Классный час "Остаться в живых"
план-конспект занятия (8 класс) по теме
Разработанный мною классный час был представлен на конкурсе "Мастер воспитания". Данный материал даёт полезные знания по выживанию в экстремальных ситуациях, а также учит ребят принимать правильные решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ostatsya_v_zhivyh.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Остаться в живых
Цель:
- дать элементарные знания по выживанию в экстремальных ситуациях;
- научить ребят принимать правильные решения.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, компьютер, экран;
- два дерева (1,5 метра), дрова для костра; рюкзак, в котором лежат верёвки, прищепки, покрывало, пленка, топор(муляж), спички или зажигалка, шоколад, ремни,
- памятки
Ход занятия:
Классный руководитель: Наступила весна… Природа просыпается: распускаются почки на деревьях, пробивается зелёная трава, шумят полноводные реки, поют птицы. Тысячи туристов, утомлённых зимними холодами, с приходом весеннего тепла устремляются в лес. К сожалению, некоторые из туристов попадают в экстремальные ситуации и, как показывает статистика, не всегда целыми и невредимыми возвращаются домой.
Цель нашего сегодняшнего занятия- научиться принимать
правильные решения по выживанию в экстремальных ситуациях.
Для этого давайте представим, что мы пошли в лес и заблудились.
Нам необходимо решить следующие задачи:
- сориентироваться,
- развести костёр,
- защититься от холода и голода,
- организовать ночлег,
- подать сигналы бедствия.
Для того чтобы их успешно решить, мы разделимся на группы, каждая из которых будет решать свою задачу, изучив внимательно памятки. Затем вам предстоит выполнить задания спецспаса и научить всех остальных ориентироваться в экстремальной ситуации, продемонстрировав смекалку и сноровку.
Ребята читают памятки в течение 2 минут.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУППЫ №1
-Нужно ли возводить укрытия и почему?
-Где лучше разбивать лагерь?
-Что можно использовать для строительства шалаша?
- В чём преимущество двухскатного шалаша?
Постройте шалаши из материала, который находится в классе
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУППЫ №2
-Почему нельзя ложится в шалаше на голую землю?
-Что можно использовать для устройства постели?
-Что уменьшит теплоотдачу? Покажите эффективные
способы сохранения тепла.
-Какую энергетическую ценность должны составлять
потребляемые вами продукты?
- Зная энергетическую ценность продуктов, рассчитайте, на
сколько дней хватит их вам, чтобы вы оставались в добром
здравии и ясном уме?
-Как поступить, если продукты закончились?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУППЫ №3
- Что необходимо заготовить перед разведением костра?
-Можно ли разводить костёр зажигалкой?
-Познакомьте нас с разными видами костров? Разложите их из
поленьев.
- Какой костёр эффективен при сушке одежды?
- Какой костёр поможет быстро согреться?
-Какой костёр пригоден для длительного согрева?
-Какой костёр является сигнальным?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУППЫ №4
- Скажите, на какой местности необходимо находиться, чтобы вас быстрее нашли спасатели?
-Какие международные знаки бедствия вам известны?
-Что необходимо делать, чтобы днём был виден дым
с большого расстояния?
-Из чего можно соорудить специальные знаки, при помощи
которых вы можете оповестить спасателей.
- Выложите на земле сигнал, который показывает, что вы
- не можете передвигаться;
- требуются медикаменты;
- требуется врач, серьёзные ранения.
Памятка №1
Организация ночлега. Как построить временное укрытие
- Возведение укрытия необходимо не только для защиты от неблагоприятных природных факторов, но и потому, что спасателям с воздуха легче обнаружить лагерь, чем одинокую человеческую фигуру или даже группу людей.
- Начинать оборудовать укрытие лучше засветло.
- Лагерь нужно разбивать рядом с водой, но желательно не на низком берегу реки.
- Для шалаша можно использовать плёнку, полиэтилен, ткань, в крайнем случае, ветки деревьев с листьями.
- Шалаши строят, используя жерди и деревья. (См. рис.№1)э-с.351
- Если у вас есть брезент, или плёнка, или полиэтилен, то можно построить двухскатный шалаш, который сохранит тепло и обеспечит надёжную защиту от попадания воды в укрытие.
(См. рис.№2) э-с.351
- Можно построить шалаш, используя одну жердь, одно дерево и небольшое покрывало. (См. рис.№3) стр.349
Памятка №2
Защита от холода …
- Никогда не ложитесь на голую землю. Под телом она будет испарять влагу, которая увлажнит одежду и охладит тело.
Особенно холодно становится к утру. Кроме того, на голой земле спать неудобно, вы не отдохнёте как следует и после такого сна будете себя чувствовать разбитым.
- Не поленитесь сделать хорошую постель. Для этого используйте пучки сухой травы или мха, листья, еловые ветки.
- Лист газеты, засунутый под одежду, уменьшит теплоотдачу вдвое.
- Согреют даже листки из блокнота, размещённые в местах наибольшего тепловыделения (под мышками, на груди).
