Методическая разработка "Проект воспитания и физического развития "Моя спортивная страна" для организации внеурочной деятельности школьников 5-6-х классов
методическая разработка по физкультуре (5, 6 класс) по теме

Григорьева Ольга Анатольевна

Методическая разработка «Проект воспитания и физического развития «Моя спортивная страна» предназначен для организации внеурочной работы с детьми в возрасте 11-12 лет. Проект полностью соответствует требованиям ФГОС, при этом является уникальным, новаторским и включает в себя три основных направления развития детей: духовно-нравственное, социальное, физкультурно-оздоровительное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moya_sportivnaya_strana_glavnyy.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Санкт-Петербургский губернаторский ФМЛ № 30

Рассмотрена                                                                                                                                              Утверждаю

Педагогическим советом                                                                                                                      директор ГБОУ СПБ ГФМЛ № 30                                                                      ГБОУ СПБ ГФМЛ № 30

_____________________                                                                                                            

(дата)

_______________                                                                                                                                                               ______________________

( № протокола)                                                                                                                                                                     (дата, №  приказа)                             

Проект воспитания и физического развития

«Моя спортивная страна»

по комплексной организации

внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов

ГБОУ СПб ГФМЛ  № 30

Возраст учащихся  11 - 12 лет

Срок реализации:  ежегодно в течении года.

Составитель :

Григорьева Ольга Анатольевна

учитель ф.к. высшей категории

Санкт- Петербург, 2014 год

Информация об организации-заявителе

ГБОУ Санкт-Петербургский губернаторский физико-математический лицей № 30.

Адрес:  г.Санкт-Петербург, ул. Шевченко д.32 к.2.

 

Одним из важнейших направлений обучения в лицее является физкультурно-оздоровительное направление.  Для полноценного физического развития детей в лицее работают спортивные секции по различным видам спорта, где занимаются дети от 10 до 17 лет. Это – баскетбол, волейбол, мини-футбол, настольный теннис, спортивное ориентирование, рафтинг, туризм. Лицей сотрудничает с СДЮСШОР № 1 и СДЮШОР № 2 Василеостровского района, со спорткомплексом «Бассейн на Гаванской».

        Традиции школы

Постоянное участие в таких спортивно-массовых соревнованиях, как:

  • Спортивные президентские игры
  • Первенство КЭС-Баскет по баскетболу
  • Школьная Спортивная Лига (баскетбол, волейбол)
  • Футбольный турнир «Мишка» (мини-футбол в школу)
  • Зимние Спортивные Президентские игры
  • Ежегодный общешкольный туристический слет
  • Лыжня России
  • Спортивный День здоровья и День защитника Отечества
  • Первенства и Чемпионаты Санкт-Петербурга и России по рафтингу

Лицеисты ежегодно принимают участие и становятся призерами и победителями на соревнованиях районного, городского, республиканского и российского уровня. Уже несколько лет ФМЛ 30 является победителем баскетбольных, волейбольных, теннисных, по плаванию и шахматам районных этапов Спортивных Президентских Игр по старшему возрасту и Школьной спортивной Лиги в разных возрастах. Успешно выступают в состязаниях «Кэс-Баскет» и соревнованиях по рафтингу.  Многие лицеисты имеют высокие спортивные разряды по рафтингу, являются кандидатами в мастера спорта и мастерами спорта России. В 2015 году  учеников выполнили нормативы комплекса ГТО на золотой значок и более 100 – на серебряный.  Все это – результат систематической работы  в спортивно-оздоровительном направлении.

Тип проекта внеурочной деятельности: Педагогический.

Участники: Учащиеся 5-6-х классов, учителя ф.к., педагоги ОДОД.

По времени: Долгосрочный, с сентября – по июль.

Руководитель проекта: 

учитель физической культуры высшей категории Григорьева О.А.,

Обоснование и актуальность проекта

Возраст 10-12 лет – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. В этом возрасте не только закладываются основы физического развития и создается фундамент для воспитания физических качеств, но и  ярко проявляется желание ребенка самореализоваться и достичь успехов  в том или ином виде деятельности. В то же время высокий ритм жизни и загруженность детей не позволяют ребенку практически ознакомиться со всеми видами и направлениями деятельности, чтобы понять – чем именно ему хотелось бы заниматься в дальнейшем, где он сможет достичь высоких успехов, психологического и эмоционального комфорта и самореализоваться. Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в школе остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной, познавательной, социальной, творческой и двигательной активностью, особенно если ребенок по незнанию выбирает занятия теми видами спортивной, общественно-значимой или творческой деятельности, которые ему не подходят в силу физических или психо-эмоциональных индивидуальных особенностей. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа лицея предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, с другой стороны для решения основной задачи сохранения и укрепления здоровья и всестороннего личностного роста необходимо обеспечить оптимальный вариант развития для каждого ребенка индивидуально с учетом всех его индивидуальных особенностей. Многие из поступающих в лицей детей не имеют необходимых практических знаний о многообразии физической культуры и, связанной с ней, социальной, творческой и познавательной деятельности, для того, чтобы определиться с тем направлением, которым хотели бы заниматься в дальнейшем (возможно – в течении всей жизни) и в которых могли бы развиваться полноценно как личность и реализовывать свои потребности и амбиции. Следовательно, и в соответствии с ФГОС,  возникает необходимость создания такой системы массовой работы с детьми, при которой, происходила бы плотная взаимосвязь и интеграция оздоровительной физкультурно-спортивной деятельности в образовательную, творческую, социальную, что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья каждого ребенка, формированию привычки здорового образа жизни и активной жизненной позиции.

