Урок - реквием "И помнит мир спасенный"
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс) на тему
Не секрет, что тема Великой Отечественной войны у современного поколения детей не вызывает такого обостренного чувства, как у представителей старших поколений. Поэтому беседа учителя, сопровождаемая уникальным фотоматериалом, звуковыми иллюстрациями помогает "достучаться" до учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i_pomnit_mir_spasennyy.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сцена I
На сцене двое ведущих.
Звучит отрывок из Первого концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского.
Ведущий: 27 миллионам павших, не вернувшимся с кровавых полей воины, посвящается.
Ведущая: Славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается.
Ведущий: Поколению, вступающему в жизнь, посвящается.
Ведущая: Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум дорогой победы пройти.
Ведущий: И мы разобраться обязаны сами, в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, но такими же полными слез.
Музыкальная вставка.
(Песня Ж.Бичевской «Вся Россия стала полем Куликовым», на фоне первого слайда
выходят на сцену юноши и девушки в костюмах разных эпох русской истории).
- Я в 12 веке убит половецкой стрелой.
- Я в 13 веке задушен ордынской петлей.
- За конем меня в облаке пыли сквозь 14-ый протащили.
- Я в 15 веке холерной воды наглотался.
- Я в 16 веке на дыбе ночной извивался.
- Я в 17 веке что было со мною забыл.
- В 18 веке вещий ворон с груди моей каркал, что
отбились от Карла.
- В 19 веке на той же Смоленской дороге оторвало
мне ноги ядром Бонапарта.
- 17 век — на войне убито 3 миллиона 300 тысяч.
- 18 век — убито 5 миллионов 200 тысяч.
- 19 век — убито 5 миллионов 500 тысяч.
- 20 век — 2 мировых войны унесли 64 миллиона человеческих жизней. Ранено и искалечено 110 миллионов, сиротами стало 42 миллиона.
Ведущий: После II мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны.
Ведущая: Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными; более 4 миллиардов, человеческих жизней погибло в пламени войны.
Ведущий: Даже в Антарктиде на глубине 100 метров бур наткнулся на пепел; —может быть это тоже пепел войны.
Музыкальная вставка.
(Концерт для голоса с оркестром Глиэра).
Ведущая: Вечная слава героям! Вечная слава! Вечная слава! Вечная слава героям! Слава героям, слава!
Музыкальная вставка.
(Концерт для голоса с оркестром Глиэра.)
Выходит девушка в белом длинном платье, в руках цветы.
Девушка: Но зачем она им эта слава — Павшим?
Все живое — спасшим; себя не спасшим.
Для чего она им эта слава — мертвым?
Ведущий: От имени сердца, от имени жизни повторяю — Вечная слава героям!
Ведущая: И бессмертные гимны, Прощальные гимны, Над бессонной планетой плывут величаво!
Ведущий: Пусть не все герои —
Те, кто погибли —
Павшим — вечная слава! Вечная слава!
Ведущая: Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим,
Это нужно не мертвым — это нужно живым!
Девушка кладет цветы к обелиску.
Музыкальная вставка.
(Звучит Первый концерт для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Все уходят со сцены).
Сцена II
На сцене кружатся в вальсе выпускники, появляется юноша с фотоаппаратом. Все подбегают к нему, становятся для фотографирования.
Фотограф: Внимание! Внимание! Снимаю!
Выпускница 1: Исторический момент, запомним: 21 июня 1941 года.
Выпускник 1: 49 школа города Армавира, наш 10-й «А».
Выпускница 2. Нас 35 человек.
Выпускник 2: 18 мальчиков и 17 девочек.
Выпускница 1: Через 5 лет из нашего класса выйдут: 5 врачей, 6 учителей.
Выпускник 1: 9 инженеров, 10 военных, 3 артиста, 2 журналиста.
Снова звучит вальс, пары снова кружатся в вальсе.
