Воспитательная работа кадетских классов
материал (9 класс)
Воспитательная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма
Утверждена
Управляющим советом МАОУ СОШ №7
от 19.05.2017г.
Протокол № 4
Рассмотрена
на педагогическом совете
от 24.05._2017г.
Протокол № 6
Программа развития кадетского класса
МАОУ СОШ № 7
(реализация гражданско-патриотического компонента по основным и дополнительным образовательным программам на 2017-2022 годы)
Когалым
2017
Программа развития кадетского класса
МАОУ СОШ № 7
Содержание программы
Паспорт программы | 3 |
Пояснительная записка | 6 |
Актуальность программы | 6 |
Цели и задачи организации кадетского класса | 7 |
Условия реализации программы | 9 |
Этапы реализации программы | 10 |
Организация деятельности кадетского класса | 11 |
Организация учебно - воспитательного процесса | 13 |
Механизм реализации программы | 13 |
Ожидаемые результаты | 14 |
Программа развития кадетского класса
МАОУ СОШ № 7
Паспорт программы
Программа развития кадетского класса
МАОУ СОШ № 7
Пояснительная записка
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее»
В.В. Путин
В настоящее время растет востребованность кадетского образования и воспитания, подготовку квалифицированных кадров для военно-прикладной и гражданской государственной службы, что взаимосвязано с общественным и государственным запросом на подготовку хорошо образованных и просвещенных граждан-патриотов России, способных правильно, нравственно эффективно выстраивать собственную жизнь, активно участвовать в общественной жизни и государственном строительстве. Высокий кадровый потенциал, накопленный опыт воспитательной работы, в том числе, в рамках военно-патриотического клуба, опыт работы музея, сотрудничество с советом ветеранов, ветеранов труда позволяет сделать закономерный шаг в развитии муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» открыть новое профильное направление образования и воспитания на параллели 5 классов кадетский класс.
Кадетский класс как этап первичной профессиональной ориентации дает возможность своим выпускникам определить направление своего дальнейшего обучения в военных, правоохранительных и гражданских вузах обучение в которых открывает перспективы карьерного развития в военно-прикладной и гражданской государственной службе.
Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, положений, определяющих направленность, характер и другие компоненты воспитания патриотизма, гражданственности, готовности к достойному служению Отечеству у молодежи в современных условиях. При этом учитывается опыт и достижения прошлого, реалии и проблемы сегодняшнего дня, тенденции развития важнейших сфер современной жизни.
Актуальность программы
Социально-экономические и политические изменения современного общества повлекли за собой ряд серьезных проблем, в том числе и проблемы воспитания молодежи.
Актуальность проблем воспитания в современном обществе определяется следующими причинами:
- возникновение социально неблагоприятной для развития подрастающего поколения ситуации, оказывающей негативное воздействие на его сознание и чувства;
- предъявлением обществом новых требований к личности, порожденных изменяющимися условиями развития общества;
- обострением социальных противоречий в обществе;
Программа развития кадетского класса
МАОУ СОШ № 7
- усилением бездуховности, падением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.
Какие бы сложные, противоречивые, а порой и разрушительные процессы ни происходили в нашем обществе, как бы ни складывались отношения между людьми разных поколений и социальных слоев, всегда остается актуальной проблема воспитания молодежи с точки зрения гражданственности и патриотизма. Именно эти приоритетные вопросы воспитания заложены в основу программы развития кадетского класса.
Большой проблемой общества является отношение подростков к службе в рядах Вооруженных сил РФ. Часто молодежь не только не стремится к выполнению своего конституционного долга по защите Отечества, но и во многом просто не готова к этому физически и морально (отсюда страх и неуверенность в себе и в своих силах, нежелание идти в армию, высокий уровень несчастных случаев, неуставных отношений и т.д.). По статистике более 40% призывников страдают хроническими заболеваниями. Безрадостную картину представляет собой общая физическая подготовка подростков.
В этой связи возрастает роль системы как школьного, так и дополнительного образования в формировании ответственности и патриотизма, в осознании общественного и воинского долга, любви к Отечеству и его защите. Возрастает ответственность за выработку здорового образа жизни среди молодежи. Решение этих проблем находит отражение в рамках реализации данной программы.
