Устный журнал "Великие люди России: Антон Семенович Макаренко"
классный час по истории (7 класс) на тему
лекторская группа в составе 8 учеников проводит устный журнал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal_-_makarenko.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал подготовлен учителем истории и обществознания ГБОУ СОШ №1238 Афанасовой Г.В.
Устный журнал Великие люди России
Антон Семенович Макаренко
(лекторская группа в составе 8 учеников проводит устный журнал)
- Есть люди счастливой судьбы. Счастливой не в том смысле, что жизнь щедро рассыпала перед ними свои дары — бери и пользуйся.
- Напротив. Путь этих людей кремнист и труден. Все новые и новые преграды возникают впереди. Но идут вперед эти люди. Идут потому, что не могут не идти. Это их путь. Единственный путь. Другого пути для них нет.
- Преодолевая одни препятствия, они обретают силы для борьбы со следующими ради высокой конечной цели, которая владеет всеми их помыслами.
- В этом их счастье.
- Счастье трудного пути.
- Счастье творческого дерзания.
- Самое высокое на земле счастье — жить с людьми и для людей.
- Таким был и Антон Семенович Макаренко
- Человек непоколебимой убежденности и широкой души
- Блестящий педагог-практик и теоретик, поднявший науку о воспитании на новую ступень,
- Наконец, талантливый писатель.
- Макаренко Антон Семенович - педагог, писатель.
- Родился 1(13) марта 1888 года в небольшом городке Белополье Сумского уезда Харьковской губернии, в потомственной рабочей семье.
- И влияние семьи было первым существенным фактором, развившим наиболее яркие черты личности будущего педагога и писателя.
- Его отец, Семен Григорьевич, сначала старший маляр Белопольского железнодорожного депо, а затем мастер малярного цеха в Крюковских железнодорожных мастерских, был для сына олицетворением высоких традиций рабочего человека. Честный и добросовестный работник, требовательный к себе и своим домашним, прямой и независимый по отношению к начальству и в то же время готовый поддержать в нужный момент своего брата-рабочего, Семен Григорьевич сумел воспитать эти ценные качества и в своем сыне.
- Мать писателя, Татьяна Михайловна, удачно дополняла своего сдержанного и внешне сурового мужа. Будучи натурой живой и одаренной, заботливая хозяйка, талантливая рассказчица, обладавшая к тому же прекрасным даром — чувством юмора, она как бы представляла в семье творческое начало.
- Родителям Макаренко не пришлось учиться в школе. Тем сильнее стремились они дать образование сыну.
- В 1904 окончил 4-классное училище в г.Кременчуге.
- Поражает широта интересов мальчика. Обладая хорошим слухом, он учится играть на скрипке и поет в школьном хоре. Изучает изобразительное искусство и сам неплохо рисует. Он регулярно посещает театр и участвует в импровизированных школьных спектаклях. Наконец, серьезно занимается гимнастикой, иной раз даже заменяя на уроке учителя.
- Нужно ли говорить, какое место среди увлечений юного Макаренко занимали книги? Это были не только любезные сердцу каждого подростка книги о путешествиях и приключениях. Мальчик с упоением читает русскую классику, особенно Гоголя и Чехова, помнит наизусть множество стихотворений Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других поэтов.
- Он с отличием оканчивает Кременчугское городское училище, а затем одногодичные педагогические курсы. Это дало ему право преподавания в начальной школе.
- Годы работы в школе — годы дальнейшего роста. Каждую свободную минуту молодой преподаватель использует для расширения своего кругозора, усиленно занимаясь самообразованием. Отдаваясь со всем пылом молодости преподавательской деятельности, Макаренко покоряет всех своими незаурядными познаниями, а главное, неиссякаемой энергией, творческим подходом к делу и любовью к детям, с которыми он не уставал возиться буквально с утра до вечера.
- Увлеченность Макаренко проблемами воспитания была следствием его активного отношения к жизни, его влюбленности в жизнь.
- «Я живу потому, что люблю жить,— делился он сокровенными чувствами с бывшим своим воспитанником,— люблю дни и ночи, люблю борьбу и люблю смотреть, как растет человек, как он борется с природой, в том числе и со своей собственной природой».
- И все же, несмотря на бесспорный педагогический успех, Макаренко чувствует настоятельную потребность продолжить свое образование. Узнав, что в Полтаве открывается учительский институт, он сдает конкурсные экзамены и становится его студентом.
- Полтавский институт дал Макаренко очень много. Здесь он пополнил и систематизировал свои знания из области педагогики, используя и собственный почти десятилетний учительский опыт.
