Классный час "Выбираем профессию"
классный час (10 класс)
Классный час знакомит обучающихся с основными критериями выбора профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_na_temu.docx | 35.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «Как нужно выбирать будущую профессию»
Форма проведения – беседа
Цели и задачи:
- помочь учащимся осознать важность выбора будущей профессии;
- познакомить с основными критериями выбора профессии и объяснить значимость каждого из них;
- привлечь родителей учащихся к процессу выбора профессии.
План занятия:
- Организационный момент – приветствие
- Опрос класса о профессиональном самоопределении
- Беседа о критериях выбора профессии
- Составление рейтинга критериев выбора профессии
- Заключительный этап и домашнее задание
Оборудование: доска, компьютер, проектор для просмотра презентации, презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие.
Сегодня наш классный час мы построим в форме дискуссионной площадки. Вы, как и другие школьники России, станете участниками всероссийского социального проекта, который организуется профориентационным Интернет-порталом www.Moeobrazovanie.ru
Опрос.
Поговорим мы с вами о том, как правильно выбирать будущую профессию и на что нужно обращать особое внимание. Для начала проведем небольшой соцопрос. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто:
- Кто уже знает, кем хочет стать? Отлично, ___ человек!
- Кто не определился, кем хочет стать, но имеет несколько вариантов? Хорошо, ___ человек!
- Соответственно, все остальные еще не определились? ___ человек!
Данные фиксируются учителем.
Вопросы учащимся, кто определился:
- Кем вы хотите стать?
- Чем вас привлекает профессия?
- Самостоятельно ли принято решение или кто-то помог (подсказал)?
Вопросы учащимся, которые еще не определились:
- Ты уже думал о своей будущей профессии?
- В чем основная сложность выбора?
- Что тебе важнее всего получить от твоей будущей профессии? (опрос нескольких учащихся).
Итак, это хорошо, что некоторые ребята уже определились с будущей профессией. Не страшно, что кто-то еще не знает, кем хочет стать. Время у вас еще есть. Помните, что выбор профессии – это цепочка взаимосвязанных шагов, которые можно разделить на четыре группы:
- Планы (это могут быть ваши личные планы «кем я хочу стать» или планы ваших родителей «кем бы хотели видеть вас родители в будущем»)
- Склонности (нужно учитывать ваши склонности или интерес в каком-то определенном виде деятельности).
- Способности (это ваша успешность в какой-либо сфере или делах).
- Социальный спрос (спрос на выбранную вами профессию в настоящее время и обязательно прогноз изменения спроса в будущем).
Если вам сложно определиться самостоятельно, можно обратиться к специалистам профориентационных центров, можно пройти специальные тесты и выявить, какие профессии вам подходят, а можно спросить совет у родителей или старших родственников. Они однозначно дадут вам совет, основываясь на своем жизненном опыте или на опыте своих знакомых. Даже если вы будете выбирать профессию по чьему-то совету, помните, что ее нужно примерить на себя и ответить самому себе на вопросы «А мне это интересно?», «А я это смогу?», «А что мне это даст?». Это называется критерии выбора, и прежде чем принять это важное решение, нужно изучить все критерии. Сегодня мы с вами подробно их рассмотрим.
Беседа о критериях.
Вообще, что такое критерий?
Критерий – это признак, на основании которого происходит оценка, классификация чего-либо. В нашем случае это признаки, на основании которых вы сможете оценить профессию, которую хотели бы получить в жизни. Давайте сегодня выявим наиболее важные критерии выбора профессии. Что для вас важно в профессии?
- Зарплата
- Карьера
- Перспектива
- Престиж
- и т.д. то, что назовут школьники. (Учитель записывает критерии на доске)
Мы назвали с вами самые распространенные, на самом деле их намного больше. Давайте разберемся подробнее.
Финансовое обеспечение (зарплата). Для большинства современной молодежи размер заработной платы является самым главным мотивом выбора профессии. Еще вчерашний выпускник, выходя сегодня на работу, рассчитывает получать столько, чтобы сразу обеспечить себя всем: хорошее жилье, модный автомобиль, дорогие вещи, отдых за границей. Безусловно, это нормальные желания, мы все работаем ради собственного благосостояния. Однако, это не совсем правильно – работать только ради заработной платы и рассматривать ее уровень как главный критерий выбора профессии. Давайте разберемся «Почему?».
