Возможности воспитателя кадетского корпуса в профилактике курения
статья (5 класс) по теме
Курение наносит вред практически всем системам человеческого организма и является привычкой, от которой нелегко избавиться. Однако, общая профилактика курения сводится к формуле "Минздрав предупреждает". Поэтому для предотвращения курения молодёжи необходимосоздание и широкомасштабное внедрение профилактических программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurenie.docx | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Потёмкин Алексей Владимирович
Возможности воспитателя кадетского корпуса в профилактике курения
Исследования, проведенные учёными в нашей стране и за рубежом, доказали, что курение наносит вред практически всем системам человеческого организма и является привычкой, от которой нелегко избавиться. Однако, общая профилактика курения сводится к формуле "Минздрав предупреждает", а конкретную помощь желающим отказаться от курения призваны оказывать наркологи. Табакокурение - сложный поведенческий акт, в возникновении и развитии которого принимает участие целый комплекс социальных и психологических условий. Поэтому для предотвращения курения молодёжи необходимо создание и широкомасштабное внедрение профилактических программ.
О масштабах распространенности табакокурения в современном мире позволяют судить опубликованные социологические данные. Согласно оценке [15], к 2000 г. в мире насчитывалось около 1100 миллионов курильщиков, что составляет около трети жителей планеты старше 15 лет. В развитых странах в среднем курит 42 % мужчин и 24 % женщин. В нашей стране распространение курения среди мужчин составляет 63,2 % (около 32 миллионов), среди женщин - 9,7 % (около 6 миллионов). В последнее десятилетие табак является причиной около 30 % случаев смерти в возрасте 35 - 69 лет и еще 14 % в более старшем возрасте [10]. Число курильщиков постоянно пополняется за счет подрастающего поколения, поэтому задача разработки и внедрения эффективных методов профилактики перерастает медицинские масштабы и требует привлечения специалистов социальной сферы и образования.
Мониторинг распространения курения среди детей и подростков 11 - 17 лет, проведённый специалистами Центра профилактики зависимостей (г.Москва) позволил выявить, что в этом возрасте курит 28 - 35 % мальчиков и 12 - 25 % девочек. Отмечено, что с относительной стабилизацией экономического положения в обществе частота курения возрастает. По данным выборочного обследования, в нашей стране начинают курить до 18 лет около 80 % [3]. При этом, чем раньше подросток начал курить, тем больше вероятность того, что он станет регулярным курильщиком. Поэтому значительное внимание должно быть уделено причинам начала курения в детском и подростковом возрасте.
Анализ результатов проведённых нами исследований [12], [14] показал, что значимыми факторами для начала курения являются низкий социально-экономический статус и образование родителей, неполнота семьи, снисходительное отношение к курению в обществе, курение родителей (особенно матери), курение братьев и сестер, сверстников, низкая успеваемость, наличие других вредных привычек, низкая самооценки, низкий социометрический статус в группе. Почему не все дети, пробовавшие курить, становятся курильщиками? Для последних характерно иметь в своем окружении курящих, возможность самим покупать сигареты, мнение, будто сигареты приятны им и окружающим и уверенность, что курение вредно для здоровья [7]. Кроме того, психологи [13] получили сведения о том, что в тринадцатилетнем возрасте подростки одинаково обосновывают вывод, почему не следует курить. Но курящие приводят доводы и в пользу курения. А некурящие не могут назвать привлекательных сторон данной привычки. Этот факт является важным поводом для обоснования необходимости целенаправленно развенчивать мифы о том, что курение способствует релаксации, похудению и т.д.
Роль рекламы табачных изделий в увеличении частоты курения и росте числа курильщиков за счет молодого поколения заслуживает отдельного внимания. По данным статистики в нашей стране до 1991 г. рекламы табака практически не было, но распространенность курения была крайне высокой. Производители сигарет утверждают, что их реклама направлена в основном на выбор покупателями марки сигарет и не влияет особо на приобщение к курению. Вместе с тем, большинство людей начинает курить в подростковом возрасте. Поэтому, нужно оценивать воздействие рекламы на юношескую аудиторию. Некурящие подростки, одобряющие рекламу сигарет, чаще приходят к мысли о целесообразности курения [4], [11]. Многочисленные исследования [12] показывают, что реклама влияет на решение подрастающим поколением вопроса: курить или не курить. А затем уже определяет выбор марки сигарет. По нашему мнению, в сочетании с антитабачной пропагандой реклама табака должна быть запрещена.
В основу первичной профилактики курения должно быть положено мнение, о том, что как ученик овладевает умением читать и писать, так ему необходимо усваивать основы здорового образа жизни. И профилактика – одна из составляющих такого рода программ.
Школьные программы по профилактике курения создаются давно и прошли несколько этапов развития [2], [6]. В 70-е гг. предполагалось, что получение знаний о вреде курения приведет к тому, что школьник не начнет курить. Но повлиять на частоту курения таким способом не удалось. Другая модель основное внимание уделяла личностным особенностям ребенка. Предполагалось, что курение связано с другими поведенческими проблемами и низкой мотивацией достижений в учебе; повышение самооценки, рост самоуважения приведут к снижению частоты курения. Однако и эта модель оказалась неэффективной. Еще одна модель основывается на предположении, что если подростка научить различать социальное влияние и обучить противостоять, то реализация программы достигнет положительного результата. Это обеспечат её четыре компонента: информация о негативных эффектах и следствиях курения; сведения о потворствующих курению влияниях, в особенности сверстников, родителей и средств массовой информации; коррекция преувеличенных представлений о распространении курения среди подростков; тренировка в способах противостояния нежелательным влияниям, в особенности сверстников. Когнитивно-поведенческая модель программы предполагает, что курение - результат научения. Оно является средством удовлетворения социальных потребностей, снятия стресса, аспектом общения. Модель жизненных умений в еще большей мере уделяет внимание помощи подросткам в разрешении проблемы курения. Она использует социально-психологические подходы и приносит обнадеживающие результаты: программа, состоявшая из десяти тренировочных занятий, по данным [5], привела к снижению на 75 % числа случаев начала курения в VIII, IX и X классах.