Вдруг гаснет свет, диктор сообщает о внезапном нападении фашистской Германии на СССР, после чего загорается свет, раздаются звуки войн, и из конца зала маршируют солдаты в плащ-палатках и касках, становятся перед сценой. При этом звучит песня Александрова на слова Лебедева-Кумача «Священная война».
Чтец 1: Уходили мальчики — на плечах шинели,
Уходили мальчики — храбро песни пели.
Отступали мальчики — пыльными степями,
Умирали мальчики, где — не знали сами.
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести.
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
Повидали мальчики — храбрые солдаты —
Волгу—в сорок первом,
Шпрее — в сорок пятом.
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа.
Солдат 1: Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Солдат 2: Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!
Солдат 3: Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Солдат 4: Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?
Тихо сказала «Вставайте на помощь!» Родина...
Солдат 5: Родина! Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!
Просто был выбор у каждого — я или Родина.
Солдат 6: Самое лучшее и дорогое — Родина!
Горе твое — это наше горе, Родина!
Солдат 7: Правда твоя — это наша правда, Родина!
Хором : Слава твоя — это наша слава, Родина!
Отряд поворачивается и уходит со сцены, им машут девушки и исполняют под гитару песню Б. Окуджавы «До свидания, мальчики!»
Сцена III
На экране хроника военная или слайды с изображением военных действий и смерти,
Звучит траурная музыка, на её фоне из середины зала выходит женщина-мать в черном.
Мать 1: Ой, зачем ты, солнце красное,
Все уходишь — не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою,
Отзовись, моя кровиночка,
Маленький, единственный!
Белый свет не мил, изболелась я,
Возвратись, родной!
Зернышко мое,
Зорюшка моя, горюшко мое,
Я всё жду тебя!
Не могу найти дороженьку, чтоб заплакать над могилкою,
Не хочу я ничегошеньки — только видеть сына милого...
За лесами моя ластынька!
За горами — за громадами!
Если выплаканы глазыньки,
Сердцем плачут матери...
Белый свет не мил, изболелась я,
Возвратись, родной!
Зернышко мое,
Зорюшка моя, горюшко мое,
Я всё жду тебя!
Со сцены, как бы в ответ на слова матери шестеро человек в плащ - палатках
Ведущий: ( в плащ-палатке)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Ведущая: ( в плащ-палатке)
Черным было небо над Кубанью,
Нефть клубила адскую пургу,
Мальчики без воинского званья
Бились на кубанском берегу.
С тощими
(за хрупкими плечами),
собранными дома
вещмешками,
в кепочках,
в кургузых пиджачках,
с тяжкими винтовками в руках,
раскаленным августовским днем
мальчики держались под огнем.
Чтец 2:
Не надев солдатских гимнастерок,
Пареньки из краснодарских школ
По-солдатски вплавились в пригорок,
Как велели
Честь и комсомол.
Не богатыри,
Не исполины
Под напором бешеных атак,
Припадая к желтым склонам глины,
Трое суток продержались так…
Чтец 3:
Разносился голос комиссара,
Командир команду подавал,
И вставала юность Краснодара,
И врага сшибала наповал.
На изломе времени крутого
Безымянный, беззнаменный полк
По призыву сердца молодого
По-солдатски выполнил свой долг.
Не успев принять святой присяги,
Толком не умея воевать,
Люди неожиданной отваги
Егерей отбрасывали вспять.
Чтец 4:
Не мальцы
И все же не мужчины,
Даже не совсем призывники,
Ополченцы, юные по чину,
Предвоенной жизни родники…
Не было укрытий им в бетоне,
В три наката не было твердынь,
Падали-
Видны
Как на ладони-
В лебеду да душную полынь.
За спиной-
Реки крутой теченье,
На Горячий Ключ разбитый шлях…
Умирали хлопцы ополченья
От знакомых улиц в двух шагах.
Чтец 1:
Было страшно им
И было больно…
Но они иначе не могли.
Полегли
Поклассно
И пошкольно
От родного дома не вдали…
Ведущий :
Где-то за Кубанью
По дорогам,
Отступая,
Молча шли войска.
