Программа внеурочной деятельности "Мир общения" 7 класс
рабочая программа (7 класс)
В ходе выполнения программы используется вид внеурочной деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Мир общения" 7 класс | 66.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» города Когалыма
Согласовано Зам. директора по УВР _________Грачёва Л.А. 01.09.2017. | Согласовано Руководитель ШМО ________Воронина В.А. 01.09.2017 | Утверждено Методическим советом МАОУ «Средняя школа №5» Протокол № 5 от 31.08. 2017 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Мир общения»
для учащихся 7 класса
среднее (полное) общее образование
количество часов - 35
Программа разработана на основе на основе Федерального компонента государственного стандарта.
Составила Воронина В.А.,
высшая квалификационная категория
2017-2018 учебный год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:
- организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
- формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
- познание людьми друг друга.
Программа внеурочной деятельности «Мир общения» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-7 классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Под коммуникативной компетентностью понимаем следующее – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации собеседника (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).
В ходе выполнения программы используется вид внеурочной деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Общение играет особую роль в психологическом развитии подростков. Это развитие осуществляется следующим образом:
- обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки задач, требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
- благодаря возможности для подростка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
- вследствие благоприятных условий для раскрытия подростками своего творческого начала при общении друг с другом на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.
Основные мотивы общения:
- потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
- потребность в активной деятельности;
- потребность в признании и поддержке (личностный мотив).
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
Актуальность программы.
Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально-экономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение.
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательских средств направлена на выработку у каждого конкретного учащегося собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто «воспитывать» традиционные ценностные отношения, ученик должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.
Практическая значимость. Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе.
Цель программы:
Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность, общекультурные ценности.
Задачи:
1.Формировать у подростков представления о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения.
2.Знакомить учащихся с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
3.Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
4.Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника обществом.
5. Познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения.
6. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
7. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
8. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
Основные идеи программы
Общепедагогическая: идея талантливости каждого ученика. Ориентация педагогического процесса на личность подростка, на создание для каждого ситуации успеха, на формирование положительной Я-концепции. Нет бесталанных учеников, есть занятые не своим делом.
Социальная идея: развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Учет возрастных особенностей детей.
Принципы обучения и воспитания, заложенные в программе :
Принципы организации воспитания.
В основе программы общекультурного развития и воспитания учащихся на ступени основного общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание общекультурного развития и воспитания личности подростка. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым другим. Содержанием того педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на общекультурное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их развития и воспитания осуществляется и на основе базовых национальных ценностей.
Методы и формы организации учебно-воспитательного процесса
Формы организации :
- тренинги (коммуникативные, поведенческие),
- этические беседы,
- ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,
- дебаты,
- тематические диспуты,
- проблемно-ценностные дискуссии,
- конкурсы,
- беседы,
- проектная деятельность,
- экскурсии,
- просмотр видеофрагментов,
- групповые и индивидуальные занятия.
Методы:
- проигрывание и анализ жизненных ситуаций,
- упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).
- поведенческий тренинг,
- лекции с обратной связью,
- психологические игры,
- решение коммуникативных речевых задач,
- работа в парах,
- метод интервью,
- проблемное обучение.
Программа «Мир общения» рассчитана на обучающихся 7 «А» класса по 1 часу в неделю, программа реализуется за 35 часов в год.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОУ
Данная образовательная программа «Азбука общения» составлена в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется по плану внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное» и формирует основы культуры поведения человека в обществе.
Программа рассчитана на 1 года обучения и предназначена для 7 класса, занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляются прямыми и косвенными путями: используются теоретические и практические ситуации.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, содержание программы тесно связано с содержанием учебных предметов (русский язык, обществознание, литература). Длительность занятий 40 минут, 35 часов в год
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные :
- Развивать творческие способности детей;
- Создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых;
- Формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственного поведения, так и поведения окружающих людей;
- знание основных норм этикета и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
- извлекать необходимую информацию из текста
- определять и формулировать цель в совместной работе
- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
- планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
- соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
- адекватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учиться контролировать свою речь и поступки
- учиться толерантному отношению к другому мнению
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
- формулировать своё собственное мнение и позицию
- учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1.Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!
Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета. Для чего мы знакомимся? Разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Вежливые слова при знакомстве.
2.Дом, в котором я живу.
Заочная экскурсия по дому.