Проект «Моя спортивная страна» предназначен для помощи детям в их самоопределении в отношении направления дальнейшей творческой и социальной жизни и осознанного выбора каждым ребенком наиболее подходящего ему (в соответствии с его индивидуальными  особенностями) вида деятельности. Поскольку в лицее хорошо развито физкультурно-оздоровительное направление, лицей имеет тесные связи с профильными спортивными  организациями и устоявшиеся традиции в области физической культуры и спорта, основой проекта является физкультурно-спортивная деятельность лицея. Давно известно, что в любом спортивном событии задействованы люди самых разных профессий – от самих спортсменов, тренеров или менеджеров команд, до организаторов, политиков, экономистов, обслуживающего персонала, представителей СМИ, деятелей общественных фондов и организаций и так далее.  Принимая участие в проекте ребенок сможет на практике не только ознакомиться с различными видами спорта, но и опробовать свои силы в общественно-политической и социальной деятельности связанной со спортом (т.е. выступить в роли тренера, журналиста, фотографа, принять участие в публичных выступлениях, проявить себя, как  организатор массовых мероприятий и т.д.).

Данный проект уникален тем, что:

1)  Направлен не исключительно на оздоровительную составляющую физкультуры и спорта, а комплексно охватывает множество различных видов деятельности,  о которых ребенок, возможно, ранее имел ложное представление, поскольку был знаком с ними только понаслышке. В проекте же он может опробовать все их на практике, при этом программа проекта  предусматривает развитие и воспитание ребенка всестороннее с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, в чем полностью соответсвует современным требованиям ФГОС. Участвуя в проекте ребенок сможет сделать самостоятельный осознанный выбор того направления, в котором он сможет развиваться как личность и как будущий профессионал, где сможет наиболее полно раскрыть свой творческий и личностный потенциал.

2) Несмотря на то, что в основе проекта лежит физкультурно-оздоровительная деятельность, в данном проекте могут принимать участие дети с самым разным уровнем физической подготовки и развития, в том числе дети из разных групп здоровья.  Таким образом проект привлекает к здоровому, активному и физически полноценному образу жизни детей с разными физическими возможностями, адаптирует их  в коллективе сверстников, помогает сделать выбор в сторону активной и деятельной жизненной позиции в дальнейшем.

 Для реализации проекта планируется привлечение квалифицированных специалистов – учителей физической культуры, тренеров-преподавателей СДЮСШОР, педагогов отделений дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности, творческих и знаменитых людей Санкт-Петербурга, спортивного  психолога. Проект «Моя спортивная страна» предоставляет максимум возможностей для реализации комплекса задач.

 Цель проекта внеурочной деятельности

1. Создать условия для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности.

2. Через привлечение к многообразию спортивной и, окружающей спортивную деятельность, творческой, духовной и социальной жизни, создать оптимальные условия для развития личности школьников 5-х классов, их творческих способностей; воспитания нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

3. Повысить эффективность  физкультурно – оздоровительной работы с детьми 5-х классов  в рамках внеурочной деятельности через теоретическое и практическое ознакомление с разнообразными видами спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, в том числе редкими и не предусмотренными школьной программой с использованием современного и нестандартного спортивного оборудования.

4. Сформировать у школьников основы здорового и активного образа жизни, добиться ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

5. Организовать благоприятные условия для будущего формирования и самореализации здоровой, активной, творческой и физически крепкой личности.

6. Повысить эффективность патриотической и духовно-нравственной работы с детьми 5-х классов, через изучение событий, связанных с физической культурой и спортом.  

7. Повысить эффективность занятий спортом и физической культурой школьников с учетом их возрастных и индивидуальных предпочтений, способностей и возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.

   

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Расширение знаний и умений школьников в области физической культуры и спорта и, связанных с ней, областях общественной жизни.
  • Предоставление теоретических и практических знаний о различных видах спортивной и физкультурной (в том числе редких), а также окружающих их видах творческой, социальной и общекультурной, деятельности, для последующего осознанного самостоятельного выбора ребенком наиболее близкого индивидуально ему направления деятельности.
  • Формирование представления о физических и творческих возможностях и способностях каждого ребенка индивидуально, о методах и способах физического и духовного развития и самосовершенствования.
  • Обучение элементарным приемам сохранения здоровья и физического и духовного самосовершенствования.
  • Формирование знаний о ВФСК ГТО и подготовка к сдаче нормативов ВФСК ГТО  

Воспитательные:

  • Формирование активного жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
  • Воспитание желания у детей заниматься общественно полезной деятельностью в соответствии с их индивидуальными особенностями и предпочтениями.
  • Воспитание силы воли, чувства коллективизма, дисциплины и трудолюбия
  • Воспитание дружелюбного и уважительного отношения к окружающим в ситуациях соревновательной и коллективной деятельности.
  • Формирование у детей потребности в положительных привычках и здоровом активном образе жизни.

Профилактические:

  • Развитие потребности в выполнении специальных профилактических и развивающих физических упражнений  в повседневной жизни 
  • Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, бережного отношения к здоровью.
  • Формирование у детей активной жизненной позиции.

