Цели: - Обучающие: обобщение знания учащихся об их правах и обязанностях; развитие правового мировоззрения и нравственных представлений.
- Развивающие: развитие умений рассуждать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
- Воспитывающие: воспитание чувства самоуважения и уважения к другим людям.
Задачи: Закрепление знания учащихся об основных правах и обязанностях ребенка. Планируемый результат: выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами в повседневной жизни; 1. В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы: • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; • развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. 2. В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться: • принимать и сохранять учебную задачу; • пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме; 3. В сфере познавательных универсальных учебных действий получат возможность научиться: • осуществлять поиск информации о правах и обязанностях; • строить речевое высказывание в устной форме; • осуществлять анализ предлагаемых объектов; 4. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся: • формулировать собственное мнение и позицию; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • контролировать действия партнёра; •адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. Ход занятия 1. Приветствие: Скажем «Здравствуйте» руками! Скажем «Здравствуйте» глазами! Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом! У: Радостно от того, что мы собрались снова вместе для серьёзного разговора. 2. Целеполагание: (рассказывают 2 ученика) Очень много стран на свете, это знает каждый. Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза) Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент, Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент. Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок, Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок! Кем он станет завтра, маленький и нежный? Всей Земле права его – право на надежду! У: Как понимать последние слова? - Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей. Почему? (В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации» «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре). А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка 3. Объявление темы и постановка цели занятия. У: Давайте попробуем разобраться, какие права и обязанности вы имеете в повседневной жизни. - Прочитайте тему нашего классного часа («Права и обязанности ребёнка») - Как вы понимаете, что такое право? … -Из словаря Ожегова: «Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять» - Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ….(Конечно, ваши родители, семья.) - Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире. 20 ноября 1989 года эта организация приняла очень важный документ «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – это договор, который должен обязательно исполняться. В нём говорится, что государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях. Наша страна тоже подписалась под этим документом. - В Конвенции 54 статьи. - Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. - Но прежде я хотела бы вам предложить задание: подумайте и обсудите в группах, какие права вы имеете, и какие хотели бы иметь. 4.Работа в группах. (Учитель помогает в случае затруднения.) У: Вам интересно сравнить, что придумали вы сами, ребята, и что записано в этом документе? Выступления представителей групп. - Мы сегодня работаем по группам-командам не случайно: я пожелаю вам, чтобы вы в своей группе дали каждому ученику право выступить, ответить. (Учитель вывешивает на доске плакаты с надписями прав ребенка и зачитывает некоторые). Право на жизнь (жить и воспитываться в семье, насколько это возможно); Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь. Право на образование. Право на отдых и досуг. Право на личную жизнь. Право иметь имущество. Право свободно выражать свои взгляды /мнение/. Право на заботу и воспитание родителями. Право на защиту от эксплуатации и насилия. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. Право на неприкосновенность жилищ. Право на защиту своих прав - Давайте на примере литературных героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права. 5.Практическая часть классного часа Ролевая игра «Юридическая консультация» Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…» Маугли: Так случилось, что я жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети? Примерные ответы детей: - Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети. Маугли: Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право? Примерные ответы детей: - Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство. - Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблению - Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения - Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование.
6. Работа в группах. - Какие обязанности у вас есть? Обсудите в группах. Обязанности: слушаться родителей, принимать их заботу и воспитание; соблюдать правила поведения дома и в общественных местах, соблюдать правила поведения в школе У: Давайте повторим некоторые из них: 1.Добросовестно учись. 2.Соблюдай дисциплину 3. Не пропускай занятия без уважительной причины. 4. Аккуратно веди свой дневник 5.Береги школьное имущество. 6.Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях. 7.Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки. 8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. 9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их. 10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях. P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет 7. Итог. У: Давайте подведём итоги: В каком документе записаны права детей? Какой организацией он был принят? Какие права-положения из конвенции вы узнали и запомнили? Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить? (Что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом, семьёй) А ещё? (Уважай чужие права!) - И на память я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником вашей школьной жизни. - И всему классу я дарю календарь в наш классный уголок. - А какое право отмечено в календаре? (Право на отдых) - Какое ещё право вы приобрели? (Владеть имуществом) - На этом наш классный час подошел к концу. - Спасибо за работу и активное участие Памятка каждому ученику: Обязанности школьника. 1.Добросовестно учись. 2.Соблюдай дисциплину 3. Не пропускай занятия без уважительной причины. 4. Аккуратно веди свой дневник 5.Береги школьное имущество. 6.Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях. 7.Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки. 8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. 9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их. 10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях. |