Концепция воспитательной работы "Любить свой край - значит любить свою Родину"
методическая разработка (5 класс)

agafonovalyl

Воспитательная концепция "Любить свой край - значит любить свою Родину"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agafonova_vospitatelnaya_kontseptsiya.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №33»

Концепция воспитательной работы

«Знать свой край – значит любить свою Родину»

Туристско-краеведческое и экологическое направление

Агафонова Юлия Витальевна

Введение

Я - учитель русского языка и литературы, моё увлечение – туризм.

На основе планирования своей работы в школе появилась воспитательная концепция по направлению «Туризм, краеведение и экология».

Вот уже четвертый год я работаю в школе, и все эти годы занимаюсь туристско-краеведческой деятельностью. С рюкзаком за плечами пройдены многие километры, собран богатый краеведческий материал. Работая классным руководителем в 5 классе (сейчас 8-й), я положила в основу воспитательной работы класса туристско-краеведческую деятельность с элементами экологического воспитания.

Все эти годы в моем коллективе воспитываются дружба, товарищество, взаимопомощь, вырабатываются самостоятельность, наблюдательность, быстрота реакции, логичность мышления. Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Сочетание краеведения и туризма способствует формированию у ребенка представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни, любви к родному краю, стремления к показателям туристического мастерства.

        Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе не новая. Она получила педагогическое обоснование в трудах великого чешского педагога Я.А.Коменского, французского мыслителя и педагога Ж.-Ж.Руссо, великого русского учёного и просветителя М.В.Ломоносова. Большой интерес к школьному краеведению проявлял основоположник научной педагогики Я.Д.Ушинский.

 Идея не нова, но и сейчас актуальна, отвечает запросам общества и на данном этапе. Ведь туристско-краеведческая деятельность способствует профильному обучению, развивает ключевые компетенции, включает в себя проектно-исследовательскую работу.

Цели и задачи воспитательной системы.

 Цель: эффективно содействовать успешному восхождению учащихся к своей неповторимой индивидуальности, вершинам интеллектуального, нравственного и физического развития посредством туристско-краеведческой и экологической деятельности к самопознанию, самоопределению, самореализации.

Для достижения цели определены задачи и девиз учебного года:

Этапы обучения

Воспитательные задачи

Девиз учебного года

Девятый класс

Содействовать личностному и до профессиональному самоопределению учащихся

«Среди нехоженых путей один путь - мой... Среди не взятых рубежей один - за мной!»

Восьмой класс

Способствовать расширению спектра возможностей для социальных проб учащихся…

«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»

Седьмой класс

Помочь учащимся самоопределиться в выборе нравственных ориентиров и социальных ролей

«И можно свернуть, обрыв обогнуть, но мы выбираем трудный путь»

Шестой класс

Содействовать укреплению классного содружества, в котором ценен каждый

«Пусть он в связке в одной с тобой - ты поймешь, кто такой»

Пятый класс

Помочь учащимся осознать себя частью классного, школьного коллектива и окружающего социума

«И в мире нет таких вершин, что взять нельзя!»

В работе приведена воспитательная система работы класса на основе туризма, краеведения, экологии раскрывается воспитательное значение туристско-краеведческой деятельности, основные направления работы, приводятся авторские программы по направлению туризм и краеведение.

Вся работа ведётся по методике коллективных творческих дел. В ходе реализации программы расширяется кругозор детей, развивается эстетическое воображение, образное мышление, воспитывается внимание, активизируются познавательные процессы.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что хорошо и правильно организованная туристско-краеведческая работа в классе помогает решить многие проблемы в воспитании подрастающего поколения.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методологическую основу воспитательной концепции составляет совокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга подходов:

системного, деятельностного, личностно – ориентированного

      Для успешного решения вопросов воспитания необходимо активное взаимодействие всех участников педагогического процесса в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

Роль краеведческой работы в общей системе воспитания, её место в теории образования и в практике учебно-воспитательной работы современной школы позволяет рассматривать школьное краеведение как систему. В чём же воспитательное значение туристско-краеведческой деятельности?

1. Физическое воспитание.

Как и всякий вид спорта, туризм решает следующие задачи: пропаганда здорового образа жизни.

2. Нравственное воспитание.

Важнейшая миссия педагога - воспитать у детей патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к своему народу, привязанность к месту своего рождения. Без Родины нет Человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину и национальность, человек теряет себя, своё лицо.

3. Умственное воспитание.

