Интерактивные методы и интернет технологии в воспитательной работе
статья
Обобщение опыта работы куратора по теме: Актуальные аспекты воспитательной работы с учащейся молодежью по формированию основ безопасности жизнедеятельности и ответственного отношения к здоровью с использованием интерактивных методов и интернет-технологий в воспитательной работе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Актуальные аспекты воспитательной работы
с учащейся молодежью по формированию основ безопасности жизнедеятельности и ответственного отношения к здоровью
Интерактивные методы и интернет технологии в воспитательной работе
«Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам», – говорил Сократ. То же можно сказать и в целом о жизни человека, если он проживает ее осознанно. На формирование основ безопасности жизнедеятельности и ответственного отношения к здоровью и нацелена работа куратора учебной группы. Я куратор группы 2 курса. Свою работу я веду по трем направлениям:
- пропаганда ЗОЖ и профилактика вредных привычек;
- безопасное поведение и осознанное существование;
- цифровая гигиена и безопасность.
Формы и методы:
- информационные и классные часы
- открытые мероприятия
- тематические акции, выставки, лекции, беседы
- анкетирования социально-психологические
- видеоматериалы, памятки
- психологическое тестирование, встречи
- просмотры и обсуждения видеофильмов
- дебаты, конкурс ораторов
- активное участие учащихся в городских, районных, областных, республиканских и международных конкурсах по ЗОЖ и др.
Здоровый образ жизни – неотъемлемая черта современного цивилизованного и разносторонне развитого человека. Сейчас стало престижно заниматься спортом, быть здоровым, хорошо выглядеть и отказаться от вредных привычек для многих молодых людей. Они приобретают велосипеды, фитнес-браслеты, посещают тренажерные залы и следят за своим здоровьем. Их уже не надо убеждать, что это хорошо. Но далеко не все придерживаются таких взглядов. К тому же учащиеся не всегда обладают достаточной грамотностью в области факторов, угрожающих жизни и здоровью. Поэтому для формирования основ безопасности жизнедеятельности и ответственного отношения к здоровью в план воспитательной работы куратора системно включаются различные мероприятия, беседы и кураторские часы, посвященные этой теме.
Работа по формированию культуры здорового образа жизни в колледже проводится по трем уровням: социальный, инфраструктурный и личностный.
Социальный уровень:
- пропаганда здорового образа жизни средствами массовой информации;
- информационно-просветительская работа совместно с учреждениями здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, общественными объединения.
Инфраструктурный уровень:
- создание безопасных условий в колледже для безопасной жизнедеятельности, соблюдение санитарно-гигиенических требований, развитие сети спортивных секций и объединений по интересам.
Личностный уровень:
- формирование системы ценностных ориентаций учащихся;
- социально-психологическое просвещение учащихся по профилактике вредных привычек.
Наиболее продуктивной практикой оказалось введение интернет технологий во все виды и формы работы с учащимися.
Например, использование облачного диска для обмена информацией, проведения опросов, предоставления различных материалов учащимся.
Как преподаватель и куратор, я много лет веду открытую группу в социальной сети ВКонтакте. Там выкладываются для группы темы и задания к классным и информационным часам, размещается информация по обсуждаемым темам, проверенные ссылки, проводятся опросы. Например, каждый год мы с группой меняем одну рубрику в программе кураторских часов, за которую они сами голосуют.
Активизирует внимание и интерес учащихся использование в процессе занятия гаджетов. Можно дать ссылку или QR-код для прохождения викторины. Для этого можно использовать гугл-формы или сервис Learningapps, позволяющие без трудов создать необходимое задание.
Learningapps:
Темы информационных и классных часов выбираются на основании плана воспитательной работы, но с учетом коллектива учащихся, их особенностей, интересов.
Темы информационных и классных часов
Пропаганда ЗОЖ и профилактика вредных привычек:
О пользе спорта в жизни человека и его роль в общественной жизни.
Мы за ЗОЖ.
Жить активно – быть здоровым.
Наш друг велосипед.
Всемирный день борьбы против рака.
ВИЧ и СПИД.
Правила здорового питания.
Вода – источник жизни.
