Формы работы по профориентации школьников
материал на тему
Материал составлен на основе статей из научно методического журнала "Классный руководитель" № 4 за 2012 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_proforientatsii_shkolnikov.doc | 35 КБ |
formy_raboty_po_proforientatsii_shkolnikov.pptx | 98.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО Классных руководителей.
Васильева Марина Юрьевна
Формы работы по профориентации школьников.
Мы от рождения умеем делать простые выборы: поиграть или отдохнуть, подчиниться или взбунтоваться, рассмеяться или заплакать и многие другие. Но самым сложным для человека является выбор профессии, так как он не заложен в нас природой.
Человеку необходимо понять свои особенности, цели в жизни и на основе этого сделать выбор профессии. При выборе профессии мы выбираем себе и образ жизни. Наши воспитанники не всегда понимают, что свою судьбу и всю жизнь они выстраивают сами. Учитель часто говорит им об этом и пытается направить восприятие учеников в нужном русле. Каждый день желательно воспринимать как сегодняшний ориентир в будущее.
К сожалению не всегда педагоги могут актуализировать детские впечатления, чтобы помочь освободиться от комплексов и страхов. Педагоги должны быть своеобразными психотерапевтами.
Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
Цель системы профориентационной работы – подготовить учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. В систему профориентации входят следующие компоненты: цели и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы.
В работе по различным направлениям определяется круг форм и методов работы – это рассказ о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, приглашение мастера- профессионала в какой- либо области, конкурсы и т. д.
Ознакомление учащихся с профессиями можно проводить по плану:
- Общие сведения о профессиях, краткая характеристика профессии, ее история, основные специальности.
- Производственное содержание профессии. Место и роль профессии в научно- техническом прогрессе, ее перспективности.
- Условия работы и требования профессии к человеку. Санитарно- гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью, степень ответственности, влияние профессии на образ работника и быт, экономические условия.
- Система подготовки к профессии. Путь получения профессии, связь подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе, уровень и объем знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии.
Предметная цель для школьников – строительство своей дороги жизни. Ученикам старших классов можно предложить следующие темы проектов: «Дорога жизни, по которой я иду к судьбе», «Мой путь к карьере», «Дорога, которая ведет к успеху и счастью».
Работа над проектом «Дорога жизни» начинается с мотивации. Для чего это нужно людям, мне? Зачем я живу? В чем моя миссия на Земле? Каково мое предназначение? Можно обратиться к произведениям искусства, биографиям знаменитых людей, родителям.
Каждый ученик должен будет строить свою дорогу жизни и мысленно пойдет по ней. Для ученика важно, чтобы ему никто не навязывал свой жизненный выбор.
Далее мы вместе с учениками должны наполнить смыслом ценности, которыми вымостим дорогу. Каждый определяет их сам. Основные из этих ценностей: доверие, надежда, благодарность, терпимость, совесть, любовь, семья, гражданственность, патриотизм и др.
Затем следует сделать выбор стиля жизни, стиля отношений с людьми и с миром. Человек – хозяин своей биографии. Диалог с прошлым, настоящим и будущим – это та духовная канва, на которой создаются счастье и благополучие.
На одной стороне дороги будут невзгоды и беды, а на другой радость, солнце и счастье.
Можно попытаться вспомнить факты из прошлой жизни и проанализировать с позиции «если бы прошлое можно было изменить, я изменил бы…», «жизнь сложна уже тем, что в ней не бывает черновиков: все прожитое- окончательный вариант».
Теперь можно вымостить дорогу ценностями. Чем больше ценностей и адекватных личностных смыслов, тем значимее дорога, ведущая к цели.
Профконсультация – это система оказания действенной помощи учащихся в их трудовом самоопределении, основанная на изучении личности, без навязывания суждений и подмены права человека на свободу выбора профессии.
Выделяют следующие этапы:
- Подготовительный- ведется в течение всего периода школьного обучения и должна подвести учащегося к осознанному выбору профессии.
- Завершающая консультация- помощь в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Консультацию проводят социальные педагоги, психологи и учителя.
- Уточняющая консультация – осуществляют работники колледжей, училищ и вузов.
Современному обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения. Нести ответственность за них, за себя, за других, умеющий рисковать, искать, творить, создавать. Чтобы стать профессионалом, многим молодым нужна помощь.
Формы работы по профориентации:
1 Для младшего звена подойдут: Классные часы «Профессии наших родителей», «Мои любимые увлечения»; Путешествие в мир профессий, игры, конкурсы рисунков и юных умельцев.
2. Для среднего звена 5-9 классы: ток-шоу «Портрет профессионала», встречи с людьми разных профессий, ярмарка профессий, диспуты «Профессиональные династии – за и против», конкурсы дизайнеров и т.д.
