Патриотическое воспитание
статья
Выступление на МО классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.docx | 46.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО классных руководителей Примак Н.Ж.
ТЕМА: РЕЗЕРВЫ СОВРЕМЕННОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
На сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся является необходимым. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. Среди поставленных на современном этапе перед школой задач присутствует задача по формированию гражданско-патриотического воспитания школьников. Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой комплекс политического, патриотического, правового и нравственного образования, которое реализуется через учебное время, а особенно внеклассную работу. Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся. Патриотическое воспитание обучающихся в школе — также, является одним из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Для более глубокого исследования проблемы патриотического воспитания необходимо рассмотреть понятия «патриотизм», «гражданственность», «патриотическое воспитание» и «гражданское воспитание», а также их соотношение.
В словаре С. И. Ожегова патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Г. Н. Филонов определяет гражданственность, как комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им социально-ролевых функций — осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых отношений, межнациональных и межличностных отношений. Для того чтобы соотнести понятия «патриотическое» и «гражданское воспитание» необходимо внести определенность в трактовку самого понятия «воспитание». Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. Школа призвана постепенно формировать у учащихся любовь к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого. Ученые выделяют конкретные направления в содержании патриотического воспитания. В. П. Лукьянова выделяет 8 компонентов гражданско-патриотического воспитания: культурно-историческое, военно-историческое, духовно-нравственное, правовое, военно-техническое, физическое, психическое, профессионально — деятельностное.
Культурно–исторический компонент предполагает ознакомление со знаменательными событиями в истории России, ее переломными моментами, где народ проявил самоотверженность, стойкость и героизм; воспитание гордости за русский народ, его патриотизм, проявившихся в годы суровых испытаний; воспитание любви и благодарности к предкам, таланту русского народа и его созидательному труду.
Военно-исторический компонент предполагает изучение этапов героического прошлого нашей Родины, борьбы русского народа от многочисленных врагов; изучение этапов развития и укрепления новых воинских традиций.
Духовно-нравственный — привитие таких ценностей как гражданственность; формирование высокой социальной активности; выработка правильных подходов к определению истинных и приходящих ценностей в вопросах патриотизма и гражданственности.
Правовой компонент предполагает изучение законов, разъяснение ответственности за их выполнение как фактора развития гражданской зрелости, сознательного отношения к своему поведению; воспитание уважения к законам Российской Федерации, нормам коллективной жизни.
Военно-технический компонент предполагает воспитание убежденности в необходимости защиты Отечества в современных условиях; понимание каждым человеком своей роли и места в выполнении задач по защите Отечества; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для выполнения обязанностей по военной службе.
Физический компонент — сохранение, укрепление и коррекция здоровья, улучшение физического состояния; выработка способности молодого человека сохранить свое здоровье и жизнь.
Психологический компонент предполагает формирование устойчивого положительного отношения к воинской службе; воспитание морально-психологической готовности отстаивать национальные ценности в области патриотизма; профилактика негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности.
Профессионально-деятельностный — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству; притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности; развитие способности результативно и с высокой эффективностью выполнять обязанности и достигать конкретных целей; формирование умения прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
Для реализации этих компонентов предполагается применение соответствующих форм организации деятельности на уроках, во внеурочное время, внешкольных и общественных организациях: По В. И. Косолапову и И. И. Мозосзону:
- словесные формы (собрания, сборы, линейки, лекции, доклады, конференции, диспуты, встречи, ученические газеты);
- практические формы (походы, экскурсии, олимпиады, конкурсы работ, поисковая работа, экологическая деятельность, кружки, субботники);
- наглядные формы (школьные и классные музеи, галерея героев, выставки, тематические стенды).
По И. С. Марьенко:
- формы организации и руководства жизнью ученического коллектива (собрания, совещания, заседания актива, дежурства, отчеты);
- информационно-массовые формы (уроки, доклады, беседы, тематические вечера, линейки, конференции, встречи);
- действенно-практические (агитбригада, экспедиция, туристический поход);
- синтетические формы (школьный клуб, огонек, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, книг);
- формы индивидуальной работы (консультации, беседы, выполнение заданий и поручений).