Что значить радовать родных и близких добрыми делами? Разыгрывание ситуаций. Игра «Покажи, не называя», «Кто скорее соберёт?». Игра « Кто, где живёт?».
3.Моё любимое имя.
Знакомство детей с историей возникновения имён и фамилий, их значение. Упражнения на умение строить диалог. Упражнения на развитие навыков координации совместных действий в группе. Логические упражнения, схемы описательных рассказов. Разыгрывание ситуаций. Пиктограммы-схемы, экран настроения, «волшебная» палочка. Использование предметных картинок.
4.Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)
Знакомство детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения).
5.Как хорошо быть вместе!
Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра – драматизация «Всё в порядке».
6.Внимательный ли ты слушатель?
Упражнения на развитие диалогической и монологической речи. Дать понятие, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Игра «Внимательный ли ты слушатель?». Задание «Расшифруй пословицу». Игровая ситуация. Зашифрованная пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению «Овощи».
7.Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.
Дать понятие, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Разыгрывание ситуаций, игра «Слово - творчество». Дидактическая игра «Мы разные», упражнение: «Что не так».
8.Винтики – конфеточки - мальчики и девочки.
Дать понятие культуры общения между девочками и мальчиками. Правила социального поведения. Упражнения на развитие речевой памяти. Дидактические игры, этюд, игровая ситуация.
9.Ссоры и споры.
Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность. Разыгрывание ситуаций. Игра-головоломка. Этюд.
10.Вежливость - основа воспитанности.
Доброе слово и кошке приятно. Кого бы ты назвал вежливым и почему? Какие вежливые слова вы знаете?
Способы приветствия и прощания. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Как можно поздороваться?
11.Мои умные помощники.
Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Упражнения в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Словесные игры. С помощью чего можно общаться на расстоянии, Развивать творческую инициативу. Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Разыгрывание речевой ситуации, художественное слово.
Правила поведения, общения с природой. Упражнения на развитие воображения, пантомимических навыков. Упражнение на произнесение фраз с определённой интонацией и с разной силой голоса. Разыгрывание ситуаций. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима.
12.Всё начинается со слова «Здравствуйте» .
Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Словесные игры.
13.Это слово говорят, если вас благодарят.
Как употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Художественное слово. Разыгрывание ролевой ситуации.
Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)
Как вежливо обращаться с просьбой к собеседнику? Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово.
14.Когда без извинения не обойтись?
Знакомство с правилами общения, которые используются при извинении. Как находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Словесная игра, обыгрывание ролевой ситуации.
Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость».
15.Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора).
Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.
16.У меня зазвонил телефон (поговорим по телефону).
Дать понятие, что телефон - это важное средство короткого общения. Правила общения по телефону. Разыгрывание ролевой ситуации, словесная игра «Испорченный телефон».
17.В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя) .
Игра «Опиши предмет» Моделирование ситуации «Покупатель - продавец». Словесная игра «Назови одним словом», художественное слово.
18.К нам гости пришли!
Знакомство с правилами гостевого этикета. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.
Атрибуты для приёма гостей, шапочки для инсценировки.
19.Азбука общения.
Определение понятия общения. Для чего нужно общение? Этапы умения хорошо слушать: услышать, понять и повторить. Признаки плохого умения слушать. Изображение (невербально), как слушаешь: приятеля, воспитателя, учителя. Упражнения «Телефон», «Повтори», «Инопланетянин», «Интервью», «Сидя, стоя» (на выбор), сказка- притча «Голова и хвост змеи».
20.Волшебная палочка - это речь.
Наука «риторика», ее значение и история.
Интонация и решение проблем: тон, темп, громкость речи. Пояснение этих понятий и упражнение на художественном материале. Передача речью настроения, чувства, состояние говорящего. Ситуации, в которых ты говоришь (темп, тон, громкость). Чистоговорки, скороговорки. Умение вести беседу.
21.Гостям всегда рады.
Мы идем в гости. Кого бы вы пригласили к себе в гости? Знаете ли вы, как приглашать и принимать гостей? Чтение и анализ художественных произведений. Импровизация «Игра в гостей». Анализ ситуации « Ко мне пришли гости». Правила приема гостей в доме и правила поведения для гостей. Практикум «К нам гости пришли». Разыгрывание сценки прихода гостей на день рождения с подарками. Правила приема гостей. Просмотр и обсуждение слайдов на тему «Хорошо-плохо». «Игровая» передача по телевизору (дети обыгрывают слова «диктора») Рисование по теме беседы для выставки детских работ. Стихотворение А. Хайт «В квартире нашей все блестит…». Инсценировка отрывка из сказки С.Маршака « Кошкин дом». Правила поведения в гостях.