- С особым увлечением занимался студент Макаренко историей и литературой. По воспоминаниям директора института А. К. Волнина, он «совершенно свободно владел устным словом и, что особенно поражало в украинце, искусно владел в нем гибкой и стройной фразой на чисто русском литературном языке...»*.
- Ко времени пребывания в Полтавском институте относится и одно немаловажное для Макаренко событие. Он написал рассказ и отважился послать его самому Горькому.
- Горькому рассказ не понравился и он об этом честно написал Макаренко.
- Макаренко, по его собственным словам, «без особого страдания отбросил писательские мечты, тем более что и свою учительскую деятельность ставил очень высоко».
- Летом 1917 года Макаренко окончил Полтавский институт с золотой медалью. В характеристике, выданной педагогическим советом, он назван «выдающимся воспитанником по своим способностям, знаниям, развитию и трудолюбию».
- Вернувшись из Полтавы в Крюков, Макаренко в 1918—1919 годах возглавляет коллектив Высшего начального (бывшего железнодорожного) училища. В трудных условиях гражданской войны, разрухи, постоянной смены властей Макаренко экспериментирует, нащупывая методы нового, советского воспитания, которые вскоре так блестяще разовьет и использует в своей работе с беспризорными детьми
- Макаренко приходит к мысли об исключительной роли детского коллектива и сознательной трудовой деятельности для молодых граждан государства.
- Он использует дисциплинирующую ребят символику и элементы «военизации», обращается к разнообразным приемам эстетического воспитания.
- Через год, в сентябре 1920 года, он принимает предложение организовать и возглавить колонию для несовершеннолетних правонарушителей.
- Начинается новый этап педагогических исканий Макаренко. Позади 15 лет, отданных обычной, «нормальной» школе.
- Впереди 16 лет работы с «трудными» детьми сначала в колонии имени Горького, затем в коммуне имени Дзержинского — время окончательного оформления педагогической системы А. С. Макаренко.
- На первых страницах «Педагогической поэмы»: описание жизни колонии на заре ее существования.
- Несколько полуразрушенных зданий, тридцать кроватей-дачек и три стола в единственной пригодной для жилья спальне, полуистлевшая верхняя одежда, вши и обмороженные ноги (большинство колонистов за неимением обуви обертывали ноги портянками и завязывали веревками), полуголодный паек.
- Макаренко посмотрел на создавшуюся ситуацию глазами Горького и понял, что только сочетание горьковского оптимизма и требовательности может спасти положение. Горький помог Макаренко увидеть и пробудить к жизни лучшее в человеке. Не случайно в 1921 году колонии присваивается имя Горького, а с 1925 года завязывается оживленная переписка руководителя колонии и колонистов с их шефом.
- Руководствуясь в воспитательной работе с детьми своим основным и широко известным 41. ныне принципом: «как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему»,— Макаренко начал формировать коллектив с создания актива.
- Шаг за шагом, ставя перед колонистами новые и новые задачи и добиваясь их непременного решения, Макаренко постепенно вовлекает в дела колонии всех ее обитателей.
- Успешной организации труда колонистов как нельзя лучше способствовала тщательно продуманная структура ее коллектива. Весь состав колонии делился на 28 постоянных отрядов, по 7—15 человек в каждом. Во главе каждого отряда стоял командир.
- Помимо постоянных отрядов, в колонии широко практиковалось создание временных отрядов. Сводные отряды были временными. Они существовали ровно столько, сколько нужно было для того, чтобы выполнить то или иное срочное задание: выполоть картофель или обеспечить реквизит для очередного спектакля. Их командирами становились обычно рядовые члены постоянных отрядов. Следовательно, почти каждый колонист мог выступать не только в роли добросовестного исполнителя, но и развить в себе организаторские качества.
- Ядром колонии, ее активом, состоящим из лучших колонистов — командиров постоянных отрядов, был совет командиров. Здесь очень оперативно (регламент выступлений — одна-две минуты) решались многочисленные вопросы хозяйственной, бытовой, культурной жизни колонии..
- И, наконец, общее собрание колонистов, которое представляло коллектив в целом.
- Макаренко считал, что колонист не должен быть простым потребителем материальных благ, заботливо предоставляемых ему государством. Он должен быть активным членом коллектива, растущего вместе с ним, хозяином, заинтересованным в успехе общего дела.
- Дисциплина, крепнувшая в колонии год от года, не была основана на насилии.
- «Наша дисциплина,— писал Макаренко,— это соединение полной сознательности, ясности, полного понимания— как надо поступать, в той или иной ситуации.
- Дисциплине во многом способствовала так называемая «военизация». Военная атрибутика: приказы, рапорты, бодрый отклик: «Есть!», трубач, играющий сбор, часовой у входа, знамена, оркестр, безукоризненный строй колонистов — все это, как указывал Макаренко, представляло собой «небольшую игру.Но правила этой игры соблюдали все — от заведующего до последнего «пацана».
