Выступление на заседании членов МО учителей начальных классов по теме "Кадетский класс - начальный опыт работы и перспективы"
методическая разработка
Выступление на заседании членов МО учителей начальных классов по теме "Кадетский класс - начальный опыт работы и перспективы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е. В. Камышева» г. Гагарин Смоленской области
«Рассмотрено» Руководитель МО /__________/ ФергановаО. А. Протокол заседания МО №1 от 30.08.2017г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя школа №2» /____________/Чипенюк Н. И. Приказ №1 от 31.08.2017г. |
ПРОГРАММА
деятельности кадетского класса
Срок реализации программы 2017 - 2021 учебный год
Авторы – составители:
Гальчук Е.В.,
классный руководитель
2017 год
Содержание программы
1. Паспорт программы……………………………………………………………………………………………………………………....….3
2. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………….…...5
3. Условия реализации программы…………………………………………………………………………………………………..…9
4. Основные концептуальные подходы программы и направления образовательной
деятельности ……..……………………………………………………………………………………………………………………………….11
5. Механизмы реализации программы……………………………………………………………………………………………15
Организация деятельности кадетского класса………………………………………………………………………………15
Организация учебно-воспитательного процесса………………………………………………………………………….16
Содержание образования кадетского класса……………………………………………………………………………..…18
Технологии и формы работы с кадетами………………………………………………………………………………………..21
6. Управление кадетским классом и системой кадетского образования………………………………………23
7. Модель выпускника-кадета………………………………………………………………………………….……………………..25
8. Оценка эффективности реализации программы………………………………………………………….…………….29
9. Кодекс чести кадетов……………………………………………………………………………………………………………………30
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы.
Программа деятельности кадетского класса.
Основание для разработки программы.
1. Рекомендации «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации».
2. «Федеральный Закон №32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России».
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016-2020 годы».
4. Постановление Правительства РФ от 24.06.2000 г. №551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».
5. Федеральный закон «О дополнительном образовании».
Разработчик программы.
Классный руководитель и администрация школы.
Основные исполнители программы.
В реализации программы участвуют администрация школы, классный руководитель, учителя-предметники, учащиеся 1 «А» класса, родители.
Актуальность программы .
Открытие кадетского класса позволит повысить доступность кадетского
образования и создать структуру для организации и реализации
образовательного процесса на принципах кадетского обучения и воспитания,
предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности
для социально-активной деятельности в различных сферах жизни общества,
особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов
государственной службы.
Цель программы.
Создание оптимальных условий для интеллектуального, культурного,
физического и нравственного развития обучающихся, их адаптация к жизни в
обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к
служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Основные принципы программы.
Глубокое осознание идеи создания и функционирования кадетского класса
всеми участниками образовательного процесса (кадеты, педагоги, родители),
воспитание гражданина и патриота России, способного к созидательному
труду на благо Родины, как на военной, так и на гражданской
государственной службе.
Сроки реализации программы.
2017-2021 гг.
Ожидаемые результаты программы.
При открытии в школе кадетского класса:
• будет сформирована система кадетского обучения;
• разработана концептуальная модель выпускника кадетского класса;
• сформирована повышенная мотивация к обучению;
• повысится степень социализации и общественной активности кадетов;
• сформирована патриотическая и гражданственная направленность самосознания и деятельности;
• снизится количество обучающихся, состоящих на «Д» учете и случаев заболеваний в классе;
• повысится стремление к здоровому образу жизни.
Система организации контроля исполнения программы.
Основные исполнители анализируют и представляют раз в полугодие Педагогическому Совету отчеты о ходе реализации программы.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .
« Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент- это патриотизм» .
В.В.Путин
В последние годы кадетское обучение и воспитание становится
популярным как среди детей, так и среди родителей, но остро встаёт
проблема его доступности. В данной ситуации реальным и оптимальным
выходом является создание кадетских классов как структур
общеобразовательных учебных заведений. Организация кадетского
класса даёт возможность для дальнейшего обучения в военных учебных
заведениях и прохождения срочной службы в рядах Российской армии.
Данный подход позволяет повысить доступность кадетского образования и
создать структуру для организации и реализации учебно-воспитательного
процесса на принципах кадетского обучения и воспитания,
предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности
для социально-активной деятельности в различных сферах жизни общества,
особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов
государственной службы.
Актуальность программы .
Патриотическое воспитание сегодня – это социальная потребность
российского общества. Признано, что основным институтом
патриотического воспитания является система образования. Сейчас как
никогда важно возрождение богатых традиций военно-патриотического и
гражданского воспитания молодежи. Ведь именно с возрождения
патриотизма можно наиболее эффективно прийти к величию российского
государства. Одним из направлений патриотического воспитания является
кадетское движение. Основными целями деятельности кадетского класса
являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное
развитие обучающихся, их социализация в обществе, создание основы для
подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на
гражданском и военном поприще.
Создание кадетского класса в МБОУ «СОШ № 2» возможно по ряду
сложившихся условий:
• интерес детей к данному виду деятельности;
• активное содействие родителей в воспитательном процессе;
• целенаправленная систематическая работа педагогического
коллектива, инновационная работа школы по гражданско-
патриотическому воспитанию обучающихся;
• наличие в школе традиций патриотического воспитания;
• совместная работа с Союзом советских офицеров, ветеранами Великой
Отечественной войны, участниками афганской и чеченских войн.
Создание модели кадетского класса как структуры общеобразовательного
учебного заведения позволяет повысить доступность кадетского образования
и создать структуру для организации и реализации учебно-воспитательного
процесса на принципах кадетского обучения и воспитания,
предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности
для социально активной деятельности в различных сферах жизни общества,
особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов
государственной службы.