Т.Глинн [8] сформулировал основные восемь положений школьной профилактической программы: антикурительные мероприятия в школе должны длиться не менее двух лет по пять занятий в каждом классе в VI-VIII классах; программа должна привлекать внимание к социальному воздействию, обучать методам отказа и давать сведения о ближайших последствиях курения; профилактика курения должна быть составной частью школьного обучения; программа должна осуществляться в переходный период от младшего школьного возраста к среднему; необходимо активно привлекать школьников к антитабачным мероприятиям; поощряется вовлечение в них родителей; учителя должны быть адекватно подготовлены; программа должна учитывать культурные особенности популяции.
Внедрение в педагогическую практику кадетского корпуса программы по профилактике курения, основанную на указанных выше положениях позволила снизить прирост курения в юношеском возрасте на 80 %. Используя учебное пособие для учителей "Курение и его профилактика в школе" [1] для занятий в I - XI классах, подготовленное Центром профилактики зависимостей в рамках государственной программы по борьбе с курением, педагоги кадетского корпуса подготовили серию воспитательных мероприятий: конкурс рисунков на антитабачную тему, викторины, представление "Суд над сигаретой", классный час "Курение: "за" и "против"", "Преодоление давления сверстников", "Методы отказа от курения", "Курение и здоровье" и т.д.
Конечно, программа по профилактике курения может просто отдалить начало курения, если общество плохо осведомлено о его негативных последствиях, не создано нетерпимого отношения к курению и нет всеобъемлющих программ профилактики.
1. Александров А.А., Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе. М.: Медиа-Сфера, 1996.
2. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопр. психол. 1997. № 2. С. 3-13.
3. Шальнова С.А. и соавт. Распространенность курения в России. Результаты обследования национальной представительной выборки населения // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 1998. № 3. С. 9-12.
4. Aitken P.P., Eadie D.R. Reinforcing effects of cigarette advertising on underage smoking // Brit. J. Addict. 1990. V. 85. N 3. P. 399-412.
5. Botvin G.J., Eng A., Williams C.L. Preventing the on-set of cigarette smoking through life skills training // Prev. Med. 1980. N 9. P. 135-143.
6. Bryvold W.H. A Meta-analysis of adolescent smoking prevention programs // Am. J. Public Health. 1993. N 83. P. 872-880.
7. Croft J.B. et al. Cigarette smoking behavioral distinctions between experimental nonadaptators and adapters in children and adolescents - A consideration of transitional smoking experience: The Bogalusa heart study // Prev. Med. 1985. N 14. P. 109-122.
8. 10. Glinn T.J. Essential elements of school-based smoking prevention programme // J. School Health. 1989. V. 59. N 5. P. 181-189.
9. 11. Hill D., Borland R. Adults' accounts of onset of regular smoking: Influences of school, work and other settings // Public Health. 1991. N 106. P. 181-185.
10. 15. Peto R. et all. Mortality from tobacco in developed countries: indirect estimation from national vital statistics // Lancet. 1992. N 339. P. 1268-1278.
11. 16. Pierce J.P. et all. Does tobacco advertising target young people to start smoking? Evidence from California // JAMA. 1991. N 266. P. 3154-3158.
12. 18. Preventing tobacco use among young people. A report of Surgeon General. Rockville, MD: US Depart. of Health and Hum. Services, 1994.
13. 21. Stanton W.R. et al. Reasons for smoking or not smoking in early adolescence // Addict. Behav. 1993. N 18. P. 321-329.
14. 23. Tyas S.L., Pederson L. Psychosocial factors related to adolescent smoking: A critical review of the literature // Tobacco Control. 1998. N 7. P. 409-420.
15. 24. World Health Organization: Tobacco or health: First global status report. Geneva, WHO, Tobacco or Health programm, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Педагогика сотрудничества воспитателя кадетского корпуса и родителей кадет"
В достижении этой цели роль воспитателя неизмеримо велика. На мой взгляд, современный воспитатель кадетского корпуса должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценн...
Об имидже воспитателя кадетского корпуса
На современном этапе развития системы образования актуален вопрос об имидже педагога. Педагогические вузы готовят специалистов, владеющих определенными знаниями и умениями, а человековедческим дисципл...
Методическое пособие по строевой подготовке для офицеров-воспитателей кадетского корпуса
Строевая подготовка является одним из основных предметов в обучении и воспитании кадет кадетского корпуса. Цель строевой подготовки – выработка строевой выправки, подтянутости, выносливости, дисциплин...
реферат на тему: "Имидж офицера-воспитателя кадетского корпуса"
В данном реферате раскрыта личность офицера-воспитателя, его воспитательная работа в повседневной жизнедеятельности ккадетского корпуса....
План воспитательной работы старшего офицера-воспитателя кадетского корпуса
План воспитательной работы на год старшего офицера-воспитателя 2 сотни (роты) кадетского корпуса....
Особенности работы воспитателя кадетского корпуса с родителями кадет
Статья для педагогов и родителей. Хорошая психологическая обстановка в семье - залог успешности вашего ребенка. Педагогу необходимо профессионально относиться к вопросу детско-родительских отношений, ...
Статья "Оценка эффективности деятельности воспитателя кадетского корпуса по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков"
В статье рассматривается проблема оценки эффективности воспитательной деятельности педагогов. Автор проанализировал требования Государственного образовательного стандарта и практику комплексного анали...