3. Для старшего звена 10-11 классы: час выбора, диспут «Современный профессионал. Кто он?», дискуссия «Профессии, которые будут всегда», Классный час «Карьера карьере рознь, или мой путь к успеху», круглый стол «Образование и профессия в современном мире», форум «Мой выбор», час профессии «Компьютерщик – это звучит гордо», встреча с представителями учебных заведений, час ответов «Что же престижно сегодня? А завтра?», ролевые игры.
Материал взят из научно- методического журнала «Классный руководитель № 4» , Москва 2012 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Система профориентации Система профориентации школьников- это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников
Цель профориентационной работы Подготовить учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему личные интересы и общественные потребности
Формы и методы работы Рассказ о профессиях Беседы Экскурсии на предприятия Встреча с мастером профессионалом Участие в конкурсах
Формула выбора профессии Профессия должна соответствовать: 1. Интересам и склонностям 2. Возможностям и способностям 3. Спросу на рынке труда
Факторы мешающие выбору профессии Увлечение внешней стороной профессии Выбор из соображений престижности Только на основании оплаты труда Под влиянием близкого окружения Отождествление предмета с профессией Перенос позитивного отношения к человеку этой профессии на саму профессию Выбор за компанию Неумение разобраться в своих способностях Незнание или недооценка своих особенностей Предрассудки о некоторых специальностях
Качества, помогающие найти работу Профессиональные (Квалификация, наличие смежных профессий, аккуратность, пунктуальность) Личные (находчивость, ответственность, упорство, терпеливость, чувство юмора, деликатность, уравновешенность, контактность) Способности (художественные, музыкальные, счетные, способность к языкам, механической работе, ручная работа, коммуникативные, способность убеждать, способность к лидерству)
План ознакомления с профессиями Общие сведения о профессиях Производственное содержание профессии Условия работы и требования профессии к человеку Система подготовки к профессии Проектная деятельность («Дорога жизни», «Мой путь к карьере», «Мой путь к успеху») Профконсультации
Проект «Дорога жизни» Мотивация (Зачем я живу? Для чего это нужно людям?) Наполнение смыслом ценностей, которыми будет вымощена дорога Выбор стиля жизни, стиля отношений Анализ фактов из прошлой жизни с позиции «если бы прошлое можно было изменить, я изменил бы…» Профконсультация – система оказания помощи учащихся в их трудовом самоопределении, основанная на изучении личности, без навязывания суждений.
Этапы профконсультации Подготовительный (должен подвести к выбору профессии) Завершающая консультация (помощь в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями. Проводят учителя и психологи. Уточняющая консультация – осуществляется в дни открытых дверей работниками колледжей, вузов.
Требования современного общества Профессионал Знающий свое дело Самостоятельно п ринимающий решения Умеющий рисковать Умеющий творить Умеющий создавать Умеющий искать
Формы работы в начальной школе Классные часы «Профессии наших родителей», «Мои увлечения» Путешествия в мир профессий Игры Конкурсы рисунков и юных умельцев
Формы работы в средней школе Ток- шоу «Портрет профессионала» Встречи с людьми разных профессий Ролевые игры Диспуты «Профессиональные династии – за и против» Ярмарка профессий Конкурсы дизайнеров
Формы работы в старшей школе Час выбора, круглый стол Встречи с людьми разных профессий, разных учебных заведений Дискуссия «Профессии, которые будут всегда» Диспуты «Современный профессионал. Кто он?» Час профессии «Компьютерщик – это звучит гордо» Ролевые игры Час ответов «Что престижно сегодня? А завтра?» Форум «Мой выбор» Классный час «Карьера карьере рознь, или мой путь к успеху»
Литература Журнал «Классный руководитель № 4» , Москва 2012 г.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Состояние и перспективы различных форм работы с одаренными школьниками
презентация к выступлению...
ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Сегодня более актуальным является понимание труда, как сферы деятельности, которая снимает ограничения на доступную и целесообразную деятельность для каждого индивида, именно в таком контексте необход...
Университетские субботы как одна из форм профориентации школьников
Об образовательно-просветительском проекте Департамента образования г. Москвы "Университетские субботы" как одной из форм профориентации школьников...
«Университетские субботы» как одна из форм профориентации школьников»
О проекте Университетские субботы в Татьянинской школе...
Олимпиадное движение в системе образования. Олимпиады - одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками.
Олимпиадные задания по иностранному языку способствуют расширению лингвистического и страноведческого кругозора обучающихся. От участников олимпиады требуется показать не только высокий уровень овладе...
Программа воспитательной работы по профориентации школьников
В последние годы профориентационная работа в образовательных организациях начинается не с 9х классов, а намного раньше. К выпускному классу учщиеся уже осознанно выбирают ВУЗ и будущую профессию. А в ...
Техноквест как одна из форм профориентации школьников
В настоящее время в своей работе я апробирую техническую профориентацию. У нас стали популярны техноквесты. Где ребята пробуются в различных профессиях, «примеряют» условия труда, пытаются...