Модель содержания современного кадетского образования включает
основное и дополнительное образование, направленное на интеллектуальное,
культурное, нравственное и физическое развитие учащихся. Данная
программа ориентирована на учащихся кадетского класса, определяет
основные пути развития системы военно-патриотического воспитания, ее
основные компоненты, позволяющие формировать готовность выпускников
к служению Отечеству, выбору как военной, так и гражданской профессии.
Реализация идеи создания кадетского класса актуальна для нашей школы
и нашего города. Во-первых, это одно из средств удовлетворения
образовательного заказа населения. Результаты изучения образовательных
потребностей учащихся и родителей свидетельствуют о том, что военно-
спортивная, духовно-нравственная и патриотическая направленность
образовательного процесса востребованы. Во-вторых, это подготовка
будущих кадров - полицейских, пожарных, спасателей, специалистов по
делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Учащиеся будут
иметь возможность попробовать себя в деле, чтобы осознанно подойти к
выбору профессии. В-третьих, это формирование ценностных ориентаций у
учащихся, воспитание у них любви к Родине, традициям, верности
конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу
Отечества.
Новизна заключается в том, что усиление воспитательной функции
образования, формирование гражданственности, трудолюбия,
нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине,
семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых
направлений государственной политики в области образования.
Именно поэтому в современных условиях резко возрастает значение
кадетского образования, особенно ценного тем, что оно ставит своей главной
целью подготовку юных россиян к государственной и военной службе, а
также параметрами эффективности и качества обучения и воспитания. От
этих параметров во многом зависят гражданственность и патриотизм,
интеллектуальный и духовный потенциал подрастающего поколения, а
значит будущее России.
Необходимость создания на базе МБОУ «СОШ № 2» кадетского класса
продиктована следующими позициями:
• обеспечение вариативности образования, проведение статусных
инновационных изменений школы;
• акцентирование работы на гражданско-патриотическое воспитание,
интеллектуальное, культурное, физическое развитие обучающихся,
подготовку несовершеннолетних граждан к служению Отечеству;
• формирование и развитие чувства верности гражданскому и
профессиональному долгу, дисциплинированности, добросовестного
отношения к учебе;
• воспитание у учащихся общей культуры, высоких морально-
психологических, деловых и организаторских качеств, физической
выносливости и стойкости.
Организация образовательного процесса в течение всего учебного дня,
оптимальные условия жизнедеятельности будут способствовать привитию
подросткам навыков самоорганизации, самовоспитания.
Цель программы .
Основной целью программы является создание оптимальных условий для
интеллектуального, культурного, физического и нравственного развития
обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание прочной основы
для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на
гражданском и военном поприще в широком понимании этого слова на
основе мотивированного усвоения общеобразовательных программ и
программ дополнительного образования. Немаловажное значение имеет
также создание основ для сознательного выбора своей будущей профессии и
последующего освоения профессиональных программ.
Данная цель может быть достигнута при соблюдении следующих
требований:
• наличие воспитательно-образовательной программы и возможность
качественного научно-методического, педагогического и
психологического сопровождения учебного процесса;
• наличие в школе традиций патриотического воспитания и базовых
структур, на основе которых будет развёрнут кадетский класс;
• позитивное отношение к идее кадетства администрации,
педагогического коллектива школы, родителей и детей;
• поддержка деятельности кадетского класса администрацией города,
управлением образования, социальными партнёрами школы;
• наличие развитого ресурсного обеспечения деятельности кадетского класса;
• обеспечение для обучающихся кадетского класса перспективы по
окончании обучения для поступления в учебные заведения.
В ходе работы предполагается выполнение следующих учебных,
воспитательных и социальных задач.
Основные задачи программы .
1. Формирование в социально-педагогическом пространстве школы
системы кадетского обучения как особой образовательной и
воспитательной структуры.
2. Образование в пространстве базового федерального учебного плана,
федеральных государственных образовательных стандартов и системе
дополнительного образования на принципах развивающего и
личностно-ориентированного обучения в сочетании с четко
организованной системой самоподготовки и постоянного контроля
уровня образования.
3. Разработка концептуальной модели выпускника кадетского класса как
гражданственно-ориентированной и социально-ответственной
личности, готовой посвятить себя служению Отечеству на поприще
гражданской и военной государственной службы.
4. Оптимизация содержания и форм получения образования
(использование современных педагогических технологий,
информатизация образовательного процесса, совершенствование форм
дополнительного образования по интересам).
5. Создание благоприятных условий для интеллектуального,
нравственного, эмоционального, психического и физического
формирования личности кадетов, всемерное развитие их способностей
и творческого потенциала.
6. Создание эффективной системы патриотического воспитания в
социальном пространстве общеобразовательного учреждения,
обеспечивающей воспитание у учащихся любви к Родине, верности
Отечеству и конституционному долгу, готовности к достойному
служению обществу и государству, утверждение в сознании и чувствах
патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к
культурному и историческому прошлому России, к традициям,
повышению престижа государственной, особенно военной, службы.
7. Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании
и социальной защите подростков, формировании у них навыков
самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни,
трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.
8. Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои
поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного
подчинения законам и требованиям общественной морали при
активном развитии чувства собственного достоинства, а также
формирование высокой общей культуры, нравственных и деловых
качеств, способствующих выбору жизненного пути.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ .
Организация кадетского класса стала возможной по ряду сложившихся условий:
• интерес детей к данному виду деятельности;
• активное содействие родителей в воспитательном процессе;
• целенаправленная систематическая работа педагогического коллектива,
инновационная работа школы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся;
• наличие в школе традиций патриотического воспитания;
• высококвалифицированные педагогические кадры;
• наличие материальной базы в школе для организации системы
дополнительного образования;
• установившиеся связи школы с учреждениями ГО и ЧС, городскими
учреждениями дополнительного образования, детскими
общественными объединениями;
• совместная работа с Союзом советских офицеров, ветеранами Великой
Отечественной войны, участниками афганской и чеченских войн.
