Статья «Альманах как форма оценки сформированности предприимчивого мышления учащихся»
статья

Вахрушева Алина Георгиевна

Aннотация: в данной статье раскрывается опыт учителей МБОУ «Гимназии № 12» по оцениванию развития предприимчивого мышления учащихся при создании альманаха.

Annotate: this article reveals the teachers' experience of the MBEI "Gymnasium No. 12" on assessing the development of enterprising of students' thinking during the creation of an almanac.

Ключевые слова: предприимчивое мышление, «Марафон предприимчивости», альманах, оценивание, самооценивание.

Key words: enterprising thinking, "Marathon of enterprise", almanac, assessment, self-assessment.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.51                                                      

 А.Г. Вахрушева, Е.А. Зайцева

МБОУ «Гимназия № 12»,

 г. Ленинск-Кузнецкий

A.G. Vakhrusheva, E.A. Zaytseva

Municipal Budgetary Educational Institution "Gymnasium №12"

Leninsk-Kuznetsky

E-mail: vahrusheva.alina2015@yandex.ru   

machechae@mail.ru 

Альманах как форма оценки сформированности предприимчивого мышления учащихся
Almanac as a form of assessing the development of enterprising of students' thinking

Aннотация: в данной статье раскрывается опыт учителей МБОУ «Гимназии № 12» по оцениванию развития предприимчивого мышления учащихся при создании альманаха.

Annotate: this article reveals the teachers' experience of the MBEI "Gymnasium No. 12" on assessing the development of enterprising of students' thinking during the creation of an almanac.

Ключевые слова: предприимчивое мышление, «Марафон предприимчивости», альманах, оценивание, самооценивание.

Key words: enterprising thinking, "Marathon of enterprise", almanac, assessment, self-assessment.

 

В концепции модернизации образования говорится, что «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью и обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [1]. То есть развитие предприимчивого мышления учащихся – неотъемлемая часть современного процесса образования.

Единого понятия «предприимчивость» нет. «Предприимчивость» в узком значении – способность к осуществлению предпринимательской деятельности. «Предприимчивость» в широком значении – способность человека быть креативным, гибким, успешным в любой жизненной ситуации. В некоторых источниках предприимчивость определяется как «способность человека превращать идеи в действия», то же самое можно сказать и об обучении предприимчивости [4].

В МБОУ «Гимназия № 12» с 2015 года действует программа внеурочной деятельности «Марафон предприимчивости». Одним из важных и интересных для детей приемов развития предприимчивого мышления является создание альманаха.  

Существует несколько толкований слова «альманах». С арабского, al-manāh (араб.) – календарь. В первых альманахах использовались символические изображения, поэтому ими пользовались даже неграмотные.  В толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение - непериодический литературный сборник с произведениями разных писателей [3]. В других словарях альманах – разновидность серийного издания, продолжающийся сборник литературно-художественных и/или научно-популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и т. п.).

В рамках курса внеурочной деятельности мы рассматриваем создание альманаха как коллективное, социально-значимое творчество учащихся и педагогов поэтому. Содержанием альманаха является анализ социально-значимой и интересной проблемы.

Для создания альманаха нами разработан следующий алгоритм действия:

Шаг 1. Подготовка к работе. Выбор темы, направления и жанра. Например, в рамках марафона предприимчивости «Город горняков» в 2015 году учащиеся МБОУ «Гимназия № 12» разрабатывали разные  социально-значимые проекты: облагораживание пришкольного участка цветущей клумбой, проведение физминуток на переменах для младших школьников, проведение подвижных игр с учениками гимназии на остановке при ожидании школьного автобуса, ремонт книг школьной библиотеки, закрытие открытых колодцев на улицах города – и   представляли результат  своей работы над проектом в виде творческого  альманаха. В мае 2016 года в МБОУ «Гимназия №12» состоялось открытие нового сезона «Марафона предприимчивости», «Киноликбез». Ребята составляли альманахи, анализируя определенный киножанр. В 2017 году главная тема марафона – «От идеи до изобретения», альманахи учащихся были представлены разными техническими и научными изобретениями. Таким образом, программа «Марафона предприимчивости» предлагает учащимся год от года разные темы.

