Устный журнал "Великие люди России: Антон Семенович Макаренко"
классный час по истории (7 класс) на тему

Афанасова Галина Викторовна

лекторская группа в составе 8 учеников проводит устный журнал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal_-_makarenko.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Материал подготовлен учителем истории и обществознания ГБОУ СОШ №1238 Афанасовой Г.В.

Устный журнал Великие люди России

Антон Семенович Макаренко

(лекторская группа в составе 8 учеников проводит устный журнал)

  1. Есть люди счастливой судьбы. Счастливой не в том смысле, что жизнь щедро рассыпала перед ними свои дары — бери и пользуйся.
  2. Напротив. Путь этих людей кремнист и труден. Все новые и новые преграды возникают впереди. Но идут вперед эти люди. Идут потому, что не могут не идти. Это их путь. Единственный путь. Другого пути для них нет.
  3.  Преодолевая одни препятствия, они обретают силы для борьбы со следующими ради высокой конечной цели, которая владеет всеми их помыслами.
  4.  В этом их счастье.
  5. Счастье трудного пути.
  6. Счастье творческого дерзания.
  7. Самое высокое на земле счастье — жить с людьми и для людей.
  8. Таким был и Антон Семенович Макаренко
  9. Человек непоколебимой убежденности и широкой души
  10. Блестящий педагог-практик и теоретик, поднявший науку о воспитании на новую ступень,
  11. Наконец, талантливый писатель.
  12. Макаренко Антон Семенович   - педагог, писатель.
  13.  Родился 1(13) марта 1888 года в небольшом городке Белополье Сумского уезда Харьковской губернии, в потомственной рабочей семье.
  14. И влияние семьи было первым существенным фактором, развившим наиболее яркие черты личности будущего педагога и писателя.
  15. Его отец, Семен Григорьевич, сначала старший маляр Белопольского железнодорожного депо, а затем мастер малярного цеха в Крюковских железнодорожных мастерских, был для сына олицетворением высоких традиций рабочего человека. Честный и добросовестный работник, требовательный к себе и своим домашним, прямой и независимый по отношению к начальству и в то же время готовый поддержать в нужный момент своего брата-рабочего, Семен Григорьевич сумел воспитать эти ценные качества и в своем сыне.
  16. Мать писателя, Татьяна Михайловна, удачно дополняла своего сдержанного и внешне сурового мужа. Будучи натурой живой и одаренной, заботливая хозяйка, талантливая рассказчица, обладавшая к тому же прекрасным даром — чувством юмора, она как бы представляла в семье творческое начало.
  17. Родителям Макаренко не пришлось учиться в школе. Тем сильнее стремились они дать образование сыну.
  18. В 1904 окончил 4-классное училище в г.Кременчуге.
  19. Поражает широта интересов мальчика. Обладая хорошим слухом, он учится играть на скрипке и поет в школьном хоре. Изучает изобразительное искусство и сам неплохо рисует. Он регулярно посещает театр и участвует в импровизированных школьных спектаклях. Наконец, серьезно занимается гимнастикой, иной раз даже заменяя на уроке учителя.
  20. Нужно ли говорить, какое место среди увлечений юного Макаренко занимали книги? Это были не только любезные сердцу каждого подростка книги о путешествиях и приключениях. Мальчик с упоением читает русскую классику, особенно Гоголя и Чехова, помнит наизусть множество стихотворений Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других поэтов.
  21.  Он с отличием оканчивает Кременчугское городское училище, а затем одногодичные педагогические курсы. Это дало ему право преподавания в начальной школе.
  22. Годы работы в школе — годы дальнейшего роста. Каждую свободную минуту молодой преподаватель использует для расширения своего кругозора, усиленно занимаясь самообразованием. Отдаваясь со всем пылом молодости преподавательской деятельности, Макаренко покоряет всех своими незаурядными познаниями, а главное, неиссякаемой энергией, творческим подходом к делу и любовью к детям, с которыми он не уставал возиться буквально с утра до вечера.
  23. Увлеченность Макаренко проблемами воспитания была следствием его активного отношения к жизни, его влюбленности в жизнь.
  24. «Я живу потому, что люблю жить,— делился он сокровенными чувствами с бывшим своим воспитанником,— люблю дни и ночи, люблю борьбу и люблю смотреть, как растет человек, как он борется с природой, в том числе и со своей собственной природой».
  25. И все же, несмотря на бесспорный педагогический успех, Макаренко чувствует настоятельную потребность продолжить свое образование. Узнав, что в Полтаве открывается учительский институт, он сдает конкурсные экзамены и становится его студентом.
  26. Полтавский институт дал Макаренко очень много. Здесь он пополнил и систематизировал свои знания из области педагогики, используя и собственный почти десятилетний учительский опыт.
  27. С особым увлечением занимался студент Макаренко историей и литературой. По воспоминаниям директора института А. К. Волнина, он «совершенно свободно владел устным словом и, что особенно поражало в украинце, искусно владел в нем гибкой и стройной фразой на чисто русском литературном языке...»*.
  28. Ко времени пребывания в Полтавском институте относится и одно немаловажное для Макаренко событие. Он написал рассказ и отважился послать его самому Горькому.
  29. Горькому рассказ не понравился и он об этом честно написал Макаренко.
  30. Макаренко, по его собственным словам, «без особого страдания отбросил писательские мечты, тем более что и свою учительскую деятельность ставил очень высоко».
  31. Летом 1917 года Макаренко окончил Полтавский институт с золотой медалью. В характеристике, выданной педагогическим советом, он назван «выдающимся воспитанником по своим способностям, знаниям, развитию и трудолюбию».
  32. Вернувшись из Полтавы в Крюков, Макаренко в 1918—1919 годах возглавляет коллектив Высшего начального (бывшего железнодорожного) училища. В трудных условиях гражданской войны, разрухи, постоянной смены властей Макаренко экспериментирует, нащупывая методы нового, советского воспитания, которые вскоре так блестяще разовьет и использует в своей работе с беспризорными детьми
  33. Макаренко приходит к мысли об исключительной роли детского коллектива и сознательной трудовой деятельности для молодых граждан государства.
  34. Он использует дисциплинирующую ребят символику и элементы «военизации», обращается к разнообразным приемам эстетического воспитания.
  35. Через год, в сентябре 1920 года, он принимает предложение организовать и возглавить колонию для несовершеннолетних правонарушителей.