- Игра эта делала ребячью жизнь интереснее, красивее и незаметно для ее участников вырабатывала в них не только такие «внешние» стороны поведения, как точность и аккуратность, вежливость и подтянутость, но и качества, составляющие внутреннюю сущность каждого сознательного члена коллектива: организованность, дисциплинированность, чувство ответственности.
- Хорошая книга, посещение театра и кино, живопись, музыка (духовой оркестр коммуны имени Дзержинского исполнял сложные классические произведения и считался одним из лучших на Украине) были привычны для колонистов.
- Обилие цветов на территории и в помещениях, натертые до блеска полы, белоснежные скатерти на столах, аккуратная одежда и прическа — все это те самые «принципиальные мелочи», которые были в повседневной жизни ребят.
- Спортивные игры и гимнастика, прогулки и большие туристические походы давали отличную разрядку после напряженной работы и учебных занятий, способствовали физической закалке ребят.
- Еще в октябре 1927 года Макаренко принимает предложение украинских чекистов возглавить трудовую коммуну имени Дзержинского. Первое время он совмещает работу в коммуне с работой в колонии, а с ранней осени 1928 года полностью переходит в коммуну. Здесь Макаренко проработал почти 8 лет, до июля 1935 года.
- Коммуна стала настоящим предприятием. Скромные мастерские со временем переросли в большие корпуса завода, выпускающего фотоаппараты.
- Не следует, однако, думать, что производство заполняло всю жизнь коммунаров. Каждый из них отдавал работе не более 4 часов, а около 5 часов отводилось на учебные занятия. В коммуне был школа-десятилетка. Таким образом, любой из коммунаров при достаточном желании и настойчивости мог поступить и в вуз.
- А сам Макаренко снова возвращается, и теперь уже серьезно и бесповоротно, к литературной деятельности.
- В 1925 году он начал писать книгу, которой суждено было стать его «главной книгой»,— «Педагогическую поэму».
- В конце 1930 года Макаренко заканчивает книгу, которая стала его настоящим литературным дебютом. Это цикл очерков о коммуне имени Дзержинского — «Марш тридцатого года».
- «...Вчера прочитал Вашу книжку «Марш 30-го года»,— писал Горький.— Читал — с волнением и радостью. Вы очень хорошо изобразили коммуну и коммунаров. На каждой странице чувствуешь Вашу любовь к ребятам, непрерывную Вашу заботу о них и такое тонкое понимание детской души. Я Вас искренно поздравляю с этой книгой.
- Замечательные книги Макаренко еще долгие годы будут нашими помощниками и друзьями, нашими мудрыми советчиками. Они несут в себе заряд великолепного макаренковского мажора. Они учат нас самому главному — человечности.
- Но главное дело его жизни -
- Воспитать новых людей из вчерашних преступников, беспризорников, хлебнувших анархической уличной свободы.
- Замечательный педагогический эксперимент Макаренко удался. Мы до сего дня помним этого талантливого педагога, Учителя с большой буквы.
- Не смейте забывать учителей
Они о нас тревожатся и помнят
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей
Им не хватает этих встреч нечастых,
И сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним
Под Новый год не шлем им поздравлений
И в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами.
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где – то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий,
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей.
- Вместе: Не смейте забывать учителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Антон Семёнович Макаренко - писатель и педагог
Разработка учебного занятия (внеклассного мероприятия) ко Дню Учителя....
Антон Семёнович Макаренко "Флаги на башнях"
Данная презентация об одном людей, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке - Антоне Семёновиче Макаренко и его повести "Флаги на башнях"....
Урок-размышление «Подвижничество Антона Семёновича Макаренко»
Урок-размышление "Подвижничество Антона Семёновича Макаренко" - один из заключительных этапов большого проекта "Секреты педагогики А.С.Макаренко", посвящённом жизни и деятельности ...
Подвижничество Антона Семёновича Макаренко
Подвижничество Антона Семёновича Макаренко...
Устный журнал "Достояние России". Выпуск "Волонтерское движение в России"
В начале года выдвинула инициативу - провести устный журнал "Достояние России". Каждая параллель классов (6-12 классы) готовила свою тему - врачи, поэты/писатели, музыканты. Наша параллель в...
«Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры» (Антон Сергеевич Макаренко).
Материал для беседы с детьми о труде....
Информация о великом педагоге Антоне Семёновиче Макаренко
В документе рассказывается о великом педагоге А. С. Макаренко. Из него вы узнаете о его работе в области педагогики, немного о его личной жизни, образовании и его педагогическом и творческом пути....