         Шаг 2. Выбор рубрик, над которыми предстоит работать, и распределение ролей. Корреспонденты осуществляют сбор информации по конкретной теме или направлению. Фотокорреспонденты производят фотосъёмку, отбирают готовые снимки на компьютере. Организатор отвечает за успешное выполнение альманаха, соблюдение сроков выполнения работы, соответствие альманаха требованиям. Редактор составляет план работы, проверяет соответствие материалов альманаха заявленной проблеме, отбирает материал для альманаха. Художник-дизайнер оформляет альманах.  В состав редколлегии может входить от 5 до 15 учащихся, а роли могут меняться по усмотрению учителя или учащихся.

Шаг 3. Сбор информации. Учащиеся изучают материалы, средства массовой информации и систематизируют их в рубрики. В каждом альманахе необходимо наличие определенных страниц. Об обязательных страницах мы заранее договариваемся во время заседания творческой группы учащихся и учителей.  

Первая страница – обязательная, содержит в себе название альманаха, а также какой-либо символ, несущий смысловую нагрузку. 

Вторая обязательная страница – заметки редактора. Необходимо определить, для чего и для кого создается альманах, и какая решается проблема. Для заполнения этой страницы проводим специальные занятия, где учим детей выдвигать проблему и находить пути ее решения; планировать свою деятельность; работать в команде; строить логические цепочки в подаче информации.

Третья обязательная страница - интервью «бывалых». Учащиеся опрашивают некоторый круг лиц среди учащихся, педагогов, родителей, других компетентных в определенной теме лиц. 

Четвертая обязательная страница раскрывает тему альманаха. Учащиеся находят научные факты и гипотезы, теории, работая с различными источниками (энциклопедии, статьи в журналах, сеть Интернет).

Следующие страницы могут варьироваться, таким образом, учащиеся смогут в полной мере проявить творчество. Страница «Это интересно знать», в которой учащиеся находят интересные, необычные факты изучаемого явления, понятия.  Страница «Время развлечений на Марафоне» – занимательные мини-приемы развлекательного характера (ребусы, кроссворды, пародии, сатира, логические задачи и т.д.). Ученики составляют самостоятельно, проявляя творчество. Также можно сделать страничку авторов, на которой указывается вклад каждого участника альманаха в его создание.

Шагом 4 в создании альманаха является то, что полученный материал обрабатывается, используются различные способы подачи материала и дизайнерское оформление, которое может быть представлено или в рукописном варианте с иллюстрациями или в электронном варианте.  

Материалы, необходимые для создания альманаха: листы чистой белой бумаги, ножницы, клей, цветные карандаши и фломастеры, несколько цветных журналов для подбора иллюстраций и изготовления коллажей, информационно-справочная литература по теме, можно использовать фотоматериалы. Работа над созданием альманаха занимает от полутора часов до недели.

Шагом 5 является подготовка к защите альманаха. Когда альманах готов, проводим его презентацию-защиту. 

Шаг 6.  Презентация альманаха. Форма представления альманаха – событие в виде устного журнала, пресс-конференции, ток-шоу, заседания дискуссионного клуба и другие интересные формы. 

        Для оценивания альманахов используем следующие критерии: наличие обязательных страниц; эстетичность выполнения (отсутствие переноса слов, аккуратность оформления, соблюдение шрифта и единого стиля); соответствие содержания названию альманаха; связь содержания альманаха с «Марафоном предприимчивости»; наличие авторских (самостоятельно сочиненных) материалов; презентация альманаха (грамотность речи, раскрытие темы альманаха, оригинальность).

 При подведении итогов жюри определяет номинации. Каждый класс получает заслуженную награду, например, «Лучшая защита альманаха», «Лучшие журналисты», «Лучшее грамотное оформление» и др. Таким образом, осуществляется принцип успешности каждого учащегося.

