Семинар – практикум для классных руководителей « Пути и методы решения конфликтов между педагогами и учениками »
методическая разработка

Дашиева Гэрэлма Николаевна

Семинар – практикум для классных руководителей

« Пути и методы решения конфликтов между педагогами и учениками »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_dlya_klassnyh_rukovoditeley.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для классных руководителей

« Пути и методы решения конфликтов между педагогами и учениками »

Дашиева Г.Н.

Цели:

  • Показать значение индивидуального восприятия и его влияние на коммуникативный процесс.
  • Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.
  • повышения социально-психологической компетентности педагогов и развития их способности эффективно взаимодействовать со своими воспитанниками

Задачи: обучить педагогов методам и приёмам положительных взаимоотношений с детьми.

Сегодня на нашем занятии главное внимание мы уделим конфликтам между учителем и учеником, поговорим о причинах конфликтных ситуаций и достойном их разрешении.

Упражнение – разминка на запуск групповой работы:

– Предлагаю Вам упражнение на знакомство с участниками нашего занятия, для этого надо представиться, назвать какого – либо ученика, и рассказать о том, что Вас удивило в нём за последнюю неделю.Например: Я Елена, мой ученик 2– го класса удивил меня тем, что …

Беседа:

В течение всего рабочего дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с коллегами, учениками, родителями по разным поводам. И, естественно, в общении возможны недоразумения, ссоры, обиды, проявления агрессии, смена настроений. И ситуация может перейти в конфликт.

Конфликт в педагогической деятельности часто выражается в стремлении учителя утвердить свою позицию и в протесте ученика против несправедливого наказания, неправильной оценке его деятельности или поступка. Ученику трудно каждый день соблюдать правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому незначительные нарушения общественного порядка естественны: возможны ссоры, обиды, перемены настроения.Правильно реагируя на поведение учащегося, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам. Вызывает возмущение у ученика несправедливость со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой, такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от «милости» учеников.

А сейчас прошу Вас подумать и назвать причины, по которым могут возникнуть конфликты между учениками и учителями. (Ответы педагогов)

Основные причины конфликтов между учителем и учениками

1. Отсутствие единства требований у педагогов.

Один учитель требует одно, другой – другое, третий – вообще ничего не требует. В такой атмосфере противоречивых требований ребенок теряется. Ему не понятно, почему ЭТО нужно выполнять у одного педагога и не обязательно – у другого. Почему у одного учителя всегда нужно на уроке вставать при появлении преподавателя, а у другого – необязательно, у одного надо отвечать, выходя к доске, а у другого – можно с места, причем даже развалившись за партой.

2.Несоблюдение предъявляемых требований самим педагогом.

Учитель требует, чтобы ученики не опаздывать на урок, а сам опаздывает. Иногда причиной конфликта могут быть завышенные требования педагога к учащимся, авторитарный стиль руководства. Классный руководитель хочет, чтобы его класс был лучше, "терзает" его, суется во все дела, руководит, а когда его нет, класс превращается в неуправляемую толпу.

3.Отсутствие взаимопонимания между педагогами и учащимися, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников. Так, повышенная критичность, свойственная подростковому возрасту, зачастую воспринимается учителями как негативное отношение к их личности.

4.Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность. Такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей.

5.Неумение учителя принять ученика таким, какой он есть, с его недостатками и отрицательными чертами.

6.Личностные качества учителя (раздражительность, грубость, мстительность,); либо такие качества, как настроение учителя при взаимодействии с учениками; жизненное неблагополучие учителя.

В результате конфликта между учителями и учащимися формируется барьер, проявляющийся у ребенка в грубости, конфликтности, отрицательном отношении к учителю. Разрушить этот барьер учащийся самостоятельно не может. Здесь все зависит от педагога. Но учителя в целом негативно относятся к таким учащимся. Обычно все попытки справиться с неуспеваемостью и недисциплинированностью этих ребят сводятся – к нравоучениям, взысканиям, наказаниям, «проработкам» в присутствии всего класса. Все это не приносит результатов; наоборот, еще больше озлобляет и восстанавливает учеников против учителей, против учебы и против школы в целом. Некоторые учителя с легкостью приклеивают таким школьникам ярлык «трудных», «трудновоспитуемых», чтобы оправдать свое неумение или педагогическое бессилие.

