«ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ, ПРИСУЩЕЙ РОССИЙСКОМУ ОБЩЕСТВУ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ»
статья
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа № 432
Колпинского района Санкт-Петербурга
ДОКЛАД
НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ, ПРИСУЩЕЙ РОССИЙСКОМУ ОБЩЕСТВУ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ»
Выполнила: Дегтярева Анна Николаевна
Санкт-Петербург
2017
Формирование личности в процессе воспитания всегда было основано на требованиях общества, и отдельных его институтов, к характеристикам и качествам личности. Каждый человек своими личностными качествами и поведением, социальной активностью должен способствовать целостности, самосохранению и развитию общества, которое, в свою очередь, создает соответствующие условия для жизнедеятельности, развития и самореализации его граждан. Требования могут быть фиксированы в идеальной модели личности, где определяются ценностные установки общества по отношению к молодому поколению.
В зависимости от идеалов и ценностей, присущих тому или иному конкретному обществу на различных этапах его развития, оно, в большей или меньшей степени, ограничивает или способствует развитию определенных качеств, социально-психологических характеристик и способностей личности, так или иначе, учитывая при этом интересы самого человека.
Система требований к личности определяется, исходя из социально-экономического уклада хозяйственной деятельности и политической формы организации общества. Система требований, явно или неявно задаваемая обществом, основывается на том, чтобы молодое поколение смогло эффективно адаптироваться в данных социальных условиях, принять и поддержать систему ценностей этого общества, способствовать дальнейшему развитию данного общества на основе его ценностных установок во всех сферах деятельности.
В условиях динамично изменяющегося общества при определении требований к социокультурному становлению личности следует учитывать не только факторы социальной среды, но и активность самой молодежи, создающей новые общественные идеалы и ценности, особенно во время переходного периода, когда идеалы и ценности старших поколений уже не удовлетворяют ни молодое поколение, ни социально-политическую систему.
В настоящее время Россия находится на этапе перехода от общества социалистической ориентации и соответствующего типа социально-политического и экономического устройства к гражданскому обществу с либерально-рыночной экономикой. Следовательно, в этих условиях жизнеспособное поколение молодежи должно иметь совокупность социальных и личностных качеств, обеспечивающих ему не только выживание, адаптацию к новым социально-экономическим условиям, но и позволяющих целенаправленно преобразовывать социальную реальность.
Социокультурное становление молодежи в переходный период всегда имеет достаточно противоречивый характер. С одной стороны, оно определяется традиционными ценностями и установками прошлого периода, а с другой стороны - требованиями к личности не только собственно переходного периода, но и того будущего состояния общества, которое предстоит создать молодому поколению, воспитанному на ценностных установках переходного периода. В данном случае в процессе социокультурного становления молодежи следует учитывать традиционные ценности российского общества, такие как коллективизм, альтруизм, стремление к высоким идеалам, к духовности, а с другой – ценности демократического общества, преломленные в личностные качества и установки.
После революции 1917 года Россия уже переживала переходный период и этап первоначального накопления капитала для создания своей тяжелой промышленности, машиностроения и оборонного комплекса. Переходный период в то время был достаточно длительным. По своей социальной сущности он был направлен на переход от традиционного к нетрадиционному обществу, с его новыми идеалами, ценностями и требованиями к личности. Этот период можно было считать законченным не только по завершению процесса индустриализации или подавлению внутренних врагов, а потому, настолько сформировалось новое молодое поколение людей, жизнеспособных в условиях нового общества, усвоивших его идеалы и готовых отстаивать эти идеалы. Усилиями государственных и общественных организаций у молодежи были сформированы личностные и гражданские качества, необходимые для жизнедеятельности в условиях общества социалистической ориентации. В настоящее время Россия переживает очередной этап первоначального накопления капитала, но в еще более необычных социально-политических и финансово-экономических условиях. Поэтому очередной этап возрождения экономики в ее рыночной форме будет достаточно длительным.
В данное время российское общество к демократической форме социально-политического устройства пока еще не готово, поскольку его граждане не обладают необходимой культурой демократизма, которая в странах традиционной демократии складывалась столетиями, притом без смены форм собственности и конституционных правовых норм. Так, например, демократические свободы сегодня, в понимании широких народных масс, означают не только свободу волеизъявления при формировании выборных органов власти, а свободу от любых форм регламентации общественной и экономической жизни. С одной стороны, это было вызвано отсутствием необходимых правовых норм после объявления демократических свобод: свободы слова, передвижения, в том числе и за границу, экономических свобод и других свобод личности, гарантированных Конституцией России, а с другой – обусловлено традиционным правовым нигилизмом российского народа, неверием в действенность исполнительных структур власти.
Современное российское общество, состоящее из различных социальных групп населения, находится в процессе формирования культуры демократизма, которая необходима для реализации принципов демократии не только при формировании выборных органов власти, но и для реализации демократических принципов во всех сферах жизнедеятельности общества. Это трудный и длительный процесс, требующий значительных усилий по воспитанию молодого поколения, формированию у него необходимых личностных качеств и политической культуры.
Наиболее глубокие изменения произошли в социально-политическом устройстве страны, что повлекло за собой изменение отношения личности, гражданина к своей стране и своему месту в ней. При советской власти граждане Советского Союза, проживавшие на его территории или за ее пределами, чувствовали свою причастность к своей великой стране. Система воспитания была нацелена на формирование соответствующего типа личности: «Как и предусматривалось, справедливо констатирует И. М.Ильинский, «советский человек» - это человек-гражданин, верящий в силу государства, способного обеспечить его безопасность, взявшего на себя заботу о его семье и его личном существовании и будущей старости. Ради Отчизны этот человек готов был жертвовать жизнью и умереть, но, правда, не особо колеблясь, обрекал на жертвы и других. Этот человек настолько привык надеяться на государство, что перестал заботиться о себе сам, настолько верил «верхам», что перестал думать самостоятельно».
