Методическая разработка "Проект воспитания и физического развития "Моя спортивная страна" для организации внеурочной деятельности школьников 5-6-х классов
методическая разработка по физкультуре (5, 6 класс) по теме
Методическая разработка «Проект воспитания и физического развития «Моя спортивная страна» предназначен для организации внеурочной работы с детьми в возрасте 11-12 лет. Проект полностью соответствует требованиям ФГОС, при этом является уникальным, новаторским и включает в себя три основных направления развития детей: духовно-нравственное, социальное, физкультурно-оздоровительное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_sportivnaya_strana_glavnyy.doc | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Санкт-Петербургский губернаторский ФМЛ № 30
Рассмотрена Утверждаю
Педагогическим советом директор ГБОУ СПБ ГФМЛ № 30 ГБОУ СПБ ГФМЛ № 30
_____________________
(дата)
_______________ ______________________
( № протокола) (дата, № приказа)
Проект воспитания и физического развития
«Моя спортивная страна»
по комплексной организации
внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов
ГБОУ СПб ГФМЛ № 30
Возраст учащихся 11 - 12 лет
Срок реализации: ежегодно в течении года.
Составитель :
Григорьева Ольга Анатольевна
учитель ф.к. высшей категории
Санкт- Петербург, 2014 год
Информация об организации-заявителе
ГБОУ Санкт-Петербургский губернаторский физико-математический лицей № 30.
Адрес: г.Санкт-Петербург, ул. Шевченко д.32 к.2.
Одним из важнейших направлений обучения в лицее является физкультурно-оздоровительное направление. Для полноценного физического развития детей в лицее работают спортивные секции по различным видам спорта, где занимаются дети от 10 до 17 лет. Это – баскетбол, волейбол, мини-футбол, настольный теннис, спортивное ориентирование, рафтинг, туризм. Лицей сотрудничает с СДЮСШОР № 1 и СДЮШОР № 2 Василеостровского района, со спорткомплексом «Бассейн на Гаванской».
Традиции школы
Постоянное участие в таких спортивно-массовых соревнованиях, как:
- Спортивные президентские игры
- Первенство КЭС-Баскет по баскетболу
- Школьная Спортивная Лига (баскетбол, волейбол)
- Футбольный турнир «Мишка» (мини-футбол в школу)
- Зимние Спортивные Президентские игры
- Ежегодный общешкольный туристический слет
- Лыжня России
- Спортивный День здоровья и День защитника Отечества
- Первенства и Чемпионаты Санкт-Петербурга и России по рафтингу
Лицеисты ежегодно принимают участие и становятся призерами и победителями на соревнованиях районного, городского, республиканского и российского уровня. Уже несколько лет ФМЛ 30 является победителем баскетбольных, волейбольных, теннисных, по плаванию и шахматам районных этапов Спортивных Президентских Игр по старшему возрасту и Школьной спортивной Лиги в разных возрастах. Успешно выступают в состязаниях «Кэс-Баскет» и соревнованиях по рафтингу. Многие лицеисты имеют высокие спортивные разряды по рафтингу, являются кандидатами в мастера спорта и мастерами спорта России. В 2015 году учеников выполнили нормативы комплекса ГТО на золотой значок и более 100 – на серебряный. Все это – результат систематической работы в спортивно-оздоровительном направлении.
Тип проекта внеурочной деятельности: Педагогический.
Участники: Учащиеся 5-6-х классов, учителя ф.к., педагоги ОДОД.
По времени: Долгосрочный, с сентября – по июль.
