Тренинговое занятие "Правовое воспитание подростков в школе и семьи"
план-конспект
Предварительный просмотр:
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ И СЕМЬЕ
(Тренинговое занятие на собрании совместно с детьми)
Роль правового воспитания в формировании гражданской зрелости подростков. Изучение подростками Конституции Российской Федерации. Участие родителей в проведении бесед, «круглых столов», посвященных проблемам соблюдения законов, норм и правил общежития.
Разъяснение понятий «закон», «правонарушение», «преступление». Виды правонарушений и ответственность за них.
Формирование убежденности в необходимости выполнения законов, укрепления законности и правопорядка. Профилактика правонарушений и искоренение причин и условий, порождающих преступления.
Форма проведения – занятие-тренинг совместное: родители – дети.
Тренинг – это способ специально организованного общения учащихся, основная цель которого – личностное развитие членов тренинговой группы.
На таких занятиях ученик, как правило, чувствует себя принятым и активно принимающим других. Он пользуется полным доверием класса и не боится доверять окружающим. Тренинги могут помочь каждому ученику выразить себя своими индивидуальными средствами.
Общая цель тренинга – формирование гражданской позиции учащихся, их готовности производить значимые изменения в собственной жизни и жизни окружающих людей.
Позиция педагога – друг, понимающий, желающий, главное, способный понять и помочь каждому ученику стать самим собой, стать лучше.
Позиция родителей – старший товарищ, имеющий равные с подростком права.
Предлагаем тренинги по темам: «Что такое закон?», «Права человека», «Ответственность», «Правила для нашей безопасности».
№ 1. «Размышляя о самом себе» – «Я и закон» Ведущий предлагает ситуации:
Подумайте о своих взаимоотношениях с законом. Всегда ли вы действуете в соответствии с его требованиями? Не случалось ли вам нарушать, например, правила дорожного движения?
А где вы узнали о том или ином законе? Кто вам рассказал, что является нарушением закона и какую ответственность несет нарушитель?
Если вы все-таки нарушали какие-нибудь правила или положения закона, то почему это происходило? Вы не знали, что этого делать нельзя, вы сделали это случайно, хотя знали, что это запрещено?
Или вы все же сознательно делали это, да еще не один раз, надеясь, что никто ничего не заметит и вам все сойдет с рук?
Какое самое серьезное нарушение закона вы допустили? Попробуйте вспомнить те чувства, которые охватили вас, когда вы поняли, что нарушили закон?
Если вы не вспомнили ни одного случая нарушения закона, то как вы можете это объяснить? Тем, что вы всегда выполняете все требования и правила? Или вы очень боитесь наказания?
Все ваши размышления можно записать и оставить у себя для дальнейшего обдумывания этих серьезных вопросов.
Комментарий.
Если есть желающие высказаться, им нужно предоставить слово. Возможно продолжение беседы дома с родителями.
У подростков часто возникает желание обсудить, что же считать нарушением закона? Что делать именно школьникам, чтобы хорошо понимать, где та грань, за которой уже нарушение? И как быть, если вдруг нарушил закон?
№ 2. «Лицом к лицу» – «Права человека»
Постарайтесь вспомнить все права человека, о которых вы когда-либо слышали, например, из Конституции нашей страны или из Всеобщей декларации прав человека.
I этап. Вы можете на этом этапе работать вместе, вспоминая права человека, только нужно обязательно каждому записывать их в свою тетрадь, это будет нужно для второго этапа работы.
Кроме реально существующих прав человека (записанных в Конституции страны, «Всеобщей декларации прав человека» или других документах), вы можете записать и те права, которые хотели бы иметь.
Все записи лучше делать в столбик, оставляя справа место для дальнейшей работы.
На перечисление прав человека отводится 3 минуты.
II этап. Затем вы должны поработать самостоятельно, т. е. не мешая и не помогая друг другу. Каждый из вас должен внимательно просмотреть получившийся список прав человека, который вы только что вместе составили, и попробовать проранжировать их, т. е. отметить рядом с названием каждого права человека степень его важности, с вашей точки зрения.
Например, у вас получился такой список:
Право на труд 2-е место
Право на отдых 3-е место
Право на образование 1 -е место
и т. д.
Справа от каждого названия вы ставите номер, соответствующий степени его важности. Например, вы считаете, что самое важное право человека – право на образование, это нужно обозначить номером «1» справа от его названия. Второе по степени важности, на ваш взгляд, это право на труд. Обозначаем его номером «2», так же справа и т. д., пока весь список прав человека не будет обозначен соответствующими номерами.
На это ранжирование вам отводится 3 минуты.
На III этапе вы можете сравнить, какие места вы поставили рядом с каждым правом человека. Если есть расхождения, нужно обсудить их, узнав точку зрения партнера, почему он так считает.
Комментарий.
Возможен и IV этап этого тренинга, в ходе которого партнеры должны согласовать ранговый ряд, то есть получить общие порядковые номера степени важности каждого права человека, для этого участники обсуждают все расхождения и с помощью аргументов пытаются убедить партнера.
Ребята часто сами не могут вспомнить все права человека. В микрогруппах родители могут им в этом помочь. В конце тренинга желательно перечислить все права человека, воспользовавшись «Всеобщей декларацией прав человека».
№ 3. «Четверка» (микрогруппа по 3–4 человека) – «Уважая закон».
Все вы наверняка знаете о предпринимательской деятельности Остапа Бендера, который находил выход в самых неожиданных ситуациях. При этом О. Бендер всегда подчеркивал, что чтит Уголовный кодекс. Представьте, что вы оказались в очень трудной ситуации: «Поехали к друзьям за город на дачу, но деньги взять забыли, хватило только на билет в одну сторону. Несмотря на это обстоятельство, вы решились поехать, надеясь на друзей, но оказалось, что они с дачи уехали час назад по срочному делу в город и вернутся только через два дня. Что бы вы предприняли? Разумеется, в рамках закона? Чтите Уголовный кодекс!»