Рассмотрим, к примеру, одну из самых высокооплачиваемых профессий. На сегодняшний день - это руководитель высокого уровня (т.е. генеральный директор, коммерческий директор, финансовый директор, руководитель международной компании, главный управляющий банка, директор нефтяной компании), доход которого может достигать в год трех миллионов долларов. Цифры впечатляют, но стоит задуматься, какой ценой дается такой заработок? Во-первых, управление компанией, а тем более, крупной, - это невероятно большая ответственность (за всю компанию, за ее будущее, за сотрудников, за удовлетворенность клиентов, за соблюдение требований перед партнерами). Рабочий день руководителя компании, несмотря на привлекательный с первого взгляда свободный график, не начинается в восемь утра и не заканчивается ровно в пять вечера. Этот человек всегда на связи – днем и ночью. Он всегда готов к принятию важных решений. В большинстве случаев дела компании для него становятся приоритетнее, чем дела своей семьи и детей. И если все это его удручает и тяготит, он не будет получать удовольствие даже от трех миллионов в год.
Подобная ситуация может быть и с другой высокооплачиваемой профессией. Например, если она неинтересна человеку, не приносит удовольствия, отнимает слишком много времени или слишком сложна (приходится работать в трудных условиях).
Поэтому, помимо дохода работа должна быть интересной, увлекательной и приносить удовольствие от самореализации (добавляем в список критериев). И это на самом деле немаловажный фактор. Самореализация – это следующий критерий, который мы рассмотрим.
Итак, выбирая профессию по критерию «Зарплата», вы должны ответить сами себе на несколько вопросов.
Слайд:
Сколько я хочу получать?
Готов ли я много работать?
Готов ли я жертвовать своими интересами ради денег?
Готов ли я управлять?
Готов ли я рисковать?
Самореализация.
Самореализация позволяет человеку применять свои знания, умения и способности в своей профессии. Самореализация, про которую мы так часто слышим, дает нам возможность интенсивно развиваться в профессиональном и личностном плане и осуществлять свои желания. Если мы проявляем инициативу в своей профессии, если у нас нет страха брать на себя ответственность за собственные действия, и есть стремление к саморазвитию и личностному росту, если при этом мы получаем удовольствие от всего этого, мы самореализуемся.
При выборе профессии вы обязательно должны задуматься над вопросами:
Слайд:
Что я могу делать (какие у меня способности)?
Что я хочу делать?
От какой работы я буду получать удовольствие и почему?
Престижность.
Следующий важный критерий выбора профессии, который мы с вами рассмотрим, - престижность. Престижными считаются те профессии, которые имеют высокий общественный статус, влияние, уважение, значимость, авторитет. Престиж профессии может зависеть от уровня доходов, от социальной защищенности и от возможностей карьерного роста специалиста. Во всем мире принято считать престижной профессию юриста, учителя или врача.
Под престижностью очень часто также подразумевают некий аспект «модности», «славы», «раскрученности». Например, профессии музыканта, композитора, шоумена, актера, банкира – достаточно престижны в настоящее время и вызывают интерес. Именно поэтому престиж считается нестабильным критерием. В один исторический период могут быть престижными одни профессии, но стоит измениться условиям и престижность профессий изменится тоже. Например, быть юристом в Америке или Европе, значит быть хорошо обеспеченным, успешным человеком. Хороший адвокат или мировой судья, толковый юрист в организации в России тоже не бедствуют. Но, почувствовав потребность населения в таком образовании, вузы стали открывать юридические факультеты и выпускать юристов в больших количествах. В результате на рынке труда появилось множество юристов, подготовленных средне, а иногда и плохо. Престиж профессии резко снизился. Хотя, хорошего специалиста, профессионала своего дела, найти по-прежнему трудно. Типичная ситуация, о которой говорят многие кадровые агентства и руководители производств, – на вакансию приходит множество резюме, а выбрать не из кого. Престиж профессии падает, хотя потребность в этих специалистах (или востребованность) (добавляем в список) остается.
Вообще стоит сказать, что востребованность – это очень важный критерий и является компонентом престижа. Востребованность профессии возникает тогда, когда на рынке труда возникает дефицит каких-либо специалистов. Это может быть связано с появлением или активным развитием какой-то новой сферы.