Напряженные отношения с учителем – очень травмирующая ситуация. Ребенок, который входит в конфликт в одиночку, не выдерживает такой психологической нагрузки и может « выдать» любую реакцию: от потери интереса к учёбе и бунте против всех взрослых до затяжной депрессии, болезней и даже суицидальных попыток. Поэтому нельзя, чтобы конфликт зашел далеко.

основные способы разрешения конфликта между учителем и учеником

( избегание, принуждение, сглаживание, компромисс)

         Избегание (уклонение) – При такой стратегии поведения действия учителя направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказывания собственной позиции. Учитель не берёт на себя ответственность за решение проблем, не хочет видеть спорных вопросов, отрицает наличие конфликта, старается избегать ситуаций, провоцирующих конфликт.

Принуждение (противоборство) – Действия учителя направлены на то, чтобы настоять на своём путём открытой борьбы за собственные интересы, применения власти, принуждения. Он заставляет принять свою точку зрения любой ценой.

Сглаживание (уступчивость) – Действия учителя направлены на сохранение или восстановление хороших отношений. Ради этого он готов уступить, пренебречь своими интересами, стремится поддерживать других, не задевает их чувств, учитывает их аргументы.

Компромисс (сотрудничество) – Действия учителя направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как его собственным интересам, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме.

Так же для преодоления конфликтной ситуации педагогу необходимо:

1. Разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Следствием разговора на повышенных тонах будет, станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе,

2. Не пытаться разрешить конфликт с конкретным учеником при всем классе.

Это дело двоих. Поведение ученика при всем классе может быть совершенно не тем, чего вы ожидаете.

2. Постараться разрешить конфликт самим, не привлекая третьих лиц:

директора, завуча, школьного психолога, классного руководителя, родителей.

Постарайтесь узнать сами, в чем причина такого поведения ученика. Может быть, вскроется какая-то причина, о которой вы не знали. И ваше отношение к ученику изменится.

3. Если учитель пошел на разговор с учеником, то он должен быть максимально конкретным.

Вы должны высказать конкретные требования, а может быть и предложения по удалению причин конфликта.

Упражнение : «Анализ конкретных ситуаций»

Я вам предлагаю разобрать конфликтные ситуации, которые нужно проанализировать и найти эффективные пути выхода из них.

Ситуации.

На уроке литературы в VII классе при проверке домашнего задания учительница трижды поднимала отвечать одного и того же ученика, но он молчал. В конце урока она объявила, что ставит ему “два”. На следующем уроке учительница вновь начала опрос этого ученика и, когда он отказался отвечать, удалила его с урока. На следующие занятия по предмету ученик ходить перестал, всячески избегая встреч с учителем, по другим предметам учился по-прежнему успешно. В конце четверти учитель поставил ему “двойку”. Узнав об этом, ученик совсем перестал посещать школу.

Конфликт произошел между молодой учительницей рисования, только начинающей работать в школе, и учеником VI класса Игорем, трудным, вспыльчивым мальчиком из неблагополучной семьи, не пользующимся авторитетом в классе. Шел урок рисования, учительница огласила отметки, выставленные детям за работы, выполненные на прошлом уроке. Игорю, показалось, что учительница поставила ему заниженную отметку. Он грубо обозвал учительницу и вышел из класса. Учительница велела передать Игорю, чтобы к ней на урок он больше не являлся

Упражнение “Под другим углом”

Возьмите, пожалуйста, лист бумаги, разделите его пополам. На первой половине напишите “Мне трудно с этим учеником, потому что...” закончите это предложение не менее чем 5 способами.

На второй половине напишите — “У этого ученика есть замечательные черты...” закончите это предложение не менее, чем 5 способами.

По завершении организуется обсуждение.