- Такой же эффект даёт листва, набитая под одежду.
… и голода
- Если у вас есть запасы пищи, разделите их на суточные порции примерно 2000 кДж, что позволит сохранить силы в течение двух недель.
- Обычно человек можно обходиться без еды две недели.
- Неопытный человек не очень хорошо разбирается, что в лесу съедобно, а что нет, поэтому самое разумное- не рисковать, а превратить вынужденное голодание в лечебное.
- Помните, если при голодании принимать ягоды, птичьи яйца и тому подобное, то это только усилит чувство голода
- Ощущение голода пройдёт на вторые сутки. Не пугайтесь неприятных ощущений- тошноты, головной боли. Эти недомогания скоро пройдут.
- Затяните потуже ремень, пейте больше воды и двигайтесь к цели.
- Отвлекитесь, сосредоточьтесь на выполнении какой-нибудь полезной работы или на решении важной задачи, которая поможет выйти из экстремальной ситуации.
Памятка №3
Устройство костров
- Перед разведением костра заготовьте растопку: сухую хвою, траву, тонкие веточки, берёсту.
- Не разжигайте костёр зажигалкой, от длительного нагрева, тем более под наклоном, зажигалка выйдет из строя. Подожгите лучше с её помощью лучину.
- Костры в зависимости от предназначения бывают нескольких типов: «шалаш», «звёздочка», «колодец», «заборчик».
- Костёр «Шалаш» (См. рис.№1) даёт большое пламя. Он пригоден для быстрого обогрева, но быстро прогорает.
- Костёр «Звёздочка» (См. рис.№2) раскладывается из сухих брёвен от центра по радиусу. В центр кладутся мелкие веточки, при помощи которых он загорается. Горит очень долго. Пригоден для обогрева.
- Костёр «Заборчик» (См. рис.№3)поджигается снизу. Он может долго гореть, выделяя много жару. Такой костёр очень удобен для сушки одежды.
- Костёр «Колодец» (См. рис.№4) имеет большую зону обогрева.
Даёт много пламени и углей. Предназначается для использования в качестве сигнального огня.
- Чтобы сырые поленья быстро разгорелись, посыпьте их крупной солью.
- Покидая место стоянки, непременно затушите костёр.
Памятка №4
Взаимодействие со спасателями
- Если вас разыскивают работники Службы спасения, то они, как правило, используют авиацию.
- Чтобы спасатели увидели вас с воздуха, лучше всего выйти на открытое пространство. Расположите вокруг площадки костры.
- Международным знаком бедствия являются три костра, образующие треугольник или вытянутые в одну прямую линию.
- Чтобы днём был виден дым с большого расстояния, подбрасывайте в горящий костёр сырые ветки, листву или траву. Такой дым виден невооружённым глазом на расстоянии до 80км.
- Зимой заметен лишь чёрный дым, который образуется в результате горения резины, пластмассы.
- Существуют специальные знаки, которые можно выкладывать на земле для оповещения спасателей. (См. рис.1) Сооружаемые знаки должны быть длиной от 3-х до 8-ми метров, а шириной не меньше 1 м.
- Эти знаки можно сделать, сняв слой дёрна, из одежды, ракушек, гальки, всё зависит от места, где вы находитесь.
- Если вас не эвакуировали сразу, не паникуйте, держите себя в руках, сохраняйте спокойствие.
Решение ситуаций
Ребята заблудились в лесу. Они долго блуждали между деревьями, по тропинкам.
Приближался вечер… Посоветовавшись, ребята решили не разбивать лагерь, чтобы не тратить сил. Да и спасателям, по мнению ребят, будет сложнее заметить их в палатках.
Ребята заблудились в лесу. Запасы пищи давно закончились. Всех мучило невыносимое чувство голода. Посоветовавшись, ребята решили искать ягоды, птичьи гнёзда с яйцами, чтобы хоть как-то утолить чувство голода.
Ребята заблудились в лесу. Начало смеркаться. Ребята решили развести огонь. Но сучья были влажными. Тогда Дима начал обдирать кору с них, поджёг их и посыпал крупной солью.
Увидев приближающийся вертолёт, ребята разложили в одну линию одежду, пытаясь просигнализировать пилоту, что они терпят бедствие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа «Пока жива память – жив и человек»
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям"А.С. МакаренкоЖизнь общества сегодня ставит серье...
Классный час "Мы живем среди людей"
Цель классного часа - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уметь выбирать правильную стратегию поведения, учитывая интересы всех сторон, способствовать осмыслению конфликтной ситуации ...
Классный час "Зеленоград - живой памятник нашей победы"
Сценарий классного часа "Зеленоград - живой памятник нашей победы"...
Классный час "Мы живем среди людей"
Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать умение вести себя в соответствии с правилами этикета. Оснащение мероприятия:...
Разработка классного часа "Вечно живой"
Открытый классный час для учащихся Луковецкой средней школы, посвящённый морякам , погибшим на атомоходе "Курск"....
Классный час "Афганистан - живая память"
конспект...