Классный час "Что такое доброта"
классный час (7 класс)
ДОБРОТА – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро…
ДОБРЫЙ – соответственно, несущий доброту своим ближним, отзывчивый человек…
Добрые глаза. Добрая душа. Он добр ко мне. Добрый молодец. Добрая традиция. Доброе старое время. Оставить добрую память. Осталось добрых десять километров пути. Добрый малый…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_na_temu_chto_takoe_dobrota.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему:
«Что такое доброта?»
(для обучающихся 7-го класса).
Цель:
познакомить учащихся с понятием “добро”, с основными чертами доброго человека; воспитать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу доброты.
Задачи:
- сформировать у учащихся представление о доброте;
- воспитывать чувство доброты друг к другу, к окружающим;
- развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства;
- формировать у учащихся коммуникативные навыки: навыки работы в парах, умение вести диалог и аргументировать свою позицию;
- развивать критическое мышление;
- развивать способность к самостоятельной и оценочной работе с информацией;
- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Оборудование: проектор, презентация, видео, высказывания известных людей о доброте.
Время проведения: 40-45 минут.
Ход классного часа.
Сегодня мы с вами поразмышляем всего лишь над одним словом. Какая простая задача, скажете вы, но так ли это? Иногда одно слово может вмещать в себя очень и очень много. А так ли это, вы ответите в конце классного часа.
Что же это за слово? Сейчас Ира прочитает нам стихотворение, и я думаю, вы сразу поймете, о каком слове пойдет речь.
Чтение стихотворения Ю. Друниной «Стираются лица и даты…»
Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня,
Мне помнить о тех, что когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле…
- О чём это стихотворение?
- Какова его основная мысль?
- А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему?
(Злой человек плохо ест, беспокойно спит, злится, завидует).
- Добрые слова всем нам известны с детства. Задумываемся ли мы о том, что они обладают большой, поистине чудодейственной силой? Ведь именно с их помощью можно в один миг разогнать льдинки недоверия между людьми и там, где только что царило непонимание и страх, посеять зерна теплого чувства!
- Воспользуемся толковым словарем Ожегова.
ДОБРОТА – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро…
ДОБРЫЙ – соответственно, несущий доброту своим ближним, отзывчивый человек…
Добрые глаза. Добрая душа. Он добр ко мне. Добрый молодец. Добрая традиция. Доброе старое время. Оставить добрую память. Осталось добрых десять километров пути. Добрый малый…
- Много замечательных слов о добре и доброте сказано великими людьми:
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» М.Сервантес
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра» Б.Паскаль
«Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других» Л.Толстой
«Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это прежде всего мужество, бесстрашие души» В.Сухомлинский
Перед вами лежат листочки, но которых напечатаны высказывания известных людей о доброте. Пожалуйста, прочитайте их. Я попрошу каждого из вас выбрать то высказывание, которое ему кажется наиболее созвучным своей душе.
(Дети зачитывают высказывания, обсуждаем, как они эти высказывания понимают).
-Видите, как многогранно это слово, а что в нем неизменно?
(оно несет мир, радость, улыбки, облегчение в душе)
- Я прошу вас назвать хотя бы одно доброе дело, которое вы сделали, от которого вы испытали счастье и радость.
(дети рассказывают о добрых делах, которые им довелось совершить)
- Давайте послушаем притчу, которую нам приготовил Яшников Илья.
Притча «Прекрасное в сердце».
В один солнечный день красивый парень стоял на площади в центре города и
с гордостью хвастался самым прекрасным сердцем в округе.
Он был окружен толпой людей, которые искренне восхищались безупречностью его сердца. Оно было, действительно, идеально - ни вмятинки, ни царапинки. И каждый в толпе соглашался, что это самое прекрасное сердце, которое они когда-либо видели.
Парень был очень этим горд и просто сиял от счастья.
Неожиданно, из толпы вперед вышел старик и сказал, обращаясь к парню:
- Твое сердце по красоте и близко не стояло рядом с моим…
Тогда вся толпа взглянула на сердце старика.
Оно было помято, все в шрамах, в некоторых местах куски сердца были вынуты и на их местах были вставлены другие, которые совсем не подходили, некоторые края сердца были рваными…
К тому же в некоторых местах в сердце старика явно не хватало кусочков.