Например, с момента всеобщей компьютеризации наблюдается высокий спрос на программистов, системных администраторов, специалистов по обеспечению информационной безопасности, специалистов по IT-технологиям. В связи с тем, что данная сфера продолжает развиваться, в ближайшие годы спрос на компьютерщиков сохранится.
Если вы хотите получить востребованную через несколько лет профессию, нужно выбирать сферы деятельности, которые сейчас в нашей стране только начинают развиваться или выбирать те сферы, которым уделяется большое внимание со стороны правительства (нанотехнологии, IT-сфера, экология, система здравоохранения, машиностроение, сельское хозяйство).
Итак, подытожим! При выборе профессии по критерию «Престиж/востребованность» вы обязательно должны задуматься над такими вопросами:
Слайд:
Какие профессии сейчас являются престижными?
Какие профессии наиболее востребованы?
Какая из этих профессий мне была бы интересна более всего?
Социальная значимость.
Критерий социальная значимость связан с понятием «нести добро». Социально значимые профессии предполагают высокую меру социальной ответственности, обязанности перед людьми. Согласитесь, что ошибка менеджера и ошибка врача – несопоставимы по равнозначности. Или, к примеру, быть композитором, дирижером, певцом – престижно. А быть учителем музыки в школе - не престижно, но имеет не меньшую, а даже большую социальную значимость, поскольку в данном случае образование будущего композитора, дирижера или певца начинается с учителя музыки.
Попробуйте представить, что в обществе вы произносите: «Я – врач, или я – библиотекарь, я – военный, я – банкир, я – пожарный, я – электрик». Несмотря на то, что престиж этих профессий далеко не одинаков, их социальная значимость равна.
Какой вопрос нужно задать себе, выбирая профессию по критерию «социальная значимость»?
Слайд:
Насколько моя будущая профессия будет нужна обществу?
Перспективность.
Перспективной можно назвать ту профессию, которая не станет ненужной или лишней на рынке труда через несколько лет, пока вы будете учиться на нее. Это довольно сложно предугадать, и, если вам это удастся, – вас можно будет поздравить от души. Вообще, ситуация вокруг профессии может резко меняться. К примеру, профессия педагога в последние годы очень потеряла свою значимость и перспективной ее пока назвать нельзя. Несмотря на это, она остается и будет оставаться социально значимой. И если все меры по улучшению статуса учителя (о которых много говорят сейчас в правительстве и министерстве образования) будут реализованы полностью, то вполне возможно, что через два-три года профессия учителя станет и престижной, перспективной и хорошо оплачиваемой.
Конечно, есть еще и другие профессии, которые еще долго не потеряют своей актуальности и всегда будут полезны обществу. Например, все профессии, которые будут связаны с сельским хозяйством (питаться чем-либо другим человечество пока не научилось), профессии, связанные с разработкой и производством альтернативных форм энергии (запасы нефти и газа не бесконечны), медицина (эликсира бессмертия, здоровья пока не существует) и т.д.
Итак, если вы хотите выбрать перспективную профессию, вы должны ответить себе на вопрос:
Слайд:
Какие профессии сейчас перспективны?
Насколько профессия, которую я выбрал, перспективна?
Мы рассмотрели самые распространенные критерии, но есть еще и такие, про которые мы часто забываем, но при этом они являются не менее важными.
Опасность профессии
Разве это не один из самых важных критериев? Пожалуй, никакой другой критерий нельзя с ним сравнивать. Существует около нескольких десятков профессий, которые на сегодняшний день являются очень престижными, высокооплачиваемыми и необходимыми обществу, но при этом они несут угрозу жизни.
Возьмем, например, профессию спасателя или пожарного. Им всегда приходится рисковать жизнью. Каждый день они сталкиваются с непредвиденными ситуациями – техногенные аварии, возгорания с высокой степенью сложности тушения, природные катастрофы, бытовые происшествия. Каждый день они спасают жизни людей, ставя под угрозу свою собственную.
Не менее опасной является профессия шахтера, космонавта, высотника, пилота, стюардессы, военного, работника полиции, врача, профессионального шофёра, водолаза, подводника, профессионального рыболова… Этот список можно продолжать долго. Все они из разных сфер, но каждая несет угрозу жизни.