22.Если с другом вышел в путь.
Что означает слово «дружба?» Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Стихотворение «Дружный класс». Сюрпризный момент «Пожелания другу».
Обсуждение ситуаций на мультимедийном проекторе. Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно».
Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы.
23.Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья.
Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего? Ты хорошо знаешь своих друзей? Ситуация « Перед днем рождения ты поссорился со своим другом. Пригласишь ли ты друга?», « У тебя сеть сладости. Поделишься ли ты с другом?», «Твой друг заболел. Что ты будешь делать?»
24.Почему люди ссорятся?
Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Рассказать между кем могут происходить конфликты (дети и родители, мужчина, женщина, сверстниками, внутри себя) Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи «Трудно угодить всем» или « Сюжет», Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай» (на выбор ) .Притчи.
25.Правила поведения в столовой.
Анализ поведения за столом героев сказки А.Толстого «Золотой ключик». Формулирование правил поведения за столом. Зачем нам нужны правила поведения за столом? Игра «Мозговой штурм» (Выбери верный вариант ответа). Анализ поведения за столом героев сказки А. Милна «Вини- Пух и все-все». Экскурсия в столовую.
26.Правила поведения в библиотеке.
Расставьте книги так, чтобы можно было прочитать пословицу. Объясните смысл пословицы? Где живут книги? Когда мы посещаем библиотеку? Рассказ о библиотеке. Правила поведения в библиотеке. Игра « Доскажи словечко» или «Угадай героев книг». Конкурс «Лучший читатель года». Стихотворение « Как мы жили бы без книг?» Экскурсия в библиотеку.
27.Как дарить подарки?
Нравится ли вам получать подарки? Как выбрать подарок? Как дарить подарок? Правила этикета при получении подарка.
Поздравление и пожелание. Упражнение « Подарок»
( поздравление бабушке с приездом мартышки и попугая).
28.Культура общения
Инценировка отрывка сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Где нельзя громко разговаривать и почему? Чтение стихотворения « В музее, кинотеатре и трамвае…» Игра « Моя кошка делает вот так…». Формулирование правил речевого поведения. Разыгрывание ситуаций.
29.Волшебные слова.
Чтение стихотворений. Игра «Подскажи волшебное словечко». Игра «Выполни просьбу, если услышишь волшебное слово». Просмотр и обсуждение ситуаций (презентация). От чего зависит сила волшебных слов?
30.Да здравствует вежливость!
Что значит вежливость? Игра « Волшебные слова».
Отгадать рассказ – загадку. Разыгрывание ситуаций. Анализ ситуаций. Игра на внимание «Не ошибись!» Повторим все волшебные слова в игре « Вставь слово». Разучивание пословиц. Стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы». Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Для того чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее.
31.Вежливый отказ
Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой? Чтение и анализ стихотворений « Не выучил» А.Шибаев, «Подарите крокодила» Э.Мошковская. Знакомство с речевыми ответами: вежливыми отказами. Разыгрывание ситуаций.
32.Правила общения с окружающими .
Только вежливому, воспитанному и добром; человеку окружающие люди всегда относятся доброжелательно.
Игра «Узнай эмоцию по фотографии» От чего зависит наше настроение? Басня « Птичий двор» (инсценировка)
-Какие чувства вы испытываете, когда сталкиваетесь с конфликтами? Игра «В кругу симпатий». Игра
«Ласковушки». «Вежливый телефонный разговор». Практическое задание: «Положительные и отрицательные качества личности человека».
Составление « Дерева вежливости».
33.Правила поведения на уроке и на перемене
Чтение стихотворения по теме Я. Аким «Идут гурьбою школьники…»,М.Танич. «Урок поведения». Поочередное чтение стихотворений С.Я.Маршака о правилах поведения в школе, Б. Заходер «Перемена». Анализ фотовыставки « Наш класс на перемене».
34.Беседа по телефону
. Загадка о телефоне. История возникновения телефона. Инсценировка отрывка К.Чуковского «Телефон». Демонстрация детьми импровизированных разговоров по телефону.
35.Язык, мимика и жесты.