Так ли безвредно пиво?
Международный день ДНК.
Мифы и реальность про электронные сигареты.
При подготовке к занятиям всегда прорабатываю темы и в задания для учащихся кладу ссылки на разные источники, инфографику по теме, дополнительную информацию. Отдельным постом может быть информация о празднике или памятной дате, видеоролики, песни и стихи по теме, загадки по теме с возможностью ответить или в комментариях, или в проголосовать, выбрав ответ в опросе.
Безопасное поведение и осознанное существование:
Правила ПДД – правила жизни.
Международный день экологических знаний.
Капелька жизни (международный день донора).
Международный день инвалидов.
Медиакультура и медиапотребление в белорусском обществе.
Например, при проведении классного часа по теме «Международный день экологических знаний» учащиеся проходили по ссылке и рассчитывали свой экологический след. Это дает возможность перейти к продуктивному и осознанному диалогу и пересмотру своего образа жизни.
Цифровая гигиена и безопасность:
Кибербезопасность и цифровая гигиена.
Сфера высоких технологий: сетевой этикет, авторское право, безопасность пользователей.
Хороший результат дает использование ссылок на отдельные уроки онлайн-курсов «Цифровая гигиена и информационная безопасность», «Кибербезопасность в русскоязычном сегменте Интернета», «Безопасность в сети Интернет», «Безопасность в интернете» и задания на платформе Learningapps.
Современные учащиеся положительно воспринимают видеоконтент. Поэтому еще один продуктивный метод работы – просмотр фильмов и видеороликов, как совместный, так и предварительный с последующим обсуждением. На моих учащихся оказал сильное фильм «Мусор» («Trashed», 2012 – ЦУР 12), который мы смотрели в рамках ознакомления с ЦУР.
Создатели этого документального фильма изучают опасность загрязнения земли, воздуха и воды отходами и влияние этого загрязнения на пищевую цепочку и окружающую среду. Фильм ставит перед зрителем вопрос – знаем ли мы судьбу выбрасываемых каждым из нас, в большом количестве, мусора, хлама, отходов?
Дебаты – очень продуктивная интерактивная форма работы. Они позволяют достичь нескольких целей без назидательности и репродуктивности. Участники сами изучают проблему, подбирают аргументы и контраргументы, примеры, цитаты, прогнозируют. Помимо различных коммуникативных навыков активно строятся междисциплинарные связи, укрепляется умение работать в команде. Зрители тоже не остаются пассивными. Как правило, обсуждаемый вопрос полемичен и не имеет простого ответа, поэтому все принимают активное участие в обсуждениях, тем самым развиваясь.
Дебаты на темы:
«Хочешь быть здоровым – будь им».
«Эвтаназия в Республике Беларусь - за и против».
«Использование животных для медицинских опытов»
Конкурс ораторов похож на метод дебатов, но строится не на командной, а на индивидуальной работе.
«Молодежь. Здоровье. Будущее».
В рамках акции «Самый большой урок в мире» был организован открытый классный час на тему: «Устойчивое развитие – стратегия планеты Земля». Докладчиками выступали учащиеся старшего курса. Старший учит младшего – хорошо известный прием.
На заседание круглого стола колледжа «Наука и жизнь» учащиеся представили групповой проект «Болезни и их победители», открыв для себя, что до исследования мало знали о самих болезнях, но еще меньше об ученых, занимающихся и врачах, победивших эти болезни.
Конкурс плакатов, посвященный отказу от вредных привычек, традиционное мероприятие, стимулирующее творческий потенциал учащихся.
Учащиеся всегда активно участвуют в различных мероприятиях, организуемых колледжем. Например, традиционных спортивных и социально-психологических.
Моим учащимся полюбилась такая форма работы, как посещение городских выставок с последующим отчетом на странице в ВК в виде заметки в газете. Также пользуется популярностью рубрика, позволяющая провести собственное исследование и написать обзор на какой-нибудь продукт питания, оценив его полезность для организма. Например, картошка фри.
Профсоюз учащихся нашего колледжа оказывает поддержку кураторам и предоставляет возможность поощрить участников и победителей мероприятий. Например, шоколадом.
