Классный час на тему: "Патриотическое воспитание"
классный час (8 класс)
Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.ch_.patriotizm.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 8 классе на тему:
«Патриотическое воспитание»
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»,
«быть патриотом».
Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно делать
выводы, отстаивать свою точку зрения; учить учащихся умению ведения диспута, умениям исследовательской деятельности; воспитывать любовь к Родине, Отечеству; развивать творческие способности учащихся;
Подготовительная работа:
- составить вопросы для обсуждения;
- провести анкетирование;
- подобрать цитаты по теме;
- оформить зал;
- выступление по вопросам;
- написать сочинение “С чего начинается Родина”;
- подготовить презентацию по теме.
Ход занятия
Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это является целью урока “Необходимо ли патриотическое воспитание?”.
На экране представлены ЦИТАТЫ:
- “Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.
Пётр Багратион
- “Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”.
Бернард Шоу
- “Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя», - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”
Джон Кеннеди
- “Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.
Владимир Путин
Учитель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить, что же такое патриотизм и на сколько мы с вами патриоты? Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
И сегодня нам придётся ответить на такие вопросы, как:
- Что такое патриотизм?
- Что такое Родина?
- Кого можно назвать гражданином?
Ребята, определений этим терминам несчетное количество. А как вы думаете, что же наилучшим образом может для описания Патриотизма (распечатки)
“Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.
На экране: “Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков.
Гражданин, кто это? (распечатки)
«Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа»
Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, который закручивают по желанию посторонних. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.
Учитель: Как вы думаете, какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы на экране):
- Патриотизм
- Боль за родную природу
- Высокая нравственность
- Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине
Учитель: Гордитесь ли вы своей страной и считаете ли вы себя патриотом?
Учащийся: Нами было проведено анкетирование среди учащихся 8 классов. Вот какие результаты мы получили
- Считаете ли вы себя патриотом?
- Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
- Хотели ли вы уехать из России?
- Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности?
- Вы за или против службы в армии? Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
- Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?
- Есть ли пример для подражания? Кто?
Учитель: Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?
Школьник - это гражданин?
Ребята, а в каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?
“Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте или это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание?
Работа с текстом.
Учитель:В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем о выдающемся гражданине. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.
- Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?
Учитель: Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.
Каждый гражданин любой страны должен любить и уважать свою Родину, её традиции.
А мы вернемся к третьему термину, что же такое РОДИНА (распечатки)
“Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит”.
Игра «Символы РФ»
Ребята, самое время проверить, на сколько Вы граждане своей страны. Наш гражданский долг также включает знания “Государственных символов Российской Федерации”.
Как настоящие патриоты своего Отечества мы, прежде всего, должны знать государственные символы.
1.Назовите, какие предметы могут являться государственными символами страны? (флаг, герб, гимн)
- Итак, мы выяснили, у каждой страны, в том числе и у России есть три основных символа - герб, флаг и гимн, они неразрывно связаны с государством, с их помощью легко можно отличить одно государство от другого. Теперь мы переходим к следующему заданию.
2. Из предложенных вариантов выберите герб Российской Федерации. Ученики должны выбрать герб РФ и описать его.
- Слово учителя: Этот герб был утвержден в декабре 2000 г. В федеральном законе “О государственном гербе РФ”.
- Обсуждаем попутно, подумайте, где помещают изображение герба? (На зданиях правительства, официальных документах, паспортах, пограничных столбах, штандарте президента и т. д.)
3. Из предложенных вариантов выберите флаг РФ?
- Вот как звучит описание флага в федеральном законе “О государственном флаге РФ” от 8 декабря 2000 года. Государственный флаг РФ представляет собой полотнище из трех равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета.
4. Что означают цвета на флаге? (Задание на развитие творческого мышления, ассоциаций).
Учитель выбирает наиболее правильную ассоциацию, комментируя ее.
- Белый цвет – символ мира, частоты, правды, совершенства. Синий цвет – символ верности, веры, постоянства. Красный цвет – символ энергии, крови, пролитой за веру царя и отечества. Все три цвета издавна использовались в народных Костюмах. Из белого и синего полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны из белого и красного полотна.
Когда поднимается флаг РФ?
- Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований, в случае победы наших спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.
5. Как называли первые флаги?
- Первые флаги на Руси называли стягами. Первые упоминания появились в Повести временных лет.
6. Почему на гербе РФ изображен двуглавый орел?
- Изображение двуглавого орла появилось со времен Ивана III. Однозначного ответа, откуда появился двуглавый орел, нет. Священная Римская Империя, Византия, Балканы, Золотая Орда, даже Тверь – какие только версии не выдвигались! Возможно, на выбор Ивана III повлияли разные источники, но ясно одно – двуглавый орел воспринимался, в то время как символ империи, верховной власти государя, объединившего разрозненные княжества в единое целое. Московский правитель заявлял о своем новом положении, о том, что встал вровень с властителями крупнейших держав.
Учитель итог: Все мы должны знать и почитать государственные символы России, поскольку они зримо воплощают, прежде всего, современную Россию, в которой мы живем.
Стихотворение М. Пляцковского “Родина”.
“Родина” - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев
Учитель: “С чего начинается Родина?” Предлагаем вам отрывки из сочинений наших ребят о своей Родине.
ОТРЫВКИ ИЗ СОЧИНЕНИЙ (зачитать)
Учитель: Я думаю, что вы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: “В этой стране …?!” Смысл таков: разве может быть “в этой стране” что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы …. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала…
- Вы согласны с этим?
На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.
- Приведите примеры высокой гражданственности, патриотизма, которые в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.
Учитель: Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках, о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок). Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков.
Учитель: Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Котневского (читает ученик)
У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной - единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.
Учитель: Да, ребята. Мы с вами обозначили тему разговора: «Нужно ли патриотическое воспитание?». Думаю, наше занятие способствовало тому, чтобы сформулировать своё отношение к патриотизму. Растите достойными людьми. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья на тему:"Патриотическое воспитание при обучении физики"
В статье "Патриотическое воспитание при обучении физики" раскрыты основные методы и приемы воспитания учащихся на уроках физики,воспитание патриотов через урок с использованием дополнительных ма...
Статья по теме : "Патриотическое воспитание школьников в процессе обучения математики"
. Статья по теме : "Патриотическое воспитание школьников в процессе обучения математики"...
Доклад на тему: "Патриотическое воспитание студентов"
Патриотическое воспитание студентов...
Доклад на тему: «Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной работе».
Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной работе. Непременным компонентом патриотического воспитани...
Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".
Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....
классный час на тему "Патриотическое воспитание"
план-конспект урока на тему "Патриотическое воспитание"в работу входит: 1) Конспект классного часа ...
План по самообразованию на тему: Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельно...