Разработка классного часа "Разность религий- единство наций"
методическая разработка (9 класс)

Федякова Людмила Викторовна

Разработка классного часа для обучающихся 9-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznost_religiy.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Классный час по теме « Разность религий - в единстве общения"


Цель классного часа: воспитание толерантного отношения, духа терпимости в условиях обучения студентов в многонациональном коллективе учебной группы и колледжа.

Задачи:

  • Образовательная: исследовать и обобщить представления современного студента о таком явлении как толерантность;
  • Воспитательная: формирование жизненной позиции каждого студента, воспитание гражданского самосознания, духа терпимости, взаимопонимания, бережного отношения к культуре и традициям многонациональных народов России и других стран;
  • Развивающая: активизировать познавательные возможности студентов, сделать общение позитивным, более свободным и непосредственным.

Оборудование классного часа:

  • проекционная и компьютерная техника;
  • музыкальное оформление;
  • фотоматериалы;
  • классная доска.

Ожидаемые результаты: воспитание толерантного отношения студентов к друг другу, формирование гражданского самосознания, уважения к культуре и традициям многонациональных народов России.

План проведения классного часа

I. Организационные моменты (определение темы, цели и задач классного часа. Форма проведения классного часа)

II. Основная часть

Демонстрация фоторяда «Мы разные». Притча о Вавилонской башне.

1. Разминка «Знакомство»

Группа делится на две команды. Задача кто быстрее построится по следующим параметрам:

А) по цвету глаз (от самого светлого до самого темного)
Б) по алфавиту отчества
В) по размеру ноги
Г) по числу согласных в имени
Д) по росту
Г) по дате рождения;
Е) по численности состава семьи.

Команда, быстрее совершившая построение получает 1 балл.

Подсчет итогов.

Вопросы для обсуждения:

Что помогло быстрее построиться?

Состоялась ли игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?

2. Упражнение «Поиск сходства»

Каждая команда должна написать на доске черты сходства ( первая команда) и черты различия ( вторая команда) в своей группе.
Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Психологический смысл упражнения. Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Обсуждение. Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Вопросы для обсуждения:

1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества? 
2. Какие факторы влияют на ваши взаимоотношения с людьми? 
3. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?
4. Сказываются различия в возрасте на общение людей и почему?

Ведущий делает вывод: О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими.Люди различны, различна и их культура. Отчуждённость и враждебность в восприятии другой культуры весьма распространённые явления в нашей жизниОни возникают из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения чужих в привычную обстановку. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

3. Упражнение. Давайте пофантазируем…

Представим себе, что наступит Время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний в т. д.).

1. Каким будет этот мир? Как люди в нём будут жить? 
2. Хорошо или плохо, что мы все разные? 
3. Как жить в мире, где столько разных людей?

Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе понимания.

4. Превращаем минусы в плюсы

Команды получают задание на нахождение в отрицательных чертах характера положительные аспекты. Например, скряга – экономный человек. Команда приводит свои примеры и дает свои противопоставления. Каждый удачный пример оценивается в один балл.

Обсуждение: Что помогает (какие качества личности) видеть в другом человеке положительное и хорошее?

Студенты называют данные качества с помощью преподавателя.

  • Сотрудничество
  • Готовность мириться с чужим мнением
  • Уважение человеческого достоинства
  • Принятие другого таким, какой он есть
  • Способность поставить себя на место другого уважение права быть иным
  • Признание многообразия
  • Признание равенства других
  • Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

К сожалению, дух неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и будет существовать, однако надо понимать, что принятие различий между людьми и осознание единства дает возможность легче общаться, приобретать друзей, преодолевать трудности в жизни. Умение понять и принять людей такими как они есть, уважение человеческого достоинства – все это проявление толерантности.

Понятие «толерантность» связано с именем человека жившего во Франции на рубеже 18-19в., некто Тайлеран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Давайте попробуем определить правила толерантного общения:

1. Уважай собеседника
2. Старайся понять то, о чем говорят другие
3. Отстаивай свое мнение тактично
4. Ищи лучшие аргументы
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого
6. Стремись учитывать интересы других

Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди, даже если они бедные, старые и больные имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, неповторим и значим. Толерантное отношение позволяет сблизиться с разными людьми, обогатить свой мир и найти новых друзей.
Различия дополняют и обогащают общество. Единство непохожих позволяет справляться со всеми жизненными невзгодами и разделять радость и счастье, единение помогает и в работе и в семейной жизни и в учебе.

5. Упражнение на отработку толерантного отношения

«Я-высказывание/ Ты-высказывание»

Объяснение разницы между Я-высказыванием/ Ты-высказыванием.
Задача каждой команде (один от группы) составить Я – высказывание:

  1. Тебе наступили на ногу в транспорте и не извинились.
  2. Твой преподаватель незаслуженно обвинил тебя, что ты списал контрольную у соседа.
  3. Ты договорился со знакомым встретиться на улице. Прождал полчаса, а он так и не пришел.

Обсуждение: Каковы преимущества толерантного общения?

И в заключении я хотела бы прочитать вам стихотворение Бориса Заходера.

Я собака — всего лишь собака! 
В голове у меня — пустота. 
Но другую собаку, однако, 
Никогда не приму за кота! 
Не нужны ни условные знаки. 
Ни слова — потому что чутьем 
Брата кровного в каждой собаке 
Мы и так за версту узнаем! 
Ни порода, ни масть, ни размеры 
С толку нас никогда не собьют: 
Даже крошечные тойтерьеры 
В сенбернарах своих признают... 
Мы вступаем и в драки, и в браки. 
Неизменную веру храня: 
Что бы ни было — все мы собаки. 
Все мы — братья, все мы родня. 
Вы же, умные, вашего брата 
Распознать неспособны никак… 
Сразу видно — чутье слабовато. 
В этом вам далеко до собак. 
Если брат ваш — не вашей масти, 
Разве в этом он виноват? 
Вы же рвете его на части. 
Словно он вам уже и не брат...

Обсуждение: О чем стихотворение? Какова тема этого стихотворения? Какова идея?

III. Заключение

Выводы: человеческое общество разумно и мы должны понимать, что наша сила в единстве, а не в разобщенности. Вас объединяет и молодость, и желание учиться и получить профессию и множество увлечений и интересов. Это единство помогает вам легче жить, учиться и преуспевать. Если мы постараемся применять правила толерантного общения, то приобретем преимущества.

— Нас сегодня объединила дружба, молодость, профессия, наш колледж! Единство непохожих – так можно определить нашу сегодняшнюю встречу.

Фотография на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка классного часа о дне народного единства

разработка классного часа к 400-летию освобождения Москвы в 8 классе....

Разработка классного часа "В единстве наша сила"

Разработка классного часа для детей 7 класса....

Разработка классного часа "День народного единства"

4 ноября страна отмечает ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. Данная разработка поможет класному руководителю провести классный час. Так же данный материал будет в помощь учителям истории....

Разработка единого Кубанского классного часа "В единстве наша сила"

Обзор содержательных блоков:·       Блок № 1 «Современная Россия: безопасность в глобальном мире»·       Блок № 2 «Великая Россия, Великая П...

Разработка классного часа "День народного единства"

Сценарий праздника "День народного единства"...

Разработка всекубанского классного часа "В единстве наша сила"

Разработка классного часа расчитана для учащихся 8 классов....