Классный час на тему: "День семьи и семейных ценностей"
классный час (9 класс)

Козлова Наталия Вячеславовна

Разработка к классному часу для учащихся 8-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_semi_i_semeynyh_tsennostey.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

День семьи и семейных ценностей

(классный час для учащихся 8-9 классов)

Цель: Формирование семейных ценностей.

Задачи: стимулирование интереса учащихся к изучению своей родословной; воспитание уважение к семье, семейным традициям, своей родословной; формирование взаимосвязи понятий семья и держава. Родины и человека.

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем говорить о семье. Подавляющее большинство людей согласятся с высказыванием В.В. Маяковского «Плохо человеку, когда он один. Горе одному, один не воин».. Действительно, для преодоления одиночества люди вступают не в партии, а создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание. Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья? (ответы учеников)

И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя и нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться с друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым. Что же такое семья?

(Дети должны прийти к выводу, что семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.)

Из кого состоит семья? Бывают ли семьи, организованные иначе? (ответы детей)

Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. И тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки, в которых говорится о семье.

(Задание: закончить пословицу)

В гостях хорошо… а дома лучше.

Не красна изба углами… а красна пирогами.

Хозяюшка в дому… что оладушек в меду.

Каково на дому… таково и самому.

Дом вести… не бородой трясти.

Не нужен клад… когда в семье лад.

Учитель: Прочитайте русские пословицы о родне, родных людях и объясните их смысл.

Зять на двор – пироги на стол.

Добрая кума прибавит ума.

У кого есть дед, у того есть обед.

На что и клад, коли в семье лад.

Брат с братом на медведя ходят.

Братская любовь пуще каменной стены.

Русский человек без семьи не живет.

ри обсуждении подвести к мысли, что родные люди держатся вместе, им не страшно и на медведя, и на врага ходить; отсюда можно провести параллель – крепка семья, крепки отношения между родственниками, значит, и державе, то есть стране, ничего не угрожает, не страшны враги).

Учебная информация:

100 лет назад население России быстро увеличивалось, экономическое благополучие тоже росло не по дням, а по часам, причем большими темпами, чем в других странах. В то время в нашей стране жили такими семьями, в которых могло быть 10, 20 и более человек. Представьте себе дом на селе начала двадцатого века: дедушки, бабушки, внуки и правнуки – все вместе и все друг другу помогают. Один по хозяйству поспевает, другой в поле, третий уроки учит. Такой дом был настоящей крепостью и твердыней. За малышами ухаживали сестры, а старшие братья защищали младших. Жили весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали.

Детей в семьях было много. Каждый член семьи занимался своим делом. Глава семьи заботился об экономическом благополучии, нравственном поведении членов семьи. Подростки работали наравне с мужчинами, но имели свободное время на гуляния, старики занимались пчеловодством, чинили сбрую, мелкий инвентарь, плели лапти, вили веревки, учили этому маленьких ребятишек. Женщины вели хозяйство, содержали двор, скот; пряли.

Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Н.М. Карамзин писал: «Государственное правило ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному»

Так, А.С. Пушкин гордился своими предками до такой степени, что велел вделать пуговицу с мундира своего далекого предка Абрама Ганнибала в свою любимую трость, с которой почти не расставался и всегда с гордостью демонстрировал ее друзьям.

Происхождение определяло и положение в обществе. У древних римлян в доме обязательно были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись и приносили дары. Родословная выписывалась на отдельных свитках, которые передавались следующим поколениям. Так было и у других народов.

Таким образом, семья – это сложный организм, недаром она называется «семь я». В семье каждый из нас имеет множество воплощений: я – дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т.д.

А в ваших семьях кто вы?

(Дети делятся на две команды, проводится блиц опрос: кем являются те, кого будет называть ведущий.)

свекровь (мать мужа);

свекор (отец мужа);

теща (мать жены) ;

тесть (отец жены);

зять (муж дочери);

сноха (жена сына);

золовка (сестра мужа, жена брата);

деверь (брат мужа);

шурин (брат жены);

свояченица (сестра жены);

свояки (женатые на родных сестрах);

мачеха (неродная мать);

отчим (неродной отец);

падчерица (неродной ребенок одному из супругов).

Учитель: Молодцы! А теперь загадка про одну семью. Посчитай, сколько в ней народу.

Задам тебе задачу я.

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабуля и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому.

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – я,

Какая же у нас семья? (7 человек) 

Вокруг каждого из нас много родных, с ними мы связаны незримыми ниточками – кровью: бабушки, дедушки, дяди и тети. Есть родные, которые моложе, есть и гораздо старше нас. И тот род силен, который предков помнит и чтит. Такой род можно сравнить с большим и крепким деревом, которое имеет глубокие и сильные корни. А если много таких крепких деревьев, то и буря им не страшна. И враг не пройдет сквозь такой лес. Воистину, крепка семья – крепка Держава!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Урок семьи и семейных ценностей" в пятом классе

Цель: прививать учащимся любовь к своей семье и культивировать в них бережное отношение к семейным ценностям.Задачи:1.Познакомиться с классом,  создать атмосферу доверия и сотрудничества в коллек...

План Классного часа "Семья и семейные ценности"

Классный час 1 сентября 2012года «Семья и семейные ценности»5б класс Классный руководитель: Максимова Станислава Николаевна. Дерево держится корнями, а человек семьей.(Пословицы и пого...

Классный час о семье и семейных ценностях

Классный час о семье и семейных ценностях, пословицы и загадки о семье...

Классный час в 9 классе "Семья и семейные ценности"

Классный час о роли семьи в воспитании личности ребёнка и семейных ценностей....

Классный час на тему: «Урок семьи и семейных ценностей»

Цель классного часа: формирование у детей отношения к семье как к высшей человеческой ценности, духовно-нравственных семейных традиций и ценностей....

Классный час в 7 классе Семья и семейные ценности

Какие же семейные ценности должны присутствовать в современной семье? Домик Семья для ребёнка - это место его рождения и становления, это определённый морально-психологич...