Проблема развития личности, самосознания, самоопределения, профессиональной ориентации, также является актуальной в настоящее время. В программе данная проблема находит различные способы реализации и воплощается в раскрытии растущего человека, при которых он способен творчески проявлять себя посредством вовлечения во внеурочную деятельность.
Системное изучение исторических, культурных и военных традиций российского народа, обучение основам воинской службы, подготовка физически здоровых и крепких подростков, формирование необходимых психологических установок на предстоящую службу, как военную, так и гражданскую, привитие интереса, стремления и, безусловно, положительного отношения к ней, призванные подготовить человека к достойному служению Отечеству, а также определиться в выборе профессии — вот те вопросы, которые наиболее полно могут быть решены в рамках реализации предполагаемой программы.
Цели и задачи организации кадетского класса
Целью организации кадетского класса является разностороннее (интеллектуальное, нравственное, культурное, физическое) развитие
обучающихся, их социализация в обществе, воспитание ценностей Долга, Чести и Пользы в служении Отечеству на гражданском и военноприкладном поприще.
Данная цель может быть достигнута при соблюдении следующих требований:
- Наличие в школе традиций патриотического воспитания и базовых структур, на основе которых будет создан кадетский класс;
- Позитивное отношение к идее кадетства администрации, педагогического коллектива школы, родительской общественности и обучающихся;
Программа развития кадетского класса
МАОУ СОШ № 7
- Наличие образовательной и воспитательной программы, развитого ресурсного обеспечения деятельности кадетского класса;
- Обеспечение для обучающихся кадетских классов перспективы по окончанию обучения для поступления в учебные заведения через социальное партнерство школы.
В настоящий момент МАОУ СОШ № 7 располагает всеми необходимыми условиями для формирования кадетского класса как образовательной, так и воспитательной структуры и успешной реализации программы его развития.
В соответствии с поставленной целью, предполагается выполнение следующих учебных, воспитательных и социальных задач:
- образование в пространстве ФГОС основного общего образования и системы дополнительного образования, основанного на принципах развивающего, личностно-ориентированного обучения в сочетании с четко организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования;
- создание благоприятных условий для всестороннего (интеллектуального, нравственного, эмоционального, психологического и физического) развития личности кадет, формированию ключевых компетентностей, развития их способностей, склонностей и интересов, раскрытия и реализации их творческого потенциала;
- четкая регламентация всей системы взаимоотношений и жизнедеятельности в учебное время с учетом возрастных психологических особенностей подростков;
- формирование высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути;
- развитие чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям общественной морали при активном развитии чувства собственного достоинства;
- учет психологических и индивидуальных особенностей и склонностей каждого учащегося, позволяющий реализовать индивидуальную траекторию развития и создать оптимальные условия для воспитания верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей и утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа гражданской государственной и военно-прикладной службы;
- создание эффективной системы патриотического воспитания в социальном пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у обучающихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания;
- оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков
Программа развития кадетского класса
МАОУ СОШ № 7
самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.
Условия реализации программы
Условиями организации кадетского класса на базе МАОУ СОШ № 7 являются сложившиеся традиции воспитательной работы, в том числе, в рамках военно-патриотического клуба, в работе музея; материально-техническая база школы; развитая система дополнительного образования; высококвалифицированные педагогические кадры; развитая система социального партнерства.
1. Материально-техническое оснащение:
- наличие музея истории школы,
- наличие 2 спортивных залов,
- малый спортивный зал,
- наличие актового зала,
- наличие помещений для размещения кадетского класса (классное помещение),
- специализированный класс по изучению «Основ безопасности жизнедеятельности»,
- стрелковый тир
- спортивные плоскостные сооружения (стадион, спортивная площадка)
- наличие 2-х компьютерных классов с выходом в Интернет,
- наличие школьной библиотеки,
- наличие хореографического зала,
- спортивное оборудование
2. Кадровое обеспечение:
- педагогические работники высшей и первой квалификационных категорий;
- социально-психологическая служба;
- классный руководитель;
- преподаватель - организатор ОБЖ.
