ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА победителя Всероссийского конкурса «Большая перемена» среди 5-7 классов
рабочая программа (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasivyh_t.v.programma_nastavnichestva_pobeditelya_bolshoy_peremeny_ekateriny_b.docx | 37.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
НАСТАВНИЧЕСТВА
победителя Всероссийского конкурса
«Большая перемена»
среди 5-7 классов на 2021 год
Программа наставничества МАОУ лицей №27 г. Улан-Удэ на 2021 год (далее – Программа) отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Составитель:
Красивых Татьяна Владимировна,
Педагог-организатор
Улан-Удэ, 2021
Структура программы
- Введение и актуальность программы наставничества как компонента образовательной деятельности в образовательной организации……3
- Цель и задачи программы наставничества……………………………3
- Индивидуальный план развития ребенка (план конкретных мероприятий направленных на решение задач)………………………………………4
- Диагностика сильных и слабых сторон ребенка (2-3 методики)…….7
- Программа психологической поддержки ребенка на разных этапах конкурса (дистанционный и очный)…………………………………..7
- Результаты (имеющиеся и предполагаемые)…………………………8
- Список используемой литературы…………………………………….9
1. Актуальность программы наставничества как компонента образовательной деятельности в образовательной организации.
«В каждом человеке есть солнце,
только дайте ему светить».
(Сократ)
Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри МАОУ лицей №27 г. Улан-Удэ как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков,ключевых образовательных компетенций, мета-компетенций и базовых национальных ценностей Российского общества. Таких как: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.
Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.
Наставник имеет особую роль в процессе формирования личности учащегося. Это представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку.
Екатерина обучается в МАОУ лицей №27 с ноября 2020 года, в связи с этим актуальны вопросы психологической, организационной и социальной адаптации в новом учебном коллективе. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников взаимодействия. Так как в нашей ситуации наставник является педагогом-организатором и классным руководителем, взаимодействие наставника и наставляемого планируется вести в режиме внеурочной деятельности, с интеграцией в классные часы, организацией подготовки к конкурсам и проектам, участие в спортивных, культурных, экологических мероприятиях, способствующих развитию чувства сопричастности, интеграции в школьное сообщество. Учитывая возрастные и психологические особенности наставляемого, мы будем использовать такую форму взаимодействия, как «учитель-ученик». Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности.
Универсальность технологии наставничества позволяет применять ее для решения целого спектра задач в работе со студентами, одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данная программа предполагает работу с категорией «одарённые дети».
2. Цель и задачи программы наставничества
Развитие личности, её достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способность, талант, одарённость.
Технология наставничества также применима для решения проблем в работе с одарёнными детьми, с которыми сталкиваются педагоги, в том числе:
- сложность раскрытия потенциала ребёнка в рамках стандартной образовательной программы;
- трудности коммуникации, связанные с особыми образовательными потребностями данной категории детей;
- низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов личностного, творческого развития, карьерных и иных возможностей.
Поэтому целью программы наставничества является создание условий для
раскрытия потенциала личности наставляемого, необходимых для его успешного самоопределения и самореализации.
Программа наставничества способствует решению следующих задач:
- адаптация к новым условиям обучения;
- развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций;
- формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
- реализация индивидуальной образовательной траектории.
3. Индивидуальный план развития ребенка (план конкретных мероприятий направленных на решение задачи)
Индивидуальный план развития (ИПР) ребенка
№ | Проект, задание | Сроки | Результат |
Раздел 1. Анализ трудностей и способы их преодоления | |||
1.1. | Провести диагностику на предмет определения приоритетных направлений развития | ноябрь | Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; |
1.2. | Провести развивающую беседу с для уточнения зон развития | ноябрь | Сформулирован перечень тем консультаций |
1.3. | Разработать меры по преодолению трудностей (в адаптации, развитии личностных компетенций, достижении образовательных результатов, подготовки и реализации проекта и др.) с учетом тем мероприятий раздела 2. | декабрь | Разработаны меры преодоления трудностей и ожидаемые результаты по итогам его реализации |
Раздел 2. Направления развития ученика | |||
2.1. | Познакомиться с основной и дополнительной литературой, тематическими интернет-ресурсами по направлению, которое вызывает затруднения | январь | Определен перечень литературы, интернет-сайтов для изучения, изучены способы развития «гибких навыков» |
2.2. | Перенять успешный опыт наставника по подготовке доклада, разработки проекта и пр. | январь | Сформировано понимание как успешно подготовить доклад, разработать проект |
