Методическая разработка. Проект воспитания и социализации "Наш класс - наша семья"
проект
Цель Проекта: формирование и сохранение семейных ценностей и традиций; создание условий для развития российской идентичности, обладающей важнейшими качествами гражданина своего Отечества и способной успешно выполнять гражданские обязанности; повышения роли и ответственности семьи в воспитании своих детей.
Задачи Проекта: формирование и сохранение семейных ценностей и традиций; укрепление активного взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания подрастающего поколения; укрепление внутрисемейных и межпоколенных связей, формирование духовно-нравственного сознания школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8._metodicheskaya_razrabotka._vospitatelnyy_proet._manzyk_m.v.docx | 406.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Любовь, беседа и признание - мой метод воспитания»
Пояснительная записка
Воспитательный проект «Наш класс- наша семья» является частью основной программы воспитания «Мы вместе!» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа микрорайона Вынгапуровский» муниципального образования город Ноябрьск (далее – Проект).
Проект показывает, каким образом классный коллектив (классный руководитель, родители, учащиеся, социальные партнеры класса и школы) могут реализовать воспитательный потенциал и тем самым стать примером яркого тандема «школа+дети+родители».
В центре Проекта находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации Проекта станет сплочение семьи и школы, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Проект разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Семейным Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Закон Российской Федерации «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 № 436ФЗ, Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Приказом Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г №2106 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»; Межведомственной программой развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года; Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2013 №55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»; Программой развития МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский до 2021 г.г.; Положение о деятельности классного руководителя, Программой воспитания МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский до 2025г и др. локальными актами.
Проект отражает: формирование у учащихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности; взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания.
Воспитательный проект «Наш класс- наша семья» – это описание системы реализуемых форм и методов работы с обучающимися в содружестве с родителями. Проект рассчитан на пять лет.
Актуальность Проекта заключается в том, что выявленная проблема сохранения семейных ценностей и традиций, укрепление межпоколенных связей, повышение роли и ценности каждого члена семьи в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, равнодушия, эгоизма, цинизма, немотивированной агрессивности, роста национализма, при устойчивой тенденции падения престижа семейных устоев и внутрисемейных связей, касается не только отдельно взятого класса, но и проблем школы (города) в целом. Только совместные усилия класса, школы и семьи, целенаправленная работа в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, взаимодействия социальных институтов и сохранения семейных традиций, помогут в воспитании личности с российской идентичностью, активной гражданской позицией в обществе; воспитании человека, способного реализовать себя в будущем на благо Родины, САМОстоятельного и САМОопределившегося. Выделение данного приоритета в воспитании учащихся связано с особенностями подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций.
Цель Проекта: формирование и сохранение семейных ценностей и традиций; создание условий для развития российской идентичности, обладающей важнейшими качествами гражданина своего Отечества и способной успешно выполнять гражданские обязанности; повышения роли и ответственности семьи в воспитании своих детей.
Задачи Проекта: формирование и сохранение семейных ценностей и традиций; укрепление активного взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания подрастающего поколения; укрепление внутрисемейных и межпоколенных связей, формирование духовно-нравственного сознания школьников.
- Формы и методы реализации Проекта: коллективные творческие дела, классные часы, интерактивные занятия, музейные Уроки и экскурсии; групповые творческие занятия с учащимися, педагогами и родителями; внеурочная деятельность и занятия по дополнительному образованию, факультативные занятия с учащимися по профориентационному направлению, художественному и техническому творчеству; профориентационные занятия с родителями и выпускниками школы; диспуты и брифинги «100 вопросов на тему о…»; «Моя семья – моё богатство», круглые столы с родителями и учащимися «Традиции моей семьи- традиции моего народа»; ярмарки семейного творчества; работа семейного спортивного клуба; акции, встречи и беседы, психологические тренинги, консультирование, социально-педагогическая работа с семьями «группы риска». В рамках реализации программы предусмотрена работа со всем коллективом школы по укреплению традиций (семейных и школьных), духовно-нравственное восстановление семьи.
Направления деятельности Проекта: рассчитана на весь учебный год по направлениям:
- мониторинги уровня воспитанности и нравственных качеств учащихся (Методики А.Н. Лутошкина и Л.В. Байбородовой; рейтинг класса в ОУ; социометрия, тесты А.А. Андреевва и Е.Н. Степанова, анкета «Я и моя школа». Методика П.В.Степанова, Д.В.Григорьева, И.В. Кулешовой «Диагностика личностного роста», методика Капустина «Изучение воспитанности учащихся; методика М.И. Шиловой. Анкетирование детей (сводный лист уровня воспитанности); методика А. А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью». Анкетирование для родителей «Удовлетворенность воспитательным процессом в классе» и др.
- «Мой портфолио» (дневник личностных достижений учащегося); мониторинги по учебным предметам (приложение1. Портфолио учащегося);
- просветительская и консультативная деятельность с участниками образовательного процесса; педагогическое наблюдение; практическая, воспитательная работа с учащимися и их родителями (учебная и внеурочная деятельность); создание видео «Мультфильм о нашем классе. Сочинения о моей семье и моем классе «Мой класс. Моя семья» (сравнительный анализ). (приложение 2. Выступление на ГМО «Опыт работы классного руководителя).