Прогнозируемые результаты:

  • Практическое выявление индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка в различных видах и направлениях деятельности.
  • Осознанный самостоятельный выбор ребенком определенного вида деятельности для дальнейшего личностного развития, самореализации и самосовершенствования
  • Улучшение показателей уровня физического развития воспитанников
  • Увеличение заинтересованности детей в спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, здоровом образе жизни.  

Дети должны знать и уметь:

  • знать основы видов спорта: баскетбол, волейбол, гандбол, футбол, настольный теннис, плавание, водное поло, лапта, бег на лыжах, легкая атлетика, спортивное ориентирование, шахматы, рафтинг, вело-спорт, стрельба из пневматичекой винтовки,
  • знать и уметь объяснить взаимосвязь физической культуры,  духовной и творческой деятельности
  • знать основы коллективного танца и уметь самостоятельно подбирать музыкальное сопровождение и составлять минимальные танцевальные композиции под музыку для публичных выступлений
  • знать основы создания видео- презентаций и творческих выступлений, связанных с миром спорта
  • знать основы физического самосовершенствования в рамках общей физической подготовки по направлениям – сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость
  • знать и уметь применять основы спортивного туризма в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными возможностями
  • знать и уметь реализовывать общую технику безопасности при выполнении различной двигательной деятельности
  • знать сущность понятия “здоровье” и «активный образ жизни», уметь раскрывать эти понятия через разные виды деятельности – творческую, социальную, духовно-нравственную.
  • понимать свою этническую принадлежность через занятия  туристко-краеведческой деятельностью  
  • понимать и уметь положительно использовать  факторы, оказывающие влияние на жизнь и здоровье человека
  • понимать роль правильного питания,  навыки и значение гигиенических процедур
  • понимать роль двигательной активности в повышении работоспособности и длительности жизни.
  • Понимать смысл ВФСК ГТО и его пользу, уметь выполнять нормативы ВФСК ГТО
  • уметь подбирать и выполнять простые комплексы физических или танцевальных упражнений в соответствии со своими индивидуальными особенностями
  • уметь составлять и выполнять комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга в соответствии со своими индивидуальными особенностями
  • уметь контролировать важные показатели здоровья при самостоятельных занятиях физической культурой и спортом
  • уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми ( учителями, наставниками) в достижении общих  целей в различных видах деятельности на соревнованиях и публичных выступлениях
  • уметь анализировать свои действия, понимать их пользу и возможный вред для себя и для общества
  • уметь организовывать совместную деятельность для занятий физической культурой и спортом в соответствии с поставленными задачами
  • уметь оказывать первую помощь при травмах
  • понимать ответственность каждого человека за общее благополучие
  • знать основы правил организации мероприятий, связанных с физической культурой и спортом

Условия реализации проекта:

  • Наличие теоретических и практических знаний у учителей ф.к., педагогов ОДОД
  • Накопление и систематизация материалов по развитию детей 10-12 лет.
  • Активное сотрудничество с семьей и социумом.
  • Наличие материально-технической базы.
  • Сотрудничество с городскими профильными организациями, а также общественными фондами и организациями.

Методика:

  • Проблемно-поисковые,
  • Личностно – ориентированные, 
  • Здоровьесберегающие  технологии.

Схема реализации проекта 

  • Виды детско-взрослой деятельности
  • Физкультурно-оздоровительные досуги
  • Творческие досуги
  • Дни здоровья         
  • Соревновательная деятельность
  • Квест-занятия оздоровительной и познавательной направленности.

Образовательная  область:

Художественное творчество        

  • Создание выставок  фотографий о спортивной деятельности детей
  • Создание тематических фото-стендов о спортивных мероприятиях
  • Проведение конкурсов и презентаций, связанных с миром физической культуры и спорта
  • Проведение публичных творческих танцевально-спортивных выступлений и акций  

Социализация         

  • Проведение тематических образовательных ситуаций, индивидуальных и коллективных бесед,
  • Групповой тренинг детей и родителей с профессиональным спортивным психологом

Коммуникация        

  • Беседы и диспуты с детьми:
  1. Диспут «Спорт – только для спортменов?»
  2. Беседа «Творчество в мире спорта»
  3. Дискуссия «Героем можешь ты не быть, но Человеком  быть обязан»
  4. Беседа «Секреты моего тела. Что такое здоровый образ жизни »
  5. Лекция «Редкие виды спорта»
  6. Лекция «Что делать при травме» . 
  • Встречи, беседы в неформальной обстановке  с интересными людьми ( известными спортсменами, спортивными менеджерами,  поэтами и т.д.).
  • Публичные выступления и акции, приуроченные к спортивным праздникам и спортивным мероприятиям
  • Помощь в организации и участие в спортивных турнирах, мастер-классах.

Познание       

  • Экскурсии в спорт.школы района, на массовые и профессиональные спортивные мероприятия
  • Встреча и беседа с поэтами Санкт-Петербурга о войне, блокаде и спорте во время войны.
  • Посещение спортивно-массовых мероприятий и соревнований высокого уровня по разным видам спорта

Работа с родителями 

  • Анкетирование родителей «Здоровье моего ребенка», «Предпочтения нашей семьи, связанные со спортом» 
  • Памятка для родителей «Хотите иметь здорового и активного ребёнка?» 
  • Фотостенд для родителей «Наши спортивные достижения» 
  • Консультации для родителей по вопросам самореализации ребенка

Сроки и этапы реализации проекта

Этапы

Сроки

Ожидаемый результат

Подготовительный этап

август-сентябрь


Педагоги теоретически подготовлены к проведению работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг, разработана комплексная программа проекта, проведено согласование с родителями и инструктаж по ТБ).

