Классный час на тему "Формула выбора профессии"
классный час

Зубкова Анна Андреевна

Сценарий классного часа по профориентации "Формула выбора профессии".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx34.82 КБ
Файл klassnyy_chas_9-11_klass.pptx605.97 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

на тему

«Формула выбора профессии»

                          Класс: 9-11

Педагог-психолог: Зубкова А.А.


Сценарий классного часа по профориентации «Формула выбора профессии»

Цели: определить формулу осознанного выбора профессии.

Задачи:

  • расширить представление детей о различных профессиях;
  • определение типа профессии;
  • формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;
  • побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Форма проведения: классный час.

Подготовительная работа с детьми: предложить ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии.

План классного часа

  1. Результаты методики «Карта интересов» разработанная А.Е. Голомштоком.
  2. Проведение методики Е.А.Климова «Дифференцированно - диагностический опросник» (ДДО).
  3. Групповая работа по теме «Нужные профессии».
  4. Проблемная ситуация «Чей выбор?»
  5. Мини-лекция «Формула выбора профессии».
  6. Выступление гостей.
  7. Заключительное слово.
  8. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

Педагог-психолог. Здравствуйте гости и ребята! Наш классный  час по профориентации называется «Формула выбора профессии». Как вы думаете: «Какая цель данного классного часа?», «Какие задачи нам нужно решить?». Мы с вами заранее прошли опросник «Карта интересов» разработанный А.Е. Голомштоком. Вот его результаты.

  1. Результаты методики «Карта интересов» разработанная А.Е. Голомштоком.

Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод, что у испытуемых в большей степени присутствуют следующие интересы:

  1. Электро и радиотехнике – 40 %
  2. Журналистике – 40%
  3. Общественной деятельности – 60%
  4. Физкультуре и спорту – 60%
  5. Военные специальности – 40%
  6. Легкая и пищевая промышленность – 50%
  1. Проведение методики Е.А.Климова «Дифференцированно - диагностический опросник» (ДДО).

Педагог-психолог. Проведем методику «ДДО» ( Приложение 1). Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?

Итоги теста.

Педагог-психолог. Подсчитайте пожалуйста количество баллов.

П

Т

Ч

З

Х

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

16б

17а

17б

18а

18б

19a

19б

20а

20б

Суммы положительных ответов считаются по вертикали по всем пяти графам. Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере "человек - природа" (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), вторая графа - по сфере "человек - техника" (технические профессии), третья графа - по сфере "человек - человек" (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), четвертая - по сфере "человек - знак" (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и пятая по сфере - "человек - художественный образ" (все творческие специальности). В целом минимальное количество баллов по каждой графе - 0, максимальное - 8 баллов.

Если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интерес к данной профессиональной сфере не выражен. При результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при результате 7-8 баллов - профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо.

  1. Групповая работа по теме «Нужные профессии».

Педагог-психолог. Ребята, как вы думаете, что будет если производители хлебобулочной продукции увеличат производство в пять раз. (Эти продукцию будет  очень трудно продать, она начнут портиться, а значит, пропадет чей-то труд, деньги и прибыль...)

На рынке труда может возникнуть похожая ситуация. Если каких-то специалистов будет выпускаться больше, чем нужно, они не смогут найти себе работу, наступит безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Временами одни профессии, становятся наиболее нужными и востребованными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Давайте разделимся на группы. Вам необходимо составить список профессий по следующим группам:

Группа №1 «Самые востребованные профессии».

Группа №2 «Профессии прошлого».

Группа №3 «Профессии будущего».

Группа №4 «Профессии, которые всегда нужны».

Давайте послушаем, что у вас получилось.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире около пятидесяти тысяч. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

Проведем игровую разминку.

Капитаны команд подойдите ко мне для жеребьевки. Ваша задача вытянуть карточку с буквой.

Участникам команды необходимо вспомнить профессии начинающиеся на заданную букву. За каждую написанную профессию команде будет начислен 1 балл. Если названная профессия вызывает сомнение, команде необходимо объяснить, чем занимается представитель данной профессии. Если участники команды не могут дать объяснения, то ответ не будит защита.

Время выполнения – 4 минуты.

О

К

Р

П

Охранник

Кондуктор

Редактор

Проводник

Окулист

Кондитер

Режиссер

Пилот

Оператор газовой котельной

Космонавт

Радист

Пожарный

Официант

Крановщик

Репортер

Полицейский

Отоларинголог

Краевед

Рамщик

Повар

Оператор машинного доения

Кинолог

Риелторы

Портной

Ортопед

Корреспондент

Раскройщик

Пограничник

Облицовщик

Кузнец

Программист

Сейчас мы выясним качества, присущие следующим профессиям (водитель, учитель, повар, бухгалтер).

Капитаны команд приглашаются для жеребьевки.

Время выполнения 5 минут. Выигрывает та команда, которая более полно составит профессиональные качества – 5 баллов. Командам необходимо подобрать 6 качеств.

ВОДИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ

ПОВАР

БУХГАЛТЕР

Внимательность

Терпение

Фантазия

Внимательность

Эмоциональная стабильность

Справедливость

Память

Усидчивость

Выносливость

Отзывчивость

Обоняние

Ответственность

Ответственность

Интеллигентность

Аккуратность

Пунктуальность

Переключаемость

Доброта

Внимательность

Организованность

Наблюдательность

Независимость

  1. Проблемная ситуация «Чей выбор?»

Педагог-психолог. Учитель проработавший в школе очень много лет, встречая своих бывших учеников всегда спрашивал «Довольны ли ты избранной профессией?». И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся с выбором профессии, и каждый второй признавался, что не совсем доволен. Почему многие люди ошибаются с выбором профессии? Как вы думаете?

