Уважение других дает повод уважения себя
план-конспект урока (7 класс)
Предварительный просмотр:
Королева Елена Валентиновна МБОУ ООШ № 2 р.п.Хор, 2019 г
(Слайд №1)Тема: «Уважение других дает повод к уважению самого себя»
Цель: углубить и расширить представление учащихся об уважении к другим через уважение к себе.
Ход занятия
1. Организационный момент (приветствие). Учащиеся и учитель рассаживаются в один замкнутый круг.
Поговорим? О чем?
О разном и о прочем,
О том, что хорошо,
И хорошо не очень.
Чего – то знаешь ты,
А что-то мне известно.
Поговорим? Поговорим.
Вдруг будет интересно.
2. Слово учителя:- Хочу начать наш урок с притчи, которая называется «Семья».
В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этой семье долетела до верховного правителя. И решил он посетить эту семью, чтобы узнать секрет, почему в этой семье такие дружные и счастливые люди. Он пришел в этот город и отправился к основателю этой семьи. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи: «Как вам удается жить, не обижая друг друга, никогда не ссорясь?» Тогда старец взял бумагу, написал на ней одно слово, а затем повторил его сто раз и отдал правителю. Прочитал правитель написанное на бумаге, и лицо его выразило удивление.
- Какое слово написал глава семьи? (Ответы учащихся.) Это слово Уважение!
Казалось бы, так просто всего лишь уважение, а в семье царили мир, любовь и согласие. Этот секрет был открыт человечеству очень давно.
Об этой ценности мы и будем сегодня говорить на нашем уроке.
(Слайд №2) Обратите внимание на доску: вы видите подборку афоризмов великих людей об уважении.
Как вы думает, почему тема уважения актуальна в любое время? (люди стремятся к хорошему и доброму, а уважение можно рассматривать как проявление добра, теплоты, заботы;-взаимное уважение является гарантией добросердечных отношений между людьми, гарантией эффективной работы в коллективе.)
(Слайд №3) Значит, уважение - это важная нравственная категория, и вам, людям, которые еще только учатся строить свои отношения с окружающими, есть, что обсудить сегодня.
Игра “Здороваться локтями”.
Правила игры: давайте встанем и рассчитаемся на 1-й, 2-й, 3-й. Первые будут держать “руки за головой”, вторые - “руки на поясе”, третьи - “руки на коленях”. Надо поздороваться локтями.
Учитель: с кем удобно было здороваться? (ответы детей: выражают эмоции)
Ответ: с равным себе.
В жизни часто встречаются ситуации, когда человек пытается ставить себя выше других, тогда с таким человеком тяжело общаться. Важно помнить, что уважительное отношение друг к другу лежит в основе любого коллектива, в основе дружбы, в основе любви.
Если хочешь, чтобы тебя уважали - уважай других.
Настало время определить, что же такое уважение.
Продолжите ассоциативный ряд: Уважение - это…(Даны слова для справок: понимание, обида, доброта, помощь, забота, злость, принятие, дружба, доверие, почитание, терпимость, сотрудничество, хорошие поступки, плохие поступки, сила воли)
(Слайд №4) Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.
Уважение – это фундамент межличностных отношений. Оно связывает духовность и культуру. Уважение – это самый простой и самый естественный способ взаимопонимания.
Уважение (Уважительность) как качество личности – способность считаться с интересами окружающих, видеть и признавать в человеке достоинства, не причинять другому человеку физического или морального вреда.
Вопросы:
- Кого можно уважать? (Взрослых-родителей,пожилых людей,ветеранов, педагогов,учителей,директора; сверстников-одноклассников,друзей,девочек;себя)
- За что можно уважать? Попробуем составить портрет уважительного человека. Какие нравственные качества лежат в основе такой личности?
(Схему на доску)
Уважительный человек
добрый отзывчивый
веселый честный
общительный благородный
внимательный правдивый
деликатный искренний
заботливый рассудительный скромный
Учитель: В истории есть примеры, когда люди с физическими недостатками добивались успехов. Например, великий полководец Александр Македонский был горбатым. Вильям Шекспир - хромым. В конце жизни Бетховен оглох, но продолжал сочинять музыку. Поэт Гомер был слепым, а художник Ренуар одну из своих картин написал скрюченными от ревматизма пальцами. Проходят века, но эти люди являются и будут являться идеалами не только потому, что они были великими полководцами, музыкантами, поэтами и художниками, а потому, что сумели превзойти свою боль физическую и душевную и тем самым заслужили наше уважение, проявляя силу воли.
А если человек не обладает нужными нам качествами, за что еще можно его уважать? (за поступки, хорошие дела.)
Задание 1: написать как можно больше поступков, которые показывают уважение человека к другим людям. (-внимательно выслушивайте людей;-проявляйте сочувствие;-предлагать помощь;-берите на себя ответственность;-разносторонне развивайте себя;-будьте откровенными;- отмечайте достижения и успехи окружающих Вас людей;-избегайте конфликтных ситуаций;-будьте правдивы;-прощайте людям их недостатки;-будьте приветливы.)
