И дым Отечества нам сладок и приятен...
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Попытка обобщить опыт работы по патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i_dym_otechestva_na_sladok_i_priyaten.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Татьяна Петровна Плужник,
учитель МАОУ лицей «Морской технический»
город Новороссийск
«И дым Отечества нам сладок и приятен…»
(о патриотическом воспитании учащихся; из опыта работы)
Любовь к Родине – это, по моему мнению, самое святое чувство. И оно никак не может регламентироваться никакими нормативно-правовыми документами. Человек либо патриот своей Отчизны, либо равнодушен к своей земле, либо мнит себя космополитом. Наша, классных руководителей, первоочередная задача – воспитать каждого своего ученика настоящим гражданином своего государства.
Как говорил известный английский поэт Джордж Байрон: «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может». Но, следует отметить, патриотизм – это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека.
Любовь к большому, то есть к Родине, начинается с малого: с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детсаду, школе и т.д. Так утверждает Д.С.Лихачев. Для меня это не пустые слова, поэтому воспитание чувства патриотизма – это неустанная работа по укреплению у школьников чувства гордости за свою Отчизну и свой народ, уважения к его великим свершения и достойным страницам прошлого.
Поэтому патриотическое воспитание – это приоритетное направление в воспитательной работе и лицея в целом, и в моей в частности. Здесь, конечно же, важна система, эта работа не может проводиться периодами. В этой работе нет перерывов на каникулы. Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный.
Но обо всём по порядку. Когда администрация лицея доверила мне 5-А класс и я увидела впервые своих 28 учеников, своих «жёлторотиков, было немного не по себе. До этого мне не доводилось работать с ученическим коллективом, состоящим исключительно из мальчишек. Тем интереснее было, надо отметить.
Традиции патриотического воспитания в моём классе заложены ещё преподавателями начальной школы. Нам же нужно было не только продолжать их, но и найти свои. Сразу же родился девиз класса: «Орлята учатся летать». За семь лет совместной работы, могу сказать, что орлята превратились в орлов. И на протяжении всего времени, подчеркну, важным для меня было именно воспитание патриотов России.
Каждый год мой класс представлял лицей на митингах, посвящённых знаменательным событиям: Дню города, Дню освобождения города-героя от немецко-фашистских захватчиков, открытию и закрытию месячника оборонно-массовой работы и военно-патриотического воспитания, Дню России, Дню защитника детей, Дню воина-интернационалиста. Для жителей города Новороссийска памятны события Великой Отечественной войны. Ежегодно 3 февраля проводится акция «Бескозырка», посвящённая подвигу малоземельцев. С пятого по одиннадцатый класс ребята (сначала мальчишки, потом юноши) принимали участие в этом значимом мероприятии. Помнится, как беспокоились мамы и папы, когда мы впервые в непогоду шли к мемориалу для возложения цветов. Тогда появился ещё один девиз нашего класса: «Матч состоится в любую погоду». Трудности ведь только воспитывают и закаляют волю. С шестого класса нам доверили нести Вахту памяти возле знака Герою Советского Союза Цезарю Львовичу Куникову. С девятого класса мы присоединились ещё к одной городской молодёжной акции «Красная гвоздика», посвящённой памяти погибших моряков-черноморцев. В десятом классе многие юноши вступили в «Юнармию».
С пятого класса мы с ребятами ходили в походы. И не случайно они называются «Дорогами ВОв». За семь лет посетили памятники, мало известные жителям города: «Звезда» на городе Колдун, памятник Павлу Когану на Семи ветрах, памятник лётчикам-истребителям на горе Лысой, памятник морякам 81-ой морской стрелковой бригады в хуторе Ахонка, памятник погибшим воинам на Сахарной голове Маркотхского хребта и другие.
