Воспитательная работа кадетских классов
материал (9 класс)
Воспитательная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_kadetskogo_obrazovaniya_maou_sosh_no_7.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма
Утверждена
Управляющим советом МАОУ СОШ №7
от 19.05.2017г.
Протокол № 4
Рассмотрена
на педагогическом совете
от 24.05._2017г.
Протокол № 6
Программа развития кадетского класса
МАОУ СОШ № 7
(реализация гражданско-патриотического компонента по основным и дополнительным образовательным программам на 2017-2022 годы)
Когалым
2017
Программа развития кадетского класса
МАОУ СОШ № 7
Содержание программы
Паспорт программы | 3 |
Пояснительная записка | 6 |
Актуальность программы | 6 |
Цели и задачи организации кадетского класса | 7 |
Условия реализации программы | 9 |
Этапы реализации программы | 10 |
Организация деятельности кадетского класса | 11 |
Организация учебно - воспитательного процесса | 13 |
Механизм реализации программы | 13 |
Ожидаемые результаты | 14 |
Программа развития кадетского класса
МАОУ СОШ № 7
Паспорт программы
Программа развития кадетского класса
МАОУ СОШ № 7
Пояснительная записка
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее»
В.В. Путин
В настоящее время растет востребованность кадетского образования и воспитания, подготовку квалифицированных кадров для военно-прикладной и гражданской государственной службы, что взаимосвязано с общественным и государственным запросом на подготовку хорошо образованных и просвещенных граждан-патриотов России, способных правильно, нравственно эффективно выстраивать собственную жизнь, активно участвовать в общественной жизни и государственном строительстве. Высокий кадровый потенциал, накопленный опыт воспитательной работы, в том числе, в рамках военно-патриотического клуба, опыт работы музея, сотрудничество с советом ветеранов, ветеранов труда позволяет сделать закономерный шаг в развитии муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» открыть новое профильное направление образования и воспитания на параллели 5 классов кадетский класс.
Кадетский класс как этап первичной профессиональной ориентации дает возможность своим выпускникам определить направление своего дальнейшего обучения в военных, правоохранительных и гражданских вузах обучение в которых открывает перспективы карьерного развития в военно-прикладной и гражданской государственной службе.
Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, положений, определяющих направленность, характер и другие компоненты воспитания патриотизма, гражданственности, готовности к достойному служению Отечеству у молодежи в современных условиях. При этом учитывается опыт и достижения прошлого, реалии и проблемы сегодняшнего дня, тенденции развития важнейших сфер современной жизни.
Актуальность программы
Социально-экономические и политические изменения современного общества повлекли за собой ряд серьезных проблем, в том числе и проблемы воспитания молодежи.
Актуальность проблем воспитания в современном обществе определяется следующими причинами:
- возникновение социально неблагоприятной для развития подрастающего поколения ситуации, оказывающей негативное воздействие на его сознание и чувства;
- предъявлением обществом новых требований к личности, порожденных изменяющимися условиями развития общества;
- обострением социальных противоречий в обществе;
Программа развития кадетского класса
МАОУ СОШ № 7
- усилением бездуховности, падением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.
Какие бы сложные, противоречивые, а порой и разрушительные процессы ни происходили в нашем обществе, как бы ни складывались отношения между людьми разных поколений и социальных слоев, всегда остается актуальной проблема воспитания молодежи с точки зрения гражданственности и патриотизма. Именно эти приоритетные вопросы воспитания заложены в основу программы развития кадетского класса.
Большой проблемой общества является отношение подростков к службе в рядах Вооруженных сил РФ. Часто молодежь не только не стремится к выполнению своего конституционного долга по защите Отечества, но и во многом просто не готова к этому физически и морально (отсюда страх и неуверенность в себе и в своих силах, нежелание идти в армию, высокий уровень несчастных случаев, неуставных отношений и т.д.). По статистике более 40% призывников страдают хроническими заболеваниями. Безрадостную картину представляет собой общая физическая подготовка подростков.
