Классный час на тему "Память о Холокосте"
классный час
Урок проводится в очередную годовщину освобождения Освенцима Советской Армией (27 января 1945 г.). Событие это стало символическим, поскольку именно СССР сыграл решающую роль в разгроме фашизма и остановил геноцид, организованный фашистами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_pamyat_o_holokoste.docx | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Память о Холокосте»
Урок проводится в очередную годовщину освобождения Освенцима Советской Армией (27 января 1945 г.). Событие это стало символическим, поскольку именно СССР сыграл решающую роль в разгроме фашизма и остановил геноцид, организованный фашистами.
Цель урока: обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях
Задачи:
- ознакомление с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «границы толерантности»;
- развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
- обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, диск с уроком-презентацией, выполненной в программе Microsoft Office Power Point.
Ход урока:
№ слайда | Основной текст |
| Титульный слайд. Ребята 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста, который был официально принят на шестидесятом заседании Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 2005 года. Наш классный час мы посвящаем 75 летию со дня великой победы над фашисткой германией |
| В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. Президент В.В. Путин подчеркнул: «Наша страна исторически формировалась как союз многих народов и культур. И основу духовности самого российского народа испокон веков составляла идея общего мира – общего для людей различных национальностей и конфессий». Российская Федерация страна полиэтническая, поликонфессиональная, поликультурная, но при всем своем многообразии наша Россия – государство, объединяющее миллионы людей одной судьбой, общими чаяниями и делами. Жизнь России, россиян нерасторжимо связана с практической реализацией принципа толерантности, ставшего одним из основных во взаимодействии людей в нашем Отечестве. К сожалению, современный мир полон событий, которые являются ярким проявлением нетолерантного поведения, доходящего до геноцида. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости, порой превращаемой в государственную политику, в предыдущие эпохи. |
| Среди всех периодов геноцида выделяется Холокост. Наш классный час сегодня, посвящен этому явлению, которому в истории есть много неоднозначных оценок. Большинство утверждают, что это явление было бесчеловечным и невиданным по своей жестокости. Кто из вас знает, что такое Холокост? (от греческого слова Holocaustos – всесожжение, жертвоприношение с помощью огня). Это наиболее распространенный термин, обозначающий преследование и уничтожение 6 миллионов евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти Гитлера и до окончания Второй мировой войны (1933 – 1945 гг). |
1 вед. 2 вед. | Пожалуй, самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян, евреев, цыган и многих, многих, многих других. По самым скромным подсчетам более трети всех жертв нацистской оккупации СССР (5 млн. русских, 3 млн. украинцев, 1,5 млн. белорусов) было уничтожено по расовому признаку. Среди всех народов, которые были нацистами обречены на физическое истребление, евреев они объявили главным врагом и по их планам этот народ подлежал полному уничтожению («окончательное решение еврейского вопроса» по терминологии фашистов). Поэтому не случайно в самом печально известном лагере смерти Освенциме (Польша, Верхняя Силезия, в 55 км от Кракова), в котором было уничтожено около полутора млн. человек, в основном были убиты евреи. Нет точных данных о количестве спасшихся евреев в общем списке лиц, вызволенных из гитлеровских лагерей -примерно две трети миллиона человек. Считается, что примерно их было около ста тысяч: еще 80-100 тысяч погибли буквально в последние месяцы войны. Только в одном Берген-Бельзене погибло 40000 человек. 27 января 1945 года Освенцим освобожден Советской Армией, тем самым были предотвращены дальнейшие массовые казни. |
Егор Иванов | ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Василий Яковлевич Петренко, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке Один из освободителей Освенцима Об отношении немцев к евреям я читал в листовках, но в них ничего не говорилось об уничтожении детей, женщин и стариков. О судьбе евреев Европы я узнал уже в Освенциме. Я приехал туда 29 января 1945 года. Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключенным лагеря, превратившимся в живых скелетов. Я приехал туда 29 января 1945 года. Нормальных людей я не видел. Немцы там оставили немощных, остальных угнали 18 января – всех, кто мог ходить. Потом я увидел детей… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке. Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими… |