3. Методическое обеспечение:
- программа развития кадетского класса на 2017-2022 гг.,
- программа воспитательной работы в кадетском классе,
- учебные пособия «Основы безопасности жизнедеятельности», методическое пособие для учителя, учебное пособие «Основы военной службы»,
- программа военно-патриотического клуба «Патриот»,
- учебные видео - и DVD- фильмы по ОБЖ И ОВС - учебные таблицы, плакаты по ОВС И ОБЖ,
- библиотечный фонд (учебный и художественный, медиатека)
4. Наличие в школе традиций военно-патриотического воспитания:
- спортивные секции;
- традиционные спортивные мероприятия и общешкольные соревнования;
- музей истории школы
- военно-патриотический клуб «Патриот», месячники гражданско-патриотического воспитания (Вахта памяти, Парад победы), военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок»,
- дни воинской славы,
- встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла
Этапы реализации программы
1 этап. Аналитико-диагностический (2017г.)
Цель этапа: Анализ предпосылок и создание необходимых условий для организации работы кадетского класса на базе школы.
Создание условий для реализации программы:
- аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг различных аспектов образовательного и воспитательного процессов;
- определение стратегии и тактики деятельности;
- кадровое обеспечение образовательного и воспитательного процессов;
- решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения;
- апробация инновационных процессов в области образования и воспитания.
2 этап. Экспериментально - практический этап (2017 - 2022 гг.)
Цель этапа: Апробация разработанной Программы «Кадет»
- внедрение в образовательный процесс целевых проектов;
- качественное и количественное закрепление достигнутых результатов;
- мониторинг деятельности.
3 этап. Обобщающий (2022г.)
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.
Организация деятельности кадетского класса
Организация деятельности кадетского класса опирается на взаимосвязь и внутренне единство процессов воспитания и собственно обучения.
Кадетское образование - это государственное начальное профильное образование, включающее компоненты военной и гражданской государственной службы, получаемое гражданами России в порядке развития общего среднего образования.
Кадетское воспитание - это система работы, сопровождающая процесс обучения в кадетском классе, основанная на исторических принципах кадетского воспитания и кадетской этике служения Отечеству. Система воспитания строится на исторических традициях многовековой давности: идеалы чести, благородства, товарищества, патриотизма, долга и другие нравственные основы.
Таким образом, система образования и воспитания в кадетском классе является целенаправленной, многоплановой и скоординированной деятельностью педагогического коллектива, администрации и всех служб школы во взаимодействии с социальными партнерами, общественными объединениями и организациями и направлена на воспитание образованной, гармоничной, нравственно и физически здоровой, патриотически-направленной личности, способной проявить себя на государственной службе с максимальной эффективностью и высокой степенью карьерной успешности.
Основными принципами образовательной программы кадетского класса являются следующие:
- развивающее обучение, основанное на применении активизирующих и мотивирующих психологических методов;
- углубленное изучение отдельных предметов, организуемое на основе современных инновационных обучающих технологий (проектно-исследовательской деятельности, технологий работы в малых группах и т.п.) и учебно-методических комплексов;
- личностно-ориентированное обучение с учетом индивидуально-психологических особенностей развития подростка, предоставление ему возможности формировать индивидуальную образовательную траекторию;
- предоставление подросткам возможности получить широкое гуманитарное образование за счет усиления компонента дополнительного образования;
- развитие у подростка компетенций в области психологического самоуправления, эмоционального интеллекта; самообразования;
- четкая организация системы самоподготовки и постоянного контроля уровня образования.
Основными принципами воспитательной программы кадетского класса являются следующие:
- патриотическая и нравственная направленность процесса воспитания, основанная на исторических принципах кадетского воспитания и кадетской этике служения Отечеству, на традициях и современных технологиях отечественной педагогики и психологии;
- учет индивидуально-психологических особенностей подростка (физических, личностных, социальных и т.п.);
- возможности для личностного роста при условии: ценностного
- отношения к собственной личности и здоровью; реализации притязаний на признание в социально и личностно значимой деятельности, в ощущении
Организация учебно-воспитательного процесса
Деятельность кадетского класса начинается с 5 класса основного общего образования. Класс формируется на добровольной основе из числа обучающихся школы на основании заявления родителей и Договора о предоставлении образовательных услуг между школой и родителями.