В этой связи возрастает роль системы как школьного, так и дополнительного образования в формировании ответственности и патриотизма, в осознании общественного и воинского долга, любви к Отечеству и его защите. Возрастает ответственность за выработку здорового образа жизни среди молодежи. Решение этих проблем находит отражение в рамках реализации данной программы.
Проблема развития личности, самосознания, самоопределения, профессиональной ориентации, также является актуальной в настоящее время. В программе данная проблема находит различные способы реализации и воплощается в раскрытии растущего человека, при которых он способен творчески проявлять себя посредством вовлечения во внеурочную деятельность.
Системное изучение исторических, культурных и военных традиций российского народа, обучение основам воинской службы, подготовка физически здоровых и крепких подростков, формирование необходимых психологических установок на предстоящую службу, как военную, так и гражданскую, привитие интереса, стремления и, безусловно, положительного отношения к ней, призванные подготовить человека к достойному служению Отечеству, а также определиться в выборе профессии — вот те вопросы, которые наиболее полно могут быть решены в рамках реализации предполагаемой программы.
Цели и задачи организации кадетского класса
Целью организации кадетского класса является разностороннее (интеллектуальное, нравственное, культурное, физическое) развитие
обучающихся, их социализация в обществе, воспитание ценностей Долга, Чести и Пользы в служении Отечеству на гражданском и военноприкладном поприще.
Данная цель может быть достигнута при соблюдении следующих требований:
- Наличие в школе традиций патриотического воспитания и базовых структур, на основе которых будет создан кадетский класс;
- Позитивное отношение к идее кадетства администрации, педагогического коллектива школы, родительской общественности и обучающихся;
Программа развития кадетского класса
МАОУ СОШ № 7
- Наличие образовательной и воспитательной программы, развитого ресурсного обеспечения деятельности кадетского класса;
- Обеспечение для обучающихся кадетских классов перспективы по окончанию обучения для поступления в учебные заведения через социальное партнерство школы.
В настоящий момент МАОУ СОШ № 7 располагает всеми необходимыми условиями для формирования кадетского класса как образовательной, так и воспитательной структуры и успешной реализации программы его развития.
В соответствии с поставленной целью, предполагается выполнение следующих учебных, воспитательных и социальных задач:
- образование в пространстве ФГОС основного общего образования и системы дополнительного образования, основанного на принципах развивающего, личностно-ориентированного обучения в сочетании с четко организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования;
- создание благоприятных условий для всестороннего (интеллектуального, нравственного, эмоционального, психологического и физического) развития личности кадет, формированию ключевых компетентностей, развития их способностей, склонностей и интересов, раскрытия и реализации их творческого потенциала;
- четкая регламентация всей системы взаимоотношений и жизнедеятельности в учебное время с учетом возрастных психологических особенностей подростков;
- формирование высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути;
- развитие чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям общественной морали при активном развитии чувства собственного достоинства;
- учет психологических и индивидуальных особенностей и склонностей каждого учащегося, позволяющий реализовать индивидуальную траекторию развития и создать оптимальные условия для воспитания верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей и утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа гражданской государственной и военно-прикладной службы;
- создание эффективной системы патриотического воспитания в социальном пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у обучающихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания;
- оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков
Программа развития кадетского класса
МАОУ СОШ № 7
самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.
Условия реализации программы
Условиями организации кадетского класса на базе МАОУ СОШ № 7 являются сложившиеся традиции воспитательной работы, в том числе, в рамках военно-патриотического клуба, в работе музея; материально-техническая база школы; развитая система дополнительного образования; высококвалифицированные педагогические кадры; развитая система социального партнерства.
1. Материально-техническое оснащение:
- наличие музея истории школы,
- наличие 2 спортивных залов,
- малый спортивный зал,
- наличие актового зала,
- наличие помещений для размещения кадетского класса (классное помещение),
- специализированный класс по изучению «Основ безопасности жизнедеятельности»,
- стрелковый тир
- спортивные плоскостные сооружения (стадион, спортивная площадка)
- наличие 2-х компьютерных классов с выходом в Интернет,
- наличие школьной библиотеки,
- наличие хореографического зала,
- спортивное оборудование
2. Кадровое обеспечение:
- педагогические работники высшей и первой квалификационных категорий;
- социально-психологическая служба;
- классный руководитель;
- преподаватель - организатор ОБЖ.