  36. Начинается новый этап педагогических исканий Макаренко. Позади 15 лет, отданных обычной, «нормальной» школе.
  37. Впереди 16 лет работы с «трудными» детьми сначала в колонии имени Горького, затем в коммуне имени Дзержинского — время окончательного оформления педагогической системы А. С. Макаренко.
  38. На первых страницах  «Педагогической поэмы»: описание жизни колонии на заре ее существования.
  39. Несколько полуразрушенных зданий, тридцать кроватей-дачек и три стола в единственной пригодной для жилья спальне, полуистлевшая верхняя одежда, вши и обмороженные ноги (большинство колонистов за неимением обуви обертывали ноги портянками и завязывали веревками), полуголодный паек.
  40. Макаренко посмотрел на создавшуюся ситуацию глазами Горького и понял, что только сочетание горьковского оптимизма и требовательности может спасти положение. Горький помог Макаренко увидеть и пробудить к жизни лучшее в человеке. Не случайно в 1921 году колонии присваивается имя Горького, а с 1925 года завязывается оживленная переписка руководителя колонии и колонистов с их шефом.
  41. Руководствуясь в воспитательной работе с детьми своим основным и широко известным 41. ныне принципом: «как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему»,— Макаренко начал формировать коллектив с создания актива.
  42. Шаг за шагом, ставя перед колонистами новые и новые задачи и добиваясь их непременного решения, Макаренко постепенно вовлекает в дела колонии всех ее обитателей.
  43. Успешной организации труда колонистов как нельзя лучше способствовала тщательно продуманная структура ее коллектива. Весь состав колонии делился на 28 постоянных отрядов, по 7—15 человек в каждом. Во главе каждого отряда стоял командир.
  44. Помимо постоянных отрядов, в колонии широко практиковалось создание временных отрядов. Сводные отряды были временными. Они существовали ровно столько, сколько нужно было для того, чтобы выполнить то или иное срочное задание: выполоть картофель или обеспечить реквизит для очередного спектакля. Их командирами становились обычно рядовые члены постоянных отрядов. Следовательно, почти каждый колонист мог выступать не только в роли добросовестного исполнителя, но и развить в себе организаторские качества.
  45. Ядром колонии, ее активом, состоящим из лучших колонистов — командиров постоянных отрядов, был совет командиров. Здесь очень оперативно (регламент выступлений — одна-две минуты) решались многочисленные вопросы хозяйственной, бытовой, культурной жизни колонии..
  46. И, наконец, общее собрание колонистов, которое представляло коллектив в целом.
  47. Макаренко считал,  что колонист не должен  быть  простым потребителем материальных благ, заботливо предоставляемых ему государством. Он должен быть активным членом коллектива, растущего вместе с ним, хозяином, заинтересованным в успехе общего дела.
  48. Дисциплина, крепнувшая в колонии год от года, не была  основана на насилии.
  49. «Наша дисциплина,— писал Макаренко,— это соединение полной сознательности, ясности, полного понимания— как надо поступать,  в той или иной ситуации.
  50.  Дисциплине во многом способствовала так называемая «военизация». Военная атрибутика: приказы, рапорты, бодрый отклик: «Есть!», трубач, играющий сбор, часовой у входа, знамена, оркестр, безукоризненный строй колонистов — все это, как указывал Макаренко, представляло собой «небольшую игру.Но правила этой игры соблюдали все — от заведующего до последнего «пацана».
  51. Игра эта делала ребячью жизнь интереснее, красивее и незаметно для ее участников вырабатывала в них не только такие «внешние» стороны поведения, как точность и аккуратность, вежливость и подтянутость, но и качества, составляющие внутреннюю сущность каждого сознательного члена коллектива: организованность, дисциплинированность, чувство ответственности.
  52. Хорошая книга, посещение театра и кино, живопись, музыка (духовой оркестр коммуны имени Дзержинского исполнял сложные классические произведения и считался одним из лучших на Украине) были привычны для колонистов.
  53. Обилие цветов на территории и в помещениях, натертые до блеска полы, белоснежные скатерти на столах, аккуратная одежда и прическа — все это те самые «принципиальные мелочи», которые были в повседневной жизни ребят.
  54. Спортивные игры и гимнастика, прогулки и большие туристические походы давали отличную разрядку после напряженной работы и учебных занятий, способствовали физической закалке ребят.
  55.  Еще в октябре 1927 года Макаренко принимает предложение украинских чекистов возглавить трудовую коммуну имени Дзержинского. Первое время он совмещает работу в коммуне с работой в колонии, а с ранней осени 1928 года полностью переходит в коммуну. Здесь Макаренко проработал почти 8 лет, до июля 1935 года.
  56. Коммуна стала настоящим предприятием. Скромные мастерские со временем переросли в большие корпуса завода, выпускающего фотоаппараты.
  57. Не следует, однако, думать, что производство заполняло всю жизнь коммунаров. Каждый из них отдавал работе не более 4 часов, а около 5 часов отводилось на учебные занятия. В коммуне был школа-десятилетка. Таким образом, любой из коммунаров при достаточном желании и настойчивости мог поступить и в вуз.
  58. А сам Макаренко снова возвращается, и теперь уже серьезно и бесповоротно, к литературной деятельности.
  59. В 1925 году он начал писать книгу, которой суждено было стать его «главной книгой»,— «Педагогическую поэму».
  60. В конце 1930 года Макаренко заканчивает книгу, которая стала его настоящим литературным дебютом. Это цикл очерков о коммуне имени Дзержинского — «Марш тридцатого года».
  61. «...Вчера прочитал Вашу книжку «Марш 30-го года»,— писал Горький.— Читал — с волнением и радостью. Вы очень хорошо изобразили коммуну и коммунаров. На каждой странице чувствуешь Вашу любовь к ребятам, непрерывную Вашу заботу о них и такое тонкое понимание детской души. Я Вас искренно поздравляю с этой книгой.
  62. Замечательные книги Макаренко еще долгие годы будут нашими помощниками и друзьями, нашими мудрыми советчиками. Они несут в себе заряд великолепного макаренковского мажора. Они учат нас самому главному — человечности.
  63.  Но главное  дело его жизни  -
  64. Воспитать новых людей из вчерашних преступников, беспризорников, хлебнувших анархической уличной свободы.
  65. Замечательный педагогический эксперимент Макаренко удался. Мы до сего дня помним этого талантливого педагога, Учителя с большой буквы.