Материально-техническое обеспечение:
• 28 оборудованных учебных кабинетов;
• кабинет ОБЖ;
• актовый зал;
• спортивный зал;
• спортивное оборудование;
• оборудование для туризма;
• гимнастический зал;
• информационный центр;
• библиотека;
• кабинет педагога-психолога;
• медицинский кабинет;
• кабинет врача;
• столовая.
Кадровое обеспечение:
• педагогические работники высшей и первой квалификационной
категории;
• педагог-организатор ОБЖ;
• педагоги дополнительного образования;
• социальный педагог;
• педагог-психолог;
• библиотекарь;
• классный руководитель.
Методическое обеспечение:
• библиотечный фонд;
• программа кадетского движения;
• школьная программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин России»;
• программы дополнительного образования «Доброволец», «Вокруг
тебя мир», «Школа хороших манер», «Темп», «Активный туризм»;
• учебные пособия «Основы безопасности жизнедеятельности»,
методические пособия для учителя;
• учебные таблицы, плакаты по ОВС и ОБЖ;
• учебные видео- и DVD-фильмы по ОБЖ.
Социальное партнерство:
• городские спортивные комплексы: ДЮСШ, «Химик», «Атлант»,
им. Паушкина, стадион «Труд», стадион «Центральный»;
• городской историко-краеведческий музей;
• Детская школа искусств;
• городской Музей хрусталя им. Мальцовых;
• городской библиотечный информационный центр;
• городской военкомат;
• отделение МЧС, полиции;
• предприятия города;
• отделение областной общественной организации «Союз Чернобыль»;
• Союз советских офицеров г. Гусь-Хрустальный.
Наличие в школе традиций гражданско-патриотического воспитания:
• спортивные секции;
• спартакиада допризывной молодёжи;
• школьные музеи (по истории школы и истории ВОв);
• декады патриотической и спортивной работы;
• военно-патриотические мероприятия: тематические праздники,
Вахта памяти, военно-спортивные игры, встречи с ветеранами,
курсантами военных училищ, участниками боевых действий в Чечне и Афганистане;
• детское волонтерское движение « Дорогою добра»;
• социально-значимая проектная деятельность.
4. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ПРОГРАММЫ И
НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация образовательной деятельности кадетского класса
основывается на представлениях о неразрывности и единстве процесса
воспитания и обучения.
Обучение и воспитание в социально-педагогическом пространстве
кадетского класса - многоплановая, систематическая, целенаправленная и
скоординированная деятельность всего педагогического коллектива школы
во взаимодействии с социальными партнерами, государственными
органами, общественными объединениями и организациями по
формированию образованной, гармоничной, нравственно и физически
здоровой, патриотически-направленной личности, способной проявить себя
на государственной службе с максимальной эффективностью и высокой
степенью карьерной успешности.
В области формирования образовательной программы кадетского класса
предусматривается предоставление обучающимся возможности получения
качественного образования. Основными принципами образовательной
программы являются:
• развивающее обучение на основе применения психологических
методов активизации и оптимизации умственной деятельности
обучающихся, совершенствование их когнитивной сферы и повышения
степени мотивационного компонента учебной деятельности;
• личностно-ориентированное обучение с учетом интеллектуального,
психологического и социального развития каждого ребенка,
предоставление ему возможности формировать собственную
образовательную траекторию;
• сообщение ребенку всего комплекса знаний, умений и навыков,
которые обеспечат ему возможность эффективного государственного
служения и личного карьерного роста;
• применение на всех уровнях образования современных
коммуникационных технологий;
• повышение роли дополнительного образования и расширение за его
счет общего кругозора обучающихся;
• введение в образовательный процесс предметов и курсов,
способствующих развитию у ребенка навыков психологического
самоуправления и развитию эмоционального интеллекта;
• формирование навыков и стимуляция деятельного процесса
самообразования ребенка;
• четкая организация системы самоподготовки и постоянного контроля
уровня образования.
В области формирования программы воспитательной деятельности
понимается и принимается необходимость:
• чётко определять патриотическую и нравственную направленность
всего процесса воспитания, основываясь на потенциале традиций
отечественной педагогики и систем воспитания;
• учитывать особенности подростка (физические, психологические,
социальные);
• давать возможность личностного роста при условии: ценностного
отношения к себе и своему здоровью; реализации притязаний на
признание в социально и личностно значимой деятельности, в
ощущении личностной свободы при условии исполнения обязательных
для всех требований; ценностное отношение к себе как к гражданину
великой державы;
• формировать ценностное отношение к своему прошлому, настоящему
и будущему, а также к историческому времени своего народа, страны и
человечества;
• формировать ценностное отношение к социальному пространству с
ориентацией на социальную ценность прав и обязанностей, свободы и
послушания;
• сочетать принципы национального патриотизма и толерантности,
учитывая многонациональные и многоукладные особенности
функционирования нашего государства;
• повышать степень социализации личности каждого ребенка как
главное средство принятия базовых национальных и
общечеловеческих ценностей и формирования у подростков
гражданской позиции, правовой культуры, ориентированной на
законопослушание и осознанное отношение к правам, свободам и
обязанностям;
• развитие лидерских качеств как способности к самоорганизации и
организации других.