Казалось бы, чем может быть опасна такая мирная профессия как журналист или корреспондент? Но! Порой, чтобы добыть уникальный материал, корреспонденту приходится бывать в горячих боевых точках или, например, проводить собственные расследования нашумевших дел, тем самым, рискуя получить пулю.
Слайд:
Опасна ли для моей жизни профессия, которую я выбрал?
Готов ли я рисковать собственной жизнью и судьбой своих родных и близких ради других людей?
Готов ли я рисковать собственной жизнью и судьбой своих родных и близких ради высокой зарплаты?
Негативное влияние на здоровье.
Этот критерий тесно связан с предыдущим. Разница в том, что есть профессии, которые опасны для жизни, а есть те, которые опасны или вредны для здоровья. Работники промышленных предприятий, лаборанты химических лабораторий, работники угольной промышленности, врачи, строители, работники железнодорожного транспорта и метрополитена, речного, морского и автомобильного транспорта, специалисты полиграфического производства и сельского хозяйства часто получают профессиональные заболевания или производственные травмы. Некоторые предприятия доплачивают денежную компенсацию за вредность. Но зачастую, компенсация не оправдывает утерю здоровья и приобретение инвалидности.
Слайд:
Будет ли выбранная мной профессия приносить вред моему здоровью?
Готов ли я жертвовать своим здоровьем ради профессии?
Комфортность
Комфортность условий, в которых вам придется работать, также играет немаловажную роль при выборе профессии. Где бы вы предпочли работать: в современном благоустроенном офисе со всеми удобствами, или на строительном объекте, или на мобильной геологоразведочной станции, где нет комфортабельных условий? Что вам больше нравится: находиться постоянно на одном рабочем месте или разъезжать по городу, стране или миру? Всегда ли это так привлекательно как кажется (вокзалы, аэропорты, гостиницы)?
Слайд:
Комфортные ли будут условия работы?
К каким условиям работы я готов?
Гендерный признак.
Выбирая профессию, необходимо задуматься не только о том, подходит ли эта профессия вам по интересам или зарплате, но и о том, подходит ли эта профессия вам по гендерному признаку, т.е. мужская это профессия или женская. Конечно, нет такой профессии, которая по силам только мужчине или наоборот. Но есть ряд профессий, которые рекомендованы исключительно мужчинам, и, соответственно, женщинам. Например, мужчинам не характерно работать по профессии продавца, кассира, оператора call-центра, менеджера по персоналу, секретаря, горничной, няни, воспитателя, швеи, мастера ногтевого сервиса, косметолога.
Женщинам не советуют работать военным, полярником, дальнобойщиком, моряком, инженером-конструктором, политиком. А Кодексом законов о труде и вовсе запрещается применять труд женщин на работах с вредными или опасными условиями (машинист электропоезда, паровоза, варщик битума, водитель аэросаней, водолаз и другие).
Слайд:
Для кого больше подходит профессия: для мужчин или для женщин?
По силам ли мне такая профессия?
Работа умственного или физического труда?
При выборе своей будущей профессии вы должны определить для себя, каким трудом вы предпочитаете заниматься: физическим или умственным. Почему это важно? В первую очередь, это связано с состоянием здоровья. Если вы хотите освоить профессию физического труда, у вас должно быть хорошее здоровье и высокая выносливость организма – потому как это постоянная физическая нагрузка, двигательная деятельность, работа мышц и высокие затраты энергии.
Различают несколько групп профессий в зависимости от тяжести физического труда.
- Профессии легкого физического труда
Инженерно-технические работники, работники радиоэлектронной промышленности, работники сельского хозяйства, агрономы, зоотехники, ветеринарные работники, медсестры, санитарки, работники сферы обслуживания, продавцы промышленных товаров, работники, занятые на автоматизированных процессах, работники связи и телеграфа, работники часовой промышленности; инструкторы и преподаватели физкультуры и спорта, тренеры.
- Профессии среднего по тяжести труда
Врачи-хирурги, работники пищевой промышленности, водители различного вида транспорта, работники коммунально-бытового обслуживания и общественного питания, продавцы продовольственных товаров, станочники, работающие в сфере металлообработки и деревообработки, слесари, наладчики, настройщики, железнодорожники, водники, работники авто- и электротранспорта, машинисты подъемно-транспортного оборудования, полиграфисты, химики, текстильщики, обувщики.