3. Методическое обеспечение:
- программа развития кадетского класса на 2017-2022 гг.,
- программа воспитательной работы в кадетском классе,
- учебные пособия «Основы безопасности жизнедеятельности», методическое пособие для учителя, учебное пособие «Основы военной службы»,
- программа военно-патриотического клуба «Патриот»,
- учебные видео - и DVD- фильмы по ОБЖ И ОВС - учебные таблицы, плакаты по ОВС И ОБЖ,
- библиотечный фонд (учебный и художественный, медиатека)
4. Наличие в школе традиций военно-патриотического воспитания:
- спортивные секции;
- традиционные спортивные мероприятия и общешкольные соревнования;
- музей истории школы
- военно-патриотический клуб «Патриот», месячники гражданско-патриотического воспитания (Вахта памяти, Парад победы), военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок»,
- дни воинской славы,
- встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла
Этапы реализации программы
1 этап. Аналитико-диагностический (2017г.)
Цель этапа: Анализ предпосылок и создание необходимых условий для организации работы кадетского класса на базе школы.
Создание условий для реализации программы:
- аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг различных аспектов образовательного и воспитательного процессов;
- определение стратегии и тактики деятельности;
- кадровое обеспечение образовательного и воспитательного процессов;
- решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения;
- апробация инновационных процессов в области образования и воспитания.
2 этап. Экспериментально - практический этап (2017 - 2022 гг.)
Цель этапа: Апробация разработанной Программы «Кадет»
- внедрение в образовательный процесс целевых проектов;
- качественное и количественное закрепление достигнутых результатов;
- мониторинг деятельности.
3 этап. Обобщающий (2022г.)
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.
Организация деятельности кадетского класса
Организация деятельности кадетского класса опирается на взаимосвязь и внутренне единство процессов воспитания и собственно обучения.
Кадетское образование - это государственное начальное профильное образование, включающее компоненты военной и гражданской государственной службы, получаемое гражданами России в порядке развития общего среднего образования.
Кадетское воспитание - это система работы, сопровождающая процесс обучения в кадетском классе, основанная на исторических принципах кадетского воспитания и кадетской этике служения Отечеству. Система воспитания строится на исторических традициях многовековой давности: идеалы чести, благородства, товарищества, патриотизма, долга и другие нравственные основы.
Таким образом, система образования и воспитания в кадетском классе является целенаправленной, многоплановой и скоординированной деятельностью педагогического коллектива, администрации и всех служб школы во взаимодействии с социальными партнерами, общественными объединениями и организациями и направлена на воспитание образованной, гармоничной, нравственно и физически здоровой, патриотически-направленной личности, способной проявить себя на государственной службе с максимальной эффективностью и высокой степенью карьерной успешности.
Основными принципами образовательной программы кадетского класса являются следующие:
- развивающее обучение, основанное на применении активизирующих и мотивирующих психологических методов;
- углубленное изучение отдельных предметов, организуемое на основе современных инновационных обучающих технологий (проектно-исследовательской деятельности, технологий работы в малых группах и т.п.) и учебно-методических комплексов;
- личностно-ориентированное обучение с учетом индивидуально-психологических особенностей развития подростка, предоставление ему возможности формировать индивидуальную образовательную траекторию;
- предоставление подросткам возможности получить широкое гуманитарное образование за счет усиления компонента дополнительного образования;
- развитие у подростка компетенций в области психологического самоуправления, эмоционального интеллекта; самообразования;
- четкая организация системы самоподготовки и постоянного контроля уровня образования.
Основными принципами воспитательной программы кадетского класса являются следующие:
- патриотическая и нравственная направленность процесса воспитания, основанная на исторических принципах кадетского воспитания и кадетской этике служения Отечеству, на традициях и современных технологиях отечественной педагогики и психологии;
- учет индивидуально-психологических особенностей подростка (физических, личностных, социальных и т.п.);
- возможности для личностного роста при условии: ценностного
- отношения к собственной личности и здоровью; реализации притязаний на признание в социально и личностно значимой деятельности, в ощущении
Организация учебно-воспитательного процесса
Деятельность кадетского класса начинается с 5 класса основного общего образования. Класс формируется на добровольной основе из числа обучающихся школы на основании заявления родителей и Договора о предоставлении образовательных услуг между школой и родителями.