В основу формирования модели военно-патриотического воспитания в
МБОУ «СОШ № 2», а также непосредственно в кадетском классе положена
организация государственной системы патриотического воспитания. К
системе патриотического воспитания отнесены формирование и развитие
социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в
образовательных учреждениях всех типов и видов; массовая патриотическая
работа; деятельность средств массовой информации, направленных на
освещении проблем патриотического воспитания. Важнейшим качеством
гражданина-патриота названа способность успешно выполнять гражданские
обязанности в мирное и военное время.
Военно-патриотическое воспитание понимается как деятельность,
объединяющая граждан, общество и государство вокруг нравственных и
общих для всей страны базовых ценностей, гражданских идеалов, жизненных ориентиров.
Формирование всех качеств личности гражданина-патриота в модели
военно-патриотического воспитания становится наиболее эффективным в
условиях кадетского образования.
Компоненты модели военно-патриотического воспитания в условиях
кадетского образования:
• Гражданско-патриотический компонент: воздействие через систему
мероприятий на формирование правовой культуры и
законопослушности, навыков оценки политических и правовых
событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции,
постоянной готовности к служению своему народу и выполнению
конституционного долга.
• Военно-патриотический компонент: формирование у учащихся
высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству,
способности к его вооруженной защите, изучение русской военной
истории, воинских традиций.
• Духовно-нравственный компонент: осознание обучающимися в
процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и
ориентиров.
• Историко-краеведческий компонент: система мероприятий по
патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-
культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы,
неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к
деяниям предков и современников и исторической ответственности за
происходящее в обществе.
• Социально-патриотический компонент: активизация духовно-
нравственной и культурно- исторической преемственности поколений,
формирование активной жизненной позиции, проявление чувств
благородства и сострадания, проявление заботы о людях
пожилого возраста.
• Спортивно-патриотический компонент: развитие морально-волевых
качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости,
мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической
культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и
готовности к защите Родины.
Данная база воспитательных подходов должна, суммируясь,
сформировать личность, обладающую:
• позитивными мировоззренческими взглядами и позициями по
основным социальным, историческим, нравственным, политическим,
военным и другим проблемам;
• важнейшими духовно-нравственными, деятельностными качествами,
такими как любовь к Родине, уважение к законности, ответственность
за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и
обеспечению безопасности его граждан;
• способностью глубокого понимания каждым молодым человеком
своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой
личной ответственности за выполнение требований военной и
государственной службы, убежденность в необходимости выполнения
функции защиты Отечества в современных условиях;
• сформированностью основных качеств, свойств, навыков, привычек,
необходимых для успешного выполнения обязанностей в ходе
военной или государственной службы.
5. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организация деятельности кадетского класса
Деятельность кадетского класса регламентируется следующими
нормативно-правовыми документами:
• Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Приказом главы города Гагарин от № «Об открытии
кадетского класса (профиль ВС) в МБОУ «СОШ № 2» г.Гагарин Смоленской области»;
• Уставом МБОУ «СОШ № 2».
Механизм реализации программы основывается на взаимодействии всех
участников образовательного процесса с привлечением социума, ветеранов.
Основными исполнителями программы являются администрация школы,
педагогический коллектив, классный руководитель, учителя-предметники,
учащиеся класса, родители.
Реализация программы осуществляется через работу:
• с педагогическим коллективом:
• обобщение опыта, использование новых педагогических технологий,
коммуникативных методов обучения;
• использование современных информационных технологий;
• интерактивные методики в учебной и внеклассной работе
(обучающие семинары);
• с обучающимися кадетами:
• совместное планирование деятельности;
• использование интерактивных методик в работе с органами ученического самоуправления;
• работа кадетского класса по различным направлениям;
• проектная деятельность обучающихся (социальные проекты);
• участие в конкурсах, смотрах патриотической направленности;
• участие в спортивных соревнованиях различного уровня;
• диагностика обучающихся кадетов по различным направлениям
военно-патриотического воспитания;
• с родителями:
• работа родительского комитета класса;
• участие родителей в классных и общешкольных мероприятиях;
• участие в социально значимой деятельности кадетского класса.
Распорядок дня кадетского класса
• 8.15-8.30 – построение, инструктаж;
• 8.30-11.50 – уроки;
• 11.50-12.30 – обед, личное время;
• 12.30-14.30 – дополнительные занятия согласно расписанию.
Организация учебно-воспитательного процесса .
Деятельность кадетского класса организуется на основе Устава школы,
Положения о кадетском классе, утверждённого внутреннего распорядка
деятельности кадетского класса.
Деятельность кадетского класса начинается с 1 класса. Класс формируется на добровольной основе из числа обучающихся школы, в которой будет открыт кадетский класс, и других школ
города на основании заявления родителей и Договора о предоставлении
образовательных услуг между школой и родителями.
Руководство образовательным и воспитательным процессом в кадетском
классе школы, повседневной жизнью и деятельностью кадетов осуществляет
директор школы, через администрацию и педагогических работников.
Непосредственными организаторами образовательного и воспитательного
процесса в кадетском классе, его деятельности являются заместители
директора школы.
Ответственность за соблюдение кадетами в повседневной жизни и
деятельности правил внутреннего распорядка возлагается на классного
руководителя. Обучающиеся кадетского класса пользуются всеми правами в
общеучебном пространстве школы, предоставляемыми им
законодательством Российской Федерации и Уставом школы, а также на них
возлагаются общие учебные обязанности и обязанности, предусмотренные
Уставом, разработанным для кадетского класса.
Внутри социально-педагогической структуры кадетского класса во
взаимоотношениях обучающихся кадетского класса, администрации школы и
педагогического коллектива действуют особые правила, построенные на
основе Устава российской армии, Кодекса кадетской чести.