1

Административное совещание при директоре

2

Консультации с тренерами-преподавателями СДЮСШОР № 1 и №2,  руководителем отдела массового спорта «Центра здоровья и спорта» Е.Ганжа,  зам.директора бассейна «Гаванский» Ю. Кабановой, спортивного психолога Т. Султановым,  представителем Союза писателей СПб П. Курсановым, представителем Фонда развития баскетбола  им. В.Кондрашина и А.Белова А.Овчинниковой, врачом детской поликлиники Киселевой А. и хирургом-травмотологом Петроградского ФСД Дахова С.В.

август-сентябрь

3

Утверждение программы проекта «Моя спортивная страна» в рамках внеурочной деятельности, подготовка м-т. базы

август-сентябрь

4

Собрание учителей ф.к, классных руководителей, педагогов ОДОД, согласование плана, методов и способов совместной работы в рамках проекта

август-сентябрь

5

Согласование всех организационных вопросов

сентябрь

6

Родительское собрание

сентябрь

7

Организационное  собрание с учащимися

сентябрь

8

Инструктаж по ТБ

сентябрь

Основной этап

Сентябрь-июнь

 У детей появился достаточный уровень теоретических и практических знаний о разных видах физической культуры и спорта и связанной с ними деятельности,  пользе закаливания, правилах гигиены и физического саморазвития. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети получили представление о многообразии физкультурной, спортивной  и, связанными с ними, другими видами деятельности, приобрели опыт публичных выступлений. Получили начальные знания по подбору видео и фото материалов для создания собственных видео-проектов и презентаций о спортивных событиях. Освоили основы создания творческих спортивно-танцевальных композиций. Освоили основы организации массовых спортивных мероприятий и акций.

1

Составление списков занимающихся с учетом их принадлежности к различным группам здоровья и их интересов. Инструктаж по ТБ. Знакомство с графиком работы.

Сентябрь-октябрь

2

Организация и проведение спортивно-оздоровительной работы в рамках проекта

В течении учебного года

3

Организация экскурсий, бесед и теоретических занятий в рамках проекта и внеурочной деятельности

В течении учебного года

4

Создание и ведение интернет-страницы ( сайта), видо и фото репортажей, тематических стендов, участие в творческих конкурсах,  посвященных спорту

В течении учебного года

5

Участие в соревнованиях и публичных выступлениях, проведение творческих и социальных акций и выступлений

В течении учебного года

6

Организация выезда в летний лагерь в рамках проекта на 21 день

Май-июнь

7

Обсуждение результатов, анализ проведенной работы на основном этапе

июнь

Отчетно-итоговый этап

Июнь-июль

Дети  и родители обладают достаточными знаниями для осуществления выбора вида и направления дальнейшей активной деятельности.

1

Обработка собранного материала. Оформление альбома, выставки, стенда.

2

Подготовка отчета и рекомендаций

Июнь-июль

 

Программа внеурочной деятельности

Данная программа представляет программу проекта «Моя спортивная страна», как вариант комплексной программы  организации внеурочной деятельности детей 5-х классов по следующим направлениям:

1. Духовно-нравственное

2. Социальное

3. Физкультурно-оздоровительное.

 Предусмотренные программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся 5-6-х  классов и параллелей.

Программа является модульной и состоит из 7 взаимодополняющих модулей (общим объёмом 463 ч), содержание  которых предлагается для освоения в полном объеме, которые школьник будет посещать после уроков. Если по состоянию здоровья или иным причинам школьник не может посещать активные спортивные и танцевальные занятия, предполагается его отказ от участия в модулях, связанный с высокой интенсивной физической нагрузкой, по желанию - участие в данных модулях в качестве помощника тренера, инструктора, фотографа или организатора, но при этом более активное участие в модулях не связанных с повышенной физической нагрузкой.

Программа предполагает смешанное распределение часов внеурочной деятельности: как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (слёты, соревнования, тематические встречи, акции, представления работ, походы и т.п.).

Каждый из модулей предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности учащихся 5-6-х классов и направлен на решение своих педагогических задач.

Предполагаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о российских традициях памяти спортсменов-героев Великой Отечественной войны; о современных СМИ; об активном и здоровом образе жизни; о подвижных и спортивных играх; о правилах взаимоуважения в спортивных состязаниях; об основах организации коллективной деятельности; о ВФСК ГТО; о комплексах функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга; о способах нахождения и обработки информации; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений; опыт волонтёрской деятельности; опыт самостоятельной организации праздников и соревнований; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей; опыт самостоятельного составления комплексов функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для укрепления и сохранения здоровья.

Тематическое планирование

Направление внеурочной деятельности

Название модуля

Общее

Количе-ство  часов

Часы

ауди-торных занятий

Часы

вне-аудиторных

актив-ных занятий

Ответственный

руководитель  

Даты занятий

1

Социальное

Проблемно-ценностное общение: мастер-классы, встречи с известными людьми, участие в организации турнира и сдаче нормативов ВФСК ГТО .