С ними шла
К синеющим отрогам
Гневная усталая тоска.
Части шли к лесистым перевалам.
Части шли все дальше – к Туапсе…
А они легли под Краснодаром,
На приречной рыжей полосе.
Ведущая:
…Воды набегают круговертью,
старый берег
новой жизнью нов,
и растет с кварталами
бессмертье
милых краснодарских пацанов.
И глядишь,
Что там,
Где на плотину
Залитый асфальтом
Мчится шлях,
Памятник поставят
Исполину –
Мальчику с винтовкою в руках.
Снова из другого конца зала звучат слова другой матери:
Мать 2: (читает письмо, в это время идут кадры, слайды с ополчением, рытьем окопов и т.п.)
Сынок мой милый! Вот мы каждый день слушаем радио и очень все беспокоятся, что проклятый враг захватил Рузу, рвется к нашей любимой Москве. Но, нет, не бывать этому, не ступит вражья нога на русские улицы. Сыны мои, дорогие, кровные мои! Вас четверо у меня, вы все на фронтах сражаетесь. Бейте фашистов, уничтожайте их. Если вам не хватит сил, я отца вашего пошлю на помощь, а сама пойду рыть яму до кровавых мозолей, чтобы она стала могилой гитлеровцам. О нас, сынок, не беспокойся, у нас все в порядке, Целую тебя, сынок, твоя мать Евдокия Брызгалова.
Со сцены, как бы отвечая матери:
Ведущий:
И женщины рыли толпою
Окопы, о близких шепча,
Лопатой и ржавой киркою
В тяжелую землю стуча.
У них на ладонях темнели
Кровавых мозолей следы,
Но плакать они не умели —
Как были те люди горды!
Ведущая:
Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другую — трудовой подвиг наших женщин, то чаши этих весов стояли бы вровень, как стояли, не дрогнув, под военной грозой в одном строю с мужьями и сыновьями героические советские женщины.
Ведущий: 800 тысяч девушек и женщин доблестно сражались в бою. А какой ценой оценить подвиг врачей, медсестер, санитарок?
Сцена IV
Ведущая: А вот ещё одна страница Великой Отечественной войны.
На экране киноподбор военной хроники периода блокады Ленинграда, который сопровождает рассказ учащихся.
1 чтец: Я помню ту осень и стужу,
Во мраке бугры баррикад,
И отблеск пожарища в лужах,
И грозный, как ночь, Петроград!
2 чтец: И в ночь уходили мужчины
С коротким приказом: вперед!
Без песен, без слов, без кручины
Шел питерский славный народ.
Историк 1: Ленинградская битва, включавшая в себя и оборонительные, и наступательные операции, продолжалась в общей сложности 3 года и 11 месяцев. За все время сражений в битве за Ленинград в разное время принимало участие 6 советских фронтов, Балтийский флот, Ладожская и Онежская флотилии, соединения авиации дальнего действия, войска ПВО страны и партизаны.
Историк 2: С захватом города на Неве фашистское командование связывало осуществление крупных стратегических и политических целей. Оно одновременно стремилось стереть с лица земли город и уничтожить полностью все его мирное население.
Историк 3: Наступление непосредственно на Ленинград началось 10 июля 1941 года войсками группы «Север» под командованием фельдмаршала Фон Лейба. К моменту наступления фашистские войска превосходили красную армию по пехоте 2,5 раза, по артиллерии в 4,5 раза, по авиации – почти в 10 раз.
Историк 1: На защиту родного города встали и все его жители , первыми создавшие целую армию народного ополчения. Но несмотря на упорное сопротивление наших войск, уже 30 августа враг вышел к Неве, отрезав железную дорогу от Ленинграда, которая связывала его со страной. А 8 сентября, овладев Шлиссельбургом, отрезал Ленинград и с суши.
