Выступление на педагогическом совете. Черных И.Г. Тема: «Наставник Всероссийского конкурса «Большая перемена»
статья

Черных Ирина Геннадьевна

«Наставник Всероссийского конкурса «Большая перемена»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете.

Черных И.Г.

Тема: «Наставник Всероссийского конкурса «Большая перемена»

Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений с подростком как технологии интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей.

Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития. В основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку, способность увидеть в ученике личность. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение, совместную деятельность, общение, эмоциональную связь участников. К принципам наставничества, учитывая возраст ребенка, можно отнести следующее: не поучать подростка, не противопоставлять свое мнение; не уничтожать дивергентное мышление; помогать: поощрять; сотрудничать.

 Наставник способен     стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.

Вопрос наставничества привлекает внимание педагогического сообщества прежде всего как востребованная и актуальная практика в социальной и образовательной сферах.

Наставничество становится неотъемлемым компонентом современной системы образования, так как:

         создает новую плодотворную сферу, в которой раскрывается потенциал всех участников процесса

        это полноценный источник обогащения опытом

Универсальность технологии наставничества позволяет применять ее для решения целого спектра задач в работе с детьми, обладающими высокими интеллектуальными способностями, лидерскими качествами, способностью к творческому мышлению

Работу необходимо начинать с диагностики способностей и трудностей ребенка. Наблюдение может проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащегося.

Предполагаемые формы работы:

        Диалоговые технологии (беседы на тему творческой самореализации)

        Интерактивные технологии (посещение мероприятий, мастер-классы наставника, совместные занятия наставника и наставляемого в соответствии с интересами друг друга, помощь в подготовке к олимпиадам, конкурсам)

        Тренинговые технологии (проведение занятий с элементами тренинга, обсуждение слабых и сильных сторон, индивидуальных планов развития наставляемого)

Целевые группы реализации   наставничества: наставник, конкурсант, родители.

        Исходя из потребностей в данной целевой модели наставничества

 приоритетными являются следующие формы наставничества:

        «Наставник – конкурсант» «конкурсант – конкурсант», «наставник – родитель».

Еще одна из форм работы – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний.

Другой формой работы при наставничестве является совместная работа над проектом, использование информационно-коммуникативных технологий

Одна из важнейших целей при работе - создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.

По результатам многих психологических исследований, развитие креативности учащихся происходит при обеспечении условий, благоприятных для творчества: создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам), появление все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности (найти ответы), использование различных видов мышления, стимулирование оценкой для анализа ответов, а не для награды или осуждения, создание атмосферы понимания.

Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности. Внедрение программы наставничества обеспечит системность и преемственность наставнических отношений.

 

Цель и задачи   наставничества

Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях.  Целью становится создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации молодых педагогов и студентов-практикантов.

Реализация    наставничества в учреждении наиболее эффективна с опорой на следующие принципы:

- принцип научности;

- принцип системности;

- принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого ценностей, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческих ценностей;

- принцип личной ответственности по отношению к наставляемому и программе наставничества, устойчивость к влиянию стереотипов и предшествующего опыта;

 - принцип индивидуализации и индивидуальной адекватности, предполагает реализацию программы наставничества с учетом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемого с целью развития целостной, творческой, социально адаптированной, здоровой личности;

- принцип равенства признает, что программа наставничества реализуется людьми, имеющими разные гендерные, культурные, национальные, религиозные и другие особенности.

 

Задачи   наставничества:

        Улучшение показателей деятельности в образовательной, культурной, спортивной сферах

        Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально-продуктивной деятельности в современном мире

        Раскрытие личностного, творческого потенциала ребенка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс «Педагог года – 2015». Выступление на педагогическом совете на тему: «Эффективные технологии реализации ФГОС»

laquo;Воспитание духовно - развитой личности школьника на уроках литературы и во внеклассной деятельности в информационно – образовательном пространстве в рамках перехода на федеральные образов...

Учащиеся, ВНИМАНИЕ! Конкурс "БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА"

Открытие нового сезона конкурса для школьников пройдет в формате трехдневного онлайн-марафона с 26 по 28 марта 2021 года....

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА в рамках Всероссийского конкурса «Большая перемена» (по итогам обучения на курсах повышения квалификации педагогов-наставников финалистов 2021 г.)

Данная Программа наставничества авторская (автор имеет многолетний стаж подготовки победителей разного рода конкурсов, в том числе победителей конкурса «Большая Перемена» в 2020 и 2021 год...

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА победителя Всероссийского конкурса «Большая перемена» среди 5-7 классов

Программа наставничества МАОУ лицей №27 г. Улан-Удэ на 2021 год (далее – Программа) отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и на...

"Я-классный руководитель!". Работа-призёр Всероссийского конкурса "Большая перемена".

        В данной презентации представлена моя работа с классом по всем направлениям воспитательной работы.         Не только я воспит...

Планирование дальнейшей работы с победителем конкурса Большая Перемена

Материал содержит перспективный план работы с победителем конкурса Большая Перемена, включая подробное описание приемов и методов работы с наставляемым для его дальнейшего развития...