Программа воспитательной работы "Вместе только вперед"
материал (5 класс)

Гаджимустафаева Тамила Шихмагомедовна

План подготовлен с учетом требований Федерального государственных образовательных стандартов основного общего образования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.

            План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

        

        

Срок реализации

программы 5 лет

Возраст детей 11-15лет.

Гаджимустафаева Т. Ш.

2020г.

Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский

«ГУМАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ И

ВОСПИТАНИЯАКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ, ОБЛАДАЮЩЕЙ КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ, ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВОЙ, ИНФОРМАЦИОННОЙ, КОММУНИКАЦИОННОЙ И ПРОЧИХ СФЕРАХ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ»

Оглавление

  1. Пояснительная записка…………………………………… 4
  2. Содержание программы……………………………………..11
  • 1 направление «Учебно – воспитательное»………………..17
  • 2 направление «Духовно – нравственное»…………………18
  • 3 направление « Гражданско-патриотическое»……………19
  • 4 направление « Здоровый образ жизни»………………......20
  • 5 направление «Экологическое и трудовое» ………………21
  • 6 направление «Ученическое самоуправление»………… ..22
  • 7 направление «Работа с родителями»……………………. 24
  • Профилактическая деятельность……………………….  26
  1. Ожидаемый результат……………………………………….27

Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский

Пояснительная записка

к учебному плану внеурочной деятельности

в рамках введения и реализации ФГОС ООО (5 классы)

на 2020-2021 учебный год

        Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина, определили новые подходы к содержанию образования.

        Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

 

Целевая направленность, стратегические и тактические цели содержания образования

        План подготовлен с учетом требований Федерального государственных образовательных стандартов основного общего образования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.

        План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

        Основные принципы плана:

  • учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей;
  • учет кадрового потенциала образовательного учреждения;
  • поэтапность развития нововведений;
  • построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
  • соблюдение преемственности и перспективности обучения.

        Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом  обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

        Внеурочная деятельность  опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития,

решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики.  В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление  личности ребенка.

        План внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 7  обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам.

         При разработке плана использовались следующие документы:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 3ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
  • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
  • Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО

        Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации.

        Внеурочная деятельность в МАОУ «СОШ №7» реализуется через системы неаудиторной занятости и работу классных руководителей по следующим направлениям развития личности:        

  • общеинтеллектуальное
  • спортивно-оздоровительное
  • социальное
  • духовно-нравственное
  • общекультурное

        Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ в МАОУ СОШ № 7

        Целью внеурочной деятельности является создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

         Задачи:

  • создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;

  • способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются  нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения;
  • компенсировать отсутствие и дополнить, углубить в основном образовании те или иные учебные курсы, которые нужны обучающимся для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств;
  • ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей по более сложным программам.

Спортивно-оздоровительное направление

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основные задачи:

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
  • развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Данное направление реализуется  через участие в спортивно-оздоровительной деятельности. По итогам работы в данном направлении проводятся школьная Спартакиада показательные выступления, дни здоровья, выпускаются газеты.

Духовно-нравственное направление

Целесообразность названного направления заключается в  обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Основные задачи:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства;
  • осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

В основу работы по данному направлению программа курса «Дом, в котором я живу», программа занятий дискуссионного клуба. По итогам работы в данном направлении  проводятся коллективные творческие дела.

Социальное направление

Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени начального общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Основными задачами являются:

  • формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
  • формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование основы культуры межэтнического общения;
  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • воспитание у  школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.

Данное направление реализуется через создание сайтов класса, проектную деятельность. По итогам работы в данном направлении  проводятся конкурсы, защиты проектов.

Общеинтеллектуальное направление

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования.

Основными задачами являются:

  • формирование навыков научно-интеллектуального труда;
  • развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
  • формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
  • овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. и основного общего образования.

Данное направление реализуется программой неаудиторной занятости работой научного общества учащихся, участием учащихся в дистанционных олимпиадах. По

 итогам работы в данном направлении  проводятся публичные выступления, защита проектов.

                

Общекультурное направление

Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.

Основными задачами являются:

  • формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
  • становление активной жизненной позиции;
  • воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Данное направление реализуется  через посещения учреждений культуры, участие в фестивалях, выставках, концертах на уровне школы.