| А сейчас мне хотелось бы поподробнее остановиться на одном из более крупных лагерей смерти «Освенциме». Все привыкли называть его «Освенцим». Это слово знакомо многим (особенно мамам, бабушкам, дедушкам) с детства. Со школьных уроков и страшных фильмах о войне. Весь мир называет его немецким словом Аушвиц. Это не милый польский городок, это место, где был концлагерь. (Документальный видеофильм Освенцим 1945) |
7 1 вед | Средняя продолжительность жизни заключенного в Освенциме составляла три месяца. Заключенные представляли собой ходячие скелеты, обтянутые кожей. Кузнецов Алексей Ермилович в 23 года, когда его освободили из лагеря, весил чуть больше 20 килограммов |
2 вед Ксения 8сл | Весь ужас который царил в Освенциме с трудом могли выдержать взрослые, что уж говорить о детях. Судьбы детей в этой Катастрофе, это одна из самых тяжелых страниц в истории. Маленькие дети утратили свою роль детей, и им пришлось решать вовсе не детские вопросы. И зачастую когда уже у взрослых не было сил противостоять злу, их поддерживали дети. отрывок из стихотворения Наума Коржавина «Дети в Освенциме». Мужчины мучили детей. Умно. Намеренно. Умело. Творили будничное дело, Трудились – мучили детей. И это каждый раз опять, – Кляня, ругаясь без причины… И детям было не понять, Чего хотят от них мужчины. За что – обидные слова. Побои, голод, псов рычанье? И дети думали сперва, Что это за непослушанье. |
9сл 1 вед | Из 1 миллиона 300 тысяч узников Освенцима дети подростки не старше 18 лет составили около 234 000. Из них - 220 000 еврейских детей, 11 тысяч цыганских; несколько тысяч белорусских, украинских, русских, польских. Только осенью 1943 г. в транспорте из Белоруссии было 907 детей и подростков. Некоторые дети, как например Иосиф Гомес-Фиттерлинг, рождались в лагере. Они также носили номер на полосатой одежде узника. Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия. В сентябре 1944 г., например, 12 300 детей из Каунаса были направлены в газовые камеры. В начале октября в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611. |
9сл 2 вед | В мае 1943 года положение некоторых детей изменилось. Голубоглазых и светловолосых детей отнимали у матерей и отправляли в Германию с целью денационализации. Пронзительный плач матерей провожал увозимых малышей |
10 Арсений | Голос из убитого детства. Они с детьми погнали матерей У края бездны выстроили в ряд Я видел: плакали, как дети, реки, Детей внезапно охватил испуг,- Муса Джалиль |
11 сл 1 вед 2 вед | Некоторые дети в этот период каким то образом умудрялись делать записи в своих блокнотах о том ужасе, который царил вокруг них. До нас дошли не все записи . Например записи Анны Франк после ее смерти узнал весь мир. 27 января 1945 года после ожесточенных боев с частями СС, охранявшими лагерь, Освенцим был взят наступавшей Красной Армией. Были освобождены 8 тысяч еще остававшихся в живых заключенных. |
12 Дима Шебанов | ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ. Василий Васильевич Громадский, полковник в отставке. Он со своими солдатами одним из первых вошел в лагерь смерти. Солдаты обнаружили неизвестный объект, обнесенный колючей проволокой: "Мы понятия не имели, что мы обнаружили. Мы ничего не знали о существовании концлагеря под Аушвицем и тем более не знали о том, что там происходило. Там были ворота на замке, я даже не знаю, был ли это центральный вход или еще какой. Я приказал сбить замок. Никого не было. Прошли метров двести, видим - бегут к нам узники, человек 300 в полосатых робах. Мы насторожились, нас предупреждали, что немцы переодеваются... Но это были действительно узники. Они плакали, обнимали нас. Они рассказывали, что тут уничтожали миллионы людей. Я до сих пор помню, они нам сказали, что одних детских колясок из Освенцима отправили 12 вагонов. Они показали нам трубу крематория и сказали, что там сжигали людей». |
1 вед 13сл, | Отступая эсэсовцы взорвали газовые камеры и вывезли из лагеря большинство заключенных, но в бараках осталось то, чего они не успели отправить в Германию. В одном уходящие вдаль кубометры обуви – мужской, женской, детской. А в другой – уходящие вдаль кубометры из волос. И это лишь та малая часть того, что осталось. |