Историк 3: Ленинград оказался полностью блокирован. Немцы и действовавшие с ними заодно финны перешли к длительной осаде. Так началась страшная история 900 – дневной осады Ленинграда. Сообщение с городом было возможно лишь по Ладожскому озеру и по воздуху. Чтобы исполнить задуманное – стереть Ленинград с лица земли и уничтожить его население- гитлеровцы сбросили на город за время осады 150 тысяч снарядов, 100 тысяч зажигательных и около 5 тысяч фугасных авиабомб.
Историк 1: Ещё 8 сентября при наступлении фашистов были уничтожены самые крупные продовольственные склады, называемые Бадаевскими. Снабжение населения по карточкам началось с 1 сентября и по свидетельству очевидцев, первое время было удовлетворительным. Но с 20 ноября после нескольких снижений продовольственных норм была установлена самая низкая знаменитая на весь мир суточная пайка хлеба: 250 гр по рабочей карточке и 125 гр по карточке иждивенческой.
Историк 2: На иждивенческой пайке, которая реально означала недалекую голодную смерть, находилось 2/3 населения, которое до войны составляло более трёх миллионов человек. Выжить на таком количестве хлеба было нельзя, начался страшны голод. Люди употребляли любые пищевые суррогаты, какие только можно было раздобыть: мясо домашних животных, диких птиц, жмых, целлюлозу, казеиновый клей, даже землю с развалин Бадаевских складов, пропитанную сахаром и жиром.
Историк 1: Но это мало помогало. Голод как самый страшный враг продолжал уносить жизни людей. Старики, женщины, дети падали прямо на улице, изможденные голодом и холодом, и умирали.
Историк 3: Снабжение города, зажатого со всех сторон в плотное кольцо вражеской осады, осуществлялось чрезвычайно сложным путем. С наступлением зимы часть дороги стала проходить по льду Ладожского озера. Дорогой жизни называли её в то время. 169 тысячам ленинградцев она спасла жизнь. 360 тысяч тонн грузов, в основном продовольствие, перевезли по дороге жизни.
3 чтец: Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
4 чтец: Как из недр его вопли: "Хлеба!"
До седьмого доходят неба...
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.
На фоне последних слов актеры изможденные выходят на сцену.
На сцене очередь в булочную, к ней медленно бредет девочка, разговаривает сама с собой, потом встает в очередь.
Девочка: Небо уже фиолетовое, скоро откроют дверь в булочную. Добавок, если он будет маленький, я съем. Прижму его языком к губам и буду держать. Из него пойдет сок. В нем много сока, особенно в корке, хотя она и твердая. А о морозе лучше не думать. Если долго что-нибудь терпеть, уже ничего не замечаешь. Если сейчас не откроют дверь, я закричу. Я совсем, совсем уже не могу. Господи! Пускай дверь откроется. И пусть они взвесят хлебную пайку с добавком, потому что я никогда не отковырну кусочек от целой пайки. А у старушки уже не идет пар изо рта. Зря она села на тумбу. Если я не пошевелюсь, то тоже умру. Мороз такой синий, синий. Нет, нельзя плакать. Я приду домой, лягу, укроюсь с головой и тогда буду плакать. А бабушка замерзла, и бидон на снегу стоит. И кто-нибудь вытащит у нее карточки.
Около дверей булочной стоит мальчишка-ремесленник в рваном ватнике. Шея замотана полотенцем. Кепка натянута па уши. Он несколько раз совался к дверям, но его отталкивали, вдруг он заговорил шепотом.
Мальчик: «Граждане! Я вчера потерял в булочной карточки, пустите, не вру, пустите, я помираю».
Все молчат.
Девочка: Если карточки потерял, зачем тебе в булочную (про себя). Нет, ты двигайся, ничего у тебя не выйдет. Я тебе верю, но лучше мне тебе не верить. Это так страшно потерять карточки. Лучше пускай бомба упадет прямо в кровать.
Голос из б у л о ч н о й: Следующие 20.