Ожидаемые результаты:

  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  •  приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  •  формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  •  воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;
  • получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
  • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
  • реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

         План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.

         Занятия  групп  проводятся на базе школы в кабинетах информатики, кабинетах математики, русского языка, английского языка, в спортивном зале, библиотеке, актовом зале.

                Таким образом, план  внеурочной деятельности  на 2015-2016 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.

План внеурочной деятельности (5-е классы)

Направления

Формы

ответственные

Общеинтеллектуальное

Олимпиады

Менеджмент ученика (серия классных часов), Робототехника

Учителя– предметники

Классные руководители

1

1

0,5

1

1

0,5

1

1

0,5

1

1

0,5

1

1

0,5

1

1

0,5

Спортивно-

оздоровительное

Школьная

Спартакиада

Самбо, плавание

Педагоги д/образования

1

-

1

-

1

-

1

-

-

2

1

-

Социальное

Сайт класса

Классные руководители

1

1

1

1

1

1

Духовно-

нравственное

Дискуссионный клуб

«Дом, в котором я живу»

Психологи, учителя-предметники классные руководители

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Общекультурное

Проектная деятельность,

Риторика

Классные руководители,

 Учителя-предметники

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

итого

8,5

8,5

8,5

8,5

9,5

8

                 

  Актуальность

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. В своей работе я стремлюсь к этому. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.

  Сроки и этапы реализации программы:

  • 1 этап – 2020-2021 уч. год.
  • 2 этап – 2021-2022 уч. год.
  • 3 этап – 2022-2023 уч. год.
  • 4 этап – 2024-2025 уч. год.
  • 5 этап – 2026-2027 уч. год.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

 (ПОЭТАПНО)

        1 и 2 этапы - МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК (5-6 КЛАСС)

  Основные принципы данных этапов:

  1. Включение учащихся в активную деятельность.
  2. Доступность и наглядность.
  3. Связь теории с практикой.
  4. Учёт возрастных особенностей.
  5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  6. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). 
  7. Формирование целостного коллектива.
  8. Адаптация учащихся к новому этапу школьного обучения.
  9. Формирование основ самоуправления.

                     

  Цели работы с классом

Главной целью работы с классом является формирование гуманистически       направленной личности, имеющей активную жизненную позицию, готовой к решению жизненных и учебных проблем, способной к активной творческой деятельности в социуме.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие личностных, социальных и интеллектуальных интересов учащихся, активно влияющей на формирование здоровой личности, способной жить и взаимодействовать в социуме, а также подготовленную к жизни в постоянно изменяющихся условиях жизни и способной на социально значимую деятельность.

    Задачи работы с классом

                         

1.Формирование гуманистически направленной личности, ориентированной на культурные ценности.

2.Создание условий для самоопределения и самореализации каждого ребенка.

3.Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся при их тесном взаимодействии с социумом.

4.Включение учащихся в разностороннюю учебную деятельность.

5.Реализация основных программ внеурочной деятельности по 5 направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное.

6.Формирование здорового образа жизни.

     7.Формирование отношения к базовым ценностям: труду, Родине, семье, человеку, природе, знаниям, миру.

8. Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности.

9. Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир и т.д.)

   Сроки реализации  

  Учебный год- 2020-2021 1 этап

  Учебный год 2021-2022 2 этап

 

  3 и 4 этапы - СТАРШИЙ ПОДРОСТОК (7-8 КЛАСС)

  Основные принципы данных этапов:

  1. Гуманистический принцип: воспитание гражданственности, включая обучение основным жизненным навыкам; обеспечивает каждому ребёнку право на признание его в обществе как личности, как человека являющегося высшей ценностью; уважение к его личности, достоинству.
  2. Культурно - ориентированный принцип: воспитание в человеке культуры; установление духовной взаимопомощи между собой и своим народом.
  3. Культурно - деятельностный принцип: способствует формированию умения самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения.
  4. Деятельностно - ориентированный: формирование и воспитание личности как субъекта собственной жизнедеятельности.
  5. Ценностный принцип: обеспечивает духовное и физическое здоровье учащихся, создание комфортных условий, ситуаций успеха.

