классный час "Нужно ли сегодня говорить о Холокосте?"
классный час (9 класс) по теме
Мероприятие посвящено трагедии еврейского народа , осмыслению Холокоста. Поднимается вопрос межнационального общения в наши дни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_nuzhno_li_segodnya_govorit_o_holokoste.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
И.В.Семисотова,учитель русского языка и литературы первой категории, муниципального общеобразовательноого учреждения
«Плотниковская средняя общеобразовательная школа»
Михайловского муниципального района Волгоградской области
Методическая разработка классного часа для старшеклассников
«Нужно ли сегодня говорить о Холокосте?»
Цели и задачи.
Образовательная:
- познакомить с темой Холокост как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов;
- умение находить причинно-следственные связи, делать выводы и анализ исторических документов;
- повысить информационную грамотность учащихся;
Развивающая:
- развитие навыков социальной восприимчивости и доверия;
- развитие навыков монологической речи;
- умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
- развить коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи;
Воспитательная:
- научить защищать идеи гуманизма;
- обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.
Материалы и оборудование:
Мультимедиа, презентация по теме “Холокост”, .
Музыкальный центр, музыкальные композиции.Песня «Бухенвальдский набат»
Раздаточные листы с воспоминаниями узников лагерей, выдержки из писем фронтовиков..
Слайд 1
На доске цитаты: Слайд 2
Шесть миллионов евреев - расстрелянных, удушенных в газовках.
Шесть миллионов - и каждый в отдельности. Это - память, противящаяся забвению.
Это - зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.
Это - убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ “КОГО-ТО”, ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ
ВСЕХ. Вот что означает ХОЛОКОСТ.
Михаил Гефтер “Эхо Холокоста”
Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.
И. Бауэр
Ход урока
Метроном отсчитывает время. На его фоне читают стихотворение.
Стихотворение «О! Холокост - трагедия вселенной» Давида Блюма(читают заранее подготовленные ученики)
1 ученик.
Есть слово страшное на свете – Холокост.
В нём ужас, боль, трагедия вселенной.
А в то же время смысл в нём очень прост:
Горел народ наш в пасти огненной геенны.
«Народ – на плаху» – так решил маньяк.
Кто ж мог такое зверство сотворить?!
Другой народ – цивилизованный. Вот так!
Никак не может это мозг переварить!
О, Холокост! Жива в сердцах людей
Трагедия еврейского народа.
Завет господень главный: «Не убей!»
Отвергли изверги и нелюди - уроды.
Но есть суд праведный на небе и земле.
Судьба евреев пусть весь мир тревожит,
Вновь Холокост крадётся к нам во мгле,
Мечом кровавым он планету уничтожит.
2 ученик.
Так встаньте, люди, и скажите гадам «Нет!»
Не будьте слабовольными рабами,
Не прячьтесь, не гасите в мире свет,
Когда людей уничтожают рядом с вами.
Химеры, ложь, обман из сердца прочь!
Объединимся пред врагом презренным.
Иначе снова на земле наступит ночь,
И Холокост вновь справит тризну во вселенной
Планете угрожает Холокост!
Грозит он человечеству забвеньем!
Очнитесь, люди, встаньте в полный рост!
Не допустите ада повторенья!
Учитель .Слайд 3
Я знаю , что слово «Холокост» ,к сожалению , известно не всем школьникам .
Холокост в переводе означает дословно « полное уничтожение , гибель». Во время Второй мировой войны под этой гибелью понималась фашистская идея полного уничтожения еврейского народа .Уничтожение без разбора: несмышленые ли это дети, подростки или немощные старики .Уничтожению , превращению в рабочую силу , жизни в гигантском концлагере подлежали многие народы , в том числе и русские , украинцы , поляки. Этой идеей был обуреваем Гитлер , ее старательно исполняли его подручные.