14 | ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Корреспонденты дивизионной газеты 38-й армии «За нашу победу!» Ушер Маргулис и Геннадий Савин В первой комнате была целая гора детской одежды: пальтишки, брючки, курточки, кофточки. Многие с пятнами крови. В другой комнате стояли ящики - обычные, товарные, примерно метр на полтора,- заполненные зубными коронками и золотыми протезами. Вся комната завалена коробками с челюстями. Страшно смотреть было. В третьей комнате были ящики, заполненные состриженными женскими волосами - оказывается, они тоже шли в ход. И напоследок - комната, заполненная изящными женскими сумочками, абажурами, бумажниками, кошельками и другими кожаными изделиями. Женщина-узница сказала: «Все это сделано из человеческой кожи». И тут нас как к полу пригвоздило, мы дар речи потеряли. |
15 2 вед | Все чемоданы подписаны, потому, что ССовцы говорили - вам будет легче найти свои вещи в лагере, когда прибудете. И это, конечно было ложью, ССовцы просто боялись бунта. На всех этапах заключенным обещали, что сейчас вот они приедут в лагерь, где получат теплую еду, дети будут отдыхать, а родители получат работу.. |
16 1вед | Из волос делали ткань, которая шла на подкладки к военной форме высшего офицерского состава СС |
17 1 вед | Холокост на территории Советского Союза Бабий Яр: их расстреливали 104 недели - по вторникам и субботам. Первыми о трагедии Бабьего Яра написали "Известия" - 19 ноября 1941 года. Тогда газета сообщила: "Немцы казнили 52 тысячи евреев". По нынешним данным украинского фонда "Память Бабьего Яра" и киевского музея Великой Отечественной войны, в Яре погибло гораздо больше людей, чем считалось раньше. В первые дни расстрелов - с 29 сентября по 3 октября 1941 года - более 30 тысяч человек. |
18 Влад Малмыгин | Евгений Евтушенко "Над Бабьим Яром памятников нет. Крутой обрыв как грубое надгробье. Мне страшно. Мне сегодня столько лет, Как самому еврейскому народу...". Стихотворение Евтушенко родилось в 1961 г. и его сразу запретили (как и Тринадцатую симфонию Дмитрия Шостаковича, написанную на эти слова). Лишь через 15 лет поэт был услышан. |
19 2 вед | Памятник, расстрелянным в Бабьем Яру Памятник, расстрелянным в Бабьем Яру
|
1 вед 2 вед Кл.руководитель | Послесловия Акция истребления была огромной, в ней участвовало множество исполнителей. Вопреки этому, информация о происходившем просачивалась лишь по крохам, и полная картина не была известна долгое время, даже после Холокоста. Причиной этого феномена были обширные акции по маскировке и заметанию следов, предпринятые организаторами "окончательного решения". Исполнители истребления считали себя идеологическими лидерами, исполняющими важнейшую идеологическую миссию, смысл которой большинство понять все равно неспособно, оно до этого не дозрело и, может быть, никогда и не дозреет. Память о Холокосте необходима, чтобы мы и наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями. Человечество не имеет права забывать о газовых камерах и печах Освенцима, о многих тысячах мешков с волосами умерщвленных женщин, о настольных абажурах и дамских сумочках из человеческой кожи, о золотых слитках, выплавленных из зубов своих жертв, о чудовищных экспериментах над живыми людьми. Ребята,вы- наше будущее, будущее нашей страны. В Ваших руках недопустить повторения всего того ужаса,что переживал мир в великую отечественную войну. Берегите мир, берегите чистое небо над головй. А сейчас давайте почтим всех погибших в Великую отечетсвенную воунй минутой молчания |
. | Знаем , Помним, Скорбим |
Евгений Евтушенко
"Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв как грубое надгробье.
Мне страшно. Мне сегодня столько лет,
Как самому еврейскому народу...".
Стихотворение Евтушенко родилось в 1961 г. и его сразу запретили (как и Тринадцатую симфонию Дмитрия Шостаковича, написанную на эти слова). Лишь через 15 лет поэт был услышан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Нужно ли сегодня говорить о Холокосте?"
Мероприятие посвящено трагедии еврейского народа , осмыслению Холокоста. Поднимается вопрос межнационального общения в наши дни....
Тематический классный час "Увидеть, чтобы понять..." Памяти детей - жертв Холокоста посвящается.
В связи с приближающимся праздником Великой Победы мы вспоминаем имена героев, которые защищали нашу Родину на фронте и в тылу, вспоминаем тех, кто погиб, заплатив ценою своей жизни за наш мир и свобо...
Классный час на тему: "Холокост - помнить или забыть?"
Классный час расчитан на учеников 9-11 классов. Основная цель - показать итоги и последствия холокоста, его значение в жизни человечества....
Пояснительная записка к классному часу "Дети и Холокост"
классный час по теме "Дети и Холокост" с презентацией, проведенный в 7 классе...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВАМ ХОЛОКОСТА
Пояснительная записка и классный час посвященный Дню памяти жертвам Холокоста по теме: "Сломанные судьбы...Прерванные жизни...""...
Классный час «День памяти жертв Холокоста»
Классный час «День памяти жертв Холокоста»...
Классный час «День памяти жертв Холокоста»
Классный час «День памяти жертв Холокоста»...