 Цели работы с классом

Подростковый возраст - это  период бурного и плодотворного развития познавательных процессов. От 11 до 15 лет идет становление избирательности, целенаправленности восприятия, становление устойчивого, произвольного внимания и логической памяти.

В это время активно формируется абстрактное теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развивается гипотетико-дедуктивные процессы, появляется возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их. В интеллектуальной деятельности в период отрочества усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческому подходу к решению задач, что позволяет считать этот возраст сенса- тивным для развития творческого мышления.

         Характерной особенностью подросткового возраста является половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков несколько позже. Именно в этом возрасте  наступает момент избирательности внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные уроки. Классные и внешкольные мероприятия, а быстрая переключаемость внимания не даёт возможности сосредоточиться долго  на одном и  том же деле. Значимой особенностью мышления  подростка является его критичность. У ребёнка, который всегда и со  всем соглашался, появляется своё мнение, которое он  теперь демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к  спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребёнок подвергся чужому влиянию.

Средний школьный возраст – это самый благоприятный возраст для творческого развития.  Особое значение имеет чувственная сфера. Подростки могут проявлять чувства очень бурно, иногда аффективно.

Ведущая воспитательная задача в 7-8  классе: формировать  представления об индивидуальности и особенностях своего «Я».

  Задачи работы с классом

  1. Расширять знания о человеке (человек и его профессия, человек в общении с другими людьми).

  2. Формировать представления об индивидуальности и особенностях своего «Я».

  3. Формировать отношения к этикету как к норме жизни общества.

  4. Формировать половое самосознания и здоровый образ жизни.

  5. Развивать творческое мышление и самостоятельность.

  6. Расширять представление о разных способах социального устройства жизни.

  7. Формировать представления о самопознании и его месте в самовоспитывающей деятельности.

  8. Воспитывать грамотное отношение к медико-профилактическим мерам как средству сохранения здоровья человека.

  9.Формировать отношения к этикету как норме жизни общества.

  10. Формировать навыки коллективной творческой деятельности.

    Сроки реализации  

  Учебный год- 2022-2023 1 этап

  Учебный год 2023-2024 2 этап

  5 этап - РАННЯЯ ЮНОСТЬ (9 КЛАСС)

Основные принципы данных этапов:

  Цели работы с классом

Выпускной 9 класс очень важный этап в жизни учащихся данного класса. Это рубеж, за которым открывается дверь в самостоятельную жизнь. Каждому необходимо сделать важный выбор – выбор профессии, выбор дальнейшего жизненного пути. Общее и профессиональное образование подрастающего поколения в современном мире - обязательное условие социализации детей и подростков.  И воспитательная задача взрослых наиболее эффективно помочь каждому выпускнику, направить его в нужном направлении и создать условия для максимально полной адаптации в современном обществе. Главной целью данного этапа программы является создание условий для воспитания  адоптированной к современным социальным условиям самостоятельной личности готовой к самореализации в обществе, с нравственной позицией и самосознанием.

   Задачи работы с классом

  1. Формирования у учащихся основ профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах;
  2. Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания, изучение своих личностных особенностей, интересов и склонностей;
  3. Получение информации о правилах выбора профессии ("хочу"-"могу"-"надо");

  1. Получение информации об учебных заведениях и различных профессиях;
  2. Осмысленность личной жизни, целеустремленность:
  • сформированное представление о смысле жизни, идеале,    счастье;
  • наличие жизненных планов:
  • активная профессиональная подготовка;
  • понимание жизненной целеустремленности.
  1. Мировоззрение:
  • знание современной научной картины мира;
  • понимание и принятие философии прав и свобод человека;
  • патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание ее     процветания);
  • правовая и политическая культура.
  1.         Интеллектуальное развитие:
  • информационный кругозор;
  • потребность применять знания на практике;
  • умение обобщать, анализировать, делать выводы;
  • критичность (ничего не принимать на веру);
  • стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;
  • умение заниматься самообразованием.
  1. Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
  • добросовестность;
  • старательность;
  • настойчивость;
  • предприимчивость, самостоятельность;
  • творческий подход к работе.

