Профориентация школьников
статья
Роль классного руководителя в профориентации учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_klassnogo_rukovoditelya_v_proforientatsii_uchashchihsya.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль классного руководителя в профориентации учащихся
«Желание рождает мечту. Все и всегда начинается с «хочу», потому что желание рождает мечту. Я этого хочу – значит, это будет - вот установка, которой следуют люди, добивающиеся успеха в своей профессии». Эти слова, в полной мере отражают роль и значение профориентационной работы учителей школы.
Помощь старшеклассникам в поиске ответов на вопрос: чего же они хотят в своей будущей взрослой жизни – одно из направлений постоянной работы классного руководителя. С этой целью в школе обычно проводят тесты, классные часы по профориентации, экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами, с представителями разных учебных заведений, родительские собрания по профориентации и другие мероприятия. Классный руководитель ставит перед собой воспитательную цель: содействовать актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.
Для достижения этой цели считаем необходимым решить следующие задачи:
1. Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и
новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции.
2. Проведение просветительской работы среди учащихся и их родителей по
формированию жизненных позиций в выборе профессий.
3. Выявление склонностей к определенным типам профессий, устойчивого
интереса в различных областях знаний.
4. Повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством
вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ
самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
5. Формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства
изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
Алгоритм осуществления педагогических действий:
1) педагогический мониторинг, который проводится в начале каждого учебного года, помогает:
· выявлению интересов, склонностей, образовательных запросов школьников;
· определению предрасположенностей к конкретным направлениям
образовательной деятельности в условиях профильного обучения;
· установлению уровня готовности к профессиональному самоопределению.
Зачастую хорошим инструментом для расширения кругозора человека о мире профессий и своём возможном месте в нём являются профориентационные тесты.
Что такое тест на профориентацию в 9 классе?
Это метод исследования интеллекта, характера, интересов, склонностей ребёнка. Есть много тестов на профориентацию. Они изучают разные стороны личности и способности школьника. Но есть особый вид профориентационных тестов — тесты на профессии: они проверяют способность человека к конкретной профессии. И в 9 классе эти тесты уже можно применять. На этом сайте можно познакомится с разными тестами по профориентации: http://azps.ru/tests/indexpf.html
Пример теста по профессиональному самоопределению.
1. Выбрали ли вы свою будущую профессию?
2. Назовите выбранную вами профессию.
3. Если вы еще не выбрали профессию, то какие профессии вам нравятся?
4. Назовите источники ваших знаний о профессиях.
5. По какому профилю вы собираетесь продолжить обучение в старших классах?
6. Почему вы выбрали именно этот профиль обучения?
7. Предпринимаете ли вы что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии?
8. Какими, по вашему мнению, основными качествами должен обладать специалист той профессии, которую вы хотите выбрать?
9. Какими из этих качеств вы обладаете?
10. Если вы не сможете после окончания школы сразу реализовать свои профессиональные намерения, что будете делать?
Тематики классных часов могут быть разнообразными, но они должны познакомить обучающихся 9 классов с ключевыми проблемами, связанных с темой профориентации.
На что необходимо обратить внимание учащихся в первую очередь:
Что такое профориентация?
Какова цель профориентации?
Понимать различия – что такое должность, специальность, вакансия, карьера, призвание.
При выборе профессии, необходимо знать к какой группе относится выбранная им профессия.
Можно разделить все профессии по признаку профессиональной пригодности (классификация Гуревича).
Первая группа профессий связана с абсолютной профессиональной пригодностью (то есть профессия предъявляет жесткие требования к личностным особенностям человека).
Вторая группа профессий требует относительной профессиональной пригодности (то есть данной профессией может обладать практически каждый человек, но при условии – желания, настойчивости, а значит приложения каких-то целенаправленных усилий).
Следующая, широко использующаяся в профориентации классификация Е.А. Климова, определяет сферу профессиональных предпочтений учащихся и построена на основании существенных признаков труда. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.
В соответствии с этими признаками все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов:
1) «Человек – природа» (Ч-П); 2) «Человек – техника» (Ч-Т); 3) «Человек – человек» (Ч-ч); 4) «Человек – знаковая система» (Ч – З); 5) «Человек –художественный образ» (Ч – Х).
С целью определения доминирующего типа трудовой деятельности учащихся, проводится классный час на тему «Выбор профессии»
В диагностике профессиональной направленности личности школьника вовсе не обязательно изучать множество его индивидуально – психических свойств. Достаточно знание только тех, которые имеют важное значение для каждого типа профессий. \данный вид определения предпочтений ребенка делается вывод, соответствуют ли выбранные экзамены сфере выраженных интересов. Объясняем почему. В особенности это важно, если выбранные ребенком экзамены далеки от сферы интересов. В этом случае рекомендую работать с ребенком и родителями индивидуально.
Любая профессия в разной степени нагружает органы и функции человеческого организма, и поэтому почти каждая профессия имеет свои противопоказания. Принимая решение о выборе профессии, необходимо проконсультироваться с врачом и взвесить свои возможности. Не каждый может стать космонавтом.
Типичные ошибки при выборе профессии:
- выбор профессии под давлением родителей.
Поэтому родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. И об этом важно говорить с родителями на профориентационных родительских собраниях
- неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах.
Иногда выбирают престижную профессию. Например, профессии экономиста, юриста, менеджера, брокера, дилера и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям. Помочь в самопознании могут и родители, и книги о самовоспитании, и учителя, и психологи школы, и, безусловно, специалисты по профконсультации.
- поступление «за компанию».
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья. За компанию. Такой выбор профессии редко бывает удачен.
Знание типичных ошибок при выборе профессии поможет обучающихся от лишних или неверных шагов, сэкономит время, поможет обрести наиболее подходящую профессию.
Заключение
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация. При этом нельзя забывать, что все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться много. Задача же классного руководителя в работе по профориентации помочь учащимся понять, какие качества потребуются для той или иной профессии, какие качества у ребенка уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентация школьников: практические советы.
Выбор профессии — трудный и важный шаг в жизни. Не следует выбирать будущую профессию случайно. Доверяйте профессионалам. Обдумывайте свой выбор с учетом своих спо...
Программа по профориентации школьников "Мой выбор"
Программа по профориентации "Мой выбор" составлена с учётом современных требований для подготовки будущего выпускника, способного ориентироваться в современном мире....
Профориентация школьников. ПРОГРАММА по профессиональной ориентации для учащихся 9 – 11 классов ТРИ ШАГА К УСПЕХУ (основы профессиональной грамотности)
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей. Поэтому нео...
«Профориентация школьников». Методическое пособие для классных руководителей.
Окончательное формирование личности, её моральных качеств и познания себя, своих способностей и интересов происходит в 23-25 лет, а социум требует осуществлять профе...
Формы работы по профориентации школьников
Материал составлен на основе статей из научно методического журнала "Классный руководитель" № 4 за 2012 год....
Профориентация школьников (для учащихся 9-11 классов)
Сценарий мероприятия по профориентации школьников...
Анкета для родителей «Профориентация школьников»
Анкета для родителей выпускников...