Обучающиеся кадетского класса (кадеты) находятся в школе в режиме
учебного дня. Они обязаны прибывать в школу и убывать своевременно в
точно обозначенное время. Для качественной организации учебного
процесса кадетам предоставляются:
• предметные кабинеты;
• классная комната, специально подготовленная и оборудованная для
изучения специальных предметов программы обучения кадетского
класса, связанных с гражданской и военной государственной службой;
• кабинеты для дополнительных занятий.
Продолжительность учебного времени, его распределение, время отдыха
и дополнительных занятий определяются распорядком дня кадетского
класса, который устанавливает директор школы на весь учебный год.
В соответствии с распорядком дня время нахождения в школе делится на
две части:
• основной образовательный процесс, когда обучающиеся занимаются в
соответствии с установленной для всех общей программой кадетского
класса;
• дополнительное образование – одна из важнейших частей
образовательного процесса в кадетском классе, когда учащиеся
занимаются или индивидуально, по сформированной для них личной
траектории обучения, или в малых группах. Его направленность
определяется развитием индивидуальных творческих, духовных,
физических и других способностей кадетов. Кадетский класс реализует
дополнительные образовательные программы внеурочной
деятельности общеинтеллектуальной, социальной, духовно-
нравственной, общекультурной, спортивно-оздоровительной
направленности.
Образовательный процесс кадетского класса осуществляется на основе
учебного плана и годового календарного графика учебных занятий,
разрабатываемых и утверждаемых школой для кадетского класса, и
регламентируется расписанием занятий.
В рамках дополнительного образования реализуются образовательные
программы военно-прикладной, пожарно-прикладной, туристической,
спортивно-оздоровительной, общеинтеллектуальной, социальной, духовно-
нравственной направленности.
Учебные нагрузки не могут превышать установленные СанПином нормы, а
количество часов, отведенное в учебном плане на отдельный предмет, не
должно быть меньше уровня, установленного региональным базисным
учебным планом.
По окончании учебного года для кадетов проводятся полевые учебные
сборы (полевые занятия) в рамках дополнительных образовательных
программ, являющихся продолжением образовательного процесса и
имеющих целью укрепление здоровья и военную подготовку кадетов.
Режим занятий кадетов устанавливается следующий: учебная неделя - 5
дней; количество уроков в день – 4-5, продолжительность урока – 40 минут.
Перевод учащихся в группу следующего года обучения осуществляется на
основании решения педагогического совета с учетом выполнения
контрольно-переводных нормативов специализированных курсов и
успешного усвоения образовательных программ.
Содержание образования кадетского класса .
Содержание образования кадетского класса включает основное и
дополнительное образование, направленное на интеллектуальное и
физическое развитие учащихся, духовно-нравственное и патриотическое
воспитание.
Учебный план на 2017/2018 учебный год ????????????????????????????????????????
Предметные области Учебные предметы Классы 5к
6- дневка
Обязательная часть
Филология Русский язык 5
Литература 3
Иностранный язык 3
Математика и информатика Математика 5
Алгебра
Геометрия
Информатика
Общественно-научные
предметы
История 2
Обществознание 1
География 1
Естественно-научные
предметы
Физика
Биология 1
Искусство Музыка 1
Изобразительное искусство 1
Технология Технология 2
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности
Основы безопасности жизнедеятельности
Физическая культура 3
Итого 28
Часть, формируемая
участниками
образовательного процесса
Русская словесность 1
Информатика 1
Математика 1
ОБЖ 1
Максимально допустимая
недельная нагрузка при 6-
дневной рабочей неделе
32
Дополнительное образование
Одной из важнейших частей образовательного процесса в кадетском
классе является дополнительное образование. Его направленность
определяется развитием индивидуальных интеллектуальных, творческих,
духовных, физических и других способностей кадетов. Кадетское
объединение реализует дополнительные образовательные программы
военно-прикладной, пожарно-прикладной, туристической, спортивно-
оздоровительной, общеинтеллектуальной, социальной, духовно-
нравственной направленности.
Занятия проводят учителя, классный руководитель, библиотекарь.
Учебный план дополнительного образования кадетского класса
Наименование
предмета
5
класс
6
класс
7
класс
8
класс
9
класс
10
класс
11
класс
Военно-спортивная
секция «ТЕМП»
1 1 1 1 1 1 1
Активный туризм 1 1 1 1 1 1 1
Социально-значимая
проектная
деятельность кружок
«Доброволец»:
1 1 1 1 1 1 1
«Вокруг тебя мир» 1 1 1 1 1 1 1
«Школа хороших
манер»
1 1 1 1 1 1 1
Учебный план
дополнительного образования кадетского класса
на 2016/2017 учебный год
Внеурочная деятельность
(реализация ФГОС основного общего образования)
Направления
внеур.
деятельности
Формы
организации
внеурочной
деятельности
ФИО педагога Класс
5К
Общеинтел-
лектуальное
«Вокруг
тебя мир»
Хмырова Е.А. 1
Социальное Проектная
деятельность
«Доброволец»
Алферов Е.Н. 1
Общекультурное «Школа
хороших манер»
Хмырова Е.А.
1
Спортивно-
оздоровительное
«ТЕМП» Алферов Е.Н.
1
«Активный
туризм»
Киселев Д.Б.
1
Итого 5
В течение учебного года занятия в кадетском классе проводятся в школе, а
также на базе других учреждений города:
Наименование
предмета
Учреждение, на базе
которого проводятся
занятия
Ф.И.О.
преподавателя,
педагога, тренера
Военно-спортивная
секция «ТЕМП»
МБОУ «СОШ № 15» Алферов Е.Н.
Активный туризм
МБОУ «СОШ № 15»
Стадион «Центральный»
Киселев Д.Б.