    9. Личностные качества (черты характера):

-        сознательная дисциплинированность, обязательность;

  • внутренняя свобода, независимость;
  • стойкость, умение переносить трудности;
  • решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх;
  • порядочность;
  • честность, правдивость.

10.        Отношение к окружающим:

  • гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей;
  • бескорыстная забота о других;
  • интерес к людям, общительность;
  • доброжелательность, склонность к сотрудничеству, а не к конфликтам;
  • терпимость, уступчивость;
  • умение постоять за себя.

11.Культура поведения:

  • умение контролировать себя;
  • сдержанность, тактичность;
  • чувство меры в общении;
  • умение соблюдать дистанцию;
  • культура речи.

■        Здоровый образ жизни:

  • отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
  • знание механизмов и способов поддержания здоровья;
  • стремление к физическому совершенствованию;
  • отсутствие вредных привычек.

    12.         Семья. Брак. Любовь.

  • отношение к браку как важнейшему жизненному выбору;
  • уважительное отношение к  женщине, девушке.

    13.        Эстетическая культура:

  • наличие эстетического кругозора и эстетического вкуса;

-    умение отличать прекрасное и безобразное в природе, жизни, труде, общении,  обучении.

Выпускник, которого я желаю увидеть в каждом из своих воспитанников, – это человек, способный жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Сроки реализации данного этапа

     Учебный год- 2024-2025 1 этап

   Формы реализации задач:

  • изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);
  • систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;
  • дискуссии, диспуты, викторины, КВН, интеллектуальные марафоны;
  • ролевые, деловые, образовательные игры, «круглые столы», ток-шоу т.д.
  • экскурсии, походы;
  • соревнования;
  • викторины, КВН, интеллектуальные марафоны.

Методы:

  • Метод беседы. Данный метод можно применять в воспитании детей разного возраста и с любым характером. В процессе беседы учитель объясняет и аргументирует то, как надо себя вести в той или иной ситуации, выясняет мотивы поведения малыша.

  • Метод убеждения .Представляет собой активное воздействие на сознание человека с целью оказания ему помощи в осмыслении сути предъявляемых ему идей или требований, а также выработки внутреннего согласия с ними. При этом реализуются два пути - убеждение словом и (или) убеждение делом. Но это не только слово или поступки взрослого, но и суждения и действия других участников педагогического процесса.

  • Коллективное мнение. Этот метод воспитания представляет собой выражение группового требования к деятельности или поведению человека. Средствами его реализации являются коллективное обсуждение и высказывание мнения коллектива отдельными людьми.

  • Упражнение. Представляет собой многократное повторение способов действий с целью формирования привычки правильного поведения, оптимального алгоритма деятельности в конкретной ситуации. К числу средств метода упражнения относится соблюдение установленного порядка в семье, школе и т.д., правильно организованная учебная деятельность, целенаправленные общественные поручения.

  • Воспитывающие ситуации. Это обстоятельства затруднения   формирующие навыки правильного поведения на основе самостоятельно сделанного выбора. Они могут быть специально организованы педагогом.

Содержание программы представлено в семи направлениях, по

которым работает классный коллектив

1 направление «Учебно-воспитательное»

Цели:

     - создание условий для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей;

    - развитие внимания, творческих способностей;

    - привитие интереса к учёбе.

        Задачи:

   - способствовать выработке навыков учебного труда, системно и целенаправленно;

-  учить овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией;

   - содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений

ребёнка;

    - развивать  у обучающихся потребность к чтению, учить пользоваться книгой и

учебником как источником знаний.

        Формы работы:

    - интеллектуальные игры,

    - устные журналы;

    - конкурсы чтецов;

    - предметные недели;

    - викторины, турниры;

    - предметные олимпиады;

    - творческие конкурсы.

2 направление  «Духовно – нравственное»

Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное

                                                    В. Г. Белинским

Данное направление  в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры,  проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.

 Цель-формирование и развитие морально-политического сознания учащихся.

   Задачи:

- воспитывать нравственные навыки и привычек;

     -  формировать у учащихся единство слова и поведения;

     -  вовлекать каждого в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность;

     - подчинять все стороны внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

   Формы работы:

     - конкурс;

     - классные часы;

     - встречи с интересными людьми;

     - работа с библиотеками.