Ожидаемые результаты Проекта:
- повышение общего уровня воспитанности учащихся и уровня духовно-нравственного воспитания школьников;
- снижение правонарушений среди несовершеннолетних;
- количественный охват обучающихся, включенных в систему дополнительного образования и внеурочную деятельность;
- привлечение родительской общественности к управлению школой, классным коллективом;
- количественный охват обучающихся и родителей, участников конкурсных мероприятий и фестивалей, клуба семейного творчества, общественных объединений;
- повышение результативности участия в городских семейных конкурсах и фестивалях;
- повышение активности семей в работе клубов «выходного дня» и социальных акциях школы и микрорайона.
Критерии эффективности Проекта:
- доля обучающихся классного коллектива, охваченных системой дополнительного образования и внеурочной деятельности, клубными формами, общественной деятельностью (не менее 100 %);
- доля результативности участия родителей и обучающихся класса в конкурсах различного уровня (не менее 70% от числа участвующих в конкурсах обучающихся);
- охват обучающихся общеразвивающими программами дополнительного образования и современными программами каникулярного отдыха (удельный вес численности детей, участвующих в программах активного каникулярного отдыха, в общей численности обучающихся класса) – не менее 70%;
- доля родителей-волонтеров класса, привлечённых в реализацию модели сетевого взаимодействия «Школа – социокультурный центр» - до 15%;
- повышение активной гражданской позиции участников образовательного процесса (количество участников акций социального характера и общественных мероприятий) -не менее 75%.
Содержание проекта
(коллективно-творческие дела учащихся класса и их родителей)
Направление здоровьесбережение: «Будь здоров!» | Гражданско- патриотическое и экологическое направление «Я – гражданин России» |
- Организация горячего питания учащихся - Туристский слет, совместно с родителями;
|
-Фестиваль солдатской песни, инсценированной военной песни; -Военизированная эстафета «А, ну-ка, парни», «Папа и я – сильная команда»; -Встреча с выпускниками школы «Для вас всегда открыта в школе дверь»;
|
Профориентация и трудовое направление «Кем быть?» | Духовно-нравственное и социальное направление «Мир моей семьи» |
-Добровольческие акции совместно с родителями «Чистый кабинет», «Красивая школа», «Мастера и мастерицы», «Умелые руки папы и сына»; -Реализация проектов «Город мастеров», «Я выбираю профессию»; -Встречи с родителями разных профессий, трудовыми династиями, работающими в микрорайоне; -Социальные практики, экскурсии на производства микрорайона; -Участие в Месячнике профориентации и акции «АРТ-ПРОФИ»;
|
|
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует индивидуальную работу с учащимися; работу с учителями-предметниками; работу с родителями обучающихся или их законными представителями.
Индивидуальная работа с обучающимися:
Работа строится на поддержке каждого учащегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбором профессии, контроля успеваемости и т.п.). Индивидуальная работа с учащимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи; проводится коррекция поведения учащегося через частные беседы с ним и его родителями.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
регулярное информирование родителей о школьных успехах
и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом. Организация родительских собраний - 1 раз в четверть с тематикой «Наши успехи и достижения. Проблемы и пути их решения», «Реализация совместных детско-родительских проектов»; помощь родителям учащихся в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками. Реализация школьной программы «Семья – начало всех начал» и участие в проектах «Город мастеров», «Самый дружный ИнтерКасс», «Семейные научные лаборатории», сетевом региональном проекте «ЮнАрктика»; создание и организация работы родительского комитета класса; регулярное вовлечение членов семей учащихся к организации и проведению дел класса и школы. Заседания родительских активов классов, Совета Отцов и Управляющего совета школы; организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Самоуправление на уровне класса осуществляется через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления; через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса: совет физкультуры, совет учащихся класса, старшие вожатые; пресс-медиа-центр класса и т.п.; С целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения проводится Самоанализ, по итогам которого лучших учащихся, родителей класса награждают переходящим кубком и благодарственными письмами. В ходе выявленных проблем воспитательного проекта корректируется работа с классным и родительским коллективами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Проект для учеников 5 класса «Путешествие в Древний Египет»
Проектная деятельность является одним из методов развития познавательного интереса учащихся во внеурочное время. В условиях, когда необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы шк...
Методическая разработка. Проект для учеников 5 класса «Путешествие в Древний Египет»
Проектная деятельность является одним из методов развития познавательного интереса учащихся во внеурочное время. В условиях, когда необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы шк...
Методическая разработка. Проект «История моей семьи в истории моей страны».
Проект разрабатывался и был реализован к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Но представленную схему можно приметить к любому другому проекту....
Методическая разработка "Проект воспитания и физического развития "Моя спортивная страна" для организации внеурочной деятельности школьников 5-6-х классов
Методическая разработка «Проект воспитания и физического развития «Моя спортивная страна» предназначен для организации внеурочной работы с детьми в возрасте 11-12 лет. Проект полностью соответствует т...
Методическая разработка Проект «Мы будем помнить…», направленный на патриотическое воспитание кадет
Информационная карта проекта 1. Название проекта: «Мы будем помнить…».2. Цель проекта: формирование у воспитанников ...
Методическая разработка проекта "Воспитание культуры здоровья у студентов"
Воспитание культуры здоровья, формирование здорового образа жизни у студентов посредством пропаганды ЗОЖ и спортивно-массовых мероприятий...
Методическая разработка - проект "Откуда книга пришла в нашу жизнь"
исследование и изучение доступных сведений об истории возникновения и создания книги, приобщение воспитанников к книжной культуре и повышение интереса к чтению и стремления получать знания...