(Слайд №5) Но уважение к кому – либо не может появиться само по себе. Как же воспитать в человеке уважение к другим?
Поразительная история об уважении и честности
В Испании проходили важные соревнования по легкой атлетике. На кону был солидный призовой фонд, в забегах участвовали сильнейшие спортсмены мира, в том числе кениец Абель Мутаи, бронзовый призер Олимпийских Игр.
В своей коронной дистанции Мутаи уверенно лидировал и на турнире в Наварре. Но примерно за десять метров до конца дистанции кенийский бегун остановился, ошибочно решив, что он уже пересек финишную черту. Мутаи остановился и начал хлопать болельщикам, не понимая на испанском подсказок о том, что конец дистанции только через десять метров!!!
Бежавший вторым испанец Иван Фернандес Анайя настиг кенийца и мог бы легко закончить забег на первом месте. Но вместо того, чтобы использовать ошибку соперника, Анайя принялся… толкать кенийца в спину и рукой показывать ему, где находится финишная черта. Испанский бегун упустил верную возможность победить, он фактически привел кенийца к финишу и не обогнал его.
Когда после окончания дистанции Фернандеса Анайю спросили, неужели он не хотел победить, то он ответил: «Нет, я очень хотел выиграть. Но я не заслуживал победы – отрыв был велик, и я не имел шансов догнать соперника, если бы он не ошибся. Мне важнее сохранить достоинство и уважение к себе, чем выиграть золотую медаль».
- Как вы понимаете «самоуважение»? (Себя уважать - это значит вести себя так, чтобы с тебя брали пример все остальные, чтобы твое поведение вызывало уважение и восхищение, а не осуждение. А для этого надо хорошо знать правила поведения и их выполнять всегда.)
Задание 2: написать как можно больше поступков, благодаря которым у человека возникает уважение к самому себе.
Задание 3: какими поступками можно потерять уважение.
А если человек ничем удивительным не прославился, не известен всему миру, он заслуживает уважения?
Учитель стихотворения Евгения Евтушенко “Людей неинтересных в мире нет...”:
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.
Учитель:
В этом стихотворении говорится о неповторимости каждого человека, о ценности личности, о том, что каждый человек непременно чем-нибудь интересен, уникален и поэтому заслуживает уважения.
Уважение дорого стоит. Любому человеку уважение нужно, как хлеб и воздух.
Уважение проявляется в тысяче мелочей: как тебе открывают дверь, как говорят о твоих родителях, друзьях или музыкальных вкусах, как тебя слушают, как на тебя смотрят. Все это говорит человеку: ты для меня ценен, я хочу быть рядом с тобой, я даже готов согласиться с тем, чтобы твоя жизнь влияла на мою.
Помните об этом, будьте уважительны и уважаемы!
- Уважая других – ты себя уважаешь,
- Унижая других – ты себя унижаешь,
- Помогая другим – ты себе помогаешь,
- Защищая других – ты себя защищаешь!
- И прощая других – ЖИЗНЬ себе упрощаешь!
- И совсем по-другому себя ощущаешь!
Заключительный этап занятия. Учитель раздает ладошки, вырезанные из бумаги.
Учитель:
- Я предлагаю вам, ребята, уходя с нашего занятия, приклеить свою “ладошку”, символ взаимного уважения, к ватману, висящему на входной двери, если вы согласны с высказываниями на доске. А если вы не согласны, то заберите ее с собой. Пусть эта ладошка напоминает о том, что нужно стремиться к тому, чтобы быть достойным уважения окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«УВАЖЕНИЕ К ЯЗЫКУ – УВАЖЕНИЕ К НАРОДУ»
Каждый язык-это целый мир. Язык-это живая душа народа, его радость, память, сокровище. Язык народа - одно из главных его богатств. Каждое поколение передает следующему свой язык, культуру, обычаи и тр...
Сочинение Уважение интересов других людей (по тексту С.Л.Львова Нередко в близком человеке...)
Сочинение Уважение интересов других людей (по тексту С.Л.Львова Нередко в близком человеке...)...
Психологическое тренинговое занятие "Права личности и уважение прав других"
Психологическое тренинговое занятие "Права личности и уважение прав других"...
Внеклассноt мероприятие для родителей и обучающихся 5 класса в рамках «Недели православной книги».Тема: «Почтение к родителям – уважение к себе»
Совместное мероприятие учителя, детей и их родителей , целью которого является воспитание уважения к старшим, развитие стремления быть внимательными к окружающим .Дети и родители узнают о...
Современные тенденции развития общества: жизнь ради других или жизнь ради себя»
В эпоху политической и экономической нестабильности всё больше людей пересматривают свои жизненные приоритеты, отказываются от навязанных обществом материальных ценностей. В каждые времена есть свои и...
Профилактика буллинга в школьной среде «Уважение к различиям друг друга» для обучающихся 6-9 классов
профилактика буллинга в школьной среде...
Мастерская ценностных ориентаций: «Уважение других дает повод к уважению самого себя»
Цели мастерской:- Сформировать понимание важности уважения в межличностных отношениях.- Развить навыки уважительного общения и саморегуляции.- Помочь участникам осознать взаимосвязь между уважением к ...