С распадом Советского Союза и появлением ряда самостоятельных государств из числа бывших Советских республик произошла сложная эволюция понимания патриотизма, особенно у молодежи. Чем сейчас гордиться? Что защищать и во имя чего? Эти и другие аналогичные вопросы, в явном или может быть в неявном виде, задает себе молодое поколение в ответственные моменты своей жизни.
При советской власти у всего населения было сформировано чувство патриотизма, как в целом к большой Родине, так и к родным местам, к малой Родине, в чем была немалая заслуга системы патриотического воспитания во всех его формах. Новое поколение, сформировалось в значительной мере уже без чувства патриотизма, единства со своим народом и территорией своей страны. В связи с этим, в социокультурном становлении молодежи важное значение будет иметь патриотическое воспитание.
Экономические отношения переходного периода в значительной мере оказывают влияние на положение человека в социуме, на межличностные отношения. Экономические свободы обернулись выходом теневых и криминальных структур в сферу общественно - политической деятельности, массовым обнищанием народа, потерей моральных и экономических стимулов к труду, несоответствием роста квалификации материальному положению людей и их вертикальной социальной мобильности, социальному положению в российском обществе.
Радикальные экономические преобразования выдвигают новые требования к личностным качествам молодежи: проявления экономической активности, стремления к получению прибыли, рационализма, способности к разумному экономическому риску, деловой хватки, готовности к изменению сферы деятельности, большой работоспособности и энергичности.
Социальное расслоение российского общества происходит по многим параметрам и в настоящее время оно осуществляется высокими темпами. Это порождает дополнительные проблемы в сфере воспитания жизнеспособного поколения молодежи, определяя диверсификацию его целей и ценностей относительно различных социальных групп молодежи, а также требований общества к личностным качествам и способностям молодых людей в различных социальных группах. В системе воспитания молодежи следует учитывать требования общества по отношению ко всей социально-возрастной группе молодежи, при этом уделяя внимание специфическим требованиям для каждой социальной группы молодежи, соответственно, формируя общие личностные и гражданские качества у всех молодых людей и особенные для каждой социальной группы.
Поскольку рыночное демократическое общество в своей сущности противоположно социалистическому обществу, то и многие качества личности будут иметь отличие от тех, которые формировались у молодого поколения предшествующей системой. Среди качеств, определяющих уровень жизнеспособности человека в новом обществе, можно выделить такие, как социальная активность во всех сферах жизнедеятельности, стремление к поиску нового, нонконформизм, рационализм и жизненный прагматизм, ориентация на свои интересы и потребности.
Одним из важных моментов становления нового социокультурного типа личности является опережающий тип осмысления действительности, поскольку динамика развития социальной жизни не оставляет возможности решения проблем путем проб и ошибок. Человеку нужны решения, позволяющие с высокой степенью вероятности достигать поставленной цели. В связи с этим возникает потребность в процессе становления личности ее ориентации на вариативный тип жизнедеятельности, на готовность к выбору вариантов своих действий, оценке их последствий и к ответственности за последствия выбранного пути решения проблемы.
В соответствии с этим каждому молодому человеку нового социокультурного типа следует иметь соответстветствующие этим требованиям личностные и социальные качества, уровень развития необходимых способностей. Среди них можно выделить:
- психологическую устойчивость к стрессовым факторам и мобильность, готовность к любым возможным изменениям условий социума и природной среды;
- идеологическую и нравственную устойчивость к изменениям социокультурной среды, ориентацию на новые ценности;
- способность к адекватной ориентации и оптимизации своих действий в поле неопределенности выбора и слабой прогнозируемости развития ситуации,
- готовности принятия на себя ответственности за результаты и последствия выбора;
- способность адекватного целеполагания, а также оптимального выбора стратегии и тактики для эффективного достижения результата в имеющемся поле возможностей.
Жизнеспособному поколению важно в явном виде осознавать свои потребности и возможности, уметь их отстаивать на всех уровнях общественно политической деятельности. Не менее важно иметь уважение к законам, правам и законам других граждан, а также культуру демократизма в целом. В условиях переходного периода, в значительной степени, именно уровень культуры демократизма молодежи будет определять продолжительность этого периода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у учащихся высокого уровня гуманитарных знаний и на их основе традиционного духовно-нравственного мировоззрения и осознания своего места в обществе.
Технология управленческой деятельности...
"ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ" Статья Краевой заочной научно-практической конференции "Историческое образование как социокультурная ценность российского общества" 30 июня 2012 г.
В материалах конференции проводится анализ и поиск решений по актуальным проблемам развития исторического образования в современных условиях, обмен результатами научных исследований и практическим опы...
Система работы учителя по формированию у обучаемых базовых национальных ценностей российского общества
Тема: «Формирование творческой личности черезуроки изобразительного искусства»...
Доклад "Традиционные семейные ценности - неизменная основа формирования культуры современного общества и личности"
Данный доклад представлен мною в рамках Городских Макариевских чтений педагогов образовательных учреждений. Призовое место....
«Формирование у обучающихся базовых ценностей российского общества в соответствии с инклюзивными принципами посредством добровольческой деятельности школьной волонтерской площадки «Созидатели»
В стате автор раскрывает принципы организации инклюзивного образования в образовательной организации...
Доклад на тему:«Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей».
Доклад на педагогический совет....