В последнее время некоторые европейские политики пытаются обелить нацизм, превознося Гитлера и его роль в истории. Под их покровительством разрушаются обелиски советским войнам-освободителям в Польше , Грузии , Литве и устанавливаются памятники тем, кто предав собственные народы служил интересам фашистской Германии.
Чтобы не допустить новой трагедии, защитить наше будущее, надо знать и помнить, что нес фашизм в дома и семьи мирных людей.
Звучит песня «Священная война»
На экране - кадры документального видеоряда о вторжении войск фашистской Германии в СССР.
Ученик. 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. С первых дней вторжения на нашу землю гитлеровцы приступили к выполнению, разработанного фашистским командованием генерального плана «Ост». Еще 30 марта 1941 года Гитлер определил цели завоевательной политики на Востоке: «Наши задачи в России – говорил фюрер, - разбить вооруженные силы, уничтожить государство… Мы должны создать Германское пространство до Урала и на этой территории стереть в порошок ее коренных обитателей».
Слайд 4
Ученик. Для осуществления своих чудовищных замыслов на территории оккупированной Европы, фашисты создали сеть концентрационных лагерей. Польша, Франция, Чехословакия, Австрия, Белоруссия, Украина, Прибалтика …
Сотни лагерей – настоящих фабрик смерти, где с жуткой педантичностью велся учет «используемого материала» - убитых узников: их вырванных золотых зубов, остриженных волос, которыми набивали матрасы, содранной кожи – из нее фашистское производство изготавливало абажуры, перчатки, дамские сумочки, пеплом сожженных трупов удобряли поля.
Ученик. За время своего господства в Европе гитлеровцы согнали в многочисленные лагеря смерти свыше 18 миллионов человек из всех оккупированных стран. 11 миллионов были уничтожены фашистами.
Слайд 5
Учитель. Услышьте голоса тех , кто пережил ужасы той страшной трагедии...
(На партах листы с воспоминаниями, дети дома находили самостоятельно материалы в Интернете , в художественной и документальной литературе, читают по очереди)
Из воспоминаний Елены Ковальчук . « 24 июня 1941 года гестаповцы согнали на футбольное поле мирных жителей Бреста .Тут были белорусы , поляки , украинцы , русские , евреи .У многих женщин на руках были грудные дети ...Фашистские изуверы начали расстреливать людей поодиночке...Одна молодая женщина крепко прижимала к груди плачущего младенца. Жирный фашистский изверг вырвал у матери ребенка и с силой бросил его о землю..Оставшимся в живых фашистский офицер скомандовал «Бегите!»...Вслед бегущим застрочил пулемет .Поле покрылось трупами …»
Из воспоминаний Д.Бирюкова , гвардии красноармейца , 28июля 1942 года «Около ста женщин шли к нашим окопам. Некоторые из них были с грудными детьми, другие вели своих ребятишек за руки ...Только теперь я заметил , что позади этой толпы движутся немецкие танки...Прикрываясь невинными людьми , они решили вплотную подойти к нашим позициям…Коварная , зверская , подлая затея! Вдруг та , которая шла впереди (она и сейчас перед моими глазами в белом платье , с ребенком на руках), обернулась и пошла назад. Остальные женщины сделали то же .Вся толпа молча двигалась навстречу танкам...Фашисты ...открыли огонь .Лишь небольшая группа женщин уцелела . Но через минуту и она погибла , раздавленная танками...»
Из письма Яблочкина Павла , погибшего в 1945 году . «Вот уже год , как я из плена бежал. Я в Бога не верил, ты, мама ,знаешь. Но в эти минуты просил всю вселенную . Душою просил , чтобы не лопнули нервы...Стариков , пожилых стариков аккуратно друг против друга... зарывали в землю по пояс ...Облив керосином и из пламя услышав душу раздирающие вопли , проклятые, они деревянно , как идолы , все хохотали…Таких ребятишек, как Алик, из рук матерей вырывали и тут же , взявши за ноги , с размаху в колодец бросали...