Девочка заходит, потом выходит, держа в ладонях хлеб; мальчишка толкнул ее, прыгнул, вырвал хлеб, закусил его и скорчился на снегу, поджимая коленки к самой голове. Очередь медленно приближалась к нему и он исчез под валенками, сапогами. Мальчишка не отбивался, потом закричал и затих. Девочка вытащила у мальчика изо рта остаток хлеба. Подошла к краю сцены, разжевывая кусочек...
Девочка: Дома все равно не поверят. Я оставлю им свою карточку. Завтра они получат мои 125 грамм. А я куда-нибудь пойду.
Гаснет свет, воет ветер, рвутся снаряды. Все уходят со сцены.
2 чтец: Наш город в снег
До пояса закопан.
И если с крыш
На город посмотреть,
То улицы
Похожи на окопы,
В которых побывать успела
Смерть.
3 чтец: Вагоны у пустых вокзалов стынут,
И паровозы мертвые молчат,—
Ведь семафоры
Рук своих не вскинут
На всех путях,
Ведущих в Ленинград.
4 чтец: Луна
Скользит по небу одиноко,
Как по щеке
Холодная слеза.
И темные дома стоят без стекол,
Как люди,
Потерявшие глаза.
1 чтец: Но в то, что умер город наш,—
Не верьте!
Нас не согнут
Отчаянье и страх.
Мы знаем
От людей, сраженных смертью,
Что означает:
«Смертью
смерть
поправ».
Ведущий: Да, так сильна была воля к победе, что ни голод, ни холод не могли остановить её. Люди, борясь с голодной смертью, своим трудом продолжали приближать долгожданную победу.
Ведущая: Вся страна стремилась помочь Ленинградцам, а Ленинградцы, в свою очередь, поднимали боевой дух всего народа своим бессмертным примером стойкости и мужества.
Ведущий: Петровой волей сотворен
И светом прадедов означен —
В труды по горло погружен,
Он жил — и жить не мог иначе.
Ведущая: Он сердцем помнил: береги
Вот эти мирные границы,—
Не раз, как волны, шли враги,
Чтоб о гранит его разбиться.
Ведущий: 27 января 1944 года.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало!
Казалось, что все небо грохотало…
Ведущая: Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград!
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых, прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди.
Историк 3: 27 января 1944 года была окончательно снята блокада Ленинграда. Наступил долгожданный момент победы. Но радость избавления от нечеловеческих мук и страдания была омрачена теми потерями, которые понес русский народ в этой битве за город на Неве. Народ Ленинграда выстоял, но какою ценой!
Историк 1: Пискаревское кладбище. Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане: мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всей жизнью своею они защищали тебя, Ленинград! Имен благородных мы всех перечислить не можем. Так много их под вечной охраной гранита. Вечная слава героям! Вечная слава!
2 чтец: Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
3 чтец: На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным – давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…
Просмотр слайдов.
Сцена V
Ведущий: И вот пришел он, 1945 год. Год нашей Победы.
Чтец 1: (в плащ-палатке)
Мы шли и шли в атаки неустанно.
Берлин пылал. Дымился каждый дом.
А май свечами укрывал каштаны
В разрытом парке, где катился гром.
Чтец 2: (в плащ-палатке)
Шел жаркий бой за каждый дом и выступ,
Валились башни в сломанных крестах.
Как жаждали мы ринуться на приступ,
Пробиться к центру, где горит рейхстаг.
Чтец 3: (в плащ-палатке)
Еще горячкой боя сердце билось,
А в мир уже вступила тишина,
Как будто время здесь остановилось,
Не веря вдруг, что кончилась война.
Чтец 4: (в плащ-палатке)
Пред арками обугленного свода
В какой-то первозданной тишине
Солдаты величайшего похода
Расписывались прямо на стене.
Чтец 5: (в плащ-палатке)
Рейхстагова развалина дышала
Всем перегаром битвы мировой,
А в ней звучнее всякого хорала
Пел хор имен, растущих, как прибой.
Чтец 6: (в плащ-палатке)
Открыто все свое писали имя,
Чтоб знали люди будущих времен,
Что подвиг сей, свершенный всеми ими,
Во имя человечества свершен.
