разработка классного часа о дне народного единства
классный час (8 класс) по теме

Черных Наталья Михайловна

разработка классного часа к 400-летию освобождения Москвы в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_den_edinstva.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20  С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Г.  БЕЛГОРОДА

Классный час на тему:

"День народного единства"

                                                 Учитель английского языка

                                высшей категории

                                                    Черных Наталья Михайловна

2012-2013

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Цель проведения: формирование у учащихся  чувства патриотизма и национального самосознания на  примере героической борьбы русского народа с иностранной интервенцией.

Оборудование: компьютер, экран, проектор,презентация.

Ход мероприятия.

Ученик 1:

Россия!

Ты не зря слыла для стран других загадкой.

Но не всегда

Была судьба страны великой гладкой

Порой не радость,

А печаль царила над Россией

И часто защищала сталь ее озера синие.

Порой невзгоды

Над страной кружились черным вороном,

Плечом к плечу вставал народ,

Чтобы сразиться с ворогом.

И были у большой страны

Героев поколения,

Мы вспоминаем в День единства их с поклонением!

Ведущий: Наша Родина – самое большое государство на земном шаре. Нашу страну омывают сразу три океана (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический). Она богата лесами. В её недрах залегают многочисленные полезные ископаемые.

В России насчитывается более двух миллионов рек, а по количеству и разнообразию озёр она занимает одно из первых мест в мире. Велика и богата наша Родина. Но главное её богатство – это люди.

Учёные насчитывают в России 150 языков. Русским языком владеют большинство жителей нашей страны. Россия – страна многонациональная, в ней проживают представители более ста наций и народностей. Люди исповедуют разные религии. Самой распространённой религией среди верующего населения России является православие.

Ученик 2: В первой половине XIII века Русская земля не была едина. Каждый князь стремился лишь к своей выгоде, к увеличению своих земель и богатств. И в своей борьбе не заметили князья приближение грозного врага. В южнорусских степях явились из Азии монголо-татарские орды. Трагически закончилось первое столкновение с ними русских воинов в 1223 году на реке Калке - войско было разбито. Но главная битва была еще впереди.

1237 году монгольский хан Батый подошел к границам Руси. За три года почти все русские княжества были покорены Батыем. Разгромленная, подавленная и опустошенная Русская земля стонала под игом монголо-татар. Но объединение Русской земли было неизбежным. Постепенно княжества стали собираться вокруг Москвы. Наконец настал день, который показал русским князьям, что все вместе они могут противостоять даже грозным монголам.

Ученик 3: В начале XVII века над Россией нависла новая угроза. После того, как прервалась царская династия, многие бояре желали занять русский престол. После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим Дмитрием неизвестно, толи из-за болезни умер, толи из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царем вместо Дмитрия: Годунов Борис Федорович.Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут еще неурожай, голод. Кто виноват? Конечно царь- убийца, это бог его наказывает! И началось в русском государстве страшное время, которое назвали смутой. Вновь не стало единства в русском народе, началась Смута в русской земле.

Русь терпела всяческие беды,

Города тонули в смутном мраке:

В Новгороде ликовали шведы,

И Москвою правили поляки.

Разорялись земли государства,

Разрушались терема и храмы...

Самое дородное боярство

Оказалось неспособным самым.

Ученик 4:

Был наследник Грозного повинен

В том, что смутные настали годы...

В эти дни нижегородец Минин

Обратился к русскому народу.

Призывал он златом и булатом

Ополчиться против иноземцев,

Прозвучал его призыв набатом

И объединил единоверцев.

Ведущий: А что мы знаем о предводителях народного ополчения?
1) Кузьма Минин (полное имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий)   Минин был гражданином Нижнего Новгорода. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину.

Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского.

К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе, а в октябре была Москва очищена от поляков.

Умер он в 1616 г. Прах Минина покоится в Нижегородском Преображенском соборе. В 1818 г. воздвигнут памятник в Москве, а в 1826 г. в Нижнем Новгороде.

2) Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1614 гг.) – князь. Пожарский происходил из князей суздальской земли, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах.

В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился.

Д.М.Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать. Он не был ни особенно близким к государству советником, ни главным военачальником. Ему не поручали особенно важных государственных дел. Служба его ограничилась второстепенными поручениями. Он погребен в Суздальском Спасо-Ефимовском монастыре.

Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась конкретным банкротом.

Ученик 5: А знаете ли вы, как россияне отблагодарили  героев ополчения?

Даже те, кто не бывал в Москве, знают этот памятник.

Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, "на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан", а установку приурочить к 200-летию памятных событий.

Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения.

Ученик 6: Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

 Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.

И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.

Ученик 1: Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».
       Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.
       Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Ведущий: В книге «О России» Ивана Ильина есть такие слова:

«Нам дано было огромное обилие пространства и племён, несвязных, несопринадлежащих, тянущих врозь, посягающих и распадающихся; и трудные, суровые условия жизни и борьбы. Мы должны были создать в этих условиях, из этого обилия, в три-четыре века единое великое государство и единую ВЕЛИКУЮ духовную КУЛЬТУРУ.

Вспомним:

- Соловьёв насчитывает с 1240 года по 1462 (за 222 года) – 200 войн и нашествий.

- С XIV века по XX (за 525 лет) Сухотин насчитывает 329 лет войны.

- Россия провоевала ДВЕ ТРЕТИ своей жизни!

- Одно татарское иго длилось 250 лет, а в последний раз Москва была обложена татарами в самом конце XVI столетия…»

- Статистика XX  века продолжает этот список.