Бесчеловечно , стыдно будет тем , кто поможет опять разнуздать таких , как вот эти .Весь мир не допустит , чтобы гунны вторично на землю сошли.
Стройте , живите , трудитесь , учитесь и , если вы нас хотите почетней почтить , в короткое время дружнее развейте врага и раны войны залечите , для всех счастливую жизнь создайте...»
Из показаний пленного обер-ефрейтора Фридриха Хайм. «Находясь 4 декабря 1943 года в Севастопольском порту, я видел, как в порт на автомашинах привезли большими партиями мирных жителей. Среди них были женщины и дети. Многие сопротивлялись, но их избивали и силой заставляли входить на суда. Всего загрузили 3 тысячи человек. Баржи отчалили. Долго над бухтой стояли плач и вопли. Через несколько часов баржи вернулись, но без людей. Всех их выбросили за борт и утопили…».
Слайд7
Учитель 22 марта 1943 года в деревню Хатынь вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни — взрослые, старики, женщины, дети — были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью.
Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе..
Слайд 8
Ученик .Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников.
Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал ещё 12-ти-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5–6 суток. Страшный час для детей и матерей в лагере наступает тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывают малюток от несчастных матерей…
Из воспоминаний узницы концлагеря. Летом 1944 года из Венгрии прибыли 435 000 евреев. Сразу после того, как они покинули поезд, большинство из них отправили в газовую камеру. Те из нас, кто знал, что их ждет, были охвачены ужасом. Я до сих пор помню выражение их лиц, тех женщин с детьми на руках, те толпы людей, которые не подозревали о своей судьбе.
Слайд 9
Из воспоминаний Мордехая Цирульницкого, бывшего заключенного N 79414. «В одном из греческих транспортов был доставлен детский дом. На железнодорожной платформе эсэсовцы хотели отделить от детей прибывшую вместе с ними воспитательницу. Она категорически отказалась оставить детей одних хотя к этому моменту для всех прибывающих была уже ясна ожидающая их участь. Не подействовали ни уговоры ни попытки насильно оторвать ее. Так и ушла вместе с ними в газовую камеру.»
Свидетельство польской акушерки пани Станиславы Лещинской, бывшей узницы Освенцима. ...До мая 1943 года все дети, родившиеся в освенцимском лагере, были зверским способом умерщвлены: их топили в бочонке. После родов младенца татуировали номером матери и уносили в комнату где детский крик обрывался и доносился плеск воды, а потом… роженица могла увидеть тельце своего ребенка, выброшенное из барака и разрываемое крысами.
Среди многих пережитых там трагедий особенно живо запомнилась мне история женщины из Вильно, отправленной в Освенцим за помощь партизанам. Сразу после того, как она родила ребенка, кто-то из охраны выкрикнул ее номер . Я поняла, что ее вызывают в крематорий. Она завернула ребенка в грязную бумагу и прижала к груди... Ее губы беззвучно шевелились, — видимо, она хотела спеть малышу песенку, как это иногда делали матери, напевая своим младенцам колыбельные, чтобы утешить их в мучительный холод и голод и смягчить их горькую долю. Но у этой женщины не было сил... она не могла издать ни звука, — только большие слезы текли из-под век, стекали по ее необыкновенно бледным щекам, падая на головку маленького приговоренного.»
Воспоминания девушки из Освенцима N 74233 «18 января мы услышали вдруг свистки по лагерной улице и крики. Всего шесть дней прошло со времени нашего прибытия в Освенцим. Некоторых, в том числе и мою мать, записали. Вернувшись, мы узнали, что эта сортировка означала "селекцию". Это было самое страшное слово в лагере: оно означало, что люди, сегодня еще живые, обречены на сожжение. Каково же было мое состояние! Я знала, что теряю мать, и не в силах была помочь ей. Мать утешала меня, говоря, что свой век она уже прожила и что ей жалко лишь нас, детей. Она знала, что та же участь ожидает и нас... 20 января пришли за ними и забрали в специальный блок смерти (блок А 25 а). Там собрали несчастных со всех блоков и на машинах отвезли в крематорий...»