Мир так быстро меняется, что для повышение квалификации куратора можно пользоваться всеми возможностями интернета: МООК, вебинары, семинары и т.д.
Например, курс «Психологические особенности цифрового поколения» будет очень полезен преподавателю колледжа, не имеющему педагогического образования.
Курс дает представление о психологии современного ребенка школьного возраста, специфике его психологических особенностей, сформировавшихся под влиянием цифровых технологий и вовлеченности в виртуальную среду. Рассматриваются современные способы познания и механизмы усвоения информации, «проблемные зоны» познавательной сферы и способы психолого-педагогической коррекции.
https://universarium.org/course/985
Существует множество (в основном, конечно, российских) площадок и платформ, предоставляющих бесплатный доступ к своему контенту. Наиболее известные и удобные: Лекториум, Универсариум, Степик, Открытое образование. Там можно в свободном режиме изучить материалы, предоставляемые в разных форматах. При необходимости можно получить сертификат. Некоторые курсы предусматривают бесплатную сертификацию, в других требуется оплата. Курсы состоят из модулей с отдельными уроками. Это могут небольшие видео, текстовые лекции, инфографика и т.д. В конце каждого модуля обычно бывает итоговое тестирование. Учащимся очень нравится успешно справляться с заданиями, иногда на скорость.
Лекториум:
Универсариум:
https://universarium.org/courses
Stepik:
Открытое образование:
Следующие курсы позволяют работать с учащимися в интерактивном формате, используя возможности онлайн-обучения.
Курс «История и технологии выживания (Безопасность жизнедеятельности)» - призван ознакомить обучающихся с историей выживания человека в среде локальных и глобальных угроз, дать представление о правильном поведении в чрезвычайных ситуациях, сформировать культуру безопасности, отвечающую потребностям современного общества.
https://stepik.org/course/83094/promo?search=1070007201
https://www.lektorium.tv/istoriya-i-tehnologii-vyzhivaniya
Курс «Стихийные бедствия». Изучив материалы курса, учащиеся поймут, как возникают стихийные бедствия и чем отличаются друг от друга, как они протекают и чем опасны, узнают, как минимизировать угрозу, соблюдая простые правила поведения. Практические знания о природе стихийных бедствий помогут сохранить жизнь и здоровье в чрезвычайной ситуации.
https://universarium.org/course/899
Курс «Цифровая гигиена и информационная безопасность» ставит своей целью повышение цифровой грамотности и формирование навыков безопасного поведения в цифровой среде. Миниуроки нацелены на создание условий для формирования безопасного поведения в информационном пространстве, развитие критического отношения к информации в сети интернет, мотивацию обучающихся к осознанному поведению в сети.
https://coreapp.ai/app/player/course/6108f24eebb3cba5d2e6cb3d
Курс «Безопасность в интернете» ставит своей задачей просвещение пользователей, чтобы интернет стал для всех не угрозой, а настоящим помощником.
https://stepik.org/course/191/promo#toc?auth=login
Воспитательная работа всегда опиралась на возрастную психологию, потому что природа человека остается неизменной. Но современный мир ставит перед педагогами и новые задачи, связанные с изменением среды, в которой растет и развивается человек. Меняется окружающий мир, информационная среда, социальные отношения, происходит процесс глобализации. Внимание педагога акцентируется на актуальных аспектах, требующих новых форм взаимодействия и расширения кругозора для формирования безопасности и ответственности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Направления работы 1 пропаганда ЗОЖ и профилактика вредных привычек 2 безопасное поведение и осознанное существование цифровая гигиена и безопасность 3
Формы и методы информационные и классные часы открытые мероприятия тематические акции, выставки, лекции, беседы анкетирования социально-психологические видеоматериалы, памятки психологическое тестирование, встречи просмотры и обсуждения видеофильмов дебаты, конкурс ораторов активное участие учащихся в городских, районных, областных, республиканских и международных конкурсах по ЗОЖ и др
Уровни формирования культуры здорового образа жизни в колледже Социальный уровень пропаганда здорового образа жизни информационно-просветительская работа Инфраструктурный уровень создание безопасных условий соблюдение санитарно-гигиенических требований развитие сети спортивных секций и объединений по интересам Личностный уровень формирование системы ценностных ориентаций уч-ся социально-психологическое просвещение учащихся по профилактике вредных привычек 1 2 4
Интернет возможности Облачный диск: обмен информацией, проведение опросов, предоставления различных материалов учащимся.