2.3 | Сформировать понимание эффективного поведения при возникновении конфликтных ситуаций в ОО, познакомиться со способами их профилактики и урегулирования | январь | Определены действенные методы поведения и профилактики в конфликтных ситуациях в классе (технология медиации) Развитие коммуникации. |
2.4. | Сформировать правила эффективности на уроке (как вести конспект, запоминать информацию, выступать с докладом и пр.), общественной, проектной деятельности и др. для повышения результативности | февраль | Сформировано понимание, как повысить результативность (успеваемость) на уроке, в проектной деятельности, проведении общественного мероприятия и др. |
2.5. | Освоить эффективные подходы к планированию учебной (спортивной, проектной, общественной и др.) деятельности | февраль | Освоены навыки планирования учебной (спортивной, общественной) деятельности, определены приоритеты |
2.6. | Познакомиться с успешным опытом учебной деятельности, подготовки и проведения публичных выступлений, подготовки проектов, участия в олимпиадах и конкурсах и др. | февраль | Изучен успешный опыт по выбранному направлению развития, определено, что из изученного опыта можно применить на практике для повышения результативности учебной (спортивной, общественной) деятельности |
2.7. | Принять участие в конкурсе, с последующим разбором полученного опыта | февраль | По итогам участия воВсероссийском конкурсе «Звёздная эстафета» занято 3 место на исторической секции |
2.8. | Выступить с докладом об ученическом проекте на лицейской конференции «Шаг в будущее» | март | Доклад представлен на лицейской конференции «Шаг в будущее» |
2.9. | Изучить основы ЗОЖ, совместно с наставником организовать и провести внеклассное мероприятие, посвященное формированию навыков ЗОЖ | апрель | Проведена«Своя игра»«Секреты ЗОЖ». Развитие креативного мышления. |
2.10. | Принять участие в конкурсе «Эрудит лицея-2021» в качестве капитана команды, с последующим разбором полученного опыта | апрель | По итогам участия в конкурсе команда «ЭКОтренд» заняла2 место. Развитие коммуникации и кооперации. |
2.11. | Совместно с наставником принять участие в мероприятиях, посвященных формированию экологической грамотности в РФ | Апрель | Принято участие в акции РДШ «ЭКОдежурный по стране», получен статус активного участника. |
2.12 | Принять участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы | май | Приняла участие в акциях«Бессмертный полк», «Окна Победы».Повышение граж-данской активности. |
2.13. | Изучить основы волонтёрской деятельности, определить возможности добровольчества | май | Сформировано понимание специфики волонтёрской деятельности в молодежной среде и определены ее возможности в г. Улан-Удэ |
2.14. | Записаться в волонтёрское объединение с учетом выбранного направления развития | май | Стала участником волонтёрского объединения лицея. |
Раздел 3. Реализация индивидуальной образовательной траектории. | |||
3.1. | Принять участие в конкурсе «Большая перемена» с последующим разбором полученного опыта | Март-июль | По итогам участия во Всероссийском конкурсе «Большая перемена» стала победителем. Успешная самореализация |
3.2. | Познакомиться с основной и дополнительной литературой, тематическими интернет-ресурсами по направлениям «Большой перемены» | март | Определен перечень литературы, интернет-сайтов для изучения, изучены направления. |
3.3. | Изучить основы самопрезентации в процессе подготовки «Визитной карточки участника» | апрель | Подготовлена «Визитная карточка участника» |
3.4. | Выполнить задания игры | апрель-май | Все задания успешно выполнены |
3.5. | Подготовиться к онлайн собеседованию | июнь | Собеседование пройдено, выход в финал. |
3.6. | Принять участие в финале конкурса с последующим разбором полученного опыта | июль | По итогам участия во Всероссийском конкурсе «Большая перемена» стала победителем. Успешная самореализация |
3.7. | Подведение итогов. Рефлексия. | август | Рефлексия. Определение дальнейших перспектив развития. |
4. Диагностика сильных и слабых сторон ребенка.
Для диагностики сильных и слабых сторон ребёнка были использованы следующие методики:
1. Тест на личностную тревожность.
Оценка основана на методике "Самооценка психических состояний" (по Айзенку), предназначена для определения уровня тревожности и включает в себя опросник из 10 вопросов с 3 альтернативными вариантами ответов. Методика позволяет определить 3 возможных уровня тревожности (низкий уровень тревожности, средний/допустимый уровень тревожности, высокий уровень тревожности).
В ходе диагностики получен результат 5 баллов –низкий уровень тревожности.
2. Оценка уровня развитости метанавыков.
Методика выявления ролевой модели "Твоя роль в команде" направлена на определение уровня сформированности системного, критического, креативного мышления, коммуникации, кооперации, сетевой грамотности, эмоционального интеллекта.В качестве стимульного материала используется тестирование Р.М. Бэлбина, адаптированное для двух возрастных категорий 5 - 11 классов.Определены 7 командных ролей, которыми характеризуется ролевое разнообразие группы. Роли категорийно-условно были названы: аналитик, лидер, креатор, диджитал-эксперт, продюсер, визионер, координатор.
По наибольшему количеству ответов Екатериной были выбраны роли аналитика (развитость критического мышления), лидера (высокий уровень эмоционального интеллекта) и визионера (системное мышление). Необходимо работать над развитием креативного мышления, коммуникации, кооперации и сетевой грамотности.