Слайд 10
Из воспоминаний 20-летней узницы лагеря Татьяны Самсоновой. « В лагерь «Биркенау» нас привезли 24 мая 1944 года, в эшелоне нас было 800 человек только русских и белорусов. Кроме того, вместе с нами прибыло три эшелона евреев из Венгрии. Все эти 4 эшелона немцы останавливали около крематория. Сначала я не знала, что это крематорий, а полагала, что это какая-то фабрика, так как я увидела из труб валил дым, пылало пламя. Всех нас из эшелонов выгрузили. Всех евреев из этих трех эшелонов, сколько их там было не знаю, но во всяком случае не менее двух с половиной тысяч, немцы отправили в крематорий и там сожгли.»
Слайд 11
Из воспоминаний Анатолия Ванукевича, попавшего в Освенцим в феврале 1943 года. Я там был как белорус, хотя я еврей, родился в Гродно. Мой папа был портной из Варшавы, так что я знал и польский, и белорусский, и русский... Немцы пришли в Гродно на второй день войны, никто из евреев не успел уйти из города. Сначала нам запретили ходить по тротуарам, потом велели пришить к одежде желтые звезды Давида... А потом - гетто. Мне было одиннадцать лет... Помню, как многих уводили из гетто, говорили - на переселение, а потом расстреливали их за городом. В конце 1942-го гетто было ликвидировано, всех посадили в товарные вагоны и отправили в Освенцим. В вагонах были только верхние окошки, затянутые колючей проволокой. Ни воды, ни пищи. В каждом вагоне по 120 человек. По дороге очень много народу умерло, я помню горы трупов. И по этим трупам нас, детей, подтянули вверх, к окну. Как-то сорвали эту колючую проволоку. Мама с отцом завернули меня в куртку и выбросили из окна поезда, на ходу, под откос. Я помню только мамины поцелуи и ее крик: «Живи!»
Но мальчик был схвачен немцами и отправлен в Освенцим. «…В подвале 18-го блока, там жили мальчики от 7 до 15 лет. Нас, наверное, человек пятьсот было. Но сначала нас поместили на карантин, заставили выучить по-немецки свой номер, учили строиться в шеренги, шагать в ногу, выполнять команды: направо, налево, шапку снять, надеть шапку... На ногах были деревянные колодки, ноги очень быстро стерлись в кровь. Многие не выдерживали, падали - их уносили, и больше мы их не видели»
Слайд 12
Из воспоминаний Анатолия Ванукевича, бывшего узника Освенцима . « Мне очень хотелось дожить до освобождения. Мы все об этом мечтали, говорили: ну, хоть один денек прожить после войны. Чтобы рассказать. Мы же видели, как приходили транспорты с людьми. Я видел, как у матерей отрывали от груди детей и швыряли их, еще живых, в рвы с огнем. Я видел это, видел! Крик стоял страшный! Но ведь и бунты были. Однажды у какой-то женщины оказался пистолет, и она убила трех немцев. За это всех, кого привезли в тот день, расстреляли, не стали даже сортировать.»
Из воспоминаний Барбары Кадиной - Фридман, бывшей узницы Освенцима. Нас выгнали из вагонов, и перед нами оказался Освенцим-Биркенау. .. Там стояли немцы в форме, с собаками. За моей мамой, с одной стороны, держалась моя 11-летняя сестричка, а с другой – соседка, хромая девушка. Я шла рядом. Немец-офицер хлыстом показывал, кому – направо, а кому – налево. Налево был крематорий, направо – жизнь. Мне он показал направо, моих троих братьев не заметила и больше никогда их не видела. Я осталась одна.
Тогда мы не знали, куда идем и где находимся. Лишь потом узнали, что мы идем из Аушвиц-1 в лагерь уничтожения Аушвиц - 2, или Аушвиц - Биркенау (Бжезинка)
Слайд 13
Ученик. Стихотворение «Дети в Освенциме». Наум Коржавин.
