Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии.
классный час
Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hochu-mogu-nado.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ХОЧУ – МОГУ – НАДО
Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
Эзоп
Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии.
Цели: расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Форма проведения: час общения.
Подготовительная работа с детьми: предложить 2-3 ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии (образец текста - в сценарии).
Оформление:
Крупными буквами написать сверху доски тему классного часа, так, чтобы справа осталось место для слов « = осознанный выбор профессии»;
Написать на доске слова: профессия, специальность, квалификация, должность;
Листочки,
Цифры
Картинки со словами Да, Нет, Не знаю
План классного часа:
- Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».
- Игра «Визитка».
- Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
- Мини-лекция «Формула профессии».
- Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»
- Тестирование.
- Заключительное слово.
- Подведение итогов (рефлексия).
Ход
I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»
В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Главная задача - найти востребованную специальность.
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(Дети дают ответы.)
Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
Упражнение "Линия". Уч-ся предлагается встать в одну линию от 0 до 10. Ноль (0) означает "Много думаю о своей будущей профессии", 100- "Не думаю о своей профессии". Обсуждение.
Упражнение "Выбор". В кабинете развешиваются таблички "Да", "Нет", "Не знаю". Уч-ся зачитываются вопросы, и они встают возле ответов - да, нет, не знаю.
- Я точно знаю - кем буду.
- Я уже выбрал себе профессию.
- Я выберу профессию, которую мне посоветуют сверстники.
- Я выберу профессию, которую мне посоветуют родители.
- Я прислушаюсь к мнению родителей и сверстников, но выберу сам.
- Я выберу такую профессию, которая имеет высокий престиж в обществе.
- Я выберу такую профессию, которая подходит моим интересам и способностям.
2. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии» Делимся на 4 группы
Земля
Вода
Воздух
Огонь
Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Самые забытые профессии».
Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая группа - «Самые отважные профессии».
(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.
Мини-лекция «Формула профессии»
Скажите, пожалуйста, что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?
(Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу - это все, что мне по силам, по способностям;
- надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
Игра "Самая-самая". Отгадать профессии:
- самая сладкая;
- самая денежная;
- самая человечная;
- самая детская;
- самая серьезная;
- самая волосатая;
- самая вкусная.
Ответы по группам.
Игра "Профессия на букву"
. Назвать профессии на определенную букву за 3 минуты. Побеждает команда, которая вспомнит больше профессий. Буквы - К, П, Э, А. Ответы команд.
И на последок небольшой тест Тестирование
Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.
(Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Дети выполняют задание.)
А теперь слушайте ключ к тесту (читает).
Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
Заключительное слово
Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
Подведение итогов (рефлексия)
Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?
Что узнали о себе нового?
Что понравилось? (не понравилось)
Что показалось интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в 11 классе Выбор профессии – это серьёзно!!!
Цели классного часа1. Ориентировать старшеклассников на осознанный выбор профессии.2. Формировать у них установку на успешную профессиональную деятельность.3. Учить соотносить наличие способностей, ск...
Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии
В данной разработке представлена консультация для родителей по подготовке к осознаному выбору профессии. Разработка будут полезна и психологам , педагогам, а так же родителям, чьи дети учатся в старши...
урок- классный час "Профессиональное самоопределение. Ситуация выбора профессии"
Этот материал можно использовать как на уроке технологии при изучении темы "Профессиональное самоопределение", так и для проведения классного часа на эту же тему. В процессе урока учащиеся приходят к ...
Классный час в 9 классе "Выбор профессии"
Мир профессий разнообразен, поэтому очень сложно школьникам правильно выбрать самую лучшую и самую востребованную профессию, чтобы она стала любимым делом всей его жизни.Цели: 1) Поз...
Муниципальный проект "Создание лаборатории «Территория профессионального самоопределения» в системе образования Шурышкарского района для осознанного выбора профессии обучающимися"
Справка-подтверждение...
Классный час на тему "Формула выбора профессии"
Сценарий классного часа по профориентации "Формула выбора профессии"....
Проект «Создание лаборатории «Территория профессионального самоопределения» в системе образования Шурышкарского района для осознанного выбора профессии обучающимися»
Профориентация является одной из важнейших направлений в работе школы....