Социально-значимая
проектная деятельность
кружок «Доброволец»
МБОУ «СОШ № 15»
Алферов Е.Н.
«Вокруг тебя мир» МБОУ «СОШ № 15» Хмырова Е.А.
«Школа хороших манер» МБОУ «СОШ № 15» Хмырова Е.А.
Задача формирования у кадетов командирских и методических навыков
решается на протяжении всего обучения в школе, на всех проводимых
занятиях, во время несения внутренней службы, а также в повседневной
жизни.
В основу формирования командирских и методических навыков должно
быть положено практическое командование отделением, самостоятельное
проведение занятий по строевой, физической подготовке, выполнение
обязанностей при несении внутренней службы.
В целях предупреждения несчастных случаев на всех занятиях, а также при
обслуживании техники, выполнении работ и проведении спортивных
мероприятий должны строго соблюдаться правила и меры безопасности.
Накануне всех практических занятий должны быть организованы
инструктажи по мерам безопасности.
Технологии и формы работы с кадетами
Работа с классом строится на принципах доверия и самостоятельности с
использованием современных образовательных и воспитательных
технологий:
• технология личностно-ориентированного обучения;
• педагогика сотрудничества;
• КТД (коллективное творческое дело);
• технология проектной деятельности;
• здоровьесберегающие технологии.
Формы работы с кадетами
• исследовательская работа,
• проектная деятельность,
• акции,
• дебаты;
• круглые столы;
• совместные мероприятия с родителями, учителями т.д.
Традиционные мероприятия
Внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию основывается
на системе традиционных мероприятий:
• исторические и краеведческие игры и викторины;
• уроки здоровья;
• уроки мужества;
• спортивные соревнования;
• военно-спортивная игра «Зарница»;
• смотры строя и песни;
• дни памяти;
• встречи с ветеранами ВОВ, афганской и чеченской войн;
• посещение воинских частей;
• встречи с выпускниками военных училищ;
• встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
• декады военно-патриотической работы;
• День конституции;
• День России;
• акция «Забота»;
• акция «Подарок ветерану»;
• экскурсии в исторические, краеведческие музеи города, страны;
• конкурс газет, рисунков «Есть такая профессия - Родину защищать»;
• конкурсы рисунков, стихотворений, песен о Родине;
• праздники военно-патриотической песни;
• участие в общешкольных мероприятиях;
• полевые сборы;
• практические стрельбы.
6. УПРАВЛЕНИЕ КАДЕТСКИМ КЛАССОМ И СИСТЕМОЙ КАДЕТСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Управление кадетским классом и системой кадетского обучения и
воспитания в школе осуществляется на принципах сочетания общественных и
административных форм управления.
Общественными формами управления кадетским классом являются
родительский комитет класса и родительское собрание, попечительский
совет класса, педагогический совет школы.
Административно-педагогическое управление кадетским классом
осуществляется непосредственно директором школы, подчинённой ему
администрацией, координатором развития кадетского движения и классным
руководителем кадетского класса как лицами, специально назначенными
для организации учебно-воспитательного процесса в кадетском классе.
Директор школы непосредственно организует и осуществляет
управление всей работой по обучению и воспитанию обучающихся в
социально-педагогическом пространстве кадетского класса, его интеграцией
в общий учебно-воспитательный процесс школы и несёт ответственность за
состояние учебно-воспитательной работы.
Педагогический совет по отношению к кадетскому классу действует в
рамках, установленных Уставом школы, а именно: направляет деятельность
педагогического коллектива школы в отношении кадетского класса на
реализацию поставленных перед ним целей и задач; решает вопросы
приема, перевода и выпуска кадетов; обсуждает текущие и перспективные
планы работы класса, заслушивает информацию и отчеты педагогических
работников класса; организует формы итогового и промежуточного
контроля.
Координатор развития кадетского движения (воспитатель) назначается
для качественной организации учебно-методической и воспитательной
работы, поддержания высокого уровня дисциплины и морально-
психологического состояния кадетов.
Классный руководитель назначается из числа наиболее опытных
учителей школы с целью качественной организации и контроля за учебным и
воспитательным процессом в социально-педагогическом пространстве
кадетского класса и находится в рамках традиционной производственной
соподчиненности администрации школы. Назначается для качественной
организации учебно-методической и воспитательной работы кадетского
класса, постоянного контроля над обеспечением сохранности жизни и
здоровья кадетов, поддержания высокого уровня дисциплины и морально-
психологического состояния кадетов, поддержания внутреннего распорядка
в расположении кадетского класса.
Для организации качественной системы управления кадетским классом и
приближения её структуры к требованиям общевойсковых уставов и
традиций Российской Армии из числа обучающихся назначаются командир
взвода и командиры отделений.
Для кадетов в период нахождения в школе обязательно ношение
установленной администрацией по согласованию с родительским комитетом
и собранием формы одежды.
Занятия проводят учителя-предметники, преподаватель-организатор
ОБЖ, педагоги дополнительного образования. Задача формирования у
кадетов командирских и методических навыков решается на протяжении
всего обучения в школе, на всех проводимых занятиях, во время несения
внутренней службы, а также в повседневной жизни.
Каждое занятие должно проводиться образно и поучительно, в ходе его
кадеты должны перенимать опыт организации и проведения занятий,
учиться правильному применению наиболее эффективных форм и методов обучения.
В основу формирования командирских и методических навыков должно
быть положено практическое командование отделением, самостоятельное
проведение занятий по строевой, физической подготовке.
При обучении кадетов следует соблюдать логическую
последовательность в изучении тем и предметов обучения. Существующая в
Вооруженных Силах РФ методика проведения занятий должна творчески
использоваться с учетом задач кадетских классов и возрастных особенностей
кадетов.