Ученик 2: 16 декабря 2004 года по решению правительства РФ в нашем календаре появился новый праздник – День Единения России. 4 ноября 2005 года россияне впервые отметили этот день. Но для многих так и осталось загадкой, что же такое произошло 4 ноября? В русскую историю вошел день 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года. Именно в этот день народным ополчением под руководством князя Дмитрия Пожарского и посадского старосты Кузьмы Минина Москва была освобождена от польских захватчиков, Россия была спасена от порабощения.

Россияне долго помнили этот день – с 1649 по 1918 год он являлся государственным праздником. Но потом появились другие поводы и другие даты, о дне 4 ноября почти все забыли. И вот, спустя десятилетия, он вновь стал общенациональным днем в память о далеком 1612 годе, а также о более близком нам дне 7 ноября 1941 года, когда на Красной площади в Москве состоялся парад советских войск, уходивших защищать Россию от другого страшного врага – фашизма. Эти два события и стали основными причинами восстановления праздника 4 ноября, ставшего днем Единения России.

Ученик 3: В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Ученик 4: Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой

Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда

Вопросы викторины «Я - гражданин страны народного единства»        

1.        Что мы празднуем 4 ноября?        (День Единения России)

2.        Что произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) в 1612 году?  (народным ополчением под руководством князя Дмитрия Пожарского и посадского старосты Кузьмы Минина Москва была освобождена от польских захватчиков, Россия была спасена от порабощения. )

3.        Кто возглавлял первое ополчение в 1611 году?        (Зимой 1611 г. Прокопий Ляпунов в рязанской земле организовал народное ополчение, к нему присоединились жители Нижнего Новгорода, Мурома, Ярославля, Вологды, Костромы и казаки И. Заруцкого. Весной ополчение подошло к Москве, москвичи поднялись на восстание. Но силы были неравны, в результате первое ополчение потерпело поражение.)

4.        Какие государства вмешивались в дела России в Смутное время?        (Польша, Летом 1609 г. Польский король Сигизмунд III  пошел войной на Русь. . Не отставали от них и шведские интервенты. Они захватили Новгород и ближние к нему города и сёла. Английские дельцы готовились отторгнуть северную часть России.)

4.        Кого называли «тушинским вором»?        (Лжедмитрий II, он же Тушинский вор, почти два года осаждал столицу государства.)

5.        Что такое Смута? Какие факты и явления характерны для эпохи Смутного времени  конца 16 – начала 17 вв.?  (Смута – это первая в истории России гражданская война. Гражданская война всегда выносит на повестку дня сугубо политический вопрос – о власти, верховной власти в границах государства. Ведь гражданская война – это апогей политического кризиса, решаемого военной силой.)

6.        В период Смутного времени в России появились самозванцы. Кто такие самозванцы? Назовите некоторых из них.        (Смутное время стало сильнейшим потрясением для России. По подсчётам историков за годы Смуты  в России  объявилось ни много, ни мало 17 самозванцев: пять из них выдавали себя за погибшего царевича Дмитрия, другие 9 – за мнимого сына Фёдора Ивановича, а мутивший воду в Астрахани «царевич Иван-Август» уверял, что он сын Ивана Грозного. Двое из этой пёстрой толпы оказались особенно опасны: Лжедмитрий I сумел захватить власть и усидеть на троне 11 месяцев, а Лжедмитрий II, он же Тушинский вор, почти два года осаждал столицу государства.)

7.        Чему Смутное время научило народ России?        (Минуло Смутное время, но не порвалась живая связь времен. И каждый раз, когда Отчизне угрожала смертельная опасность, новый тысячи борцов вспоминали имена Минина и Пожарского. Так было во время наполеоновского нашествия, так было в пору суровых испытаний Великой Отечественной войны. Имена великих предков вдохновляли защитников Родины на ратные подвиги)

8.Как называется войско, создаваемое на добровольных началах?

(Народное ополчение)

        Что такое 4 Ноября? 

 

4 ноября – это день единства всех российских народов, а не повод для нацистских настроений
 
4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила
 
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей, а не просто замена 7 ноября
 
4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей .

ПРИЗЫВНАЯ   Наталья Майданик

В День единства будем рядом,

 Будем вместе навсегда,

 Все народности России

 В дальних селах, городах!

 Вместе жить, работать, строить,

 Сеять хлеб, растить детей,

 Созидать, любить и спорить,

 Охранять покой людей,

 Предков чтить, дела их помнить,

 Войн, конфликтов избегать,

 Чтобы счастьем жизнь наполнить,

 Чтоб под мирным небом спать.

Список используемой литературы

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/svmos-kazanskij.htm 

http://images.yandex.ru/ 

http://ru.wikipedia.org/wiki/ 

http://www.inmoment.ru/holidays/day-national-unity.html 

http://www.hrono.ru/sobyt/1600sob/1611opolch.html 

http://enc.lib.rus.ec/bse/008/080/151.htm 

http://retromoscow.narod.ru/moscow_back-to-the-future_023.html 

Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени» - М., 1981.

Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII века // Смута. - М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства. целевая аудитория - 3-5 классы....

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства

Данный материал является разработкой классного часа для учащихся 5-6 классов...

Разработка классного часа "День народного единства"

4 ноября страна отмечает ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. Данная разработка поможет класному руководителю провести классный час. Так же данный материал будет в помощь учителям истории....

Разработка классного часа "День народного единства"

Сценарий праздника "День народного единства"...

Методическая разработка классного часа на тему: «День Единства народов Дагестана»

Дагестан – республика с древнейшей историей и богатейшей самобытной культурой. Не пером написана история горских народов - она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятник...

сценарий классного часа ко Дню народного единства лоя обучающихся с инвалидностью и ОВЗ

классный час ко Дню народного единства в группах , получающих профессиональную подготовку в техникуме....

Методическая разработка к классному часу ко Дню народного единства

Методическая разработка к классному часу ко Дню народного единства...