3 направление « Гражданско-патриотическое»

Направление соответствует патриотическому, гражданскому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.

В настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Чтобы выявить суть направлений процесса гражданско – патриотического  воспитания, необходимо определить на чем оно базируется. Вера  в Россию, в её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы гражданско–патриотического  воспитания.

  Цель:

      - создание условий для патриотического, гражданского и духовно- нравственного воспитания учащихся.

      -   формирование чувства гордости за свою Родину, свой край, свой поселок, свою школу.

  Задачи:

- помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила;

- углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье;

- воспитывать гордость за свою Родину, уважение к патриотам своей земли, защитникам земли Русской;

- способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;

воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

  Формы внеклассной работы:

- уроки мужества;

- организация встреч с ветеранами;

- торжественные линейки памяти;

- Дни воинской славы;

- тематические вечера, например «В жизни всегда есть место подвигу»;

- сбор материала по истории школы и др.

4 направление « Здоровый образ жизни»

Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.

Цель - создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.

        Задачи:

- содействовать укреплению здоровья и здорового образа жизни через различные спортивно-оздоровительные мероприятия и уроки физкультуры.

- развивать умение пользоваться знаниями о здоровом образе жизни, жить по принципу «В здоровом теле - здоровый дух»

- воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;

- формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.

Формы работы:

- праздники здоровья и спорта;

- Дни здоровья;

- спортивные соревнования;

- ведение «портфолио» спортивных рекордов;

- спортивные викторины;

- беседы медицинского работника.

         

5 направление «Экологическое и трудовое»

Не  тот  хорош, кто  лицом  пригож,

а  тот  хорош, кто  на  дело  гож

Направление соответствует экологическому и  трудовому воспитанию. Предполагает  организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экологического  просвещение подростков.  Трудовая деятельность человека всегда была и остаётся основным условием существования общества, источником его материальных и духовных богатств. В процессе труда развиваются умственные  способности, познаётся радость творчества. Только в труде на общую пользу ученик формируется как личность, как гражданин.

   Цель - формирование соответствующего отношения к труду.

   Задачи:

- формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;

- воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;

- формировать умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях;

- обучать психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций;

- формировать навыки труда.

   Формы внеклассной работы:

     - экологических действий;

        - экологические игры, акции;

- посещение музеев;

- трудовые десанты;

- предметные недели.

            6

6 направление «Ученическое самоуправление»

        Данное направление включает участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления класса и школы в целом.

Самоуправление класса, как любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между определёнными учащимися, выборы ответственных за наиболее важные секторы работы учащихся.

Цель - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Задачи:

- создать условия для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах;

- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

- развивать креативность, стимулирование социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей;

- воспитать у школьников демократическую культуру;

-  формировать умения действовать в интересах не только своей личности, но и общества (класса, школы);

- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

- формировать толерантность.

Структура самоуправления класса

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.  В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:

- определение программы деятельности ученического коллектива;

- избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;

- избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);

- установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;

- делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет лидеров школы);

- координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;

- установление форм поощрения и порицания в классном коллективе;

- внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.

      Ведет классное собрание его председатель - классный руководитель Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Предварительно составляются списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

        Каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения

  1. Лидер класса

  1. Сектор «Просвещение»- оказывает помощь учащимся в преодолении затруднений в учёбе, контролирует посещаемость и готовность к занятиям, помогает в организации и  помогает   классному  руководителю  проводить  рейтинг  учащихся  по  результатам  обучения,  готовит  интересные  тематические  классные  часы,  викторины,  знакомит с  современными  достижениями  науки  и  культуры, участвует в подготовке к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам, отвечает за проведение внеклассных мероприятий  для учащихся начальных классов.

  1. Сектор «Порядок» -  по мере необходимости проводит работу с нарушителями дисциплины и порядка,  составляет график дежурств, осуществляет организацию субботников, отвечает за своевременную сдачу учебников и их получение в школьной библиотеке, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора.

  1. Сектор «Досуг» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе и школе, отвечает за организацию экскурсий, классных и школьных вечеров, дискотек, составление развлекательной программы, совместно с родителями и классным руководителем занимается организацией экскурсий, посещением театров и музеев.

