Упражнения по коррекции тревожности и страхов школьников
статья
Эти упражнения очень полезны, продуктивны и легко применяемы, позволяют проработать тему страхов и опасений детей, связанных с ближайшим будущим. Проговоренный страх — наполовину преодоленный страх. На этом утверждении и построена основная часть упражнений. Кроме того, важно помочь детям преодолеть запрет на обсуждение страхов. Многие из них уверены, что бояться стыдно, поэтому дети не умеют работать со своим страхом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_po_korretsii_trevozhnosti_i_strahov.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнение «Пугать и пугаться»
Попросите детей нарисовать очень страшную картинку — такую, глядя на которую хочется сказать: «Ужас какой!» Дайте каждому ребенку по три фишки, и пусть после завершения рисования дети выберут три картинки, которые покажутся им самыми страшными, и положат на них фишки. Та картинка, которая будет признана самой страшной (соберет больше всего фишек), становится предметом обсуждения. Попросите детей подумать, можно ли сделать эту картинку еще страшней. Пусть каждый предложит свой вариант усиления ее устрашающей силы. Потом попросите каждого сказать, что нужно убрать из картинки, чтобы она перестала быть страшной. Пусть дети постараются убирать как можно меньше элементов картинки. Попросите детей нарисовать самую страшную картинку без тех деталей, которые делали ее самой страшной. На следующем занятии можно раздать детям копии страшной картинки и попросить внести изменения: исключить самые страшные элементы. Спросите после этого, что изменилось в картинке. Возможно, дети и не смогут перенести его в отношения с семьей, но они получат подобный опыт. Следует заострить внимание на умении ребенка выражать свой страх. Перед рисованием можно попросить детей показать сильный страх. В какой-то момент попросите детей показать избавление от страха. Проработайте изображение страха и избавления от него в таких ситуациях, как укол у врача (лечение зубов); рядом злая собака; неожиданный крик.
Упражнение «Пойми мой страх»
Это упражнение построено на приеме псевдоотдаления ребенка от проблемы страха. Участникам предлагаются якобы результаты исследования таких же ребят с точки зрения страхов и тревог. Исследование построено на завершении предложений. Участникам занятий раздаются карточки, на которых с одной стороны написано предложение, с другой — его продолжение. Предлагается объяснить, что имели в виду их сверстники. Можно разделить участников на небольшие группы по 2–4 человека, каждой группе дать по одной карточке. Ребята должны найти как можно больше разных объяснений каждой из фраз. Например, на одной стороне карточки написано: «Мне страшно, когда…», на другой: «…Я знакомлюсь с новыми людьми». Объяснение: человек не уверен, как к нему отнесутся в первый момент знакомства, или человек не знает, как вести себя в новой ситуации. Подчеркните значимость объяснения страхов — оно позволяет найти проблему, которую решить гораздо легче, чем просто преодолеть страх. Попросите ребят подумать, как помочь человеку, который теряется в новой обстановке, то есть помогите участникам перейти от сосредоточенности на страхе к пониманию его источников. По ходу выполнения задания ребята проговаривают ситуации, которые у них вызывают наибольшие опасения. Таким образом, вы получаете доступ к той информации, которую, возможно, не могли бы получить напрямую.
Карточка 1 Мне страшно, когда…
Я знакомлюсь с новыми людьми.
Другие следят за тем, что я делаю.
Мне задают вопрос и ждут ответа.
Карточка 2 Я боюсь, если…
Не знаю, что обо мне думают другие.
Мне могут отказать.
Чувствую, что другой против меня..
Карточка 3 Я понимаю, что боюсь, когда…
У меня холодеют руки.
Мне дурно.
Кружится голова.
Запишите высказывания ребят, а затем перейдите ко второй части упражнения.
Цель этого этапа — показать допустимость страхов и определить пути совладания с ними. Для этого обсудите с ребятами вопрос о том, зачем человеку нужно бояться, почему природа сделала так, что люди испытывают страх. Затем спросите, что может помочь справиться со страхом, кто может помочь преодолеть страх, как это может произойти. Обратите внимание детей на то, что скрывать страх и преодолевать страх — разные пути поведения.
«Страхи великих»
Подготовьте рассказ о страхах известных актеров, певцов, используя материалы популярных журналов. Подчеркните, что переживание страха не связано с постоянным неуспехом и что даже очень известные и успешные люди могут бояться. Попросите подростков составить коллажи из газетных и журнальных вырезок на тему страхов. Для этого разделите участников по определенному признаку (мальчики и девочки; ребята до 12 лет и старше 12 лет). Пусть они подготовят импровизированную газету, посвященную проблеме страха. Затем сравните и обсудите продукты коллективного творчества.
Существует такая идея, что в основе страха лежит недоработка смысложизненных ориентаций, — человек боится, потому что некое событие может лишить его жизнь смысла (например, люди боятся старости, потому что не хотят быть немощными, непривлекательными для других и т.д., то есть смысл видят в независимости или возможности привлекать внимание других). С подростками можно обсудить эту теорию и спросить их мнения относительно того, почему люди боятся. Пусть они попробуют выстроить цепочку «Из-за чего?..», например: «Боюсь не найти партнера — боюсь остаться в одиночестве — опасаюсь, что свяжусь с недостойным человеком, — боюсь оказаться никому не нужным — боюсь, что другие меня не будут любить».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция тревожности и страхов у детей дошкольного возраста
Коррекция тревожности и страхов у детей дошкольного возраста...
Занятие по коррекция тревожности и страхов.
Профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей...
Психокоррекционная программа устранения тревожности и страхов у детей дошкольного возраста
Программа рассчитана на 24 занятия по 35-40 мин, ( 2 раза в неделю). Количество детей 5-6 человек. Цель психокоррекционной программы – устране...
Упражнения для коррекции страхов и тревожностей
Упражнения в группе для коррекции страхов и тревожностей...
КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, КРИЗИС, АГРЕССИВНЫЙ, МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ, ФАНТАЗЕР, УТОМЛЯЕМЫЙ, ТРЕВОЖНЫЙ, СО СТРАХАМИ РЕБЁНОК, АДАПТАЦИЯ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15079201","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"108","width":"480"}}]]...
"Диагностика и коррекция личностной тревожности у младших школьников с ЗПР в условиях школы - интернат"
Выпускная квалификационная работа на право ведения профессиональной деятельности в области Олигофренопедагогике, проектирования и реализации образовательного процесса для обучающихся с умственной отст...
Конспект психопрофилактического занятия по коррекции уровня тревожности: «У страха глаза велики»
Продолжить работу по дестабилизации и разрушению патологических стереотипов (повышенного уровня тревожности и страхов, чувства напряжения), раскрепощению детей, развивать у них смелость и уверенность ...