Из истории древней Греции и баснописце Эзопе. Игра «Актер». Какие жесты не положены в обществе воспитанных людей? Инсценировка и анализ сказки Л.Мурра «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№п/п | Название темы | Количество часов (всего) | Количество часов (теория) | Количество часов (практика) |
1 | Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! | 1 | 1 | |
2 | Дом, в котором я живу | 1 | 1 | |
3 | Моё любимое имя | 1 | 1 | |
4 | Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?) | 1 | 1 | |
5 | Как хорошо быть вместе! | 1 | 1 | |
6 | Внимательный ли ты слушатель? | 1 | 1 | |
7 | Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят. | 1 | 1 | |
8 | Винтики – конфеточки - мальчики и девочки | 1 | 1 | |
9 | Ссоры и споры | 1 | 1 | |
10 | Мои умные помощники | 1 | 1 | |
11 | Всё начинается со слова «Здравствуйте» | 1 | 1 | |
12 | Это слово говорят, если вас благодарят | 1 | 1 | |
13 | Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?) | 1 | 1 | |
14 | Когда без извинения не обойтись | 1 | 1 | |
15 | Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) | 1 | 1 | |
16 | У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону) | 1 | 1 | |
17 | В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя) | 1 | 1 | |
18 | К нам гости пришли! | 1 | 1 | |
19 | Азбука общения | 1 | 1 | |
20 | Волшебная палочка - это речь | 1 | 1 | |
21 | Гостям всегда рады | 1 | 1 | |
22 | Если с другом вышел в путь | 1 | 1 | |
23 | Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья | 1 | 1 | |
24 | Почему люди ссорятся? | 1 | 1 | |
25 | Правила поведения в столовой | 1 | 1 | |
26 | Правила поведения в библиотеке | 1 | 1 | |
27 | Как дарить подарки? | 1 | 1 | |
28 | Культура общения | 1 | 1 | |
29 | Волшебные слова | 1 | 1 | |
30 | Да здравствует вежливость! | 1 | 1 | |
31 | Вежливый отказ | 1 | 1 | |
32 | Правила общения с окружающими | 1 | 1 | |
33 | Правила поведения на уроке и на перемене | 1 | 1 | |
34 | Беседа по телефону | 1 | 1 | |
35 | Язык, мимика и жесты | 1 | 1 | |
Итого: | 35 | 21 | 14 |
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
№п/п | Название темы | Коли- чество часов | Форма организации | Планируемые результаты | Дата | ||||||||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||||||||||||||
регулятивные | коммуникативные | познавательные | По плану | Фактич. | |||||||||||||||
1 | Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! | 1 | Ролевая игра | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей плане; | Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения проблем | Строить сообщения в устной и письменной форме; | Овладение приемами коммуникации. | 07. 09 | ||||||||||
2 | Дом, в котором я живу | 1 | Заочная экскурсия | знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования. | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Развитие у школьников конструктивных способов взаимодействия в социуме. | 14. 09 | ||||||||||
3 | Моё любимое имя | 1 | Презентация про имя. | знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Формирование и систематизация знаний учащихся об особенностях общения | 21. 09 | ||||||||||
4 | Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?) | 1 | Ролевая игра | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования. | вносить необходимые коррективы в действие | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Актуализация, углубление знаний о вежливости. | 28 .09 | ||||||||||
5 | Как хорошо быть вместе! | 1 | Групповая работа | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования. | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Овладение учащимися методами и формами групповой работы | 05. 10 | ||||||||||
6 | Внимательный ли ты слушатель? | 1 | Анкетирование, игра | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования. | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; | Овладение приемами коммуникации. | 12. 10 | ||||||||||
7 | Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят. | 1 | Наблюдение | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования. | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Развитие у школьников конструктивных способов взаимодействия в социуме. | 19. 10 | ||||||||||
8 | Винтики – конфеточки - мальчики и девочки | 1 | Ролевая игра | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования. | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; | Формирование и систематизация знаний учащихся об особенностях общения | 26. 10 | ||||||||||
9 | Ссоры и споры | 1 | Выработка правил, этюды | знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования. | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в общении | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Актуализация, углубление знаний о вежливости. | |||||||||||
10 | Мои умные помощники | 1 | Тестирование | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования. | Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства общения | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Овладение учащимися методами и формами групповой работы | |||||||||||
11 | Всё начинается со слова «Здравствуй- те» | 1 | Выработка правила, словесные игры | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования. | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | строить сообщения в устной и письменной форме; | Овладение приемами коммуникации. | |||||||||||
12 | Это слово говорят, если вас благодарят | 1 | Прект « Моя записная книжка» | знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение | Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства общения | строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; | Формирование и систематизация знаний учащихся об особенностях общения | |||||||||||
13 | Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?) | 1 | Беседа, разыгрывание ролевой ситуации | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования | выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Актуализация, углубление знаний о вежливости. | |||||||||||