9

4

5

Григорьева О.А.

В течении года

1.1

Вводное занятие

1

1

1.2

Мастер-класс с профессиональными спортсменами

2

2

Октябрь, март

1.3

Встреча-диспут с поэтами и писателями Санкт-Петербурга

1

1

Май

1.4

Встреча-беседа с профессиональным спортивным психологом

2

2

Ноябрь, апрель

1.5

Посещение соревнований профессиональной баскетбольной лиги ВТБ, чемпионата и кубка Европы

3

3

В течении года 2 раза по 2 часа

2

Готов к труду и обороне

36

1

35

Григорьева О.А.

В течении учебного года

1.6

Организация подгрупп по возрастам для подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО  

1

1

Сентябрь

1.7

Подготовка и сдача нормативов ВФСК ГТО

28

28

В течении учебного года

1.8

Участие во Всероссийском спортивно-массовом мероприятии «Лыжня России»

3

3

Февраль

1.9

Подготовка и проведение «Новогоднего турнира» между 5-6 классами

4

4

Ноябрь-декабрь

3

Турнир памяти

14

4

10

Григорьева О.А.

 Март-апрель

1.10

Планирование регионального турнира школьников по баскетболу памяти А.Белова и В.Кондрашина»

2

2

Март

1.11

Подготовка регионального турнира школьников по баскетболу Памяти А. Белова и В.Кондрашина»

2

2

Март-апрель

1.12

Проведение  регионального турнира школьников по баскетболу Памяти А. Белова и В.Кондрашина»

8

8

Апрель

4

Учись играя

4

4

 По расписанию ОУ

1.13

Подготовка межпредметных квест-занятий «День знаний»

1

1

Проведение межпредметных квест-занятий «День знаний»

3

3

2

Социально значимая волонтёрская деятельность: «Никто не забыт и ничто не забыто» (посвященная спортсменам - героям войны)

8

2

5

Боброва М.С.

Апрель-май

2.1

Планирование танцевально-гимнастической флеш-моб  акции

1

1

2.2

Подготовка танцевально-гимнастической флеш-моб акции к Дню Победы «Никто не забыт и ничто не забыто»

4

1

3

2.3

Реализация флеш-моб акции «Никто не забыт и ничто не забыто» (публичное выступление)

2

2

2.4

Подведение итогов

1

2

3

Духовно-нравственное

Туристско-краеведческая деятельность

34

4

30

Ниренбург Т.Л.

Попов Г.А.

В течении года

3.1

Изучение правил техники безопасности и этических норм туриста

1

1

Еженедельно

1 час в неделю

3.2

Теоретическое занятие  

1

1

3.3

Парковое ориентирование на местности

8

8

3.4

Техника пешеходного туризма

10

10

3.5

Походы, экспедиции, выезды на соревнования

14

14

Ежемесячно 1 раз в месяц.

Сентябрь: Суздальские озера

Октябрь: Колпино

Ноябрь: Зеленогорск

Декабрь: парковое ориентирование

Январь и февраль: выезды за город

Март: парковое ориентирование

Апрель: Павловкий парк

Май: Муринский ручей

4

Физкультурно-оздоровительное

 Спортивно-оздоровительная деятельность: «Баскетбол и стритбол»

34

34

Попов Г.А., Григорьева О.А

Еженедельно

 1 час в неделю

4.1

Баскетбол

24

24

4.2

Стритбол

10

10

5

Спортивно-оздоровительная деятельность: «Подвижные игры»

34

6

28

Попов Г.А.

Григорьева О.А.

Еженедельно 1 час в неделю

5.1

Мини-футбол

8

1

7

5.2

Настольный теннис

4

1

3

5.3

Волейбол

6

1

5

5.4

Гандбол

4

1

3

5.5

Пионербол

6

1

5

5.6

Эстафеты

6

1

5

6

Спортивно-оздоровительная деятельность: «Ритм и пластика»

34

4

30

Боброва М.С.

Еженедельно 1 час в неделю

6.1

Вводное занятие

2

2

6.2

Фитнес и стрейтчинг

10

10

6.3

Общеразвивающая подготовка

10

10

6.4

Основы ритмики и танца

8

8

6.5

Подготовка танцевальных композиций

2

2

6.6

Публичные выступления

2

2

7

Оздоровительные занятия для детей и их родителей "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых"

34

6

30

Григорьева О.А

Еженедельно 1 час в неделю

7.1

Составление смешанных (дети+родители) групп для занятий функционально-оздоровительным фитнесом и стретчингом

2

2

7.2

Занятия групп функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга

28

28

7.3

Подведение итогов занятий по методике "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых" , медицинское обследование и исследование изменения морфо-функциональных показателей занимающихся

4

2

2

8

Спортивно-оздоровительная деятельность: игры и соревнования

34

34

Григорьева О.А.

В течении года

8.1

Президентские спортивные состязания

20

20

Многоборье: октябрь, ноябрь

Веселые старты: декабрь, январь

Теоретический конкурс: апрель

8.2

Товарищеские соревнования и турниры

14

14

В течении года

Всего:

278

35

243

Примерное содержание занятий

Модуль 1. Социальное направление, проблемно-ценностное общение: мастер-классы и встречи с известными людьми (14 ч). 