Также мы много путешествовали по краю и стране. И где бы ни были, в первую очередь, в программу включаются памятники воинам, музеи, чтобы отдать дань памяти героям Великой Отечественной войны. В этих поездках мы знакомились с историей страны, с биографиями известных людей. Нам посчастливилось побывать в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Москве, Казани, Елабуге, Калининграде, Севастополе, Керчи, Ялте, Бахчисарае. В этих поездках родилась традиция: каждый вечер мы собирались для обсуждения прожитого дня. Каждый из путешественников высказывался, что ему запомнилось больше всего. Приятно было (как учителю словесности вдвойне), когда ребята отметили музей А.С.Пушкина на Набережной Мойки, 12. А ученик, не очень любящий читать, сразу же взялся за книгу великого писателя. В другой же поездке очень впечатлились музеем Марины Цветаевой и стали разучивать стихи знаменитой поэтессы прямо в поезде. В Абхазии любовались не только красотами, но и узнали о жизни Фазиля Искандера, о его удивительных героях. Особо хочется выделить поездку в Беларусь в целом, а в частности – крепость Брест и деревню Хатынь. В глазах ребят стояли слёзы. Эти моменты дорогого стоят.
https://youtu.be/WGIAevhzZQA
Мы живём в Краснодарском крае, наш край богат историей, традициями, знакомиться с которыми нам также помогают не только классные часы (их проведено великое множество!), но и экскурсии. Это и музей хлеба в Архипо-Осиповке, где ребята сами мололи зерно, месили тесто и запекали в печи булочки; и знаменитая Атамань – этнографический комплекс под открытым небом, знакомящий посетителей с бытом кубанских казаков; и, конечно же, музей М.Ю. Лермонтова в Тамани, где мы отметили 200-летие со Дня рождения великого поэта; и поездки в Краснодар – столицу края, с посещением музыкального театра, в котором ставит балеты знаменитый хореограф Юрий Григорович.
Отдельно хочется выделить в системе патриотического воспитания Уроки Мужества, на которые приглашались ветераны Великой Отечественной войны, ветераны Афганской войны: «Отвагой и мужеством победа рождена», «Непокорённый город», «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Блокадный хлеб», «Строки, опалённые войной», «Малая Земля – священная земля», «Горячее сердце», «Есть такая профессия – защищать Родину», «Время выбрало нас…» и другие. Ребята сами готовили сценарии, узнали много информации о героях, защищавших страну от врага, о юных героях, в честь которых названы улицы города Новороссийска. Также такие занятия проводились совместно с сотрудниками городских библиотек. Довелось побывать даже на открытом мероприятии, посвящённом Дню освобождения города, в филиале университета ФСБ. Нельзя не вспомнить и про участие в «Бессмертном полку», и в акции «Белые чайки», «Бескозырка».
Специфика работы в классе, где учатся одни мальчики, конечно же, накладывает свой отпечаток. Конкурсы и игры – ещё одна составляющая воспитательной работы. Поскольку орлята, то как-то не сложилось с песнями, стихами (хотя, справедливости ради, надо отметить, что творческих личностей в классе было предостаточно). Решение пришло само собой: мальчишкам нужны конкурсы и игры мужские. Начиная с пятого класса, в День защитника Отечества в классе проводились «А ну-ка, мальчишки!», а когда ребята подросли, то традиционные состязания стали называться «А ну-ка, парни!». И здесь пришёл на помощь ещё один девиз класса: «Один – за всех, и все – за одного!». Надо видеть, как мои мальчишки умеют стоять горой друг за друга, помогать друг другу. Это как раз и говорит о том, что любовь к большому начинается с любви к малому. Такая слаженность, такой командный дух принёс свои результаты, потому что мои ученики, будучи в 9, 10, 11 классах, участвовали в районных и городских соревнованиях по многоборью и «А ну-ка, парни!», принесли долгожданную победу лицею, как команда, и в личном первенстве многие проявили себя. Нельзя не сказать и про ежегодные легкоатлетические эстафеты, посвящённые Дню победы. Кто на праздник – мы же на кросс. Или велопробег. «Никто, кроме нас», – как говорится. И это не может не вызывать гордости!