Основными нормативными документами, регулирующими деятельность кадетского класса, являются Устав школы, Положение о кадетском классе, утвержденный приказом директора школы.
Директор школы лично осуществляет руководство учебно- воспитательным процессом в кадетском классе через администрацию и педагогических работников.
Непосредственными организаторами учебно-воспитательного процесса в кадетском классе являются классный руководитель, заместители директора школы, преподаватель - организатор ОБЖ.
Ответственность за соблюдение кадетами в повседневной жизни и деятельности правил внутреннего распорядка возлагается на классного руководителя и воспитателя кадетского класса. Обучающиеся кадетского класса пользуются всеми правами в общеучебном пространстве школы, предоставляемыми им законодательством Российской Федерации и Уставом школы. На них возлагаются общие учебные обязанности и обязанности, предусмотренные Положением кадетского класса.
Внутри социально-педагогической структуры кадетского класса во взаимоотношениях обучающихся кадетского класса, администрации школы и педагогического коллектива действуют особые правила, построенные на основе Кодекса кадетской чести.
Обучающиеся кадетского класса (кадеты) находятся в школе в режиме продленного дня. Они обязаны прибывать в школу и убывать своевременно в точно обозначенное время.
Для качественной организации учебного процесса кадетам предоставляются:
- предметные кабинеты;
- классный кабинет, специально подготовленная и оборудованная для изучения специальных предметов программы обучения кадетского класса связанных с гражданской и военной государственной службой;
- кабинеты для дополнительных занятий.
Продолжительность учебного времени, его распределение, время отдыха и дополнительных занятий определяются распорядком дня кадетского класса, который устанавливает директор школы на весь учебный год.
В соответствии с распорядком дня время нахождения в школе делится на две части:
- основной образовательный процесс, когда обучающиеся занимаются в соответствии с установленной общей программой кадетского класса;
- внеурочная деятельность и дополнительное образование как одна из важнейших частей образовательного процесса в кадетском классе. Учащиеся занимаются по сформированной для них индивидуальной траектории обучения, которая определяется развитием индивидуальных творческих, духовных, физических способностей кадетов.
В кадетском классе реализуются дополнительные образовательные программы военно-прикладной, художественной направленностей, общей физической подготовки.
Образовательный процесс в кадетском классе реализуется на основе учебного плана и годового календарного графика учебных занятий, утвержденных для кадетского класса, в соответствии с расписанием занятий.
Структура учебного процесса соответствует общепринятой двухступенчатой системы:
- основное общее образование - обеспечивает освоение обучающимися кадетского класса образовательных программ основного общего образования в соответствие с ФГОС ООО, система воспитательной работы создает условия для становления личности обучающегося, широкий спектр дополнительного образования обеспечивает раскрытие интересов, способностей и склонностей обучающегося, способствует его первичному профессиональному и социальному определению.
Вариативность содержания общего образования и профильность обучения в кадетском классе определяются образовательной программой, разрабатываемой администрацией школы самостоятельно с учетом ФГОС основного общего образования.
В рамках дополнительного образования во второй половине дня занятия в кадетском классе проводят педагог-психолог, педагоги-предметники, преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги дополнительного образования.
Задача формирования у кадетов командирских и методических навыков решается на протяжении всего обучения в школе через практическое командование отделением, проведение занятий по строевой, физической подготовке.
В целях предупреждения несчастных случаев и аварий на всех занятиях, стрельбах, а также при обслуживании техники, выполнении работ и проведении спортивных мероприятий должны строго соблюдаться правила и меры безопасности. Накануне всех практических занятий должны быть организованы инструктажи по мерам безопасности.
Учебные нагрузки соответствуют установленным СанПином нормам, количество часов, отведенное в учебном плане на отдельный предмет, соответствует установленным нормам.
По окончании учебного года для кадетов 5-9 классов организуется профильный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Школа выживания» имеющий целью укрепление здоровья и военную подготовку кадетов.