1.1. Вводное занятие (1 ч). Ознакомление с правилами поведения во время проведения встреч с известными людьми и мастер-классов.

1.2. Мастер-класс с профессиональными спортсменами (2 ч). Проведение мастер-класса для учащихся лицея игроками и тренерами БК «Зенит». Встреча с игроками и тренерами БК «Зенит». ( Возможно участие игроков или тренеров ПБК ЦСКА – по возможности)

1.3. Встреча-диспут с поэтами и писателями Санкт-Петербурга (1 ч). Приуроченная ко Дню снятия блокады встреча с известными поэтами ( членами Союза Писателей СПб, публикующимися поэтами) нашего города, чтение стихов и отрывков произведений, обсуждение темы «Это страшное слово – война» и «Спортсмены во время войны».  

1.4. Встреча-беседа с профессиональным спортивным психологом (2 ч). Встреча и беседа на тему «Путь к  победе» с известным профессиональным  спортивным психологом Султановым Т. 

1.5. Посещение соревнований Профессиональной Баскетбольной Лиги ВТБ, чемпионата и Кубка Европы (3 ч). Посещение матча БК «Зенит» - ПБК ЦСКА , посещение матча БК «Зенит» в Кубке Европы, посещение международных соревнований по волейболу.  

Модуль 2. Социальное направление. Готов к труду и обороне ( 9 часов)

2.1. Организация подгрупп по возрастам для подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО  (1ч) Объединение в подгруппы по возрастным категориям, соответствующим ступеням ВФСК ГТО.  

2.2.Подготовка и сдача нормативов ВФСК ГТО (28 ч) Разъяснение пользы и правил сдачи нормативов ВФСК ГТО. Подготовка по видам, указанным в нормативах ВФСК ГТО и сдача нормативов ВФСК ГТО.

2.3.. Участие во Всероссийском спортивно-массовом мероприятии «Лыжня России» (3 ч). Обсуждение правил участия, составление командной заявки, подбор инвентаря, сбор, выезд на соревнования, участие в соревнованиях. Возвращение в лицей.

2.4. Подготовка и проведение «Новогоднего турнира» (4 ч). Подготовка, проведение и анализ проведения Новогоднего турнира-праздника среди учащихся 5-6 классов. Выбор ответственного руководителя команды  от  класса, подбор состава команд, составление расписания, проведение турнира, составление итоговой отчетности.

Модуль 3. Социальное направление.  Турниры памяти ( 14 часов)

3.1. Планирование открытого регионального турнира памяти им. А.Белова и В.Кондрашина (2 ч). Беседа о правилах поведения болельщиков и организаторов во время проведения турнира, предварительное распределение обязанностей, выбор ответственных за встречу и сопровождение гостей. Создание команды организаторов.

3.2. Подготовка открытого регионального турнира памяти им. А.Белова и В.Кондрашина .(2 ч) Создание команды-участника от лицея. Составление расписания, создание и координирование действий команд-соперников и танцевальной команды сопровождения ??.  Конкурс на лучший видео-проект и видео-презентацию, посвященных памяти А.Белова и В.Кондрашина.  Подбор необходимого инвентаря. Подготовка призового фонда и награждений победителей. Подготовка встречи с вдовами А.Белова и В.Кондрашина.  

3.3. Проведение открытого регионального турнира памяти им. А.Белова и В.Кондрашина (8 ч). Встреча и распределение гостей. Проведение игр. Помощь в судействе. Организация своевременной отчетности о турнире. Демонстрация лучших видео-клипов и презентаций «Памяти Белова и Кондрашина».

Модуль 4. Социальное направление. Учись играя (4 часа)

4.1. Подготовка межпредметных квест-занятий «День знаний» (1час)

4.2. Проведение межпредметных квест-занятий «День знаний» (3 ч) . Проведение занятий с применением технологии квеста на основе физического воспитания совместно с учителями других предметов ( английский, математика, физика, литература).

Модуль 5. Социально значимая волонтёрская деятельность: «Никто не забыт и ничто не забыто» (8 ч)

5.1. Планирование флешмоб акции (1 ч).. «Что мы можем сделать?» — проработка планируемого выступления методом мозгового штурма. Выбор формы и вида выступления.

5.2. Подготовка социальной флешмоб акции к Дню Победы  (4 ч). Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и костюмов. Подготовка выступления.

5.3. Проведение социальной флешмоб акции  к Дню Победы   (2 ч). Реализация запланированного дела: проведение акции в школе и вне школы для жителей района. Фоторепортаж о проведении акции.

5.4. Подведение итогов (1 ч). Анализ проведённого дела. Фотовыставка.

Модуль 6. Туристско-краеведческая деятельность (24 ч)

6.1. Изучение правил техники безопасности и этических норм туриста (1 ч). Техника безопасности: правила поведения в горах, в лесу, у водоёмов, на болоте; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнём; правила обращения с опасными инструментами и специальным туристическим снаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым и отстающим в походе, поведение у вечернего костра и за столом, отношение к памятникам истории и культуры, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе.

6.2. Теоретическое занятие (1 ч). 1)Занятие «Виды туризма»: рассказ о различных видах туризма, их особенностях, демонстрация видеоматериалов о туризме. Укладка рюкзака. Установка палатки. Разбивка бивуака. Разведение костра. Приготовление пищи. Природоохранные действия человека во время отдыха на природе и при оборудовании туристских стоянок. 2) Занятие «Основы ориентирования»: карты, масштаб, легенда карты, чтение спортивных и топографических карт, обращение с компасом

6.3. Парковое ориентирование на местности (8 ч). Спортивное ориентирование: обучение, тренировки, соревнования.