Жизнь не стоит на месте. Я с ребятами провела семь плодотворных лет. И, правда, орлята научились летать…И выпорхнули из гнезда под названием МАОУ лицей «Морской технический». В добрый путь, орлята!
https://cloud.mail.ru/public/4hkK/2BP1wH3x5
Но жизнь, как я говорила, не стоит на месте. Начался новый учебный год. У меня новый класс. Работаю мы с ним уже второй год. В нём есть и мальчишки, и девчонки. Пришлось искать новые пути решения в организации воспитательной работы для этого ученического коллектива. Конечно же, те традиции, которые возникли в процессе долгих семи лет, останутся в приоритете. Мы, например, прошлой осенью успели съездить на экскурсию и познакомиться с такой вкусной профессией, как шоколатье. А в сентябре этого года в День освобождения города-героя Новороссийска отстояли Вахту памяти.
https://www.instagram.com/p/CFQvPMrpngI/?igshid=rn3dwgw8tp6f
Но, что и говорить, для 5-В нужно было придумать что-то новенькое.
https://cloud.mail.ru/public/6MvB/2arHy9hLh
Задумки есть. Например, класс поющий, а это значит, что мы готовимся к участию в городском слёте хоровых коллективов, так как в прошлом году нам понравилось это мероприятие. И теперь (о да!!) участвуем во всех конкурсах чтецов.
https://www.instagram.com/tv/B_ppuZIJtaz/?igshid=njg4deh65ula
А ещё наш дружный класс организовал волонтёрский отряд «Доброе завтра», принял участие во Всероссийской акции «Добро не уходит на каникулы», а также взял шефство над ветераном войны Коваленко Григорием Дмитриевичем, почётным гражданином города Новороссийска. И дети, и родители прониклись уважением к этому человеку, любовно называют его: «Наш дедушка». В нынешнем году работа по данным направлениям продолжается. Но мы ещё присоединились к акции «Дарим тепло», собираем нужные вещи для дома престарелых, рисуем открытки и делаем сувениры своими руками для пожилых людей в преддверии Нового года.
https://www.instagram.com/p/CHFNEb8JvxT/?igshid=1v84xejyarh97
Надеюсь, что все методы и приёмы, используемые для воспитания подрастающего поколения, принесут свои плоды. «Любовь к родине начинается с семьи», –- говорил Фрэнсис Бэкон. Позволю себе перефразировать классика и добавить, что любовь к родине начинается и со школьной скамьи. И нам, педагогам, необходимо воспитывать учеников так, чтобы они понимали: надо, чтобы родина была для нас дороже нас самих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок химии и английского языка "Чай как он приятен, вкусен, ароматен".
Интересные особенности о составе, происхождении и свойствах чая, а также традициях чаепития на Руси и в Англии....
Классный час "Чай, как он приятен, вкусен, ароматен"
Разработка содержит сведения об истории чая, о традициях чаепития....
"И дым Отечества нам сладок и приятен..."
Внеклассное мероприятие, посвященное юбилейной дате поселка Алексеевское (Татарстан)....
Разработка воспитательного часа "Чай. Как он приятен, крепок, вкусен, ароматен."
Сценарий классного часа на данную тему....
ЧАЙ. КАК ОН ПРИЯТЕН, ВКУСЕН,КРЕПОК, АРОМАТЕН!
Родительское собрание проведенное на природе: « ЧАЙ. КАК ОН ПРИЯТЕН, ВКУСЕН,КРЕПОК, АРОМАТЕН!»....
Внеклассное мероприятие по теме "Чай: как он приятен, вкусен, ароматен", 9 класс
Интегрированное внеклассное мероприятие на тему: « Чай: как он приятен, вкусен, ароматен» (английский язык и химия)Цель мероприятия: в рамках внеклассного мероприятия обобщить знания учащихся по англи...
Классный час И дым Отечества нам сладок и приятен! /А.С. Грибоедов/
Классный час И дым Отечества нам сладок и приятен!/А.С. Грибоедов/...