Участники в течение 3 минут работают индивидуально, записывая, свои варианты. Затем они объединяются в микрогруппы, обсуждают предложения по выходу из затруднительной ситуации и определяют победителя. Он получает максимальный балл – 4 и распределяет остальные между членами микрогруппы (3, 2, 1 балл).
Комментарий.
Одним из вариантов этого упражнения может быть такая инструкция: «Придумайте и запишите по одной затруднительной ситуации, в которой человек должен проявить находчивость, оригинальность мышления, умение действовать и общаться с разными людьми. А теперь передайте друг другу описание этих ситуаций и приступайте к поискам выхода из нее».
№ 4. «Карусель (работа в два круга)» – «Правовое государство»
Участники встают в два круга, и ведущий-педагог объясняет основные игровые роли, которые будут по очереди играть ребята и родители.
Первая групповая роль (ее играют одновременно участники, стоящие во внутреннем круге) – активные сторонники правового государства. Их задача – убедить своего партнера в том, что только в правовом государстве человек может быть по-настоящему свободен, он может нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, зная, что его права и свободы защищены силой государственной власти и законом. Но чтобы убедить в этом своего партнера, нужны не только слова, но и серьезные доводы и аргументы, в том числе из современной жизни.
Вторая групповая роль (ее играют также одновременно участники, стоящие во внешнем круге) – сторонники диктатуры, единоличной власти.
Их задача, отвечая на все доводы и аргументы сторонников правового государства, отстоять свою точку зрения, доказывая, что только в государстве, где есть «сильная рука», люди хорошо работают, а не требуют себе больше прав.
Время на один диалог со своим партнером – 3 мин. Затем по сигналу педагога все ребята, стоящие во внешнем круге, делают один–два шага вправо и оказываются перед новым партнером. Снова отводится 3 мин для очередного диалога и т. д.
Участникам следует напомнить, что во время диалога нужно уважать мнение партнера, внимательно выслушивать его аргументы, но в то же время и самому нужно высказаться. Для этого, тактично остановив партнера, участник приводит свои доводы и аргументы.
Комментарий.
Целесообразно менять игровые роли не чаще чем через две смены партнеров. Можно ограничиться 2–3 сменами партнеров.
№ 5. «Посиделки» – «Ответственность»
«Каждый из вас должен вспомнить и рассказать, обращаясь к партнеру, сидящему справа, о каком-либо проступке, нарушении или даже преступлении, о котором вы где-то читали, слышали или видели по телевидению.
Задача партнера, к которому вы обратились, назначить меру ответственности, то есть сказать, как бы лично он наказал нарушителя, например, назначил денежный штраф (если человек проехал без билета), или лишил водительских прав (если это было автодорожное происшествие), или объявил выговор (если человек совершил прогул) и т. д.
Если для определения вида и меры ответственности нужно уточнить некоторые детали, партнер может спросить вас об этом».
Все остальные участники должны внимательно слушать диалог, и если есть принципиальные возражения, желающие могут высказать свою точку зрения о степени ответственности, которая должна наступить.
После такого обсуждения свой рассказ представляет следующий участник, сидящий в круге, он также говорит о случившемся, обращаясь к своему партнеру, сидящему справа, который и должен будет определить вид и меру ответственности для нарушителя.
Комментарий.
Во время инструктирования участников тренинга педагог должен обратить внимание на то, чтобы рассказ был не очень длинным, желательно укладываться в одну минуту. Таким же должен быть и ответ партнера.
Обязательные компоненты рассказа: Где? Когда? Что сделал?
Компоненты ответа: Что нарушено? Вид ответственности? Мера ответственности?
Их можно записать на доске. Это поможет сосредоточиться при выступлении и уложиться в отведенное время.
Упражнения можно использовать по одному, а можно и все сразу на одном собрании-занятии как упражнения для отдельных участников микрогрупп.
Эти упражнения-тренинги, несколько изменив, можно предложить родителям для проведения дома со своими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа тренинговых занятий с подростками. Курс «Школа лидера».
Актуальность программы связана с возникшей в условиях современной политической и экономической обстановки в стране потребностью в воспитании нового типа личности – человека, ув...
Статья .Воспитание подростка в школе и дома. Кто отвечает за наше будущее поколение.
Статья содержит размышления , и анализ о том что происходит с с подросткотками. Как это влияет на межличностые отношения в семье, на учебу в школе. И и попытки выянить и понять кто и как ...
Патриотическое воспитание подростков в школе и дома
Статья о патриотическом воспитании подростков.В ней говорится о о том, как важно воспитывать патриотизм, не только в школе, но и в семье....
«Патриотическое воспитание школьников в школе и семье. Ориентация подростков на духовные ценности»
laquo;Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»Антон Семенович Макаренко....
туристско-краеведческая экспедиция как среда воспитания подростков из социально неблагополучных семей
Проект направлен на создание условий для проведения работы по патриотическому воспитанию населения области и осуществлению эффективной молодежной политики. Цель- туристское освоение северо-восто...
Семинар-практикум для классных руководителей и родителей детей подросткового возраста "Оптимизация процесса воспитания подростка в семье и в школе"
Настоящий семинар -практикум дает возможность понять психологию всех участников воспитательного процесса, определить трудности в воспитании детей подросткового возраста, договориться об использо...
РАССКАЗ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО «СОБАКАК» КАК ПРИМЕР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ
В статье говорится о патриотическом воспитании как одном из самых важных компонентов духовно-нравственного воспитания подростков. Проблема духовно-нравственного воспитания подростков в современно...