6.4. Техника пешеходного туризма (10 ч). Спортивное туристское снаряжение и его назначение. Страховки. Переправы через препятствия: траверс склона, спортивный спуск, горизонтальный и вертикальный маятники, параллели, навесная переправа. Туристские узлы. Тренировочные занятия по технике пешеходного туризма в спортивном зале и на свежем воздухе. Участие в соревнованиях по технике пешеходного туризма.

6.5. Походы, экспедиции, выезды на соревнования (14 ч). Тренировочные походы выходного дня: подготовка, проведение, анализ. Экологические рейды на берег реки Смоленка и очистка побережья от бытового мусора: подготовка, проведение, анализ. Подготовка и проведение похода по местам боёв советской армии в ВОВ: изучение исторических событий на местности. Подведение итогов похода, фотоотчёт, создание видео-презентации о проведенных выездах.

Модуль 7. Спортивно-оздоровительная деятельность: «Баскетбол и стритбол» (34 ч)

7.1. Баскетбол (24 ч). Игровые правила. Отработка игровых навыков. Двусторонние игры.

7.2. Стритбол (10 ч). Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Двусторонние игры.

Модуль 8. Спортивно-оздоровительная деятельность: «Подвижные игры» (34 ч)

8.1. Мини-футбол (8 ч). Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Двусторонние игры. Организация силами школьников внутришкольных и межшкольных турниров.

8.2. Настольный теннис (4 ч). Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Командные и одиночные игры. Организация силами школьников внутришкольных и межшкольных турниров.

8.3. Волейбол (6 ч). Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Двусторонние игры. Организация силами школьников внутришкольных и межшкольных турниров.

8.4. Гандбол (4 ч). Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Двусторонние игры. Организация силами школьников внутришкольных и межшкольных турниров.

8.5. Пионербол (6 ч) Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Двусторонние игры. Организация силами школьников внутришкольных и межшкольных турниров.

8.6. Эстафеты (6 ч) Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Командные и одиночные двусторонние игры.

Модуль 9. Спортивно-оздоровительная деятельность: занятия в студии «Ритм и пластика» (34 ч)

9.1. Вводные занятия (2 ч). Техника безопасности на занятиях. Определение исходного уровня подготовленности занимающихся. Упражнения  и игры для сплочения коллектива.

9.2. Стрейтчинг и фитнесс (10 ч). Упражнения на развитие гибкости и пластичности.. Разработка и выполнение коллективных фитнесс-программ.

9.3. Общая развивающая подготовка. (10 ч) Упражнения на развитие актерских способностей. Упражнения на развитие коммуникабельности, упражнения на преодоление «боязни публичных выступлений».

9.4. Основы ритмики и пластики (8 ч.) Изучение основных элементов спортивного танца. Отработка отдельных элементов спортивного танца. Работа над движением и чувством ритма. Постановка отдельных элементов и связок композиций.

9.5.  Подготовка танцевальных композиций (2 ч). Выбор тематики,  номеров, музыки и костюмов для постановки танцевальных композиций. Подбор и изготовление декораций к выступлениям. Репетиции.

9.6. Выступления на праздниках и мероприятиях (2 ч.) Показ спортивно-танцевальных композиций на общешкольных праздниках. (Новогодний праздник, День Учителя, 23 февраля, 8 марта и т.д.). Осуществление сопровождающих выступлений на Турнире им. Белова и Кондрашина

Модуль 10. Оздоровительные занятия для детей и их родителей "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых"

10.1. Составление смешанных (дети+родители) групп для занятий функционально-оздоровительным фитнесом и стретчингом (2 ч).  Ознакомление желающих с методикой, составление списков, исследование функциональной готовности занимающихся, изучение психологичского комфорта внутри групп при помощи психолога ГБОУ, составление плана занятий.

10.2. Занятия групп функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга (28 ч.). Проведение занятий с учетом готовности занимающихся к нагрузке. Обучение подбору и проведению самостоятельных занятий по методике Григорьевой О.А. "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых"

10..3. Подведение итогов (4 ч.) занятий по методике "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых" , медицинское обследование и исследование изменения морфо-функциональных показателей занимающихся.

Модуль 11. Спортивно-оздоровительная деятельность:  игры и соревнования (34 ч)

11.1. Президентские спортивные состязания (20 ч). История игр. Виды спорта, участвующие в Состязаниях. Ознакомление с правилами. Участие в соревнованиях по легкой атлетике, гимнастике, настольному теннису, стритболу, футболу. Фотоотчет.

11.2 Товарищеские соревнования и турниры  (14 ч). Организация с участием лицеистов внутришкрольных и междушкольных товарищеских соревнований и турниров по футболу, настольному теннису, пионерболу, волейболу, шахматам, ГТО. Игры. Фотоотчет.

