Когда молчит школьный звонок: о военных страницах советских школ
методическая разработка (9 класс)
Методическая разработка классного часа 1 сентября 2020 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_9_b_klass._1_sentyabrya.docx | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 им. Евдокии Бершанской
муниципального образования город-курорт Геленджик
КОГДА МОЛЧИТ ШКОЛЬНЫЙ ЗВОНОК:
О ВОЕННЫХ СТРАНИЦАХ СОВЕТСКИХ ШКОЛ
Методическая разработка классного часа,
посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Автор:
Матова Анна Петровна,
классный руководитель 9 Б класса.
Г. Геленджик, 2020 год
Дата проведения: 01 сентября 2020 года.
Место проведения: МАОУ СОШ №6 им. Евдокии Бершанской, каб. 162.
Аудитория: 9 Б класс.
Цель: обозначить ценность школьного образования на примере военных историй школ Советского Союза (в период Великой Отечественной войны).
Учитель:
Добрый день, уважаемые ребята, гости!
Сегодня я очень рада вновь видеть вас в нашем классе после долгой разлуки.
Всю весну молчал школьный звонок….
Когда молчит в школьное время звонок – что то происходит необычное, порою трагичное…
Это неправильно….
Всегда взрослые стараются сохранить школьные занятия, даже в сложное военное время.
Из истории, из фильмов вы знаете, что в годы Великой Отечественной войны даже на оккупационных территориях дети продолжали учиться.
Было очень сложно, но стремление школьников военных лет к знаниями, к прогрессу обеспечили послевоенное восстановление страны.
Глубоко в тылу дети учились, а потом помогали взрослым на заводах, на полях.
Я предлагаю вам посмотреть видеоролик «Школы в годы войны» («Советский учитель выиграл Сталинградскую битву» – так называлась статья в одной из военных газет. В ней авторы-генералы с большой любовью рассказывали о своих наставниках, которые воспитали надежных защитников Родины. Да, советскому учителю не пришлось краснеть за своих питомцев – поколение победителей. Педагогические коллективы держали свой фронт у школьной доски. В преддверии великого праздника Победы нам захотелось узнать, как складывалась жизнь нашей школы в годы Великой Отечественной войны, и пополнить фонды школьного музея новыми материалами. В Государственном архиве Пензенской области в фонде 12-й школы г.Пензы периода 1941-1945 гг. мы нашли лишь тоненькое дело, хранящее три документа. Пришлось по крупицам восстанавливать имена и события школьной жизни времен Великой Отечественной войны. Источник - http://podvigzhiv.ru/shkola-v-gody-vo) доступ по ссылке:
Моя бабушка (Иванова Анна Емельяновна), ей сейчас 90 лет, очень хорошо помнит, как в маленькой школе в тылу они писали на газетах, между строк, потому что не было бумаги…
Как увеличивали школьные каникулы, чтобы школьники помогли взрослым посеять зерно, в потом собрать каждый колосок…
Помнит, что домашнее задание приходилось выполнять поздней ночью, потому что другого времени просто не было….
В Геленджике во время Великой Отечественной войны ваши ровесники тоже продолжали учиться.
Только в здании школы №1, что расположена на ул. Кирова школьный звонок молчал….
Потому что там был госпиталь.
В средней школе № 1 располагался 747 хирургических передвижной полевой госпиталь (ХППГ) с сентября 1942 г. по январь 1943 г. Под бомбежкой делали операции, стирали и скатывали бинты, выхаживали раненых.
С осени 1942 года линия фронта установилась в районе цементных заводов Новороссийска. Когда на подступах к Геленджику шли кровопролитные бои, на помощь военным пришло гражданское население. Геленджичане – женщины, старики и подростки превратили свой маленький курортный городок в мощный оборонительный район с несколькими линиями укреплений. В районе Геленджика было построено три сухопутных и один морской аэродром.
Чем могли помогали фронту школьники: посылали на фронт посылки, писали бойцам письма. Вот что сообщает об этом газета “Колхозное Черноморье”: “Учащиеся и педагогический коллектив средней школы № 1 города Геленджика принимают горячее участие в сборе теплой одежды для бойцов Красной Армии. Ими собрано 3 стеганки, 1 шинель, теплые свитера, брюки, 25 пар носков, 4 пары теплых варежек, 4 кг шерсти для теплых носков и многие другие вещи. Собрано 300 рублей денег”.
Вместе с учителями девочки ухаживали за ранеными, размещенными в госпиталях, работая в качестве сан.дружинниц и мед.сестер. Всю эту работу совмещали с учебой, подготовкой к экзаменам. В годы войны школа не прекращала своих занятий, они продолжались на квартирах жителей города.
1943 год. Трудным он был и для детей, и для учителей. Несмотря на бомбежку, на недоедание, учителя отдавали все силы, чтобы чем-нибудь помочь фронту.
Они успевали всюду: трудиться в школе и ухаживать за ранеными, работать агитаторами в колхозных бригадах и кварталах города. Проводили беседы с населением о положении на фронтах Великой Отечественной, о подвигах наших бойцов, о трудовом героизме работников тыла.
После эвакуации госпиталя школа перешла в свое помещение. Здание имело жалкий вид, крыша была разрушена, во многих местах протекала, окна были выбиты; их забили досками, замазали глиной. Ребята занимались на табуретках и скамьях – не было мебели; писали на газетной бумаге или на старых книгах между строчек.
Учитель:
Ребята, взрослые всегда прилагают все усилия, чтобы школа работала и в мирное, и в военное время.
И сегодня вы видите, как родная школа радостно встречает вас!
Завтра прозвенит такой привычный для нас школьный звонок!
Пусть его трель будет для нас радостной.
Я очень хочу, чтобы вы ценили эти моменты, чтобы в этом выпускном классе наша с вами школьная жизнь сложилась, чтобы мы вместе становились старше и постигали новые границы знаний.
Я очень рада новой встречи с вами. Завтра вас ждут интересные уроки и новые горизонты вашей судьбы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра Что? Где? Когда? "Наша школьная жизнь"
Интеллектуальная игра Что? Где? Когда? «Наша школьная жизнь» развивает познавательную активность детей, мыслительную способность, находчивость, смекалку; укрепляет навыки ...
Военные страницы истории моей семьи
Работа выполнена на основе достоверных фактов с сайта Мемориал...
Последний звонок 2018 г МБОУ Советская СШ
Танец выпускников МБОУ Советской СШ 2018 г...
Методическая разработка музейного занятия "Страницы истории школы №27 ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.Бунина Василеостровского района Санкт-Петербурга: 1929–1986 годы"
Занятие посвящено истории ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А. Бунина Василеостровского района Санкт-Петерб...
Линейка первого школьного звонка " Здравствуй школа!"
Чтец 1.Внимание! Внимание! Сегодня 1 сентября! Мы говорим, Тумановская школа здравствуй! Здравствуйте, дорогие учителя!Чтец 2. Отпылало лето ж...
Положение о проведении ежегодного школьного фестиваля-конкурса военно-патриотической песни «Песни военной славы».
Школьный фестиваль-конкурс «Песни военной славы» направлен на выявление и популяризацию лучших образцов песен о воинской славе; воспитание чувства патриотизма и любви к Родине; расширение ...
Военные страницы в истории семьи
Творческая исследовательская работа по изучению родословной посвящена военным страницам в истории семьи. Выполнена работа учеником 5 класса Тимуром Т. работа раскрывает разные стороны военного прошлог...