3. Разработка индивидуальной образовательной траектории.
Использована«Методика определения ведущего предметного интереса»,
предназначенная для выявления у обучающихся предпочтения сферы профессиональной деятельности из предложенных: социальное направление, предпринимательство, технологическое направление, естественнонаучное направление, крафт и мастерство, спорт.
Итоговый показатель по каждому предметному интересу представлен в диапазоне от 0 до 16 баллов.
- социальное направление -14 баллов;
- технологическое направление -12 баллов;
- естественнонаучное направление – 11 баллов;
- предпринимательство- 8 баллов;
- крафт и мастерство- 6 баллов ;
- спорт – 4 балла.
5. Программа психологической поддержки ребенка на разных этапах конкурса (дистанционный и очный)
- Дистанционный этап:
-Поддерживайте интерес.
Нечто новое, умеренно непонятное, загадочное и увлекательное должно находиться в зоне ближайшего развития.
- Позволяйте ученикам быть автономными.
Пусть в рамках темы школьники иногда сами решают, что изучить сначала, сами выберут упражнения для домашней работы или тему для реферата.
- Поощряйте самооценку учеников.
Стремление к успеху, желание сделать что-то максимально хорошо, быть компетентным служит сильной мотивацией.
- Работайте над созданием коллектива в классе.
Ребёнок должен чувствовать признание и принятие в коллективе независимо от того, какой он ученик, хороший или плохой.
- Свяжите процесс обучения с целями.
Это нужно для того, чтобы ребёнок осознал, что хочет учиться ради какого-то результата, ради пользы для себя.
- Вознаграждайте своих учеников.
Это может быть и оценка, и похвала, и обещание, и конфета — в зависимости от того, что значимо для ребёнка.
- Очный этап:
-практика активного слушания
-Я-высказывания
-картинки-мотиваторы на успех
-эмоциональная поддержка
6. Результаты (имеющиеся и предполагаемые)
Ожидаемые результаты реализации программы наставничества:
- успешная адаптация к новым условиям обучения;
- развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций;
-сформированыценности и активная гражданской позиция наставляемого;
- реализация индивидуальной образовательной траектории.
Полученные результаты:
- успешная адаптация к новым условиям среды обучения;
-обучающимся – наставляемым подросткового возраста получен необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций;
- высокий уровень включенности наставляемого во все социальные, культурные и образовательные процессы МАОУ лицей №27;
- количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов обучающегося.
- Список используемой литературы
1.ru.wikipedia.org›Компетенция
2.Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№2.-С.3-11
3. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
4.Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Эл.текст: http://www.rsuh.ru/article.html?id=50758
5. Материалы курсов повышения квалификации по теме «Организационно-методические условия внедрения методологии (целевой модели) наставничества в образовательные организации», АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», 2020г
6. Наставничество. Как научить и научится./ МИФ.2020
7. Национальный ресурсный центр «Ментори», [электронный ресурс]
8. <Письмо> Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися")http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347071/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский семинар для учителей естественно-научного цикла участников и победителей Всероссийского конкурса «Мой лучший урок». Мастер – класс учителя географии ГБОУ СОШ № 2006 по теме: «Апробирование учебно-исследовательских работ в формате взаимо
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнею перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план ...
Победители Всероссийской онлайн- олимпиады Учи.ру по английскому языку для 5-11 классов 2019.
Победители Всероссийской онлайн- олимпиады Учи.ру по английскому языку для 5-11 классов 2019. Победители 7 Г класс:1.Побндители 10 класс:1....
Победители «Всероссийской онлайн-олимпиады «ЗАВРИКИ» по английскому языку для 1-4 классов. Ноябрь-декабрь 2019» (платформа "Учи.ру")
Победители «Всероссийской онлайн-олимпиады «ЗАВРИКИ» по английскому языку для 1-4 классов. Ноябрь-декабрь 2019» (платформа "Учи.ру") Победители ученики 4А класс:...
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА в рамках Всероссийского конкурса «Большая перемена» (по итогам обучения на курсах повышения квалификации педагогов-наставников финалистов 2021 г.)
Данная Программа наставничества авторская (автор имеет многолетний стаж подготовки победителей разного рода конкурсов, в том числе победителей конкурса «Большая Перемена» в 2020 и 2021 год...
Выступление на педагогическом совете. Черных И.Г. Тема: «Наставник Всероссийского конкурса «Большая перемена»
laquo;Наставник Всероссийского конкурса «Большая перемена»...
"Я-классный руководитель!". Работа-призёр Всероссийского конкурса "Большая перемена".
В данной презентации представлена моя работа с классом по всем направлениям воспитательной работы. Не только я воспит...
Планирование дальнейшей работы с победителем конкурса Большая Перемена
Материал содержит перспективный план работы с победителем конкурса Большая Перемена, включая подробное описание приемов и методов работы с наставляемым для его дальнейшего развития...