Помощь родителям в профессиональном самоопределении школьников в работе классного руководителя
статья
Чтобы легче было ориентироваться в мире профессий, специалисты объединили их в группы по различным типам и классам. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности. Различают пять типов профессий – “человек-человек”, “человек-природа”, “человек-техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. А класс профессий говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, т.е. о характере труда, который может быть исполнительным или творческим
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
города Ногинска Московской области
ШМО классных руководителей
Доклад на тему:
«Помощь родителям в профессиональном самоопределении школьников в работе классного руководителя »
Дмитренко Ирина Вячеславовна,
Учитель физической культуры.
1. Вступительное слово.
Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о том, какие трудности могут встретиться у вас и ваших детей в подростковом возрасте, и о том, что нужно для того, чтобы успешно с ними справиться.
2. Мини-лекция: “Профессиональное самоопределение”.
Сейчас очень сложный период в жизни подростка, они сталкиваются с проблемой выбора дальнейшего жизненного пути. Из-за нехватки знаний о своих личностных качествам, возможностях, способностях, а также, что является важным, из-за нехватки знаний о мире профессий и требованиями предъявляемых к ним.
Выбрать профессию – это не столько выбрать себе работу, сколько выбрать определенный образ жизни.
На сегодняшний день в России их насчитывается более шести тысяч профессий, и каждая предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие – ума или скорости реакции, третьи – общительности, аккуратности или сдержанности.
Чтобы легче было ориентироваться в мире профессий, специалисты объединили их в группы по различным типам и классам. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности. Различают пять типов профессий – “человек-человек”, “человек-природа”, “человек-техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. А класс профессий говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, т.е. о характере труда, который может быть исполнительным или творческим.
Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься – потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог – и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив – он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок – во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна. Если нравятся животные, растения, то будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику – интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" – например, корректору важно внимание, художнику – образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли способности, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирать следует ту профессию, где способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим типом. Скажем, если общительный ребенок – больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив – не сможет выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Итак, для того чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трех вещах.
- Определить, каковы профессиональные интересы и склонности, т.е. желания и потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением "Я хочу".
- Оценить профессионально важные качества, которые определяют, в конечном счете, профессиональную пригодность. Кроме здоровья и квалификации, к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности (например, темперамент). Способности условно выражают словами "Я могу".
- Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня "Надо".
В том случае, если вы сумеете совместить "Хочу", "Могу" и "Надо", то профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию которая:
- Интересна и привлекательна,
- Соответствует способностям,
- Пользуется спросом на рынке труда.
Важным является и отношение родителей к вопросу выбора профессии для детей. Чего хотят все родители для своих детей? Конечно, они хотят, чтобы дети выросли жизнеспособными, могли обеспечить себя и свое будущее.
Хотелось бы, чтобы родители в наименьшей степени влияли на выбор профессии, чтобы дети делали этот выбор осознанно и самостоятельно. Но, обратите внимание, в наименьшей степени влияли, это не означает, что нужно всю проблему переложить на ребенка и совершенно не помогать ему. А именно не нужно влиять на выбор! Помощь родителей очень ценна для ребенка, он чувствуют свою опору и поддержку взрослого.
Для осознанного выбора ребенком будущей профессии родителям не следует выбирать самим профессию, нужно прислушиваться к мнению детей. Хорошо если конечно, ребенок внутренне не отторгает выбор родителей. Но, а если он совершенно не склонен к подобранной работе?
Следует узнавать об интересах и способностях ребенка. Учиться слышать и понимать его. Ведь если родители не согласны с выбором ребенка, это не означает, что он не верен. Родители должны помнить, что главное, чтобы будущая работа нравилась ребенку и была ему интересна. Если так будет, то он сможет добиться в своей профессии больших успехов и сделать отличную карьеру. И соответственно сможет обеспечивать себя и свою семью.
Родители должны всегда помнить, что каждый ребенок – это индивидуальность, каждый талантлив по-своему, и каждый имеет свои задатки и способности. Их надо искать и развивать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь классному руководителю "Методические приёмы в работе классного руководителя".
Материал - презентация адресован классным руководителям.Рассмотрены методические приёмы в работе классного руководителяв направлении индивидуально-педагогической помощи учащимся класса....
Классный час "Всему начало - отчий дом: роль семьи в профессиональном самоопределении школьника"
Классный час в 9 классе направлен на создание в семье условий для сознательного выбора профессии школьниками 15-16 лет. На воспитательном мероприятии присутствуют ученики, родители, психолог и консуль...
Классный час "Профессиональное самоопределение школьников" 9 класс.
В разделе представлены слайды классного часа по профессиональному самоопределению школьников. Форма проведения - деловая игра....
Родителям о профессиональном самоопределении школьников
Важнейшей составляющей школьного образования является профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение школьников, которая реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочн...
Помощь родителей в профессиональной ориентации школьников
Помощь родителей в профессиональной ориентации школьников...
Роль трудового обучения в профессиональном самоопределении школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Роль трудового обучения в профессиональном самоопределении школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...
ОСОБЕННОСТИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Статья посвящена патриотическому воспитанию школьников в работе классного руководителя. В ней рассматриваются особенности, содержание и основные направления данной работы. Важность формирования патрио...