Патриот России
классный час (7 класс)
Разработка классного часа по теме патриотического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriot_rossii.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 5 классе на тему
«Патриот России»
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином», «быть патриотом».
Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно делать выводы, отстаивать свою точку зрения; учить вести диспуты, умениям исследовательской деятельности; воспитывать любовь к Родине, Отечеству; развивать творческие способности учащихся.
Подготовительная работа:
составить вопросы для обсуждения;
подобрать цитаты по теме;
выступление по вопросам;
написать сочинение “С чего начинается Родина”;
подготовить презентацию по теме.
ЦИТАТЫ:
“ Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.
Пётр Багратион
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Н.А. Некрасов.
«Поэтом можешь ты не быть,…
НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН!»
Н.А. Некрасов.
“Патриотизм - убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”.
Бернард Шоу
“Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”
Джон Кеннеди
“Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.
Владимир Путин
Ход урока
Социальный ролик «Россия – это мы!»
Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. По словам президента Российской Федерации В. В. Путина, «России сегодня необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме»
Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Видео «Путин. Национальная идея России»
Учитель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить, что же такое патриотизм и, на сколько мы с вами патриоты? Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности. Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям. Тема нашего разговора посвящена понятию гражданственности и тем составляющим, которые входят в это понятие. Необходимость поговорить, об этом вызвана тем, что в ближайшее время в нашей стране отмечались большие народные праздники и проходили политические события.
И сегодня нам нужно ответить на такие вопросы, как:
- Что такое патриотизм?
- Что такое Родина?
- Кого можно назвать гражданином? Ребята, определений этим терминам несчетное количество. А как вы думаете, что же наилучшим образом может для описания Патриотизма (распечатки)
“Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.
На экране: “Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков.
Гражданин, кто это? (распечатки)
1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями; 2) Взрослый человек, а также форма обращения к нему.
«Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа»
Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, который закручивают по желанию посторонних. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.
Кого же называют гражданином? (Предлагается 3 варианта ответа, учащиеся работают в группах.)
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин? Я предлагаю вам по определению определить качества гражданина, которыми он должен обладать.
Любовь ко всем людям, человечность. (Гуманизм)
Если люди тебя уважают, Часто просят дать им совет. И тебя очень многие знают Значит, завоевал ты… (Авторитет)
Это качество ассоциируется, прежде всего, с мамой, которая оберегает вас всю жизнь. (Заботливость)
Почтительное отношение, основанное на признании человеческих достоинств. (Уважение)
Качество, характеризующее человека на которого всегда можно положиться. (Надежность)
Какое чувство испытывает человек к другому человеку за оказанную помощь, поддержку. (Благодарность)
Подбери те синоним к слову правдивость. ( Честность)
Человек, обладающий яркой индивидуальностью. (Личность)
Представьте, вам поручили оформить кабинет к Новому году: А) Вы бы отложили все дела и занялись оформлением кабинета. Б) Оформили бы кабинет, когда будет свободное время. В) Перепоручили бы другому однокласснику. (при ответе А, учитель задает вопрос) Каким качеством обладает каждый из вас? (Ответственность)
Учитель: - Как вы думаете, какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы на экране):
Патриотизм
Боль за родную природу
Высокая нравственность
Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине
Вывод - Еще раз озвучим качества настоящего гражданина. Гражданин должен быть: гуманный, заботливый, надежный, ответственный, уважать всех окружающих, быть честным, и конечно быть личностью с большой буквы.
Учитель: у каждого гражданина есть свои права и обязанности, их много. Все права и обязанности записаны в основном законе нашего государства. Как он называется? На слайде из рассыпавшиеся буквы соберите слово:
ЯНСТИЦУТИО (конституция)
Учитель: Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?
Школьник - это гражданин?
Ребята, а в каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?
“Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте или это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание?
Дополните до фразы, пользуясь словами для справок
знать (права)
выполнять (обязанности)
любить (свою Родину)
охранять (территорию)
беречь (природу)
гордиться (культурой, языком)
приумножать (богатства)
Задание «Составь пословицу о Родине» (работа в парах)- дано начало пословицы, надо найти вторую часть. Прочитать.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
Чужбина — калина, родина — малина.
Родной край – сердцу рай.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Родина – мать, чужбина – мачеха.
Береги Родину, как зеницу ока.
Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Если народ един, он непобедим.
Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт.
3.Послушайте одну историю.
Жил-Был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».
По его понятиям, его страна была бедная, а народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят», мне с ними не по пути», решил Человек. Собрал вещи и решил поехать за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась – и деньги появились. Но только почему-то не радостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочет отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».
-Давайте подумаем: когда так говорят?
(дети отвечают)
-Почему же человек заскучал?
(выслушиваются ответы детей)
-Человека замучила тоска по родине, которую он оставил, по людям, которые были ему когда-то дороги.
Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись домой, открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина».
Такое состояние называется – «ностальгия». Ностальгия – это тоска по родине.
-Кто-нибудь из вас испытывал это чувство?
(дети отвечают)
4.Есть пословица о Родине – “Одна у человека мать, одна у него и родина”.
Любовь к родине – чувство, очень личное, глубокое, тихое. Родину не выбирают.
Вы родились в России.
Какие ассоциации у вас с этим словом?