Толпа уставилась на старика - как он мог сказать такую нелепость, что его сердце красивее?
Парень взглянул на сердце старика и рассмеялся:
- Ты вероятно шутишь, старик! Сравни свое сердце с моим! Мое идеально! А твое!
Твое - это набор шрамов, и в нем не хватает кусочков.
- Да, - ответил старик, - твое сердце выглядит идеально, но я бы никогда не согласился обменяться нашими сердцами... Смотри! Каждый шрам на моем сердце - это человек, которому я отдал свою любовь - я вырывал кусок моего сердца и отдавал этому человеку.
И он часто взамен отдавал мне свою любовь - свой кусок сердца, которое заполняло пустые пространства в моем.
Но поскольку кусочки разных сердец точно не подходят друг к другу, поэтому у меня в сердце есть рваные края, которые я берегу, потому что они напоминают мне о любви, которой мы делились…
Иногда я отдавал куски моего сердца, но другие люди не возвращали мне свои - поэтому вы можете видеть пустые дыры в моём сердце - когда ты отдаешь свою любовь не всегда есть гарантии на взаимность.
И хоть эти дыры приносят боль, они мне напоминают о любви, которой я делился, и я надеюсь, что в один прекрасный день эти кусочки сердца ко мне вернутся.
Теперь ты видишь, что означает истинная красота?
Толпа замерла и безмолвствовала.
Молодой человек тоже притих и стоял ошеломленный...
На его глазах показались слезы.
– Как вы поняли смысл притчи?
– Каким человека делает добро?
– Кого называют добрым?
– А бывает такое? Почему?
(Учащиеся отвечают на вопросы учителя)
- Давайте посмотрим видео о девочке и доброте и обсудим его.
(Просмотр и обсуждение видео)
- Доброта. Все время, пока существует человек, это качество ценилось всегда.
Еще в поучении Владимира Мономаха мы читаем:
“А куда не пойдете, где не остановитесь в пути, везде накормите и напоите всякого просящего... Вы же, поступая хорошо, не ленитесь на все доброе, не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече доброе слово”.
- Что значит добрый человек?
- Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
- Как вы понимаете слова: «Добро должно быть с кулаками»?
- Послушайте стихотворение С. Куняева «Добро должно быть с кулаками».
Добро должно быть с кулаками,
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро.
Добро – не жалость и не слабость,
Добром дробят замки оков.
Добро не слякость и не святость,
Не отпущение грехов.
И смысл истории – в конечном,
В добротном действии одном:
Спокойно вышибать коленом
Не уступающих добром!
- Почему это необходимо?
- В каком смысле употребляется выражение «добро с кулаками»?
(Вывод: добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.)
- Послушайте, пожалуйста, еще одну притчу, которую приготовил нам Сафронов Никита.
Притча о добре и зле
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы поняли эту притчу?
- Что это за волки, которых кормят люди?
- Каких волков и как будем кормить мы?
- После того как мы с вами не только обсудили, что такое доброта, но и вспомнили те ощущения, которые она рождает в душе, прошу вас поработать в парах.
Работа в парах. Составление синквейна о добре и зле.
- Так простое ли это слово «доброта»?
(дети отвечают)
- И, на последок, хочется сказать: «Давайте делать доброту!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час с презентацией "Что такое доброта?"
Разработка классного часа для учащихся 5 класса....
Классный час "Что такое доброта?"
Это методическая разработка с презентацией классного часа по теме "Что такое доброта?", который может быть использован в среднем звене....
Классный час «Что такое доброта?»
Доброта – язык, который могут слышать глухие и видеть слепые.Марк Твен....
интегрированный урок ритмики, музыки и пения для 2 класса коррекционной школы "Что такое доброта?"
Интегрированный урока ритмики, музыки и пения во 2-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр, психогимнастики. ...
Что такое доброта, или Уроки доброты и милосердия по фильму М.Можар "За имя моё"
Урок по анализу кинопроизведения на морально-нравственную тему рассчитан на 2 часа. Рекомендуется провести в 7, 8, 9 классах. Поможет научиться анализировать фильм и отбирать материал для характеристи...
Классный час в 5 классе "Что такое доброта"
Классный час в 5 классе "Что такое доброта"...
Классный час на тему " Что такое доброта" 5 класс
Классный час на тему " Что такое доброта" 5 класс...