Основными нормативными документами, регулирующими деятельность кадетского класса, являются Устав школы, Положение о кадетском классе, утвержденный приказом директора школы.
Директор школы лично осуществляет руководство учебно- воспитательным процессом в кадетском классе через администрацию и педагогических работников.
Непосредственными организаторами учебно-воспитательного процесса в кадетском классе являются классный руководитель, заместители директора школы, преподаватель - организатор ОБЖ.
Ответственность за соблюдение кадетами в повседневной жизни и деятельности правил внутреннего распорядка возлагается на классного руководителя и воспитателя кадетского класса. Обучающиеся кадетского класса пользуются всеми правами в общеучебном пространстве школы, предоставляемыми им законодательством Российской Федерации и Уставом школы. На них возлагаются общие учебные обязанности и обязанности, предусмотренные Положением кадетского класса.
Внутри социально-педагогической структуры кадетского класса во взаимоотношениях обучающихся кадетского класса, администрации школы и педагогического коллектива действуют особые правила, построенные на основе Кодекса кадетской чести.
Обучающиеся кадетского класса (кадеты) находятся в школе в режиме продленного дня. Они обязаны прибывать в школу и убывать своевременно в точно обозначенное время.
Для качественной организации учебного процесса кадетам предоставляются:
- предметные кабинеты;
- классный кабинет, специально подготовленная и оборудованная для изучения специальных предметов программы обучения кадетского класса связанных с гражданской и военной государственной службой;
- кабинеты для дополнительных занятий.
Продолжительность учебного времени, его распределение, время отдыха и дополнительных занятий определяются распорядком дня кадетского класса, который устанавливает директор школы на весь учебный год.
В соответствии с распорядком дня время нахождения в школе делится на две части:
- основной образовательный процесс, когда обучающиеся занимаются в соответствии с установленной общей программой кадетского класса;
- внеурочная деятельность и дополнительное образование как одна из важнейших частей образовательного процесса в кадетском классе. Учащиеся занимаются по сформированной для них индивидуальной траектории обучения, которая определяется развитием индивидуальных творческих, духовных, физических способностей кадетов.
В кадетском классе реализуются дополнительные образовательные программы военно-прикладной, художественной направленностей, общей физической подготовки.
Образовательный процесс в кадетском классе реализуется на основе учебного плана и годового календарного графика учебных занятий, утвержденных для кадетского класса, в соответствии с расписанием занятий.
Структура учебного процесса соответствует общепринятой двухступенчатой системы:
- основное общее образование - обеспечивает освоение обучающимися кадетского класса образовательных программ основного общего образования в соответствие с ФГОС ООО, система воспитательной работы создает условия для становления личности обучающегося, широкий спектр дополнительного образования обеспечивает раскрытие интересов, способностей и склонностей обучающегося, способствует его первичному профессиональному и социальному определению.
Вариативность содержания общего образования и профильность обучения в кадетском классе определяются образовательной программой, разрабатываемой администрацией школы самостоятельно с учетом ФГОС основного общего образования.
В рамках дополнительного образования во второй половине дня занятия в кадетском классе проводят педагог-психолог, педагоги-предметники, преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги дополнительного образования.
Задача формирования у кадетов командирских и методических навыков решается на протяжении всего обучения в школе через практическое командование отделением, проведение занятий по строевой, физической подготовке.
В целях предупреждения несчастных случаев и аварий на всех занятиях, стрельбах, а также при обслуживании техники, выполнении работ и проведении спортивных мероприятий должны строго соблюдаться правила и меры безопасности. Накануне всех практических занятий должны быть организованы инструктажи по мерам безопасности.
Учебные нагрузки соответствуют установленным СанПином нормам, количество часов, отведенное в учебном плане на отдельный предмет, соответствует установленным нормам.