Умственное воспитание включает в себя то обязательное, что даёт основание школьнику включиться в самостоятельную жизнь, совершенствовать себя, свой ум, свои дарования. Систематически проводимая и хорошо продуманная туристско-краеведческая работа способствует усвоению учащимися основ таких наук, как метеорология, картография, минералогия, гидрология, геология, почвоведение, фенология, археология и других наук, которые расширяют общенаучный кругозор школьников.

4. Экологическое воспитание.

Туристские походы и путешествия должны стать школой бережного отношения к природе, способствовать природоохранным взглядам в обществе. В походе юные туристы приобретают практические навыки в охране природы. Учащиеся, которые занимаются туризмом, как правило, не наносят вреда природе, всегда помнят, что природа очень ранима. В своей основе туризм стимулирует охрану природы в двух направлениях. Во-первых, несёт защиту от отрицательных изменений, связанных с эксплуатацией земли, вод, растительности. Во-вторых, путём активной общественно полезной работы, которую ведут туристы по охране и восстановлению природы.

5. Трудовое воспитание.

Труд - основа жизни человека. В настоящее время всё чаще можно услышать, что современная молодёжь ленива, развито иждивенчество. Туризм исключает такие настроения, ведь туристу необходимо иметь много навыков, чтобы поход прошёл благополучно и доставил удовольствие. Это навыки по самообслуживанию, умению готовить пищу, разбить бивак, обращаться с топором, лопатой и многое другое без чего просто не обойтись. Необходимы и специальные умения по наблюдению за природными явлениями, по сбору краеведческого материала. Кроме того, юные туристы-краеведы обычно ведут в походах общественно полезную работу. Именно этот труд на пользу людям наиболее эффективен в нравственном отношении.

6. Эстетическое воспитание.

Общение с природой способствует развитию чувств в области прекрасного, способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни. Природа - это источник красоты, доброты, познания, источник воздуха, воды, пищи. Человек часть природы, может быть поэтому, общаясь с природой, мы испытываем эмоциональное удовлетворение. О большом воспитывающем влиянии общения с природой в эстетическом воспитании говорит тот факт, что ребята, увлекающиеся туризмом любят песни у костра, многие играют на гитаре, пишут стихи, песни, красиво рисуют. Природа - это великая сила, влияния на души, сердца, умы!

7. Социальное воспитание.

Туристско-краеведческая деятельность помогает педагогу широко использовать личностный подход в воспитании. В условиях туристско-краеведческой работы у учащихся появляется потребность и возможность для самовоспитания и самоопределения. Именно самовоспитание делает человека хозяином обстоятельств.  Но вместе с тем поход - это дело коллективное. Походы и экскурсии, совместная поисковая деятельность способствуют развитию чувства товарищества и дружбы между учащимися. Члены группы быстро адаптируются в меняющемся мире, у них есть возможность и потребность для самореализации.

Есть такая крылатая фраза: «Туризм - это познание географии с помощью ног». География окружает нас постоянно. Географические тайны и открытия буквально лежат у нас под ногами. Удивительные открытия и увлекательные приключения ожидают нас за порогом дома, только надо стать чуточку наблюдательнее, увидеть необыкновенное в обыденном, научиться находить в окружающем вопросы и проблемы.

Краеведение предполагает использование разнообразные формы работы: теоретические: беседы, лекции, подготовка докладов, конференции, олимпиады, викторины; практические: экскурсия, походы, экспедиции, наблюдение.

Туризм и краеведение - это части одного целого. Туризм без краеведческой работы неинтересен, краеведение невозможно развивать без знаний основ туристский техники.

Основные краеведческие знания ребята получают на уроках биологии, географии, истории, литературе и других предметах. Внеклассная работа по краеведению является практической базой для освоения полученных знаний, способствует укреплению межпредметных связей, развивает творческую активность и инициативу учащихся, воспитывает лучшие человеческие свойства личности.



МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

     Воспитательная система должна отражать коллективную потребность, быть престижной, значимой в глазах учащихся, педагогов и родителей, быть естественной, органичной для данного класса, носить коллективный характер.

   Воспитательная система в своём развитии проходит через несколько этапов:

I этап. Проектный: становление- в основном осуществляется на организационно- педагогическом уровне (ожидание, надежды).

II этап. Практический: обработка и закрепление  достигнутого на I этапе. Создание базы для дальнейшего развития воспитательной системы через сохранение в ней зон упорядоченности и получения внешнего признания воспитательной системы. Главные цели воспитательной системы сформированы, доведены до сведения детей и родителей .