В целях предупреждения несчастных случаев и аварий на всех занятиях,
стрельбах, а также при обслуживании техники, выполнении работ и
проведении спортивных мероприятий должны строго соблюдаться правила и
меры безопасности. Накануне всех практических занятий должны быть
организованы инструктажи по мерам безопасности.
Кадеты, добросовестно выполняющие свои обязанности, отличающиеся
примерным поведением, высокой успеваемостью, трудолюбием, могут быть
поощрены, а нарушители установленного порядка и правил поведения
подвергаются дисциплинарным взысканиям.
К кадетам применяются следующие поощрения:
• объявление благодарности;
• снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания;
• благодарственное письмо родителям (или лицам, их заменяющим);
• помещение фото на доску почета;
• награждение грамотами и благодарностями и др.
На кадета могут налагаться следующие взыскания:
• замечания;
• выговор;
• строгий выговор;
• отчисление из класса.
7. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА – КАДЕТА
При успешной реализации заявленных воспитательных и образовательных
программ предполагается формирование следующей модели
выпускника кадетского класса как образованной и социально-активной
личности:
• наличие глубоких знаний в пространстве федеральных стандартов
образования и дополнительных образовательных программ и
способность их эффективно и самостоятельно применять в жизни;
сформированность ключевых компетентностей в предметных
областях, коммуникативной и деятельностной компетентности;
• способность проявлять приоритетность общественно-государственных
интересов над личными;
• восприятие патриотизма, преданности своему Отечеству как
естественного духовного состояния;
• самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
• гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
• социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям
норм морали и права;
• способность к эффективному управлению, как отдельными людьми,
так и коллективами любого уровня и структуры.
Кадет-выпускник - это интеллектуально, культурно, духовно и физически
развитая личность, адаптированная к жизни в обществе, и подготовленная к
осознанному выбору служения Отечеству на гражданском и военном
поприще.
Обобщенная характеристика выпускника образована совокупностью
жизненно важных качеств и умений, без которых невозможна успешная
адаптация во взрослой самостоятельной жизни. Это:
1. Уровень обученности выпускника, соответствующий государственным
образовательным стандартам и обеспеченный реализацией основных
и дополнительных образовательных программ.
2. Общеучебные умения и навыки, включающие в себя следующие
компетентности:
• интеллектуальная компетентность, включающая в себя:
• умение сочетать глубокие знания по профильным предметам с
достаточно богатой эрудицией по смежным областям знаний,
• умение отбирать, синтезировать, применять в жизни информацию
из области науки, техники, экономики, искусства,
• умение получать необходимые знания путем обращения к
учебной и другой литературе,
• знание государственного языка и европейского языка
межнационального общения,
• умение применять алгоритмы, работать на компьютере.
• общепрофильная компетентность, выражающаяся:
• в способности работать инициативно, творчески, адаптироваться и
взаимодействовать в новых социально-экономических условиях и
требованиях;
• в развитии коммуникативные способности;
• в умении самообразовываться в течение всей жизни;
• в умении менять стиль поведения в зависимости от определенных
условий.
• компетентность в решении новой для себя проблемы с
применением таких элементов научного исследования, как:
• наблюдение и самостоятельный анализ фактов,
• выдвижение гипотезы и еѐ проверка,
• формулировка выводов или иных результатов.
• компетентность как при выборе методик сбора информации, так
и при обработке собранного материала;
• компетентность в универсальных видах деятельности
школьников.
• интеллектуальная компетентность, проявляющаяся в
мыслительной активности, способности творчески мыслить,
находить нестандартные решения.
3. Приоритетные личностные качества, которые включают в себя:
• нравственную и гражданскую зрелость, проявляющиеся в
осознанном восприятии и использовании в жизни духовно-
нравственных ценностей, объективном оценивании и воспитании в
себе лучших качеств личности, активном участии в общественной и
государственной деятельности;
• этическую грамотность учащихся, выражающуюся в уважении
человеческой личности, чужой собственности и достоинства,
нетерпимости к нарушителям общественных интересов,
национальной неприязни, высоком сознании общественного долга,
умении слушать и слышать других;
• высокий уровень учебной мотивации, стремление обучаться в
течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь.
Именно эти качества и умения мы относим к жизненно важным, они
помогают выпускнику самоопределиться в своем социальном статусе,
гармонично вписаться в современное общество.
Специальные знания и умения:
• Общевоинские уставы.
В результате изучения и получения практических навыков в выполнении
общевоинских уставов ВС РФ в повседневной деятельности и жизни кадеты
должны:
ЗНАТЬ:
- законодательную основу общевоинских уставов ВС РФ и их требования;
- формы и методы работы командира отделения по поддержанию
внутреннего порядка и высокой воинской дисциплины в подразделении и
воинскому воспитанию подчиненных.
УМЕТЬ:
- применять требования ОВУ при выполнении общих обязанностей
военнослужащих и особенно обязанностей командира отделения;
• Строевая подготовка.
В результате изучения программы строевой подготовки и получения
практических навыков в выполнении Строевого устава в повседневной жизни
кадеты должны:
ЗНАТЬ:
- основные положения строевого Устава;
- правильное толкование выполняемого строевого приказа, о действиях
солдата на поле боя;
- о действиях на машинах.
УМЕТЬ:
- выполнять обязанности командиров перед построением и в строю;
- уверенно выполнять строевые приемы на месте и в движении,
выполнять воинское приветствие, выходить из строя и становиться в строй,
подходить к начальнику и отходить от него;
- правильно действовать в строях взвода в пешем порядке;
- правильно управлять строем вербальными средствами.
• Тактическая подготовка.