14 | Когда без извинения не обойтись | 1 | Наблюдение, словес- ная игра | знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; | Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; | Овладение учащимися методами и формами групповой работы | |||||||||||
15 | Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) | 1 | Тренинг | способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении | Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; | Овладение приемами коммуникации. | |||||||||||
16 | У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону) | 1 | Ролевая игра | способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования. | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Актуализация, углубление знаний о вежливости. | |||||||||||
17 | В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя) | 1 | Ролевая игра, моделирова- ние ситуации | знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; | Овладение приемами коммуникации. | |||||||||||
18 | К нам гости пришли! | 1 | Проект «Открытка на день рожде- ния» | способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | строить сообщения в устной и письменной форме; | Актуализация, углубление знаний о вежливости. | |||||||||||
19 | Азбука общения | 1 | Анкетирование | способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования. | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; | Формирование и систематизация знаний учащихся об особенностях общения | |||||||||||
20 | Волшебная палочка - это речь | 1 | Практическое задание «Я-оратор». | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства общения | поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Развитие у школьников конструктивных способов взаимодействия в социуме. | |||||||||||
21 | Гостям всегда рады | 1 | Групповая работа, инсценировка отрывка | способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования. | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; | Актуализация, углубление знаний о вежливости. | |||||||||||
22 | Если с другом вышел в путь | 1 | Тестирование, игра на внимание | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства общения | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Овладение учащимися методами и формами групповой работы | |||||||||||
23 | Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья | 1 | Экскурсия в ДК, тренинг | способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; | Овладение учащимися методами и формами групповой работы | |||||||||||
24 | Почему люди ссорятся? | 1 | Исследовательская работа | способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования. | использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства общения | поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Актуализация, углубление знаний о вежливости. | |||||||||||
25 | Правила поведения в столовой | 1 | Ролевая игра, экскурсия в столовую | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; | Овладение учащимися методами и формами групповой работы | |||||||||||
26 | Правила поведения в библиотеке | 1 | Экскурсия в библиотеку | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования | адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; | использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства общения | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Овладение учащимися методами и формами групповой работы | |||||||||||
27 | Как дарить подарки? | 1 | Изготовление подарка другу, разыгрывание ситуаций | способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; | Актуализация, углубление знаний о вежливости. | |||||||||||
28 | Культура общения | 1 | Групповая работа | знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования. | использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства общения | строить сообщения в устной и письменной форме; | Развитие у школьников конструктивных способов взаимодействия в социуме. | |||||||||||
29 | Волшебные слова | 1 | Выработка правил, просмотр презентаций | способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | строить сообщения в устной и письменной форме; | Формирование и систематизация знаний учащихся об особенностях общения | |||||||||||
30 | Да здравствует вежливость! | 1 | Изготовление памятки, игра на внимание | знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования. | использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства общения | строить сообщения в устной и письменной форме; | Актуализация, углубление знаний о вежливости. | |||||||||||
31 | Вежливый отказ | 1 | Просмотр видеофильма | знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Овладение учащимися методами и формами групповой работы |
32 | Правила общения с окружающими | 1 | Тестирование | знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования. | использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства общения | строить сообщения в устной и письменной форме; | Формирование и систематизация знаний учащихся об особенностях общения | ||
33 | Правила поведения на уроке и на перемене | 1 | Разработка памятки,фото выс тавка | знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; | Актуализация, углубление знаний о вежливости. | ||
34 | Беседа по телефону | 1 | Ролевая игра | знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования. | • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | строить сообщения в устной и письменной форме; | Овладение учащимися методами и формами групповой работы | ||
35 | Язык, мимика и жесты | 1 | Итоговый проект, инсценировка сказки | способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении | устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования. | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Овладение учащимися методами и формами групповой работы |
7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
Средства обучения: Интерактивное оборудование, ноутбук, компьютер, светлый класс, электронные средства обучения, диски для просмотра мультфильмов и фильмов по темам, технические средства обучения.