Мужчины мучали детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучали детей.
И это каждый день опять,
Кляня, ругаясь без причины.
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье.
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что могут быть убиты:
По древней логике земли
От взрослых дети ждут защиты.
А дни все шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы;
Но их все били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин идеи были:
Мужчины мучали детей.
(И по приказу, точно в срок,
вконец измучив, убивали,
и подводя всему итог,
на склады туфельки сдавали.)
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это было –
Мужчины мучали детей.
Слайд 14-19
Из книги Бороковского Тадеуша. «Эшелоны множатся неделями, месяцами, годами. Когда кончится война, станут подсчитывать сожженных. Насчитают четыре с половиной миллиона. Самая кровавая битва, самая большая победа объединенной Германии за всю войну. Но в Освенциме будет шестнадцать крематориев, способных сжигать пятьдесят тысяч в день. Лагерь станет расширяться, пока не упрется проволокой под током в Вислу, в нем будет жить триста тысяч людей в полосатой одежде. Нет, не будет недостатка в людях. Сгорят евреи, сгорят поляки, сгорят русские, придут люди с запада и юга, с континента и островов. Придут люди в полосатой одежде, восстановят разрушенные германские города, распашут опустелые земли, а когда они ослабеют от беспощадного труда… — откроются двери газовых камер…»
Учитель.
Са́ласпилс (концлагерь "Куртенгоф") — лагерь смерти на территории оккупированной нацистами во время Второй Мировой войны Латвии ,предназначенный для массового уничтожения людей.
Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей , которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100000 человек.
Из воспоминаний Валентины Васильевны Пучковой. «Попытки женщин напрямую связаться с комендатурой лагеря ни к чему не привели. Попытались через посредников убедить фашистов передать какое-то количество детей населению. И вот, в апреле 1943 года, уже после Сталинградской битвы, лагерные палачи согласились освободить несколько десятков советских детей. Дело было, разумеется, не в том, что изуверская машина уничтожения вдруг устала и начала работать с перебоями... Нет. В том "жесте милосердия" был свой циничный расчет: поскольку доведенные до крайней степени измождения маленькие узники, все равно не могли больше служить донорами, от них решили на время избавиться. Их отдавали на откормку, как скот, чтобы затем снова их кровью снабжать, полевые госпитали вермахта. За годы войны из 12 000 ребятишек, прошедших преисподнюю Саласпилсского концлагеря, 7000 умерли там от голода и нечеловеческих мучений.»
Ученик.Читает стихотворение «Детская косичка в Освенциме». Данки Максимович.
Осень сменяет лето, пятый раз сменяет,
а тонкая, словно ящерка, девочкина косичка
лежит в Освенцимском музее – живет и не умирает.
Мамины пальцы сгорели, но все-таки ясно видно,
как девочку в путь-дорогу пальцы те собирают,
то они цепенеют, то беспомощно виснут
и черную ленту предчувствий в тонкую косу вплетают.
Туго косичка закручена, не расплетется до вечера.
Слезные змейки стелются – мама горько плачет.
Девочка улыбается ласково и доверчиво,
девочка не понимает, что эти слезы значат.
Вот палачи ледяные – банды их ясно вижу –
косят людские волосы, мечут в стога большие.
Легкие детские локоны ветер уносит выше,
в грузные копны сложены женские косы густые.
Словно шерсть настриженную, словно руно овечье,
в кучи их кто-то сваливает и приминает ногами.
Вижу – пылают яростью большие глаза человечьи,
вижу старух испуганных рядом со стариками.
То, что словами не выскажешь, тоже вижу ясно:
пламя пышет из топки и палачей озаряет,
длинные их лопаты – от детской крови красные,
стылые детские трупы в топку они швыряют.
