Родителям о профессиональном самоопределении школьников
статья (9 класс) по теме
Важнейшей составляющей школьного образования является профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение школьников, которая реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призваны как школа, так и родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_o_proforientatsii.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Родителям о профессиональном самоопределении школьников
Важнейшей составляющей школьного образования является профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение школьников, которая реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Школа сейчас как государственный институт выполняет предъявленный ей заказ. Если раньше государство было единственным заказчиком образовательных услуг и рынка труда, то на современном этапе развития появилось значительное количество других заказчиков – родители, учебные заведения СПО и НПО, представители общественных организаций, производства и др.
Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в школьном возрасте, т.к выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призваны как школа, так и родители.
На мой взгляд, родителям в процессе профессионального самоопределения ребенка необходимо особое внимание обращать на формирование у старших подростков качеств: инициативы, самостоятельности, ответственности, и самое главное – повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе.
Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Отсюда следует вывод, что в процессе работы по профессиональному самоопределению родителям необходимо формировать у подростков такие качества личности, как коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональная и стрессоустойчивость, ответственность. Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности.
Многие педагоги и психологи, разрабатывающие проблемы профориентации молодежи, подчеркивают необходимость подготовки в современных общественных условиях высококвалифицированных работников, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладать высоким профессионализмом и конкурентоспособностью (на одно место бывает 9 специалистов, поэтому и надо быть конкурентоспособными).
Психологи и работодатели выделяют следующие характеристики современной социальной ситуации, которую необходимо учитывать современным старшеклассникам при выборе профессии:
- динамичность мира профессии. Ежегодно появляется около 500 новых профессий, но многие из них живут 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости;
- смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессией, а несколькими смежными профессиями.
Следовательно, нынешним старшеклассникам необходимо быть готовым к тому, что их знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. А в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием.
Поэтому одной из главных целей современного обучения является развитие у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении.
Одной из особенностей подросткового возраста является юношеский максимализм и дух противоречия, которые заключаются часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность и обязанности взрослых, избегает их. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них. К сожалению, подростки мало советуются со взрослыми и специалистами, не всегда понимают разницу между востребованными профессиями и теми, которые нравятся им.
Поэтому школьникам надо помнить, что прежде чем принять решение, необходимо определиться с выбором профессии. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества». Поэтому сначала надо оценить свои способности, а принимая решение, опираться на них, выбирая тот путь, где способности будут максимально реализованы, потому что в этой деятельности есть шанс добиться наибольшего успеха. Но нужно помнить, что способности формируются в деятельности, а психические свойства человека (способности, интересы или черты характера) — это гибкие и изменяющиеся качества.
Чтобы достичь определенных успехов в работе, сделать карьеру, работа должна нравиться, поэтому, определяясь с выбором дальнейшего жизненного пути, необходимо выбирать вид деятельности, который доставляет радость. Очень важно при выборе профессии знать ситуацию на рынке труда, конкурентоспособность тех или иных профессий. Так, например, в настоящее время существует перепроизводство специалистов в области экономики и юриспруденции и более востребованными являются инженерные специальности. Еще более необходимыми на рынке труда являются высококвалифицированные рабочие. Сейчас наиболее востребованы рабочие профессии – но высокого класса (электрогазосварщики, каменщики, водители различных категорий).
Определившись со своими предпочтениями (при необходимости можно обратиться к специалисту по профориентации), следует выбрать учебное заведение, где стоит продолжить обучение.
Если есть желание стать высококвалифицированным рабочим, необходимо выбрать соответствующее учреждение начального профессионального образования.
При необходимости работать сразу после окончания 9 класса, то стоит рассмотреть вариант обучения в вечерней (сменной) школе.
Если есть желание продолжить обучение в старшей школе, а затем в вузе, стоит рассмотреть вариант обучения в профильных классах.
Но в любом случае получение основного полного общего образования является обязательным и необходимо для дальнейшей профессиональной реализации.
Вывод: В современных общественных условиях нужны высококвалифицированные работники. Поэтому педагогам и родителям надо обратить внимание на развитие личности подростка в целом. Позитивно влиять на личность, помогать ей в формировании актуальных качеств личности и с точки зрения выбора профессии, и с точки зрения развития личности в целом:
- качеств инициативы, самостоятельности, ответственности,
- коммуникативности, дисциплинированности,
- эмоциональной устойчивости и самое главное – повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе.
Библиографический список
- Зулунова Г. В. Профориентационная работа в школе//Начальная школа. 2011. № 5.
- Резапкина Г. Акцентуация и выбор профессии//Школьный психолог: Приложение к газете "Первое сентября". 2010. № 20.
- Усова Н. В. Любимая профессия всегда дарит радость!: классный час//Воспитание школьников. 2011. № 3.
- Филимонова О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов//Библиотечка «Первого сентября». Школьный психолог. 2008. № 20.
- Филимонова О. Как помогать подросткам в выборе профессии: беседа с родителями // Школьный психолог: Приложение к газете "Первое сентября". 2010. № 13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы профессионального самоопределения школьников
Презентация авторской программы на педагогическом совете....
Элективный курс "Профессиональное самоопределение школьников" 9 класс
Курс «Профессиональное самоопределение школьников» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 20 часов, 1 час в неделю.. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческо...
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИЙ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ
Содержательные аспекты образовательного процесса направленного на ценностное самоопределение школьников: технология создания ситуаций ценностного самоопределения в семейной сфере...
Проект "Мой выбор" в профессиональном самоопределении школьников
Программа элективного курса "Мой выбор"...
Галантер Л.И. МОУ СОШ № 2 г.Горячий Ключ "Профессиональное самоопределение школьников" (из опыта работы).
Профессиональное самоопределение – это процесс, который является очень важным и достаточно трудным для подрастающего поколения. Будущая профессия часто выбирается неосознанно, без учета личностн...
Применение эвристических методов в поддержке образовательно – профессионального самоопределения школьника
Профессиональное самоопределение школьников...
Проектная деятельность как средство социализации и самоопределения школьников
Потребность внедрения новых технологий обучения, адекватных сегодняшнему дню, стала объективной необходимостью. Сами ученики, их родители в первую очередь заинтересованы в получении такого образ...