По окончании учебного года для кадетов 5-9 классов организуется профильный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Школа выживания» имеющий целью укрепление здоровья и военную подготовку кадетов.
Режим занятий кадетов устанавливается следующий:
учебная неделя 5 дней (5-9 классы); количество уроков в день 5-7, продолжительность урока – 40 минут.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные направления | Формы и наименования занятий |
Военно-спортивное | Спортивные секции ОФП Туризм Огневая подготовка Основы военной службы Патриотический клуб |
Интеллектуальное | Час психолога Основы медицинских знаний Проектная деятельность Шахматы |
Художественно эстетическое | Хор Хореография Этика |
Механизм реализации программы
Реализация программы осуществляется через работу
1. С учащимися кадетами:
- совместное планирование деятельности;
- уроки и занятия по специальным предметам; использование интерактивных методик в работе с органами ученического самоуправления;
- работа кадетского класса по различным направлениям; проектная деятельность учащихся (социальные проекты);
- профессиональная ориентация учащихся в условиях современного рынка труда;
- участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня;
- диагностика учащихся кадет по различным направлениям гражданско-патриотического воспитания;
2. С родителями:
- работа родительского комитета класса;
- участие родителей в общешкольных и общегородских мероприятиях;
- родительский лекторий;
- участие в социально значимой деятельности кадетского класса.
3. С учителями-предметниками:
- сотрудничество в использовании современных информационных технологий, коммуникативных и интерактивных методик обучения в образовательном процессе для повышения качества образования и во внеклассной работе;
- организация совместной работы участников образовательного процесса;
- психологическое и социально-психологическое сопровождение учащихся кадет;
- совместная работа по формированию ценностного отношения к здоровью.
Ожидаемые результаты
- Создание благоприятных условий для интеллектуального, духовно-нравственного, эмоционального, психического, физического формирования личности кадетов, всемерного роста их способностей и творческого потенциала.
- Воспитание у кадетов любви к Родине и её традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества.
- Обеспечение получения кадетами основного общего образования в пределах ФГОС на повышенном уровне, начальных профессиональных знаний и навыков, необходимых для осознанного выбора профессии на гражданском или военном, общественном или ином достойном поприще в сфере государственных интересов и дальнейшего обучения в соответствующих учреждениях высшего (среднего) профессионального образования.
- Формирование у кадетов высокой общей культуры, нравственных и морально - психологических, деловых и организационных качеств, способствующих выбору жизненного пути в пользу высоконравственного и ответственного служения своему народу.
- Привитие кадетам чувств чести и достоинства, гражданственности, уважения к правам и свободам человека.
- Овладение навыками здорового образа жизни, начальной военной подготовки, коммуникативной культуры; умениями оценивать и сознательно выстраивать отношения к себе, другим людям, обществу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Воспитательная система в кадетских классах"
Система работы в кадетских классах...
Методика развития скоростно-силовых качеств учащихся кадетских классов при реализации программы внеурочной деятельности «Камандарм» (5- 9 классы)
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств....
Выступление на заседании членов МО учителей начальных классов по теме "Кадетский класс - начальный опыт работы и перспективы"
Выступление на заседании членов МО учителей начальных классов по теме "Кадетский класс - начальный опыт работы и перспективы"...
Рабочая программа спецкурса по военной истории для кадетского класса 11 класс
Рабочая программа спецкурса по военной истории для кадетского класса 11 класс...
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетского класса МЧС (7А класса МЧС)
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетского класса МЧС (7А класса МЧС)...
Материал к мастер-классу "Урок цифры в 8 кадетском классе" - Теория
Мы живем в цифровой эпохе и постоянно сталкиваемся с такими понятиями, как «машинное обучение», «искусственный интеллект» и др. Но далеко даже не каждый взрослый может объяснит...
Материал к мастер-классу "Урок цифры в 8 кадетском классе" - Практика
Мы живем в цифровой эпохе и постоянно сталкиваемся с такими понятиями, как «машинное обучение», «искусственный интеллект» и др. Но далеко даже не каждый взрослый может объяснит...