Классный час "Как остаться личностью в коллективе"
методическая разработка (8 класс)

Суздальницкая Валентина Григорьевна

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Е. Евтушенко

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_kak_ostatsya_lichnostyu_v_kollektive.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Как остаться личностью в коллективе»

Цели:

  •         формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем;
  • формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей.

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее

Е. Евтушенко

Сегодня мы поговорим о том, что такое «личность» и как остаться личностью в коллективе.

Представьте себе ночное небо. Когда на небе нет туч, на нем становятся видны звезды. Много звезд. Миллиарды звезд. Они светят, призывно манят к себе. Но звезды есть не только на небе. На земле тоже много звезд, и каждая излучает свет. Каждый человек – неповторимая звезда, личность. Звезды находятся и здесь, в этой комнате. Это мы с вами.

Давайте поговорим о нас как о звездах, о личностях. Я хочу рассказать притчу:

…На одной планете жили люди, целью жизни которых являлось дело: они переносили груз. Он был упакован в мешки разной величины, удобные и неудобные для переноски. Каждый человек подходил и брал мешок поудобнее, относил его на место и возвращался обратно, чтобы выбрать для себя такой же удобный для переноски груз.

Лишь один человек каждый раз со вздохом взваливал на себя самую тяжелую ношу и с трудом доставлял ее на место. Однажды его спросили, зачем он добровольно выбирает себе ношу тяжелее. Ведь есть люди, которые сильнее его. Он лишь ответил: «Кому-то ведь надо ее нести. Пусть это буду я!»

Я думаю, каждый из вас правильно ответит на вопрос, кто же в этой притче личность. Конечно, вы знаете, человек Личностью не рождается, личностью он становится.

Стремление быть личностью проявляется впервые у малыша, который, отталкивая руку мамы, поддерживающей его, говорит: «Я сам!». Стремление стать личностью заявляет и подросток, когда он начинает делать выбор между добром и злом, когда, преодолевая себя, противится дешевым соблазнам. Личностью остается и старик, которому много лет и к которому тянутся маленькие и большие, а он, наперекор зимней стуже, щедро раздаривает всем последние искры своей души.

2

И среди вас, ребята, есть личности. А что, по-вашему, считается важнейшими качествами в понятии «личность»?

«Личность» - это понятие, включающее темперамент человека, его характер и отношение к миру, к людям, к самому себе.

Личности присущи добрый нрав, чувство справедливости, правдивости, бескорыстия, ответственности за каждое слово, порученное дело.

Выберите один из вариантов (А, Б или В) продолжения каждого высказывания и отметьте знаком + в листе ответов соответствующую графу. Подсчитайте сумму знаков + в каждом из пунктов (А, Б или В) .

  1. Больше всего мне доставляет удовольствие:

А. Положительная оценка моей работы

Б. Сознание того, что находишься среди друзей В. Сознание того, что работа выполнена хорошо

  1. В спорте хотел(а) бы быть:

А. Известным игроком

Б. Тренером, который разрабатывает тактику игры В. Выбранным капитаном команды

  1. Я рад(а), когда мои друзья:

А. Помогают другим, когда для этого предоставляется случай Б. Всегда верны и надежны

В. Интеллигентны и у них разносторонние интересы

  1. Лучшими друзьями считают тех:

А. Которые считаются с моим мнением Б. Которые помогут в трудную минуту В. Которые знают больше, чем я

  1. Я хотел(а) бы быть:

А. Руководителем предприятия

Б. Рядовым человеком коллектива

В. Квалифицированным специалистом

  1. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал(а) его для:

А. Для беспечного отдыха Б. Для общения с друзьями

В. Для любимых дел и самообразования

  1. Мне кажется, что я способен(а) на многое, когда:

А. Мои усилия достаточно вознаграждены Б. Работаю с доброжелательными людьми

В. У меня работа, которая меня удовлетворяет

  1. Я люблю, когда:

А. Другие меня ценят

Б. Приятно провожу время с друзьями

В. Чувствую удовлетворение от выполненной работы

  1. Нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбления личного достоинства Б. Потеря друзей

В. Неуспех при выполнении каждой задачи

  1. Больше всего я ценю:

А. Личный успех

Б. Работу в коллективе

В. Практические результаты

3

  1. Считаю, что большинство людей:

А. Стремятся к личному успеху в работе

Б. С удовольствием работают в коллективе

В. Выполняют работу по-настоящему хорошо

  1. Я хотел(а) бы:

А. Вызывать восхищение других Б. Помогать другим в общем деле

В. Чтобы окружающие считали меня эрудированным человеком

  1. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел(а) бы быть

А. Солистом Б. Дирижером

В. Композитором

  1. Человек должен трудиться так, чтобы:

А. Выполнять хорошо, прежде всего, работу Б. Другие были бы довольны

В. Не нужно было переделывать его работу Подсчитать сумму со знаком + знак + = 1 баллу Преобладание суммы баллов за ответы :

А - направленность на себя (личная)

Б - направленность на коллектив (коллективная)

В - направленность на задачу (деловая)

Как остаться личностью в коллективе?