Список литературы

  1. Бегом к здоровью: Сб /Сост. М.Я.Сонин, Е.М.Бубнова.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 96 с.
  2. Белякова, Р.Н. Педагогический и медицинский контроль физического воспитания учащихся: пособие для преподавателей физической культуры и медицинских работников учебных заведений / Р.Н. Белякова, Г.А. Боник, И.А. Мотевич. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», - 2004. – 154 с.
  3. Васильева В.Н. Утомление и восстановление сил. – М.: Знамя, 1984. – 93 с.
  4. Виленский М.Я., Ильина В.И. Физическая культура работников умственного труда. – М.: Знамя, 1987. – 93 с.
  5. Гигиена труда/Под ред. К.С.Петровского, в 2-х томах Том 1. – М.: Медицина, 512 с.
  6. Гилмор Г. Бег ради жизни. Изд. 2-е, исправленное и дополненное: Пер. с англ.- М.: Физкультура и спорт, 1970.- 112 с.
  7. Григоревич Е.С., Трофименко А.М. Физические упражнения – средство оздоровления, коррекции осанки и профилактики остеохондроза: Методическое пособие. – Мн., 1995.
  8. Гуревич И.А. 1500 упражнений для круговой тренировки. – Мн., Вышэйшая школа, 1976. – С.37.
  9. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. – Мн., «Полымя», 1981. – С.33, 59.
  10. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов / В.И. Дубровский. – М., 1998. – 480 с.
  11. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общ. ред. А.В. Карасева. — М.: Лептос, 1994. — 368 с.
  12. Зациорский В. Секреты оздоровительного бега//Легкая атлетика. –1983.- №12. – С. 21-23.
  13. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск: Наука, 1980. – 192 с.
  14. Каптелин А.Ф. Восстановительное лечение при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата. – М. – «Медицина». – С.206.
  15. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Исследование физической работоспособности у спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 96 с., ил.
  16. Кулинкович, Е.К. Здоровый образ жизни как веление времени: методическое пособие / Е.К. Кулинкович. – Минск: БГЭУ, 1998. – 30 с.
  17. Лидьярд А., Гилмор Г. Бег с Лидьярдом: Пер с англ.- М.: Физкультура и спорт, 1987.- 256 с.
  18. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. − СПб.: Изд-во «Лань», М.: ООО Изд-во «Омега-Л», 2004 − 160 с.
  19. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физ. культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1991.- 543 с., ил.
  20. Методическое обеспечение физического воспитания студентов непрофильных специальностей: пособие / авт.-сост.: Н.Н. Царик, Е.Б. Величко, Т.В. Грибунина. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2008. – 216 с.
  21. Михаленя В.М., Глазько Т.А., Купчиков Р.И. Физическое воспитание студентов. – Мн., 1998. – С.7.
  22. Нифонтова Л.Н. и др. Организация и проведение физкультурных минуток и микропауз активного отдыха: Методические рекомендации. – Мн., 1980. – 40 с.
  23. Новакатикян А.О., Крыжановская В.В. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. — Киев: Здоровье, 1979. – 324 с.
  24. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техн. физ. Культуры/Под ред. А.А.Гужаловского.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 352 с., ил.
  25. Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я., Страпко Н.Н. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. – Киев: Здоровье, 1986. – 346 с.
  26. Полиевский С.А., Старцева И.Д. Физкультура и профессия. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 160 с.
  27. Регулян В.Ф. Стать сильнее сильного.- Екатеринбург: Уральский рабочий, 1993.- 608 с.
  28. Синяков А., Устинов О. Физическая работоспособность бегуна//Легкая атлетика. – 1984.- №2. – С. 12.
  29. Сирис П.З., Кабачков В.А. Профессионально-производственная направленность физического воспитания школьников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.: ил.
  30. Тимошенков В.В., Богданов С.Н., Жуковский Ю.Т. Физическое воспитание студентов и учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья: Учебное пособие. – Мн., 1995. – С.37,47.
  31. Тэнно Г., Сорокин Ю. Атлетизм.- М.: Молодая гвардия, 1968.-125 с.
  32. Фохтин В.Г. Атлетическая гимнастика без снарядов. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 77 с.: ил.
  33. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Мн., 2003. – 528 с.
  34. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2002. – 480 с.
  35. Юркевич А.Г. Уроки китайской гимнастики // Советский спорт. – Вып.4. – М., 1991.
  36. Яроцкий А.И. Жизнесохранение. – Гродно, 2001. – С.5, 39-40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Люби и изучай родной край"

Программа "Люби и изучай родной край" несет в себе  возможность комплексного формирования личности на основе исследования  преемственности разнонаправленного исторического опыта поколен...

Организация внеурочной деятельности школьников

В данной работе представлен опыт  формирования ключевых компетенций обучающихся через организацию внеурочной деятельности школьников на основе проектно-исследовательской деятельности.В рабо...

Аннотация к работе Педагогический проект «Организация внеурочной деятельности школьников»

В современном обществе на сегодняшний день неизбежно возникают вопросы: чему учить? зачем учить? как учить?, но, вместе с тем, появляется еще один: как учить результативно? ...

Формирование УУД при организации внеурочной деятельности школьников

Работа в 1 классе по органицазии внеурочной деятельности (кружковая работа)...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Использование потенциала предмета «Физическая культура» для организации внеурочной деятельности школьников в условиях перехода на ФГОС

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) одной из основных задач рассматривается формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Решение этой задачи помимо ...

Программа организации внеурочной деятельности школьников Проектная деятельность обучающихся по литературе

Сегодня в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи.  Занятия по методу проектов дают возможность ученику прояви...