- Профессии тяжелого физического труда:
Горнорабочие на поверхностных работах, работники нефтяной и газовой промышленности, металлурги и литейщики, работники целлюлозно-бумажной промышленности и деревообрабатывающих производств, строительные рабочие, стропальщики, такелажники, плотники, работники промышленности строительных материалов, сельскохозяйственные рабочие и механизаторы.
- Профессии особо тяжелого труда
Горнорабочие на подземных работах, каменщики, бетонщики, сталевары, вальщики леса и рабочие на разделке древесины, землекопы, грузчики.
По сравнению с физическим, умственный труд кажется легким. Но это ошибочное мнение. В процессе умственного труда не задействованы так активно мышцы, но при этом очень активно работает мозг. От специалиста умственного труда требуется высокий уровень умственной работоспособности, психологической устойчивости, внимания и памяти.
К профессиям умственного труда относят: инженерно-технических работников, труд которых не требует существенной физической активности; медицинских работников (за исключением врачей-хирургов, медсестер и санитарок). К таким профессиям также относят руководителей предприятий и организаций; работников науки, литературы, печати; секретарей и делопроизводителей; работников планирования и учета; педагогов; воспитателей, работников пультов управления, диспетчеров.
Слайд:
Какой труд больше применяется в профессии, которую я выбрал: умственный или физический?
Какой труд я предпочитаю больше: умственный или физический?
Знание иностранных языков
Если вам не даются иностранные языки или их изучение представляет особую сложность, то при выборе будущей профессии, вам нужно обращать внимание на то, насколько плотно работа зависит от их знания. Например, работа программиста немыслима без знания английского языка, а любая медицинская профессия требует знания латыни. Если у вас трудности с изучением иностранных языков и языка в целом, то вам не стоит рассматривать профессию переводчика, расшифровщика, лексикографа, литературоведа, редактора, дизайнера шрифтов, экскурсовода, дипломата и учителя.
Слайд:
Требует ли выбранная мной профессия знание иностранных языков?
Не будет ли у меня сложностей с иностранным языком?
Уровень коммуникативности
Коммуникативность или общение на работе очень часто кажется привлекательной характеристикой. «Да, я люблю общаться с людьми» - говорят многие. Но что значит общаться? Если вы любите мило беседовать с друзьями или знакомыми, это еще совсем не значит, что вам понравится много общаться, будучи специалистом, чья работа требует высокого уровня коммуникативности. Профессия с высоким уровнем общительности означает, что вам придется практически целый рабочий день общаться с клиентами по телефону или непосредственно при встрече, предлагая им какие-либо услуги или товар, если вы работаете менеджером по работе с клиентами или менеджером по продажам. Если вы – учитель, вам целый день придется общаться с учащимися и их родителями. Такая профессия не позволит вам уединиться, вы всегда будете на публике. Не менее «общительной» является профессия общественного деятеля, политика, депутата. Если вы собираетесь стать психологом или врачом, то вас ждет непосредственное общение (тет-а-тет) с клиентами или пациентами, которые пришли к вам со своими проблемами и хотят, чтобы вы решили их прямо сейчас.
Слайд:
Нравится ли мне много общаться?
Готов ли я много общаться на работе?
Работа в команде
Может быть, данный критерий покажется не таким уж и важным, но для некоторых людей это принципиально. Некоторым проще работать в команде, коллективно работать над разработкой какого-либо проекта или плана и принимать решение сообща. Но для некоторых предпочтительнее работать самостоятельно, полагаться только на собственные силы и отвечать только за свои поступки. Если вам трудно дается срабатываться с людьми, идти на компромисс, отстаивать свое мнение или слушать других, вам не следует рассматривать профессии, которые предполагают командную работу (физик, врач, инженер, экономист, менеджер, дизайнер, журналист).
Слайд:
Как я предпочитаю работать: в команде или индивидуально?
Предполагает ли выбранная мною профессия работу в команде?
Смогу ли я работать в команде?
Высокий ли уровень стресса представляет работа?
Уровень стресса.