  1. Не смейте забывать учителей

Они о нас тревожатся и помнят

И в тишине задумавшихся комнат

Ждут наших возвращений и вестей

Им не хватает этих встреч нечастых,

И сколько бы ни миновало лет,

Слагается учительское счастье

Из наших ученических побед.

А мы порой так равнодушны к ним

Под Новый год не шлем им поздравлений

И в суете иль попросту из лени

Не пишем, не заходим, не звоним.

Они нас ждут. Они следят за нами.

И радуются всякий раз за тех,

Кто снова где – то выдержал экзамен

На мужество, на честность, на успех.

Не смейте забывать учителей.

Пусть будет жизнь достойна их усилий,

Учителями славится Россия,

Ученики приносят славу ей.

  1. Вместе: Не смейте забывать учителей

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Антон Семёнович Макаренко - писатель и педагог

Разработка учебного занятия (внеклассного мероприятия) ко Дню Учителя....

Антон Семёнович Макаренко "Флаги на башнях"

Данная презентация об одном людей, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке - Антоне Семёновиче Макаренко и его повести "Флаги на башнях"....

Урок-размышление «Подвижничество Антона Семёновича Макаренко»

Урок-размышление "Подвижничество Антона Семёновича Макаренко" - один из заключительных этапов большого проекта "Секреты педагогики А.С.Макаренко", посвящённом жизни и деятельности ...

Подвижничество Антона Семёновича Макаренко

Подвижничество Антона Семёновича Макаренко...

Устный журнал "Достояние России". Выпуск "Волонтерское движение в России"

В начале года выдвинула инициативу - провести устный журнал "Достояние России". Каждая параллель классов (6-12 классы) готовила свою тему - врачи, поэты/писатели, музыканты. Наша параллель в...

Информация о великом педагоге Антоне Семёновиче Макаренко

В документе рассказывается о великом педагоге А. С. Макаренко. Из него вы узнаете о его работе в области педагогики, немного о его личной жизни, образовании и его педагогическом и творческом пути....