Режим занятий кадетов устанавливается следующий:
учебная неделя 5 дней (5-9 классы); количество уроков в день 5-7, продолжительность урока – 40 минут.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные направления | Формы и наименования занятий |
Военно-спортивное | Спортивные секции ОФП Туризм Огневая подготовка Основы военной службы Патриотический клуб |
Интеллектуальное | Час психолога Основы медицинских знаний Проектная деятельность Шахматы |
Художественно эстетическое | Хор Хореография Этика |
Механизм реализации программы
Реализация программы осуществляется через работу
1. С учащимися кадетами:
- совместное планирование деятельности;
- уроки и занятия по специальным предметам; использование интерактивных методик в работе с органами ученического самоуправления;
- работа кадетского класса по различным направлениям; проектная деятельность учащихся (социальные проекты);
- профессиональная ориентация учащихся в условиях современного рынка труда;
- участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня;
- диагностика учащихся кадет по различным направлениям гражданско-патриотического воспитания;
2. С родителями:
- работа родительского комитета класса;
- участие родителей в общешкольных и общегородских мероприятиях;
- родительский лекторий;
- участие в социально значимой деятельности кадетского класса.
3. С учителями-предметниками:
- сотрудничество в использовании современных информационных технологий, коммуникативных и интерактивных методик обучения в образовательном процессе для повышения качества образования и во внеклассной работе;
- организация совместной работы участников образовательного процесса;
- психологическое и социально-психологическое сопровождение учащихся кадет;
- совместная работа по формированию ценностного отношения к здоровью.
Ожидаемые результаты
- Создание благоприятных условий для интеллектуального, духовно-нравственного, эмоционального, психического, физического формирования личности кадетов, всемерного роста их способностей и творческого потенциала.
- Воспитание у кадетов любви к Родине и её традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества.
- Обеспечение получения кадетами основного общего образования в пределах ФГОС на повышенном уровне, начальных профессиональных знаний и навыков, необходимых для осознанного выбора профессии на гражданском или военном, общественном или ином достойном поприще в сфере государственных интересов и дальнейшего обучения в соответствующих учреждениях высшего (среднего) профессионального образования.
- Формирование у кадетов высокой общей культуры, нравственных и морально - психологических, деловых и организационных качеств, способствующих выбору жизненного пути в пользу высоконравственного и ответственного служения своему народу.
- Привитие кадетам чувств чести и достоинства, гражданственности, уважения к правам и свободам человека.
- Овладение навыками здорового образа жизни, начальной военной подготовки, коммуникативной культуры; умениями оценивать и сознательно выстраивать отношения к себе, другим людям, обществу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика развития скоростно-силовых качеств учащихся кадетских классов при реализации программы внеурочной деятельности «Камандарм» (5- 9 классы)
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/19/picture-1104780-1547903170.jpg)
Выступление на заседании членов МО учителей начальных классов по теме "Кадетский класс - начальный опыт работы и перспективы"
Выступление на заседании членов МО учителей начальных классов по теме "Кадетский класс - начальный опыт работы и перспективы"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/11/picture-1178173-1731329583.jpg)
Рабочая программа спецкурса по военной истории для кадетского класса 11 класс
Рабочая программа спецкурса по военной истории для кадетского класса 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/19/picture-1306279-1611038551.jpg)
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетского класса МЧС (7А класса МЧС)
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетского класса МЧС (7А класса МЧС)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/26/picture-1340517-1627292284.jpg)
Материал к мастер-классу "Урок цифры в 8 кадетском классе" - Теория
Мы живем в цифровой эпохе и постоянно сталкиваемся с такими понятиями, как «машинное обучение», «искусственный интеллект» и др. Но далеко даже не каждый взрослый может объяснит...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/26/picture-1340517-1627292284.jpg)
Материал к мастер-классу "Урок цифры в 8 кадетском классе" - Практика
Мы живем в цифровой эпохе и постоянно сталкиваемся с такими понятиями, как «машинное обучение», «искусственный интеллект» и др. Но далеко даже не каждый взрослый может объяснит...