Придя устраиваться на любую работу, на собеседовании вам предложат оценить свою стрессоустойчивость. Что это такое? Стрессоустойчивость – это способность оставаться спокойным и выполнять свою задачу в условиях стресса (например, когда вас отвлекают, у вас мало времени или когда пытаются воздействовать психологически). Высокий уровень стрессоустойчивости требуется во многих сферах: в бизнесе, в политике, в медицине, в науке. Любая профессия социальной сферы требует от вас высокой стрессоустойчивости, где предполагается активное общение с людьми и принятие быстрых обдуманных решений, порой жизненно важных. Например, это может быть профессия врача, хирурга, реаниматолога, анестезиолога, спасателя, юриста, адвоката, судьи, психолога, учителя, бизнесмена, президента страны, министра какого-либо ведомства.
Слайд:
Насколько часто могут быть стрессовые ситуации в моей профессии?
Хорошая ли у меня стрессоустойчивость?
Составление рейтинга критериев выбора профессии
Итак, сегодня мы рассмотрели с вами достаточное количество критериев выбора профессии. Безусловно, у каждого из нас свое мнение на то, что из этого важнее всего. Но давайте попытаемся составить рейтинг важности критериев:
- Финансовое обеспечение
- Самореализация
- Престижность
- Востребованность
- Социальная значимость
- Перспективы
- Степень опасности профессии для жизни
- Уровень негативного влияния на здоровье
- Комфортность условий работы
- Гендерный подход
- Уровень сложности работы
- Знание иностранных языков
- Уровень коммуникативности
- Командность
- Уровень стресса
(Учащиеся предлагают для каждого критерия место в рейтинге. Если мнения расходятся, учитель проводит голосование. Место в рейтинге определяется большинством голосов.)
Домашнее задание
В следующий раз мы продолжим об этом разговор, а сейчас домашнее задание. В начале урока я говорила, что вы станете участниками всероссийского социального проекта, который организуется профориентационным Интернет-порталом Moeobrazovanie.ru
Дома вам необходимо будет вместе с родителями зайти на сайт www.moeobrazovanie.ru по ссылке http://www.moeobrazovanie.ru/vybiraem_professii и заполнить небольшую анкету о профессии ваших родителей. Анкета анонимная. Для того, чтобы начать анкетирование вам понадобится промо-код (ВНИМАНИЕ! Промо-код высылается учителю в электронном письме вместе с уроком).
На выполнение задания вам дается две недели. Заполнив вместе с родителями анкету, вы сможете составить свой рейтинг критериев выбора профессии и посмотреть, какие факторы были наиболее важны для ваших родителей при выборе их профессий.
На основе результатов анкетирования ваших родителей на сайте www.moeobrazovanie.ru будет создана специальная система тестирования, которая будет помогать вам подбирать подходящую для вас профессию посредством указания наиболее важных критериев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое классное мероприятие "Профессия, которую мы выбираем – автомеханик". (Проведено в рамках «Фестиваля профессий»)
Каждый год мы проводим в училище "Фестиваль профессий ". Он включает открытые уроки, внеклассные мероприятия, классные часы, конкурсы газет, презентаций , рефератов в группах "Автомехаников". Хочу поз...
Классный час "Профессия: выбираем вместе!"
Классный час предназначен для учащихся 8-11 классов. Данная разработка поможет рассказать о мире современных профессий, способах и мотивах выбора профессий, способах влияния на профессию и типич...
Сотрудничество со школой: Классный час "Профессия - учитель-логопед".
В данной статье раскрыто сотрудничество со школой: проведение классного часа "Профессия - учитель-логопед"....
классный час "Профессии сегодняшнего дня"
Классный час «Профессии сегодняшнего дня»Важно не кем быть, а каким быть.Далеко не каждый станет ученым, Писателем, артистом, далеко не каждому суждено открыть порох, но поэтом, художником в своем дел...
Классный час: "Профессии, которые мы выбираем". Презентация к классному часу: "Профессии".
Классный час был разработан для учащихся 9 - х классов и вызвал большой интерес. В 16 лет ученики начинаются задумываться над выбором своей будущей профессии. В презентации рассказывается о проф...
классный час "Профессии строительного профиля"
классный час...
Классный час "Профессии будущего"
Классный час для учеников 10-11 классов...