Патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы и в работе классного руководителя
методическая разработка (8 класс) по теме
Выступление на ГРК « Мордовия» «Патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы и в работе классного руководителя»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым
изучением отдельных предметов № 32»
Выступление на ГРК « Мордовия»
«Патриотическое воспитание школьников на уроках русского
языка и литературы
и в работе классного руководителя»
Учитель русского языка
и литературы
Винокурова
Наталия Михайловна
Саранск
2013
В XXI веке необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место среди них, на мой взгляд, занимают уроки русского языка и литературы. Именно они призваны воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров, ведь у учителя – словесника всегда в руках книги, которые помогают воспитывать истинного человека, человека духовного. Но нужно помнить, что патриотическое чувство не может быть сформировано в короткое время. Его воспитание требует постоянного внимания в течение всего времени обучения в школе. Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты.
Задача учителя- словесника и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такие учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение.
Дорога к сердцам детей лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире.
Таким образом, работая в современной школе, особый акцент делаю на подборе литературных произведений, соответствующих целям и психологическим особенностям ребят, которые формируют бережное отношение к прошлым заслугам наших воинов-ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов, заставляют детей задуматься о таких понятиях, как Отечество, патриотизм, толерантность.
У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми.
Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся.
Я работаю в школе больше 20 лет. В настоящее время являюсь классным руководителем 8 А класса. В моем классе 25 учеников. Все они очень разные, но я их всех очень люблю
В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:
· Не запрещать, а направлять;
· Не принуждать, а убеждать;
· Не командовать, а организовывать;
· Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Моя воспитательная работа с классом проводится по разным направлениям:
- гражданско-патриотическое,
- духовно-нравственное,
- спортивно-оздоровительное,
- культурно-эстетическое,
- учебно-познавательное,
- общественно-полезная деятельность,
- индивидуальная работа с учащимися,
- проектная деятельность.
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм должны стоять впереди и вести за собой интеллект.
В XXI веке необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.
Цели работы по патриотическому воспитанию:
1.Формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения.
2.Воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России».
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся реализую следующую эффективную воспитательную цепочку:
1. Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
2. Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
3.Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)
4.Моя Родина - Россия (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей малой родине).
5.Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).
Заповеди, на основе которых я строю работу по патриотическому воспитанию обучающихся:
- ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО
- ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА
- ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА
- СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
- БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.
Систему патриотического воспитания в классе я строю с учётом возраста учащихся, учитывая степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.
Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса. Особое внимание уделяю детям «группы риска». Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела.
Учащиеся класса приняли активное участие в общешкольных мероприятиях, направленных на воспитание патриота своего Отечества. Огромное воспитательное значение имел в этом году классный час «Государственные символы России»», а также классные часы на тему:
1.«Солдатская слава Сталинграда»
2.«Героями не рождаются, героями становятся», посвященный детям- участникам ВОв.
А также класс участвовал в следующих общешкольных мероприятиях:
1. День православной книги.
2. 4 ноября – День народного единства.
3. Праздник , посвященный Дню защитника Отечества «России сможем послужить», где наш класс занял 1 место
4. Конкурс патриотической песни «Красная гвоздика», где мы тоже заняли 1 место.
В апреле в школе проходит акция «Дети войны» ,где мы тоже принимаем активное участие
Традиционно в канун 9 мая в школе проходит митинг, посвященный годовщине Победы. Лучшие ученики школы возлагают цветы к стеле.
Вот в таких делах и формируется коллектив, и воспитываются патриоты.
Особое внимание в работе с детьми сейчас уделяю воспитанию толерантности – умения терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Это особенно важно в условиях участившихся актов насилия, терроризма, обострения межрелигиозных и межнациональных конфликтов.
Мы пришли к выводу: наш класс- это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.
На мой взгляд, большая роль в воспитании детей патриотами принадлежит их родителям, поэтому строю работу в тесном взаимодействии с ними, а иногда просто учу и их.
Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственный “за всё”, и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Я очень стараюсь быть рядом со своими воспитанниками и быть и нужной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыты работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм должны стоять вп...
Работа классного руководителя в гражданско-патриотическом воспитании учащихся класса
Формирование социально активной личности гражданина и патриота является одной из основных целей, которая стоит перед любым классным руководителем в педагогической деятельности. Более того, воспи...
Анализ работы классного руководителя по военно- патриотическому направлению
Одной из актуальных задач сегодня является задача воспитания подлинного гражданина, который будет гордиться своей родиной – Россией, занимающей достойное место среди других стран мира. Военно-патриоти...
«Система работы классного руководителя по формированию патриотической личности».
Конкурсная работа в рамках Городских педагогических чтений «Система патриотического воспитания обучающихся в образовательном учреждении: содержание и формы деятельности, методики и технологи...
"Я-Патриот программа патриотического воспитания школьников через систему работы классного руководителя
Программа направлена на формирование гражданско-патриотического и духовно-нравственного потенциалов подростка и представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогическ...
статья на тему "Работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию школьников".
Аннотация: статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся. В наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патрио...