Выступление на педагогическом совете. Черных И.Г. Тема: «Наставник Всероссийского конкурса «Большая перемена»
статья
«Наставник Всероссийского конкурса «Большая перемена»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете.
Черных И.Г.
Тема: «Наставник Всероссийского конкурса «Большая перемена»
Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений с подростком как технологии интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей.
Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития. В основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку, способность увидеть в ученике личность. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение, совместную деятельность, общение, эмоциональную связь участников. К принципам наставничества, учитывая возраст ребенка, можно отнести следующее: не поучать подростка, не противопоставлять свое мнение; не уничтожать дивергентное мышление; помогать: поощрять; сотрудничать.
Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.
Вопрос наставничества привлекает внимание педагогического сообщества прежде всего как востребованная и актуальная практика в социальной и образовательной сферах.
Наставничество становится неотъемлемым компонентом современной системы образования, так как:
∙ создает новую плодотворную сферу, в которой раскрывается потенциал всех участников процесса
∙ это полноценный источник обогащения опытом
Универсальность технологии наставничества позволяет применять ее для решения целого спектра задач в работе с детьми, обладающими высокими интеллектуальными способностями, лидерскими качествами, способностью к творческому мышлению
Работу необходимо начинать с диагностики способностей и трудностей ребенка. Наблюдение может проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащегося.
Предполагаемые формы работы:
∙ Диалоговые технологии (беседы на тему творческой самореализации)
∙ Интерактивные технологии (посещение мероприятий, мастер-классы наставника, совместные занятия наставника и наставляемого в соответствии с интересами друг друга, помощь в подготовке к олимпиадам, конкурсам)
∙ Тренинговые технологии (проведение занятий с элементами тренинга, обсуждение слабых и сильных сторон, индивидуальных планов развития наставляемого)
Целевые группы реализации наставничества: наставник, конкурсант, родители.
∙ Исходя из потребностей в данной целевой модели наставничества
приоритетными являются следующие формы наставничества:
∙ «Наставник – конкурсант» «конкурсант – конкурсант», «наставник – родитель».
Еще одна из форм работы – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний.
Другой формой работы при наставничестве является совместная работа над проектом, использование информационно-коммуникативных технологий
Одна из важнейших целей при работе - создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.
По результатам многих психологических исследований, развитие креативности учащихся происходит при обеспечении условий, благоприятных для творчества: создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам), появление все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности (найти ответы), использование различных видов мышления, стимулирование оценкой для анализа ответов, а не для награды или осуждения, создание атмосферы понимания.
Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности. Внедрение программы наставничества обеспечит системность и преемственность наставнических отношений.
Цель и задачи наставничества
Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях. Целью становится создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации молодых педагогов и студентов-практикантов.
Реализация наставничества в учреждении наиболее эффективна с опорой на следующие принципы:
- принцип научности;
- принцип системности;
- принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого ценностей, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческих ценностей;
- принцип личной ответственности по отношению к наставляемому и программе наставничества, устойчивость к влиянию стереотипов и предшествующего опыта;
- принцип индивидуализации и индивидуальной адекватности, предполагает реализацию программы наставничества с учетом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемого с целью развития целостной, творческой, социально адаптированной, здоровой личности;
- принцип равенства признает, что программа наставничества реализуется людьми, имеющими разные гендерные, культурные, национальные, религиозные и другие особенности.
Задачи наставничества:
∙ Улучшение показателей деятельности в образовательной, культурной, спортивной сферах
∙ Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально-продуктивной деятельности в современном мире
∙ Раскрытие личностного, творческого потенциала ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс «Педагог года – 2015». Выступление на педагогическом совете на тему: «Эффективные технологии реализации ФГОС»
laquo;Воспитание духовно - развитой личности школьника на уроках литературы и во внеклассной деятельности в информационно – образовательном пространстве в рамках перехода на федеральные образов...
Учащиеся, ВНИМАНИЕ! Конкурс "БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА"
Открытие нового сезона конкурса для школьников пройдет в формате трехдневного онлайн-марафона с 26 по 28 марта 2021 года....
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА в рамках Всероссийского конкурса «Большая перемена» (по итогам обучения на курсах повышения квалификации педагогов-наставников финалистов 2021 г.)
Данная Программа наставничества авторская (автор имеет многолетний стаж подготовки победителей разного рода конкурсов, в том числе победителей конкурса «Большая Перемена» в 2020 и 2021 год...
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА победителя Всероссийского конкурса «Большая перемена» среди 5-7 классов
Программа наставничества МАОУ лицей №27 г. Улан-Удэ на 2021 год (далее – Программа) отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и на...
"Я-классный руководитель!". Работа-призёр Всероссийского конкурса "Большая перемена".
В данной презентации представлена моя работа с классом по всем направлениям воспитательной работы. Не только я воспит...
Планирование дальнейшей работы с победителем конкурса Большая Перемена
Материал содержит перспективный план работы с победителем конкурса Большая Перемена, включая подробное описание приемов и методов работы с наставляемым для его дальнейшего развития...
Участие во Всероссийском конкурсе "Большая перемена"
Большая перемена...