Рефлексия:

1. Насколько сложным оказалось Выполнение этого задания? 
2. Было ли для Вас трудным заполнить второй столбец? Почему? 
З. Удалось ли Вам назвать 5 пунктов, описывающих замечательные черты ученика? Почему? 
4. Появились ли у Вас неожиданные новые мысли об ученике? 
5. Захотелось ли Вам попристальнее понаблюдать за учеником и лучше понять его?

Упражнение на релаксацию-визуализацию “Я в роли ученика”

(направленно на помощь в решении проблем с ребёнком)

Сядьте пожалуйста поудобнее и закройте глаза. сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха

– Вы чувствуете себя спокойно и легко. Вы расслаблены... А теперь представьте себе свой дом. Обегите мысленным взором комнату ребёнка. Посмотрите на ученика, на того ребенка, о котором вы только что думали и описывали ваши трудности взаимодействия с ним и его замечательные черты. Представьте его лицо во всех подробностях, рассмотрите его одежду, понаблюдайте за тем, как он движется, как разговаривает... Оставайтесь совершенно спокойным, расслабленным... Там, раньше, когда-то его поведение и манеры, возможно, раздражали вас. Но сейчас вы спокойны и сдержанны... Вообразите картинку, на которой этот ребёнок будет как можно ярче, добавьте в нее цвета, сделайте более четкими детали. Попробуйте насытить эту картинку звуками и движением. Представьте, что ребенок посмотрел на вас. Попробуйте взглянуть на себя его глазами. Какой кажетесь ему вы? Станьте на короткое время этим учеником, почувствуйте себя сидящим за его столом, услышьте слова, которые вы ему говорите в конфликтной ситуации. … Трудно? Если вам трудно, попробуйте осознать, почему... Что вы чувствуете, будучи этим ребенком? О чем вы думаете?.. А теперь вернитесь в свое собственное тело. Посмотрите на этого ребенка со стороны... Взгляните в его глаза… теперь настало время возвращаться сюда , в наш кабинет Вы снова здесь, в нашей комнате. Не открывая глаз, сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха .медленно открывайте глаза.

Рефлексия:

-Поделитесь своими впечатлениями от визуализированных образов и о том, насколько успешно удалось с ними поработать.

– Что Вы чувствовали в ситуации “превращения” в ребёнка?

- Что вы испытывали при выполнении этого упражнения?

Упражнение «Незаконченное предложение»

Цель - развивать умение самоанализа, осмысление качеств личности, навыков, умений, которые дают чувства внутренней уверенности или дискомфорта и помогают преодолеть психологические барьеры.

Каждый участник (по кругу) высказывается. 

Первый начинает со слов: « Педагогом быть хорошо, потому что…», второй — «Педагогом быть плохо, потому что…», чередуя «хорошо» и «плохо» по кругу.

Затем происходит обмен впечатлениями. Было ли что-то, что позволило взглянуть по-другому на роль педагога? Было ли что-то неожиданным? Было ли кому-то трудно найти хорошее/плохое?

Итоговая рефлексия:

– что было полезным на занятии? Что понравилось/ что нет?

(Каждый участник получает памятку с рекомендациями по разрешению конфликтов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для классных руководителей "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций"

Семинар для классных руководителей по теме: "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций". Цель - поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций. Работа над созданием бла...

Семинар-практикум для классных руководителей

Семинар-практикум для классных руководителй, в котором предлагается технология написания воспитательных мероприятий (методических разработок)....

Семинар-практикум для классных руководителей «Формы внеклассной работы по нравственному воспитанию»

Данный семинар  имеет практическое назначение и позволяет создать необходимую базу для совершенствования  внеклассной работы по нравственному воспитанию....

Семинар-практикум для классных руководителей "Мы голосуем за жизнь"

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности социального педагога по профилактике суицида среди детей и подростков. Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишени...

Семинар-практикум для классных руководителей и родителей детей подросткового возраста "Оптимизация процесса воспитания подростка в семье и в школе"

Настоящий семинар -практикум дает возможность понять  психологию всех участников воспитательного процесса, определить трудности в воспитании детей подросткового возраста, договориться об использо...

Семинар-практикум для классных руководителей «Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтной ситуации»

Семинар-практикум для классных руководителей«Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтной ситуации»...