Интернет возможности Группа Вконтакте : темы и задания к классным и информационным часам, информация по обсуждаемым темам, проверенные ссылки, опросы, обсуждения.
Интернет возможности Использование гаджетов : ссылка на опрос или тест, QR -код для прохождения викторины. https://learningapps.org/
1 пропаганда ЗОЖ и профилактика вредных привычек Темы информационных и классных часов Мифы и реальность про электронные сигареты. Мы за ЗОЖ. Жить активно – быть здоровым. Наш друг велосипед. Всемирный день борьбы против рака. Правила здорового питания. Вода - источник жизни. Так ли безвредно пиво? Международный день ДНК.
Темы информационных и классных часов Правила ПДД – правила жизни. Международный день экологических знаний. Капелька жизни (международный день донора). Международный день инвалидов. Медиакультура и медиапотребление в белорусском обществе. 2 безопасное поведение и осознанное существование
Темы информационных и классных часов Кибербезопасность и цифровая гигиена. Сфера высоких технологий: сетевой этикет, авторское право, безопасность пользователей. цифровая гигиена и безопасность 3
Просмотр и обсуждение видео «Мусор» (« Trashed » ), 2012 – ЦУР 12 (ЦУР 12 Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства) Знаем ли мы судьбу выбрасываемых каждым из нас мусора, хлама, отходов?
Дебаты «Хочешь быть здоровым – будь им». «Эвтаназия в Республике Беларусь – за и против» «Использование животных для медицинских опытов»
Конкурс ораторов «Молодежь. Здоровье. Будущее».
Тематическая акция Классный час на тему: «Устойчивое развитие – стратегия планеты Земля»
Заседание круглого стола «Наука и жизнь» Групповой проект «Болезни и их победители»
Конкурс плакатов Посвящен отказу от вредных привычек
Мероприятия колледжа Спартакиады, кроссы, тренинги и др.
Посещение выставок Отчет о посещении в форме: фотоотчета , селфи , заметки в газету, обзора, очерка, отзыва.
Профсоюз учащихся колледжа Поощрение участников и победителей мероприятий
Повышение квалификации МООК семинар НПК … вебинар
Повышение квалификации МООК семинар НПК … Курс «Психологические особенности цифрового поколения» https://universarium.org/course/985
Повышение квалификации Лекториум : https://www.lektorium.tv/ Универсариум : https://universarium.org/courses Stepik : https://stepik.org/catalog Открытое образование: https://openedu.ru/
Курсы для системной работы с учащимися Курс «История и технологии выживания (Безопасность жизнедеятельности)» https://stepik.org/course/83094/promo?search=1070007201 https://www.lektorium.tv/istoriya-i-tehnologii-vyzhivaniya Курс «Стихийные бедствия» https://universarium.org/course/899 Курс «Цифровая гигиена и информационная безопасность» https://coreapp.ai/app/player/course/6108f24eebb3cba5d2e6cb3d Курс «Безопасность в интернете» https://stepik.org/course/191/promo#toc?auth=login
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Некоторые аспекты использования информационных технологий в воспитательной работе"
Выступление на городской конференции. Опубликовано в сборнике Департамента образования г. Москвы...
Информационные технологии в воспитательной работе.
Выступление на педагогическом совете....
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе как средства развития личности.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последние время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья уч-ся. Наряду с неблагоприятными ...
Тренинг как интерактивная технология в воспитательной работе
Мастер-класс...
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности»
Выступление на ШМО классных руководителей по теме: « Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасн...
Интерактивные технологии в воспитательной работе
Презентация к выступлению на педагогическом совете...
Использование интерактивного оборудования и Интернет – технологий на уроке и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку с целью повышения качества знаний учащихся
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий на уроках иностранного языка. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы п...