Солдаты не уходят со сцены, они стоят опустив голову.
Ведущий: Я знаю, никакой моей вины в том,
Что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше,
Кто моложе остались там,
И не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь.
Речь не о том, но все же, все же, все же...
Ведущая. Чем дальше мы уходим от войны
И нас с тобою тишина объемлет,
Тем все сильней и явственней
Слышны ее раскаты, вздыбившие землю.
Чем дальше мы уходим от войны
И чем спокойней синие закаты,
Тем резче нам в закатной мгле видны
Огнем войны обугленные хаты.
Ведущий: Чем дальше мы уходим от войны,
Сполна всю горечь этих лет познавши,
Не понаслышке, не со стороны,
Тем ближе нам воспоминанья наши.
Чем дальше мы уходим от войны
И четче обнажаются вершины,
Тем полнозвучней голос тишины,
Тем все понятней, что мы совершили.
Снова солдаты, словно оживая, вступают в диалог.
1-ый: Я убит подо Ржевом,
Тот убит под Москвой.
Где вы, воины, где вы,
Кто остался живой?
2-ой: В городах миллионных,
В селах, дома, в семье,
В боевых гарнизонах?
Не на нашей земле?
3-ий: Ах, своя ли, чужая,
Вся в цветах иль снегу...
4-ый: Я вам жить завещаю,
Что я больше могу!
5-ый: От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
6-ой: И в День Победы сходим с пьедестдла,
И в окнах свет покуда не погас,
Мы все, от рядовых до генералов,
Находимся незримо среди вас.
Солдаты снимают плащ-палатки, под ними парадная форма. Они подходят к экрану и замирают в почетном карауле.
Параллельно с показом слайда с фотографиями погибших воинов и песней Ж. Бичевской «Господа рядовые» девочки зажигают поминальные свечи, после чего возлагают цветы к воображаемому памятнику.
После окончания песни выходят две девушки, одна в черном, другая в белом платье, в руках лавровые ветки.
Первая. Пусть не все герои —
Те, кто погибли.
Павшим — вечная слава!
Вечная слава!
Вторая. Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым.
Первая. Люди Земли!
Убейте войну,
Прокляните войну,
Люди Земли!!!.
Вторая. Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда,—
Заклинаю,— ПОМНИТЕ!
Звучит «Реквием» В. Моцарта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И помнит мир спасенный…
литературно-музыкальная композиция (ко дню победы)...
«И помнит мир спасенный…» (литературно-музыкальная композиция, посвященная победе в Великой Отечественной войне)
Цель: Активизировать деятельность студентов на познание основ взаимоотношений между людьми, поиск точек соприкосновения двух противоположностей – войны и гуманизма.Направить студентов по п...
"И помнит мир спасенный..." (урок по литературе, посвящённый 70-летию Сталинградской битвы)
Урок по произведениям о Великой отечественной войне с использованием элементом театрализации....
Сценарий урока Памяти "И помнит мир спасенный" для учащихся 7 класса.
Сценарий урока Памяти "И помнит мир спасенный" для учащихся 7 класса ко дню освобождения города Белая Калитва от немецко-фашистских захватчиков....
Урок памяти с презентацией ко Дню Победы в Великой Отечественной войне для школьников 6 класса "И помнит мир спасенный..."
Данный урок разработан на основе материала взятого из школьного музея "Истоки". В нем рассказывается о героях Советского Союза, которые сражались за мир и свободу Луганского края....
Конспект урока- концерта "И помнит мир спасенный!"
Этот материал будет интересен тем, кто хочет проводить интересные, познавательные , волнующие мероприятия ко Дню Победы. Мою разработку можно использовать как основу, добавляя ее своими идеями....
Урок победы "Помнит мир спасенный!"
Цель: формирование у ребят высокого патриотическое сознания, верности Отечеству, воспитание у подростков уважительного отношения к ратным подвигам защитников Отечества через обращение к памяти о...