III этап. - характеризуется оформлением системы. Классный коллектив переходит в новое, качественное состояние он всё чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединённых общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества и общей ответственностью.  Работа с коллективом переходит в новое качество на основе самоанализа, творчества, саморазвития- ребёнка не надо переделывать.

Классный руководитель лишь помощник, защитник, советник, образец для подражания.

IV этап. Торможение (повторение опыта, возникновение стереотипов).
V этап. Обновление и перестройка (революционные и эволюционные пути обновления. Может приобретать характер кризиса).

         «Я горжусь своим педагогическим кредо» писал В.А. Сухомлинский  и я полностью разделяю его взгляды в этом направлении. Моими любимыми воспитанниками являются не послушные и безропотные, готовые совсем соглашаться и во всём повиноваться, а своенравные, волевые, беспокойные, иногда проказники и шалуны, но бунтари против зла и неправды, готовые отстаивать принципы, которые стали неотделимы от их личности.

Классный коллектив – это сложное взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями. Каждый ученик может внести в коллектив свой фон. Каждый отдельный ученик вносит нечто своё в общую сокровищницу класса, свои только ему одному присущие оттенки восприятий, чувствований, переживаний, мысли, свои особые интонации в постижении прекрасного.

Если дети осознают себя как единое целое, коллектив становится большой воспитывающей силой.

Данная  система сориентирована на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, создание социальной защищенности, творческое содружество, она гуманистична по своему типу.
Разрабатывая  Концепцию воспитательной деятельности, самое главное – не поломать, а сохранять те положительные наработки, которые были получены мной в результате работы  в условиях современной школы.

Воспитательная система рассчитана на пять лет (5-9 класс).

Этапы работы:

Этапы обучения

Основные направления работы

Девятый класс

Содействовать личностному и до профессиональному самоопределению учащихся

Восьмой класс

Способствовать расширению спектра возможностей для социальных проб учащихся…

Седьмой класс

Помочь учащимся самоопределиться в выборе нравственных ориентиров и социальных ролей

Шестой класс

Содействовать укреплению классного содружества, в котором ценен каждый

Пятый класс

Помочь учащимся осознать себя частью классного, школьного коллектива и окружающего социума

Я считаю, что система работы классного руководителя  - это «совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания». По моему мнению, система работы классного руководителя предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия.

1.Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения.

2.Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины.

3.Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы – ещё один из важнейших разделов моей деятельности. Туристско-краеведческое направление помогает приобщить детей к туризму, заинтересовать историей Ленинградской области, воспитать настоящими знатоками родного края. Для учащихся среднего звена туристическая деятельность, в основном, носит экскурсионный характер.  

4.Очень важным разделом моей  деятельности является координация воспитательной деятельности учителей. Моя задача как классного руководителя – обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе.

Разработаны совместно с учителями предметниками планы работ с учениками, у которых много пропусков

5.Следующий раздел деятельности классного руководителя – работа с родителями учащихся.

За 4 года были проведены родительские собраний разной тематики, праздников, экскурсий, походов выходного дня вместе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игры «крестики – нолики» на тему «Знай и люби свой край» для детей 12 – 14 лет с интеллектуальной недостаточностью

Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...

Олимпиадные задания 5-7 класс "Знай и люби свой край"

Олимпиадные задания для учащихся 5-7 классов по теме "Знай и люби свой край"...

Любить детей - это значит любить свою работу

Любовь придает силы, оживляет, возрождает. Человек, который работает без любви, только ради заработка, никогда не получит хороших результатов. Можно работать в течение многих часов с любовью к своему ...

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ИГРА « ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ »

Краеведческая игра предназначена для учащихся 3-5 классов с ЗПР....

Викторина о Краснодарском крае "Знай и люби свой край!"

Викторина проведена в рамках Единого Всекубанского урока "Земля отцов - моя земля!"...

Знать и любить свой край, свою Родину

Национальной трагедией стал распад Советского Союза в 90-е годы, когда мы потеряли не только огромную страну, но и надежду на завтрашний день,  прежние идеалы. На молодое поколение обрушилась мас...

ЗНАТЬ И ЛЮБИТЬ СВОЙ КРАЙ, СВОЮ РОДИНУ: ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Одним из направлений гуманизации современного образования является литературное краеведение – важный источник патриотического и нравственного воспитания школьников.Краеведческая работа – блестящая воз...