Статья "Оценка эффективности деятельности воспитателя кадетского корпуса по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков"
статья
В статье рассматривается проблема оценки эффективности воспитательной деятельности педагогов. Автор проанализировал требования Государственного образовательного стандарта и практику комплексного анализа занятий с подростками с помощью традиционных методик, основанных на применении педагогической квалиметрии. Автор описывает критерии, которые в современных условиях позволяют оценить эффективность результатов гражданского и патриотического воспитания кадет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оценка эффективности деятельности воспитателя кадетского корпуса по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного образования, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся[1].
В условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений для достижения основного результата образования – познания мира, эффективной реализации и освоения учащимися образовательной программы, индивидуального развития на основе усвоения универсальных учебных действий необходимо создание единого образовательного пространства.
Задача педагога состоит в том, чтобы максимально использовать воспитательные возможности образовательной среды; связать знания с интересами личности; помочь ребенку занять активную позицию в коллективе и заполнить образовательный процесс личностно, эмоционально-окрашенными событиями; придать общественно-полезную направленность его индивидуальным увлечениям, способностям и потребностям; организовать совместную деятельность детей и взрослых.
Образовательное учреждение – это пространство для проб, посредством которых происходит саморазвитие, самореализация, социализация учащегося, становление его гражданской и патриотической позиции. Школа с её культурой, традициями, системой ценностей и отношений становится фактором совершенствования творческого опыта подростка.
Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, поэтому педагоги призваны применять разнообразные инновационные образовательные технологии, обеспечивающие формирование умений и познавательных мотивов учащихся, рост их творческого потенциала.
Единое образовательное пространство общеобразовательного учреждения включает в себя основное и дополнительное образование как взаимодополняющие компоненты. Основным элементом образовательного процесса является занятие. Его анализ – важная составляющая совместной деятельности эксперта и педагога в условиях административного контроля. Для комплексного анализа занятия удобно использовать методики оценки качества, основанные на применении педагогической квалиметрии.
Для осуществления комплексного анализа занятия в системе воспитания чаще всего используется методика оценки качества, основанная на применении достижений педагогической квалиметрии. Квалиметрия – научная дисциплина, которая изучает проблемы комплексного количественного оценивания качества любых объектов, имеющих материальный или духовный характер [2]. Конечной целью квалиметрии является разработка методик, с помощью которых качество мы можем выразить одним числом.
Общепринятая методика оценки качества занятия включает до 20 и более параметров, обычно объединенных в несколько блоков:
1.Содержание учебного материала (научность, доступность, актуальность, связь с жизнью, новизна, проблемность, оптимальность объема и др.).
2.Оценка эффективности способов деятельности педагога на занятии (рациональность использования времени, темп, чередование видов деятельности, степень наглядности, эффективность использования методических материалов, технических средств обучения и т.п., эффективность контроля за работой учащихся, уровень требований, место и роль оценки знаний, умений и навыков, использование здоровье сберегающих технологий).
3.Общая и коммуникативная культура педагога (стиль поведения, эрудиция, культура речи, тактичность и демократичность общения с учащимися).
4.Оценка основных характеристик деятельности учащихся (степень познавательной активности, творчества, самостоятельности, уровень развития специальных знаний и умений, дисциплинированность, организованность, заинтересованность).
5. Оценка целей и результатов занятия (реальность, четкость постановки цели, степень обучающего и воспитательного воздействия, степень воздействия на развитие учащихся).
Для определения степени проявления каждого качества предлагается пользоваться шкалой от 0 (признак не проявляется) до 2 (признак проявляется в полной мере). И выражать оценку в процентном отношении суммарного числа набранных баллов к максимально возможному числу. Пользуясь набранной статистикой можно оценивать эффективность деятельности педагога.
Однако, традиционные методики не дают возможности определить эффективность деятельности педагога с точки зрения культурного самоопределения подростка (его ориентацию в мире ценностей и смыслов, выбор моделей культуросообразного поведения, содержащихся в окружающем пространстве, развитии его гражданской и патриотической позиции). А ведь самоопределение в культуре – высший уровень личностного самоопределения [3].
От того, какое пространство для культурного самоопределения создаёт педагог и вся система образования зависит благополучие нашего общества в будущем. Важную роль в этом процессе играет воспитательная система образовательного учреждения. В работе воспитательной системы кадетского военного корпуса определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования. Она направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как личную, осознающего ответственность за своё настоящее и будущее.
Возможности общеобразовательных учебных заведений для предпрофессиональной подготовки к службе Отечеству сегодня активно исследуются педагогическим обществом. Актуальность создания воспитательной системы кадетского военного корпуса обусловлена противоречиями между: потребностью общества в создании контрактной службы и необходимостью воспитания гражданина, проникнутого чувством любви к своему Отечеству, готового подчинять свои личные интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать её; возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом, к профессиональной подготовке выпускников современных кадетских корпусов и отсутствием системы педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков в условиях школы; необходимостью развития творческой, активной, социально ответственной, самостоятельной, внутренне свободной, гуманной личности воспитанника и возможностями традиционной организации образовательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях; ожиданиями родителей и реальной педагогической практикой.
