдом и шла в свой кабинет. Здесь ее ждал утренний очень крепкий кофе, к которому подавались обычно густые сливки и печенье. Сама императрица ела немного. Покончив с едой, государыня выпускала собак на прогулку, а сама садилась за работу и писала до девяти часов. В девять она возвращалась в спальню и принимала докладчиков. Как известно, императрица читала и писала на трех языках. Так продолжалось до обеда, который был обычно в час или два. Обед продолжался около часа и был очень прост. Затем императрице докладывали о приходе секретаря: два раза в неделю она разбирала с ним заграничную почту и делала пометки на полях депеш. В минуты перерыва в делах Екатерина беззаботно веселилась с детьми. В четыре часа рабочий день императрицы заканчивался, и наступало время отдыха и развлечений. В шесть часов императрица возвращалась в приемные покои Эрмитажа, уже наполнявшиеся лицами, допущенными ко двору. Всякие игры пользовались на этих собраниях громадным успехом. Екатерина первой участвовала в них. В десять часов игра кончалась, и Екатерина удалялась во внутренние покои. Ужин подавался только в парадных случаях, но и тогда Екатерина садилась за стол лишь для виду.Вернувшись к себе, она уходила в спальню, выпивала большой стакан отварной воды и ложилась в постель.
Годы жизни: 1729- 1796 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час Нет вредным привычкам

разработка классного часа с презентацией...

Классный час "Институт вредных привычек"

Представляю сценарий классного часа для 5, 6 классов "Институт вредных привычек", в котором представлен материал: о культуре общения между людьми и рекомендации по её воспитании; о забывчивости и расс...

Классный час по теме "Привычки - хорошие и плохие"

Классный час для учащихся 5 класса. Цель: пропагандировать здоровый образ жизни...

классный час Институт вредных привычек

классный час для 5-6 класса о поведении на уроках...

Классный час Скажи вредным привычкам НЕТ

Скажи вредным привычкам НЕТ!...

Классный час по теме "Привычки: полезные и вредные"

Классный час по теме "Привычки: полезные и вредные"....