  1. Сектор «Пресс-центр» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на стендах, фиксирует жизнь класса в фотографиях;  руководит работой по оформлению классного альбома.

6.Сектор «Олимпиец» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, организует спортивные мероприятия в классе. Отвечает за организацию выездов класса в туристические поездки.

7 направление «Работа с родителями»

Взаимодействие с семьей с целью усиления ее роли в становлении и развитии  личности ребенка – важное направление работы. Реализуя это направление, опираюсь на информацию о семьях.

 Цель - развитие эффективности взаимодействия семьи и школы в воспитании детей.

   Задачи:

- информировать родителей о различных аспектах жизнедеятельности ребенка  в образовательном учреждении;

- повышать уровень правовой и психолого-педагогической компетенции родителей;

- вовлекать родителей в процесс жизнедеятельности школы (в общественную экспертизу качества образования, проведение совместных мероприятий).

Важным органом, оказывающим помощь органам классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.

Функции родительского комитета:

- рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе деятельности классного коллектива;

- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;

- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

Таким образом, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

Методы изучения семьи:

  1. наблюдение;
  2. индивидуальные беседы;
  3. тестирование;
  4. анкетирование;
  5. диагностика;
  6. деловые игры.

Формы работы с родителям:

- выбор родительского комитета класса и определение его функций в воспитательной работе;

- привлечение  родителей к воспитательной работе в классе, активизация работы  родительского комитета;

- проведение родительских собраний, темы которых соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям учащихся, специфическим проблемам класса, задачам  школы;

- поддержание регулярного общения. Организация совместного проведения досуга;

- проведение совместных творческих дел (походы, экскурсии, дни здоровья и открытых дверей);

- совместные консультации и воспитательные беседы с учащимися  класса;

- проведение индивидуальных и групповых консультаций (по необходимости);

- привлечение родителей к сотрудничеству;

- организация взаимного творчества детей и родителей;

- поощрение родителей и учащихся к  активному  участию  в жизни классаи школы;

- привлечение  (по мере необходимости) администрации школы к решению проблемных ситуаций в классе.

                       Профилактическая  деятельность.

В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, установленных в обществе норм поведения и общения.

Эти отклонения (девиации) проявляются в:

  • школьной неуспеваемости детей;
  • недисциплинированности;
  • невыполнении общественных норм поведения;
  • конфликтности, высокой тревожности;
  • наличия нежелательных качеств личности: лени, лживости, эгоистичности, лживости;
  • гиперактивности;
  • немотивированной агрессии, жестокости.

Цель: подведение ребенка к процессу самовоспитания и перевоспитания; коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.

Задачи:

  1. Помочь ребенку преодолеть социально педагогические трудности, перешагнуть через возникший кризис.
  2. Формировать адекватную самооценку.
  3. Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.
  4. Перестроить отношения к ребенку на основе личностного подхода.

   В классе есть ребята, требующие индивидуального подхода в воспитании и обучении.  

  Основными направлениями в этой области являются:

  • изучение индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • установление межличностных контактов с каждым ребёнком;
  • создание в детском коллективе наиболее благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей ученика;
  • помощь учащимся в установлении и налаживании отношений с взрослыми в школе (учителями, руководителями кружков, секций);
  • оказание поддержки в выполнении норм и правил поведения в школе и за её пределами;
  • взаимодействие с родителями с целью поддержки развития учащегося;

  • учёт личных достижений каждого ребёнка, создание ситуаций успеха.

Ожидаемые результаты как конечный результат, воспитание личности:

  • мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
  • творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
  • духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
  • гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
  • любящей свою малую и большую Родину;
  •  знающей и хранящей традиции;
  • ведущей здоровый образ жизни;
  •  свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

программа воспитательного процесса "Граф Этикет"

Этикет- это умение правильно вести себя в обществе, что облегчает коммуникативные процессы, помогает достижению взаимопонимания. Человек с хорошим вкусом всегда ст...

Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление  ...

Программа воспитательной деятельности "Росток"

Программа рссчитана на 3 года (7 - 9 классы)....

рабочая программа воспитательной программы "Милосердие"

Представленная рабочая программа составленая для работы школьного общества "Милосеррдие"...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...