Примерные ответы детей:

- Давление со стороны родителей.

- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

- Идут учиться за компанию.

- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

- Пассивность, желание переложить ответственность на других.

- Ожидание сплошного праздника.

-.Близко к дому.

-.Престижность профессии.

- Подражают героям кино и телесериалов.

Педагог-психолог. Молодцы вы перечислили самые распространенные ошибки встречающиеся в выборе профессии. Но как же не совершить ошибку и правильно выбрать профессию?

  1. Мини-лекция «Формула выбора профессии».

Педагог-психолог.

Сделать правильный выбор - значит, найти профессию, которая соответствует:

1.Твоим интересам и склонностям

 «ХОЧУ»

Это все, что ты выполняешь в школе и во внеурочное время с интересом, желанием,

по собственной инициативе.

2.Возможностям и способностям

«МОГУ»

Это деятельность, которая тебе по силам, отвечает уровню твоих знаний, умений, навыков, состоянию здоровья.

3.Спросу на рынке труда

«НАДО»

Необходимо учитывать реальную ситуацию, возможность трудоустройства по выбираемой профессии. «Надо» зачастую находится в противоречии с «хочу». Делая шаг в сторону «надо», следует помнить: безработица - не самое лучшее начало профессиональной карьеры.

  1. Выступление гостей.

А теперь слово предоставляется сотруднику пожарной части.

  1. Заключительное слово.

Рано или поздно перед каждым человеком встаёт сложный и важный вопрос выбора профессии, и от того, каким будет этот выбор, часто зависит дальнейшая жизнь и судьба человека. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний.

  1. Подведение итогов (рефлексия).

Педагог-психолог. Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?

Приложение 1

Опросник

  1. а. Ухаживать за животными

б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их

  1. а. Помогать больным людям, лечить их

б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы

  1. а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок

б. Следить за состоянием и развитием растений.

  1. а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

  1. а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

  1. а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

  1. а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.

б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)

  1. а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

  1. а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)

б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

  1. а. Лечить животных

б. Выполнять вычисления, расчеты.

  1. а. Выводить новые сорта растений

б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

  1. а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

  1. а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

  1. а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

  1. а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

  1. а. Делать лабораторные анализы в больнице

б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

  1. а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

  1. а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

  1. а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

  1. а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час «Формула выбора профессии»

Слайд 2

Цель: определить формулу осознанного выбора профессии ЗАДАЧИ: расширить представление детей о различных профессиях; определение типа профессии; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Слайд 3

Результаты методики «Карта интересов» разработанная А.Е. Голомштоком . Электро и радиотехнике – 40 % Журналистике – 40% Общественной деятельности – 60% Физкультуре и спорту – 60% Военные специальности – 40% Легкая и пищевая промышленность – 50%

Слайд 4

Методики Е.А.Климова «Дифференцированно - диагностический опросник » П Т Ч З Х 1а 1б 2а 2б 3а 3б 4а 4б 5а 5б 6а 6б 7а 7б 8а 8б 9а 9б 10а 10б 11а 11б 12а 12б 13а 13б 14а 14б 15а 15б 16а 16б 17а 17б 18а 18б 19a 19б

Слайд 5

Типы профессий Баллы Человек-природа Человек-техника Человек-человек Человек – знаковая система Человек - художественный образ 0-2 балла: интерес к данной профессиональной сфере не выражен. 3-6 баллов: профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени. 7-8 баллов - профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо

Слайд 6

Группа №1 «Самые востребованные профессии». Группа №2 «Профессии прошлого». Группа №3 «Профессии будущего». Группа №4 «Профессии, которые всегда нужны».

Слайд 7

ЧТО ВЛИЯЕТ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ? (По Е.А. Климову) Позиция старших членов семьи. Позиция товарищей, друзей. Позиция учителей, школьных педагогов. Личные профессиональные планы. Способности. Уровень притязаний на общественное признание. Информированность. Склонности.

Слайд 8

могу ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ХОЧУ НАДО

Слайд 9

Семь шагов к взвешенному решению 1.Составьте список подходящих вам профессий 2. Составьте перечень требований к выбираемой профессии 3. Определите значимость каждого требования. 4.Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. 5.Подсчитайте и проанализировать результаты. 6.Проверьте результаты. 7.Определите основные шаги к вашему успеху.

Слайд 10

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Здоровье и выбор профессии"

Классный час на тему "Здоровье и выбор профессии" поможет ученикам в дальнейшем правильно выбирать профессию....

Методическая разработка классного часа на тему "Выбор профессии"

Данная разработка предназначена для обучающихся 9 классов. Целью этой разработки является познакомить обучающихся  с разного рода профессиями  и помочь сделать правильный выбор....

Классный час " Здоровье и выбор профессии"

Данный материал поможет подготовить учащихся  к осознанному выбору профессии и пути продолжения образования, выявить, в какой профессии подростки хотят себя реализовать...

Классный час "Условия оптимального выбора профессии"

Классный час «Условия оптимального выбора профессии». Данное мероприятие рассчитано на учащихся 8-9 классов.Обозначена проблема: как сделать правильный выбор будущей профессии?Цель классного часа: поз...

Презентация классного часа "Я и выбор профессии"

Подготовить учащихся к выбору будущей профессии. В презентации освещены вопросы: 1. Что такое профессия?2. Как правильно выбрать профессию.3. Что влияет на выбор профессии.4. Какие бывают професс...

Классный час по профориентации "Выбор профессии – дело серьезное."

Форма классного часа - устный журнал.Страницы: 1. Проблема (статья "Лишние люди на рынке труда": статистика по безработице в России и за рубежом и ее причины)        ...

классный час на тему Выбор профессии

классный час на тему Выбор профессии 9класс...