        Последним шагом является рефлексия - анализ самими учащимися подготовки и создания альманаха, оценивание вклада каждого участника работы в группе, выявление трудностей и недочетов в работе. Для рефлексии часто используем метод «6 шляп» Э. Боне - простой и практичный способ, позволяющий научиться оперировать различными аспектами мышления по очереди,  вместо того, чтобы думать обо всем одновременно,  разделение процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета: 1) белая шляпа -  использование фактов; 2) жёлтая - логический позитив; 3) чёрная - критика; 4) красная – эмоциональное восприятие; 5) зелёная –креативность; 6) синяя – оценочная позиция [2]. Хорошо бы, написать, что дети говорили на рефлексии в вашем ОО. Какие выводы Вы сделали о сформированности предприимчивого мышления учащихся?

Тема «Альманах как форма оценки сформированности предприимчивого мышления учащихся». Про альманах все хорошо, а вот как вы проводили оценку сформированности предприимчивого мышления учащихся ничего нет. Давайте добавим.

Про самооценку тоже ничего не появилось! Так что можно это слово убрать из ключевых слов. 


ФГОС среднего общего образования ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника: креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность;  готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни. Этих результатов, в той или иной степени, позволяет достигать использование во внеурочной деятельности «Марафона предприимчивости».

 Работа над созданием альманаха развивает у учащихся умение выдвигать проблему и находить пути ее решения; планировать свою деятельность; работать в команде; строить логические цепочки в подаче информации; воспитывает чувство любви к выбранному делу; выработку дизайнерского чутья; развивает находчивость, деловую активность, инициативность; повышает общий уровень культуры и интеллекта учащихся; развивает   уважение к культурному наследию школы, района, города, страны. При работе над созданием альманаха в рамках «Марафона предприимчивости» у учащихся развивается предприимчивое мышление, оценивание которого происходит на ключевых этапах создания альманаха: на подготовительном этапе – при выборе социально-значимой темы, грамотном распределении ролей, на основном - при сборе информации и оформлении альманаха, подготовке к защите, на заключительном – во время защиты альманаха и рефлексии о проделанной работе.  

Литература

  1.  Концепция модернизации российского образования [Электронный ресурс] / URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/87209 (дата обращения: 20.04.2018)
  2. Алексеева, Е. С. Методический конструктор для развития предприимчивого мышления и поведения. Часть 1 /  Алексеева Е. С., Антонова И. Н., Галковская И. В., Новикова Т. Г., Светенко Т. В., Щедрина О. В., Фролова С. Н., Яковлева Е. Н., Катри Райк; Под ред. Светенко Т. В. - Псков: 2013. - С. 92
  3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: [Текст] / C. И. Ожегов; Под общ. Ред. проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. -  С.28
  4. Якушина, Т. А. Новый взгляд на систему образования или нужно ли предприимчивое мышление и поведение в образовании? / Т. А. Якушина // III Межрегиональная научно – практическая конференция «Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление» - 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://nmc-kem.ucoz.ru/text_v_novosty/jakushina.pdf (дата обращения: 20.04.2018)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по информатике и ИКТ для оценки уровня сформированности предметных компетенций учащихся при изучении темы «Создание табличной базы данных. Отбор и сортировка данных»

Представленные тестовые задания содержат 6 вариантов по 5 заданий в каждом. Задания отражают вопросы, которые изучаются в базовом курсе информатики и ИКТ УМК Макаровой Н.В., что позволяет использовать...

Статья на тему: Система оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Физическая культура», раздел легкая атлетика.

Система оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Физическая культура», раздел легкая атлетика.урок легкий атлетика физическийОценка результатов учебной деятельности...

Тестовый контроль – одна из форм оценки знаний и умений учащихся.

Тестовый контроль – одна из форм оценки знаний и умений учащихся....

Карта Монахова - форма работы по развитию мышления учащихся на уроках математики

Педагогическая технология  В.М. Монахова  гарантирует достижение конечного результата обучения. "Войдя" в педагогическую технологию В.М. Монахова с проблемами математического разви...

Статья НОВЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Одним из направлений реализации инициативы «Наша новая школа» является развитие эффективной системы оценки качества образования, т.к. оценка знаний и умений учащихся является важным звеном...