В результате изучения программы по тактической подготовке кадеты должны:
ЗНАТЬ:
- основы современного общевойскового боя, организацию и ведение боя
отделением (взводом);
- организацию, вооружение и тактику действий подразделений армий
вероятного противника;
- основы организации защиты от оружия массового поражения в бою;
УМЕТЬ:
- Огневая подготовка.
В результате изучения программ огневой подготовки кадеты должны:
ЗНАТЬ:
- боевые возможности и устройство изучаемых образцов вооружения;
- содержание и порядок приведения стрелкового оружия в готовность к
боевому применению (стрельбе);
- правила эксплуатации, хранения и сбережения вооружения; основы и
приемы правила стрельб из стрелкового оружия; основные положения курса
стрельб, меры безопасности в действиях при вооружении и с оружием.
УМЕТЬ:
- организовывать и проводить техническое обслуживание;
- уверенно применять правила стрельбы и выполнять упражнения
стрельб из основных изучаемых образцов вооружения;
- выполнять нормативы и соблюдать меры безопасности.
• Физическая подготовка.
Цель физической подготовки заключается в обеспечении физической
готовности кадетов к овладению оружием и боевой техникой, к
эффективному их использованию в бою, стойкому перенесению физических
нагрузок, нервно-психических напряжений и неблагоприятных факторов
боевой деятельности.
Общими задачами физической подготовки являются:
- овладение навыками ускоренного передвижения, преодоления
препятствий, рукопашного боя, плавания, передвижения на лыжах по
пересеченной местности и оказания помощи товарищу при совместных
действиях на воде, при преодолении препятствий и в рукопашном бою;
- развитие и постоянное совершенствование физических качеств –
выносливости, силы, быстроты и ловкости;
- воспитание психической устойчивости, смелости и решительности,
инициативы и находчивости, настойчивости и упорства, выдержки и
самообладания;
- укрепление здоровья, закаливание и повышение устойчивости
организма к воздействию неблагоприятных факторов боевой деятельности.
8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Оценка результативности программы осуществляется на основе
использования системы объективных критериев, которые выступают в
качестве обобщенных оценочных показателей. Они представлены духовно-
нравственными и количественными параметрами.
• Духовно-нравственные параметры:
• уважение прав человека, толерантность, достоинство, активная
жизненная позиция, гражданское самосознание
• общественно-гражданская компетентность
• морально-нравственная компетентность
Ожидаемые результаты реализации программы.
При открытии в школе кадетского класса:
• будет сформирована система кадетского обучения;
• разработана концептуальная модель выпускника кадетского класса;
• сформирована повышенная мотивация к обучению;
• повысится степень социализации и общественной активности кадетов;
• сформирована патриотическая и гражданственная направленность
самосознания и деятельности;
• снизится количество обучающихся, состоящих на «Д» учете и случаев
заболеваний в классе;
• повысится стремление к здоровому образу жизни.
9. КОДЕКС ЧЕСТИ КАДЕТОВ
I. Общие правила.
• Быть верным России, гордиться ее прошлым, уважать ее обычаи.
• Любить и оберегать свой класс.
• Стараться возвысить свой класс.
• Хранить и умножать классные традиции.
• Помнить, что главная жизненная обязанность кадета – учеба.
• Не бросать тень на кадетов своим поведением вне класса.
II. Облик кадета.
• Соблюдать установленную для кадетов форму.
• Быть добрым.
• Закалять свою волю.
• Смотреть людям в глаза.
• Быть честным во всем.
• Быть чистоплотным. Помнить, что чистота – лучшая красота.
• Держаться скромно.
• Знать свои недостатки.
• Быть, а не казаться.
• Быть благодарным
Ш. Взаимоотношения.
• Помогать товарищам.
• Не завидовать.
• Не хвастаться.
• Делиться.
• Поддерживать выдающихся.
• Не обманывать.
• Не делать бесчестно, даже ради товарищества. Помнить, что бесчестие
ради товарищества, все равно остается бесчестием.
• Не подводить товарища под ответ за свои поступки.
• Не оскорблять.
• Поддерживать взаимную уважительность.
• Не грубить.
• Не сквернословить.
• Следить за почитанием старших людей.
• Поссорившись, думать о мире.
• Не доносить.
• Не сплетничать.
IV. Правила общественной жизни.
• Соблюдать за едой приличия.
• Воровство карается исключением из класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании МО учителей гуманитарного цикла «Формирование социальной компетентности подростков в процессе внеурочной воспитательной работы»
внеурочной деятельности сейчас уделяется особое значение...
Выступление на заседании кафедры учителей русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Работа с Интернет- ресурсами»
В статье рассматривается проблема использования ИКТ на уроках русского языка и литературы....
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов и предметов гуманитарного цикла Тема: " Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в урочной и внеурочной деятельности. Виды контроля
В выступлении освещается вопрос организации деятельностного подхода и требований ФГОС ОВЗ к формированию базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллекту...
Система работы с одарёнными детьми. Выступление на заседании МО учителей химии Усть-Джегутинского муниципального района.
Из всех показателей оценки школы, главным следует считатьсамочувствие в ней человека.Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взросломуВ.А. Караковский Созда...
Выступление на заседании ШМО учителей Изобразительного искусства: "Современные технологии оценки качества художественного образования как показатель эффективности процесса обучения искусству в начальной и средней школе".
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатик...
Тезисы выступления на заседании МО учителей иностранного языка "Самостоятельная работа на уроке: условия эффективности"
В материале рассматриваются ключевые моменты подготовки, управления и организации самостоятельной работы на уроке....
Сценарий классного часа разговоры о важном 23 октября 2023 для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-11 класса и СПО
Разговоры о важном 23 октября 2023 тема день подразделений специального назначения для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО. Скачать материалы вы можете ниже на сайт...