Методическая литература для учителя:
- Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург : «АРД ЛТД», 1998. – 192 с.
- Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья./ В.В. Ветрова. - М. : Педагогическое общество России, 2012. – 192 с.
- Звездина, Г.П.Классные часы в основной школе (Программа факультатива « Я и Мир») / Г.П Звездина, Т.П. Щербакова. – М : ТЦ Сфера, 2011.
- Игры: обучение. Тренинг, досуг / под. ред. Петрусинского В.В. - М. : Новая школа, 1994.
- Кащенко, В.В. Педагогическая коррекция / В.В. Кащенко. - М. : Просвещение, 1994.
- Классные часы в 5-7 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. –Волгоград : Учитель, 2012. – 204 с.
- Кащенко, В.В. Школа оптимизма : Внеклассные мероприятия, классные часы: 5-7 классы / В.В Кащенко. - М. : ВАКО, 2013. – 160 с.
- Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М. : Флинта, 2013. -128 с.
- Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития,1997. – 240 с.
- Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы /сост. Козлова М.А.- М. : Издательство «Экзамен», 2012. - 317 с.
- Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014.- 128 с.
- Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2013. – 80 с.
- Обучение и воспитание в школе / под редакцией В.В. Воронковой. - М. : Просвещение, 1984.
- Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы: Пособие для воспитателей и учителей / Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титова. – М. : АРКТИ, 2009 . – 312 с.
- Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для 5-8 лет / авт. сост. Н.В.Макарычева. - М. : АРКТИ, 2010. – 80 с.
- Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб. : Речь,2007. - 296с.
- Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. - СПб. : 2007. – 224 с.
Литература для учащихся:
- Барто, А. Медвежонок-невежа / А. Барто. – Ленинград : Детская литература 1984 . – 5 с.
- Пушкин, А. Сказка о рыбаке и рыбке / А. Пушкин – Москва : Детская литература 1998 г. – 23 с.
- Маршак, С.Я. Сказки, песни, загадки / С.Я. Маршак. - М. : Детская литература 1987 г.
- Ноев ковчег: Легенды, сказки, стихи и рассказы о животных народов и писателей мира: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/ Сост.Э.И. Иванова. – М. : Просвещение, 1993.- 352с.: ил.
- Носов Н. Фантазеры. Рассказы / Н. Носов – М: Детская литература, 1977.- 221 с. с ил.
- Осеева, В. Волшебное слово: рассказы / В. Осеева – М.: Детская литература, 1988. – 70 с.
- Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб : Речь, 2007. -296 с.
- Сент-Экзюпери, А. Маленький принц / А. Сент Экзюпери; пер. с французского А.В. Кривцова. – М. : Худож. лит, 2000.
- Родари Дж. Приключения Чиполлино / Дж. Родари. Мери Поппинс/ П. Треверс. Маленький принц/ А. де Сент-Экзюпери; Л.З. Лунгиной.- Мн.: Беларусь, 1986. – 431 с
- Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. - СПб. : 2007. – 224 с.
- Толстой, Л.Н. Ясная поляна / Л.Н. Толстой – М. : Детская литература. 1988. – 143 с
- Читаем детям. Книга для чтения: Пособие для воспитателя/ Авт.-сост. З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадуллин, С.Г. Сулейманова; под.ред.З.Г. Сахиповой. – Ил. Худож. А.М. Гусарова.- Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1987. – 239с.: ил.
- Н.А.Лемяскина «Культура общения», книга для учащихся/Воронеж, 2003.-123с.
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Учащиеся смогут узнать :
- о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
- о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
- о конфликтах и способах их разрешения;
- об основных моделях коммуникативного поведения;
- о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.
Учащиеся смогут научиться :
- соблюдать личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;
- анализировать поступки свои и других людей ;
- вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
- владеть коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
- адекватно отвечать на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.
использовать нормы и правила поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
- адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
- адекватной самооценкю, ответственности за свои поступки;
- взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми
Практический выход деятельности учащихся :
- создание и защита проектов;
- создание памяток для учащихся;
- организация праздников и конкурсов;
- участие в тренингах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность
Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС
Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС...
Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"
Программа «Дружный класс» представляет собой комплексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие установок толерантности у учащихся начальной школы. Включает в себя непоср...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...