Я хочу предложить вам посмотреть на самих себя. Устройтесь поудобнее.

Несколько раз глубоко вздохните и выдохните, полностью расслабьтесь.

Представьте, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Светло или сумрачно в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие запахи чувствуете?

Внезапно тропинка вновь возникает перед вами и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите банки, сосуды, коробки. Это старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте, что я продавец из этой лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете для себя и своих близких приобрести

      что- нибудь, но не вещи, а черты характера, способности – все, что пожелаете.

Продается: ответственность, инициативность, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, организованность, совестливость, честность, справедливость, общительность, вежливость, порядочность …

Напишите на листочках, что вы хотелось приобрести для себя и своих близких.

Тест «Мой портрет»

Мои положительные

качества

Мои отрицательные

качества

Что мне нужно изменить

Наши поступки во многом зависят от того, насколько правильно мы оцениваем себя, окружающих, друзей, хорошо знаем их, их чувства. Наш класс – это маленький коллектив,

4

в котором нет одинаковых людей. У каждого свои интересы, цели в жизни. Вместе вы проводите много времени, поэтому эти добрые советы помогут вам взглянуть на процесс общения по-новому.

  1. Уважай чувства других людей.

  1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным. 3.В споре умей выслушивать собеседника до конца.
  1. Любую проблему можно решить.

  1. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься. 6.Не сердись, улыбнись.
  1. Начни свой день с улыбки. 8.Будь уверен в себе.

    9.Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

10.Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь. 11.Будь обаятелен и добр.

  1. Извинись, если ты не прав.

  1. Не забывай выражать свою благодарность. 14.Выполняй свои обещания.

15.Не критикуй постоянно других.

– По-настоящему зрелой личностью можно назвать человека, которому свойственны черты, выражающие его отношение к другим людям и к себе. Это – бескорыстие, верность, уважение, терпимость, трудолюбие, сочувствие, доброта, отзывчивость, ответственность, честность, смелость.

Чтобы человеку было комфортно в коллективе, должны быть правила общения, свои законы.

Закон правды

Запомни! Правда нужна не только для тебя, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!

Закон добра

Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

Закон заботы

Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, потребностях, нуждах!

Закон уважения

Хочешь чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других

5

Закон смелости

Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!

Закон чести        Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве

3акон милосердия. Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!

Чтобы сказать самому себе: «Я – личность», мало собственного признания. Надо, чтобы это признание сделали люди, которые тебя окружают. Никогда не забывайте, что личность

– это звезда, которая призвана светить.

Быть и оставаться личностью в коллективе – это значит………

(возможные варианты ответов: быть ответственным, инициативным, настойчивым; вести себя достойно; иметь честь и совесть; быть справедливым; быть в ладу с окружающими; помогать другим; быть уважаемым человеком и т.д.)

Завершить нас сегодняшний разговор мне хочется словами «Жизнь не черновик, переписать нельзя». Надеюсь, что вы сделаете для себя правильные выводы. И начиная с сегодняшнего дня, будете стараться вести себя и поступать так, чтобы в будущем не было мучительно больно, и не захотелось прожить жизнь заново.

-Кто воздвигнет тебя к небесам?

-Только сам.

-Кто низвергнет тебя с высоты?

-Только ты.

-Где куются ключи к твоей горькой судьбе?

-Лишь в тебе.

-Чем расплатишься ты за проигранный бой?

-Лишь собой!

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности в коллективе (обобщение опыта)

В данной работе представлен материал по обобщению опыта работы  классного руководителя по программе "Надежда" (5-8 классы)....

Личность в коллективе

Работа Классного руководителя по формированию детского коллектива и воспитанию личности в коллективе...

Воспитание личности в коллективе

Влияние ребёнка на кол­лектив, безусловно, связано с его индивидуально-психологически­ми особенностями, полом, прошлым социальным опытом, но ещё в большей мере — с востребованностью или невостребованн...

«Школа лидера» как одна из основных форм КТД воспитания личности в коллективе

Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых – и  в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека приобретает особую важность, что обусловлено тем, что че...

Классный час "Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике"

С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников....

Классный час "Остаться в живых"

Разработанный мною классный час был представлен на конкурсе "Мастер воспитания". Данный материал даёт  полезные  знания по выживанию в экстремальных ситуациях, а также учит ребят прини...