Вижу седины бедные, как в серебристом инее,
и рядом – как ящерка – тонкую девочкину косичку,
вижу глазенки детские – большие, синие-синие.
Слайд 20
Учитель.Нюрнбергский процесс доказал: одной из важных составляющих идеологии нацизма был оголтелый антисемитизм, а пресловутое “окончательное решение еврейского вопроса” – чудовищный, годами планировавшийся и тщательно осуществлявшийся план уничтожения каждого еврея независимо от возраста, пола, политических взглядов, вероисповедания, страны проживания. Только за то, что этот человек – еврей. Палачи-нацисты и народ-жертва были названы в Нюрнберге. Касалось ли это других?
Мир ужаснулся крематориям лагерей уничтожения и рвам Бабьего Яра. Десятилетиями – по разному на Востоке и Западе – немецкий народ осмысливал свою трагедию, выкорчевывал неонацизм и антисемитизм.На международном трибунале в Нюрнберге, где звучало страшное слово – геноцид, мировое сообщество вынесло приговор бесчеловечности нацизма.
Казалось, что люди навсегда запомнят кровавые злодеяния фашизма и не допустят его зарождения снова.
Звучат звуки метронома. В зале приглушается свет.
Слайд 21
Учитель.Это 2004 год. Россия. Это внуки победителей, их надежда, те во имя которых погибали солдаты Великой Отечественной.
Вглядитесь в эти лица. Знаете ли вы, кто это? Это скинхеды.
Слайд.22
А это фашисты, те, с кого берут пример скинхеды. У них те же жесты, те же знаки и символы, а самое страшное то, что у скинхедов и фашистов одни и те же убеждения.
«У тебя нет сердца, нервов. На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивая всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик! Убивай! Этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века.» - Такая памятка была у каждого немецкого солдата.
Фашизм – это идеология, при помощи которой один человек хочет сделать другого человека рабом. Особенно фашисты стремятся уничтожать тех, кто не похож на других, например, людей другой национальности, вероисповедания.
Учитель. А сейчас я вам зачитаю отрывки из газет за период с 2000 по 2011 год. Звучат как сводки с фронта.
Слайд 23
Город Красноармейск (Подмосковье).Группа местных подростков и молодых людей в количестве до 30 человек стала методично обходить места проживания представителей армянской диаспоры и избивать всех попадавшихся мужчин, досталось и нескольким женщинам.
Город Углич (Ярославская область). В конце июля - начале августа 2002 года произошли массовые столкновения русского населения с представителями чеченской диаспоры.
Город Новосибирск, посёлок Пашино.
Жители провели несанкционированный антицыганский митинг. На митинге прозвучали призывы сжечь поселенье цыган, если они не уйдут сами.
Москва, станция метро "Фили". 7 сентября 2005 года был избит пятнадцатилетний сын известной певицы из Чечни Лизы Умаровой - Мурад. "Они смотрели с любопытством, но никто из прохожих не вмешался, никто нам не помог, - с горечью говорит Умарова. - Я просила вызвать милицию, но никто так и не вызвал".
Умарова постоянно пыталась встать между нападавшими и своим сыном, ее отталкивали. В конце концов, певица сказала, что она "жена офицера, а это его сын, что они давно и постоянно живут в Москве". Певица пыталась объяснить нападавшим, кто она, что она известный человек, но те продолжали избиение, нецензурно ругались и кричали: "Нам все равно, кто ты такая, вы не будете здесь жить! Уезжайте с нашей земли. "Я пою песни о мире между людьми, о терпимости, о дружбе. Пою для того, чтобы таких фашистов на земле не было,но почему так со мной и моими детьми обращаются. Мои деды за Союз, за эту землю, кровь и жизнь во время войны отдавали, а …нас бьют. За что?" - задает вопрос Лиза Умарова.
Город Москва, Петровско-Разумовский рынок. 2 августа 2004 года около 14:00 произошла стычка нескольких десантников с кавказцами.