На каждую букву из слова Россия назовите ассоциацию (структура «РАУНД ТЭЙБЛ»)
Ученики:
Р – родина О – особенная,одна,огромная С – славная,сильная С – смелая,свободная И – искусная, историческая,идеальная Я – ясная,яркая,я.
- Самое главное, самое важное - право человека на жизнь.
-А какова ваша главная обязанность? Хорошо учиться.
Видео «Мульти Россия»
Тренинг.
Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.
У соседей случился пожар…
Срочно потребовалось сдать кровь больному…
Возникла необходимость съездить за лекарствами постороннему человеку…
Можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками?.
Ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым островкам своего города.
Молодые люди участвуют в восстановлении храма.
Ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны.
Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?
Приведите примеры гражданского поведения.
Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его родного края - он работает в экологическом отряде и сажает деревья. Он помогает содержать в порядке свой двор и никогда не бросает бумажки на землю. Вечером в парке он не сидит с ногами на скамейке и не разламывает ее перед уходом.
Гражданин хранит прошлое своей страны и участвует в восстановлении памятников старины.
Гражданин понимает, что люди никогда не были равны и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм.
Вывод: Таким образом, гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных ситуациях. Все зависит от самого человека, его гражданской позиции. Стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо своей Родины, ибо каждый должен понимать, что “ Россия без нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись”.
Вопросы для обсуждения:
1. С чего начинается Родина?
-Как вы понимаете слова ‘’Родина’’ ‘’Патриотизм’’?
-Считаете ли вы себя патриотом? Почему?
-Какие поступки надо совершить, что бы их считали патриотическими?
-Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
2. Гордитесь ли вы своей страной?
-В какие моменты испытываете национальную гордость?
-Интересуетесь ли героическим прошлым нашей страны? Испытываете ли горечь за поражения и ошибки?
-Устраивает ли вас гимн нашей страны, какие вызывает эмоции?
-Что такое национализм?
3. Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?
-Нужны ли стране профессиональные военные?
- Кто из вас хочет поступить в военные училище?
-Престижна ли профессия офицера?
-Вы за или против службы в армии?
4. С чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание?
-Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
-Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека?
-Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как относитесь к взаимовыручке?
- Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?
- Есть ли у вас предмет для подражания? Кто?
Работа с текстом.
Учитель: В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем о выдающемся Гражданине. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.
- Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?
Учитель: Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.
Каждый гражданин любой страны должен любить и уважать свою Родину, её традиции.
Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.
Заполнение листков.
соблюдение Конституции и законов
уважение прав и свобод других лиц.
обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании
обязан платить законно установленные налоги и сборы
обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
Долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации является защита Отечества.
Игра «Нас с тобой объединяют обязанности»
Кидают друг другу мяч со словами: «Нас с тобой объединяют обязанности…(хорошо учиться, бережно относиться к природе, проявлять уважение к старшим, изучать историю и культуру страны). Если принимающий мяч согласен с обязанностью, он говорит: «Спасибо, я согласен». Если не согласен : «Спасибо, я подумаю».
Учитель: Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Котневского:
У каждого заботой Своей Глаза полны, Наша Родина не что-то, Она сегодня - мы. У каждого дорога Своя или тропа, Но пусть нас очень много, Мы все ее судьба. Она не позабудет Ни света и ни тьмы, Она такою будет, Какими будем мы. И ей, одной - единой, В любые времена Не спрячешься за спины Хоть широка страна.
9.Взгляд в будущее. Цветик-семицветик.
Вы граждане России, именно от вас зависит будущее.
– Вы когда-нибудь задумывались том, какой бы вы хотели видеть свою родину в будущем?
Давайте заглянем в будущее.
Я хотела бы, чтобы задействовали свою фантазию и представили, какой прекрасной станет Россия в будущем.
Закройте глаза, представьте, что вы спите и видите свою Родину через много.
– Кто доволен увиденным образом будущего? – Что там больше всего понравилось?
Все ваши планы обязательно сбудутся
Берегите Россию – нет России другой.
Работа в группах. Одна группа придумывает герб класса, другая - флаг
Учитель: Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках.
Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.
Подведение итогов
Вернемся к началу классного часа. Что же ставить в предложении «Я - гражданин России»: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восклицательный знак?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение общероссийского конкурса "Патриоты России"на 2011-2012 годы
Положение общероссийского ежемесячного конкурса "Патриоты России" на 2011-2012 годы...
Конкурс "Патриоты России" задания на сентябрь
Задания на сентябрь 2011 года. 100 вопросов и темы сочинений и эссе...
Программа "Патриоты России"
Программа "Патриоты России" направлена на воспитание патриотизма, гражданского долга, национальногосамознания...
Доклад на научно-практическую конференцию школьников "Растим патриотов России"
Работа состоит из доклада и видеоролика, поясняющего текст докладчика. Основная идея работы это установление основных причин исчезновения деревень и сел в России. Доклад построен на статистике по Омск...
Растим патриотов России
Статья...
Программа патриотического воспитания "Я - патриот России!"
В современном мире трудно прожить без любви. А любить свою Родину - значит любить себя! Воспитать патриота - цель нашей программы....
Программа патриотического воспитания учащихся: «Патриот Ямала – патриот России»
Цель программы:развитие у учащихся патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, отражающей сопричастность к делам и достижениям старших поколений; формирование активной жизнен...