При формировании гражданско-патриотического воспитания необходимо опираться на соответствующие формы организации деятельности. Все они, несомненно, несут вклад в поднятии уровня гражданско-патриотического воспитания.
Так же при организации гражданско — патриотического воспитания можно опираться на классификацию методов воспитания, предложенной Ю. К. Бабанским:
- методы формирования сознания (понятий, законов, взглядов, убеждений, идеалов), то есть словесные и наглядные методы;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (постановка задач, предъявление требований, поручения, упражнения, приручения к выполнению норм поведения);
- методы стимулирования и мотивации поведения (поощрение, наказание, создание ситуаций эмоциональных переживаний, игровых ситуаций);
- методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения. Большую роль в воспитании патриотизма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего — это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.
Согласно определению А. А. Аронова, система патриотического воспитания — это единство и совокупность целей и задач, содержания и принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающие целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение школьников с целью всесторонней подготовки их к выполнению своего патриотического долга.
Патриотическое воспитание, согласно Государственной программе и Концепции патриотического воспитания, это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Главная направленность гражданского воспитания — формирование у воспитанников чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за безопасность, процветание Родины, ее продвижение по пути прогресса. Гражданское воспитание определяется уровнем развития в обществе демократии, гуманности и востребованности гражданских качеств его членов. Среди гражданских качеств личности выступает ответственность — осознание человеком реальных проблем своей страны и готовность защищать ее интересы.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, составляющих социальную, правовую и духовно-нравственную целостность личности.
Итак, выделим основные рекомендации, направленные на формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе:
1) Руководствоваться нормативно-правовыми документами в области гражданско-патриотического воспитания.
2) Осуществлять системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создавать условия для его самопознания и самовоспитания.
3) Формировать чувство ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации, толерантности, гражданского долга; любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
4) Осуществлять мониторинг развития и формирования гражданско-патриотических качеств у учащихся.
5) Приобщать к работе по патриотическому воспитанию родителей, что должно способствовать более успешному решению проблемы.
6) Подобрать адекватные возрасту формы и методы воспитательной работы при организации процесса гражданско-патриотического воспитания.
Таким образом: под гражданско-патриотическим воспитанием мы понимаем специально организованный процесс, направленный на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Формирование гражданско-патриотического воспитания у школьников будет зависеть от следующих условий, если:
- работа будет осуществляться во взаимодействии администрации школы, педагога-психолога, социального педагога, классными руководителями, педагогическим коллективом школы и внешкольными организациями;
- будут учитываться все компоненты гражданско-патриотического воспитания учащихся;
- будут соблюдены рекомендации по повышению уровня гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Форма мероприятия | Примерные темы |
Тематические уроки | 1. Уроки Памяти «Недаром помнит вся Россия …» (1-11 кл) |
2. Диспут "Дети блокадного Ленинграда" по книге Е. Верейской "Три девочки" (6-7 классы) | |
3. Урок мужества "Ленинградская победа" (7-8 классы) | |
4. Уроки Мужества «Колокола нашей памяти», посвященные битве за Москву (1-11 классы) | |
5. Урок мужества: «И шли на войну девчата…» «У войны не женское лицо…» с приглашением ветеранов войны и труда | |
Конкурсы | 1. Конкурс рисунков «Оружие, доспехи 1812 г.» (1-4 классы) |
2. Конкурс кроссвордов «Герои войны 1812 г.» (5-8 классы) | |
3. Конкурс творческих работ «История моей семьи в Великой Отечественной войне». Рукописная книга памяти (старшие классы) | |
4. Конкурс ретро-фотографий «Загляните в семейный альбом» - история одной фотографии. «Дню Пионерии посвящается» | |
5. Конкурс кроссвордов «Герои войны 1812 г.» (5-8 классы) | |
6. Участие в конкурсе «Защитники Отечества» среди военно-патриотических объединений школ | |
Классные часы 1-4 класс | 1. «Дети военной поры» |
2. «Первая победа в Великой Отечественной войне» | |
3. «О подвигах, о доблести, о славе» | |