Город Кореновск (Краснодарский край). В конце ноября 2001 года п толпа подростков в возрасте 16-18 лет организовала погром на рынке. Молодые люди, численностью около ста человек, избивали торговцев-армян.
Город Оренбург. 23 сентября 2000 года группа чеченцев собралась погонять мяч. То же самое собрались делать местные русские ребята. В драке погибли подростки.
Город Анапа (Краснодарский край). В армянское село Гайкадзор ворвалась колонна из полутора десятков легковых машин. Казаки в камуфляжной форме перекрыли улицы и начали избивать нагайками и дубинами всех мужчин и подростков, оказавшихся в этот момент в поле их зрения. Машины, в которых сидели армяне, останавливали, пассажиров вытаскивали и жестоко избивали. Действовали очень организованно и абсолютно открыто.
Ученик. Читает стихотворение Людмилы Резник:
Опять вспоминаем
Снова и снова
Тот день безнадежный,
Ночь страшную ту…
Сколько их было
Бритоголовых,
С пустыми глазами,
С жвачкой во рту,
Ворвавшихся в домик,
Где жили цыгане?
«Эй, бей черномазых!»
Кричали они,
Ломая вокруг все,
Круша и ломая…
А в доме – старухи
И дети одни.
Была незаметна
Смертельная ранка
От острой заточки,
Что в сердце вошла
У маленькой девятилетней цыганки,
Что пела вчера
И веселой была.
Не гнали в концлагерь
Ее по этапу,
Фашистское в печь
Не толкало зверье,
Но свастики черной
Паучьи лапы
На шее сошлись
Беззащитной ее.
21 сентября 2003 года в поселке Дачное близ Петербурга за отказ таджикской семьи платить дань расисты избили металлическими палками женщину и двух ее дочерей. Пятилетняя Нилуфар Сангбоева скончалась в больнице
9 февраля 2004 года группа скинхедов, с криками «Бей хачей! Россия для Русских!», напала на семью Султановых. Была зверски убита девятилетняя Хурмеда Султанова».
По последним данным МВД, в группировки бритоголовых, которых в стране не менее 400, входят больше 20 тысяч молодых людей в возрасте от 12 до 24 лет. Они называют друг друга скинами, носят похожую одежду черного цвета и обязательно высокие ботинки на шнуровке - "берцы". Главное их кредо - "бить всех нерусских". По всем понятиям цивилизованного мира перед нами представители неофашизма,
От 3 до 10 лет - к таким срокам лишения свободыМосгорсуд приговорил банду подростков-скинхедов Мосгорсуд приговорил банду подростков-скинхедов,обвиняемых в двух убийствах, десяти покушениях на убийство и разжигании национальной розни. Вооруженные битами и ножами, они убили известного шахматиста - 46-летнего уроженца Якутии Сергея Николаева, 23-летнего Ованеса Айрумяна, а также тяжело ранили дворника Расулжона Гулишова и 25-летнего Галиба Кабилова. Среди жертв была и беременная женщина, которую отморозки нещадно били прямо в живот.
В 2005, 2006,2007, 2008,2009, 2010 , 2011 годах гибли иностранные студенты в Петербурге, Воронеже, Ростове- на- Дону и других городах. Среди убитых и искалеченных – граждане России, Афганистана, Вьетнама, Ливии, Сирии, представители кавказских народов.
Больно и стыдно перед памятью 27 миллионов, погибших от рук фашистов, перед ветеранами Великой Отечественной, перед людьми, испытывающими страх за свою жизнь, только потому, что у них другой цвет кожи или тип лица.
Ученик. Советский народ смог выстоять и победить фашизм потому, что был единым, сплоченным и преданным своему Отечеству. А теперь мы разобщены, а значит слабы. Поэтому беда снова стучится в наши дома: гибнут самые беззащитные – дети, в Москве, Петербурге, Буйнакске, Волгодонске, Беслане.