Создание кадетского военного корпуса открывает дополнительные возможности для возрождения лучших традиций российского образования и культуры в целях подготовки молодых людей к гражданской и военной службе Отечеству, интеллектуального, культурного, физического и нравственного развития обучающихся, их адаптации к жизни в обществе.
Цель воспитания - развитие у кадет гражданских и патриотических чувств, создание условий для присвоения обучающимися духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у кадет профессионально важных качеств, умений и навыков для готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно на государственной (преимущественно военной) службе. Назначение воспитательного пространства кадетского военного корпуса: воспитание патриотизма и формирование мировоззрения, направленного на осознанное понимание значимости и практической ценности результатов морской деятельности как одной из наиболее наукоемкой отрасли. Для решения этих задач необходимо:
- создание единой функциональной системы образовательных и воспитательных процессов, обеспечивающих сплочение педагогического и ученического коллективов;
- создание условий для подготовки кадет к осознанному выбору профессии, поступлению в высшие учебные заведения по военным и гражданским специальностям в соответствии с их склонностями, способностями и интересами;
- включение в образовательную программу в части внеурочной деятельности предметы, проекты, любые обучающиеся активности в контексте кадетского образования и повысить его качество через использование кадетского воспитания;
- организация работы педагогов, офицеров-воспитателей по методическому обеспечению кадетского воспитания;
- усовершенствование организационно-педагогических условий для реализации кадетского воспитания;
- развитие внешних связей в соответствии с кадетскими традициями и направлениями деятельности.
В России создана богатая традициями система воспитания воинов, положения которой не потеряли актуальности до сих пор. Основной показатель уровня военной культуры – защита Отечества ценою наименьших потерь, затрат сил, средств и времени. По нему можно судить о культурном состоянии армии и общества в целом.
В современных условиях в качестве результата образовательной деятельности, на наш взгляд, необходимо рассматривать:
- выражение отношения подростка к культуре, обществу, самому себе, другим людям в совокупности действий, которые складываются в дальнейшем в образ жизни;
- осмысление подростком социальной значимости своей деятельности;
- способность подростка создавать в своем сознании образ культуры, себя и других людей;
-обусловленность поступков подростка образом культуры, представлением о себе, других людях, обществе, которое существует в его сознании.
Поэтому в качестве критериев оценки, предлагаемых педагогам сегодня разнообразных инновационных образовательных технологий для принятия дальнейшего решения об их использовании следует рассматривать:
- соответствие содержания, предлагаемого подростку на занятии социокультурного опыта гражданским и патриотическим ценностям, смыслам, моделям культуросообразного поведения, принятым в обществе за идеал;
- гуманитарный и диалогический характер взаимодействия;
- ценностно-смысловое единство, т.е. согласованность личностных и социально-значимых целей деятельности;
- использование культуросообразных ситуаций выбора в педагогической практике;
- применение проектных технологий;
- вариативность формы организации педагогического процесса.
Для каждого человека детство – это его историческое прошлое. Деятельность педагога – по сути является проектированием культуры нашего общества в будущем.
Библиографический список:
1. Кривых С.В., Шепель С.М. Возрождение традиций духовно-нравственного воспитания в современной школе // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: Материалы 17-й Международной научно-практической конференции. – СПб.: Экспресс, 2016. – С. 363-367.
2. Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. – СПб: КАРО, 2003. – 384 с.
3. Фастова Е.И. Инновационные педагогические технологии. – Волгоград: Учитель, 2012. – 79 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Педагогика сотрудничества воспитателя кадетского корпуса и родителей кадет"
В достижении этой цели роль воспитателя неизмеримо велика. На мой взгляд, современный воспитатель кадетского корпуса должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценн...
Возможности воспитателя кадетского корпуса в профилактике курения
Курение наносит вред практически всем системам человеческого организма и является привычкой, от которой нелегко избавиться. Однако, общая профилактика курения сводится к формуле "Минздрав предуп...
Об имидже воспитателя кадетского корпуса
На современном этапе развития системы образования актуален вопрос об имидже педагога. Педагогические вузы готовят специалистов, владеющих определенными знаниями и умениями, а человековедческим дисципл...
Методическое пособие по строевой подготовке для офицеров-воспитателей кадетского корпуса
Строевая подготовка является одним из основных предметов в обучении и воспитании кадет кадетского корпуса. Цель строевой подготовки – выработка строевой выправки, подтянутости, выносливости, дисциплин...
реферат на тему: "Имидж офицера-воспитателя кадетского корпуса"
В данном реферате раскрыта личность офицера-воспитателя, его воспитательная работа в повседневной жизнедеятельности ккадетского корпуса....
«Модель деятельности руководителя фотостудии по гражданско-патриотическому воспитанию подростков» (на примере работы фотостудии)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы....
«Организация работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи через деятельность Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» Петродворцового района Санкт-Петербурга»
Описание работы по организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи через деятельность Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»...