Классные часы 5-8 классы | 1. «Помни имя свое!» |
2. «Русский характер» | |
3. «Есть слово такое – выстоять!» | |
4. «Наш край в годы войны» | |
5. «Помни, что когда-то шли на бой ребята» | |
Классные часы 9-11 классы | 1. «Они сражались за Родину!» |
2. «Героические подвиги наших земляков» | |
3. «Он тогда не вернулся из боя» | |
4. «Полководцы Великой Отечественной Войны» | |
Выставки, уроки в школьном музее | 1. Организация в библиотеке тематической экспозиции, посвященной 200- летию победы России в Отечественной войне 1812 г. |
2. Музейные уроки «Колокола нашей памяти» | |
3. Участие в смотре-конкурсе залов, музеев, экспозиций боевой славы. | |
Экскурсии, участия в городских мероприятиях | 1. Экскурсии в краеведческий музей |
2. Акции «Милосердие», «Ветеран живет рядом», «Георгиевская ленточка», «Мы граждане России», «Свет в окне» - шефство над ветеранами | |
3. Трудовая вахта памяти по благоустройству памятников военной истории «Подвиг в камне и бронзе» | |
Открытые мероприятия | 1. Открытое мероприятие на параллель «Бессмертен тот, кто Отечество спас!», посвященное победе в Отечественной войне 1812 г |
2. Открытое мероприятие на параллель «Я – гражданин России!», посвященное Дню Конституции. | |
3. Открытое мероприятие на параллель «Есть такая профессия – Родину защищать!» ко Дню защитника Отечества. | |
Музыкальные мероприятия | 1. Конкурс инсценированной песни «Споемте, друзья!» |
2. Литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам!», посвященная Дню Победы. |
Патриотическое воспитание старшеклассников
Воспитательная деятельность в старших классах несколько отличается от начальной школы. Пример и воспитательные методы уступают место темному взаимодействию педагога и учеников в совместной деятельности. Такое взаимодействие направлено на воспитание у старшеклассников патриотических чувств и гражданского сознания. Наиболее успешной формой патриотического воспитания является внеклассная деятельность, которая может сочетать разные виды деятельности.
Неформальная обстановка, дружеская атмосфера и позитив положительно влияют на учащихся-подростков. Такая работа помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого из учащихся, которые не всегда заметны педагогу на уроке. Включать старшеклассников в различные школьные мероприятия правильно и полезно. Это обогащает их личный опыт. Патриотизм тесно переплетается с духовно-нравственным и трудовым воспитанием, поэтому решая одну задачу, помогаем в решении других.
Важное педагогическое условие патриотического воспитания подростков – наличие программно-методического обеспечения. Должна быть разработана (желательно, педагогом) программа по патриотическому воспитанию учащихся старших классов, направленная на формирования и у них сознания, чувства верности своей Отчизне, готовности к выполнению своего гражданского долга, укреплению дружеских отношений к народам Российской Федерации.
Мероприятия по патриотическому воспитанию в школе
Внеклассная образовательная деятельность – основная форма патриотического воспитания в общеобразовательной школе. Цель проведения внеклассных мероприятий в том, чтобы дать учащимся возможность осмыслить значимость определенных исторических событий в жизни нашей страны и ее народа.
Школьные мероприятия могут иметь следующие формы:
- Праздник (концерт);
- Тематический урок;
- Экскурсии к памятным местам или монументам;
- Конкурсы (внутри класса и между классами);
- Тематические выставки;
- Организация школьного музея и музейные уроки;
- Открытые уроки;
- Тематические классные часы;
- Показ патриотических и документальных фильмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)
Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....
Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс
Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс«Патриотическая личность»Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья СергеевнаСроки реализации: 2005-2010 ...
Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия
Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...
«Патриотическое воспитание» План и тематика мероприятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса.
Патриотическое воспитание. План и тематика занятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса....
Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О
В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...
Статья "Роль патриотического воспитания в формировании патриотического сознания учащихся общеобразовательной школы"
Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения вносит внеклассная работа и очень важны для ребят концерты, на которые приходят ветераны, они являются примером героизма, мужества и о...
Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы
Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...