Учитель. Ребята ,посмотрите, в нашей школе учатся рядом русские, турки, казахи , марийцы, грузины , армяне . Дети разных национальностей , разного вероисповедания…Разве они не хотят жить? Разве они чувствуют иначе радость ,боль? Почему они не должны жить рядом ?
Позор тем , кто забывает историю , кто возрождает нацизм , кто утверждает , что не было Холокоста... Они закладывают фундаменты новых Освенцимов, Биркенау, Треблинок, Саласпилсов…
Любить свое — вовсе не значит ненавидеть чужое. Это давно известная истина, но о ней кажется нелишним напомнить, о ней нужно говорить. Ведь всё начинается с молчания. Холокост — это всечеловеческая трагедия. Трагедия евреев, поляков , русских, белорусов. Мы не имеем права молчать. Мы никогда не должны позволять, чтобы унижали чье-то человеческое достоинство, прикрываясь какими бы то ни было расовыми или национальными соображениями. Ибо,как сказал Михаил Гефтер: “Никогда не бывает геноцида против одного народа. Геноцид всегда против всех”. Вот почему именно сейчас, в XXI веке, когда мир гудит от потрясений - революции, национальные взрывы, религиозная нетерпимость, — мы обязаны говорить о Холокосте, уничтожившем 6 миллионов людей еврейской национальности и более 50 миллионов других национальностей, сожженных в топках концлагерей , заживо погребенных ..
Слайд 24
Во многих странах открыты государственные музеи и памятники. Самые известные из них – наряду с мемориальным комплексом Яд Вашем в Израиле – Музей Анны Франк в Амстердаме и Музей Холокоста в Вашингтоне, который стал в 1994 году самым посещаемым музеем мира. В Москве на Поклонной горе воздвигнут памятник « Трагедия народов» Зураба Церетели.
Слайд 25
Впереди – трое: мать, отец, сын-подросток. Их черед настал: мать прикрыла рукой глаза мальчика, чтобы не видел ребенок направленного на него автомата палача; отец огромной ладонью защитил его грудь... Отчаянная и безнадежная попытка родителей спасти сына, охранить, уберечь... Последнее мгновение перед гибелью, последняя страстная воля к жизни.
Это страшное напоминание всем живущим сейчас: «Помните! Вы не должны этого забыть , сколько бы времелни не проош…»
Ученик Стихотворение Мусы Джалиля «Варварство»
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
Слайд 26
Это страшное напоминание всем живущим сейчас: «Помните! Вы не должны этого забыть , сколько бы времелни не проош…»
Громко звучит фонограмма песни «Бухенвальдский набат». Ученик и учитель запевают песню «Бухенвальдский набат».. Класс встает , и все вместе поют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Как мы говорим в процессе общения?»
Помочь учащимся в процессе самостоятельной мыследеятельности выбрать для себя манеру общения со сверстниками, учителями, старшими, младшими, малознакомыми людьми, учить делать выводы....
Классный час "Спеши сегодня лучше стать"
Классный час для 5-7 классов. Это авторская разработка классного часа, с которой я участвовала в республиканском конкурсе "Самый классный классный". Разработка получилась достаточно удачной,...
Презентация классного часа "Спеши сегодня лучше стать"
Очень красочная презентация, с анимацией. Удобная в использовании. Скачивайте, не пожалеете!...
Классный час "Как мы говорим?"
Классный час "Как мы говорим?" посвящен речевому этикету - одному из важнейших элементов человеческой культуры.Мероприятие рассчитано на учащихся 5 - 9 классов (командная игра)....
Классный час "ГЕРОИ СЕГОДНЯ"
Каждый день в России совершают подвиги рядовые граждане, которые не проходят мимо, когда кому-то требуется помощь....
Конспект классного часа ГЕРОИ СЕГОДНЯ
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте. Проведение мероприятий по...
Классный час "Здоровье сегодня- успех завтра"
Классный час "Здоровье сегодня- успех завтра"...