Руководитель проекта:
учитель физической культуры высшей категории Григорьева О.А.,
Обоснование и актуальность проекта
Возраст 10-12 лет – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. В этом возрасте не только закладываются основы физического развития и создается фундамент для воспитания физических качеств, но и ярко проявляется желание ребенка самореализоваться и достичь успехов в том или ином виде деятельности. В то же время высокий ритм жизни и загруженность детей не позволяют ребенку практически ознакомиться со всеми видами и направлениями деятельности, чтобы понять – чем именно ему хотелось бы заниматься в дальнейшем, где он сможет достичь высоких успехов, психологического и эмоционального комфорта и самореализоваться. Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в школе остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной, познавательной, социальной, творческой и двигательной активностью, особенно если ребенок по незнанию выбирает занятия теми видами спортивной, общественно-значимой или творческой деятельности, которые ему не подходят в силу физических или психо-эмоциональных индивидуальных особенностей. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа лицея предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, с другой стороны для решения основной задачи сохранения и укрепления здоровья и всестороннего личностного роста необходимо обеспечить оптимальный вариант развития для каждого ребенка индивидуально с учетом всех его индивидуальных особенностей. Многие из поступающих в лицей детей не имеют необходимых практических знаний о многообразии физической культуры и, связанной с ней, социальной, творческой и познавательной деятельности, для того, чтобы определиться с тем направлением, которым хотели бы заниматься в дальнейшем (возможно – в течении всей жизни) и в которых могли бы развиваться полноценно как личность и реализовывать свои потребности и амбиции. Следовательно, и в соответствии с ФГОС, возникает необходимость создания такой системы массовой работы с детьми, при которой, происходила бы плотная взаимосвязь и интеграция оздоровительной физкультурно-спортивной деятельности в образовательную, творческую, социальную, что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья каждого ребенка, формированию привычки здорового образа жизни и активной жизненной позиции.
Проект «Моя спортивная страна» предназначен для помощи детям в их самоопределении в отношении направления дальнейшей творческой и социальной жизни и осознанного выбора каждым ребенком наиболее подходящего ему (в соответствии с его индивидуальными особенностями) вида деятельности. Поскольку в лицее хорошо развито физкультурно-оздоровительное направление, лицей имеет тесные связи с профильными спортивными организациями и устоявшиеся традиции в области физической культуры и спорта, основой проекта является физкультурно-спортивная деятельность лицея. Давно известно, что в любом спортивном событии задействованы люди самых разных профессий – от самих спортсменов, тренеров или менеджеров команд, до организаторов, политиков, экономистов, обслуживающего персонала, представителей СМИ, деятелей общественных фондов и организаций и так далее. Принимая участие в проекте ребенок сможет на практике не только ознакомиться с различными видами спорта, но и опробовать свои силы в общественно-политической и социальной деятельности связанной со спортом (т.е. выступить в роли тренера, журналиста, фотографа, принять участие в публичных выступлениях, проявить себя, как организатор массовых мероприятий и т.д.).
Данный проект уникален тем, что:
1) Направлен не исключительно на оздоровительную составляющую физкультуры и спорта, а комплексно охватывает множество различных видов деятельности, о которых ребенок, возможно, ранее имел ложное представление, поскольку был знаком с ними только понаслышке. В проекте же он может опробовать все их на практике, при этом программа проекта предусматривает развитие и воспитание ребенка всестороннее с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, в чем полностью соответсвует современным требованиям ФГОС. Участвуя в проекте ребенок сможет сделать самостоятельный осознанный выбор того направления, в котором он сможет развиваться как личность и как будущий профессионал, где сможет наиболее полно раскрыть свой творческий и личностный потенциал.
2) Несмотря на то, что в основе проекта лежит физкультурно-оздоровительная деятельность, в данном проекте могут принимать участие дети с самым разным уровнем физической подготовки и развития, в том числе дети из разных групп здоровья. Таким образом проект привлекает к здоровому, активному и физически полноценному образу жизни детей с разными физическими возможностями, адаптирует их в коллективе сверстников, помогает сделать выбор в сторону активной и деятельной жизненной позиции в дальнейшем.
Для реализации проекта планируется привлечение квалифицированных специалистов – учителей физической культуры, тренеров-преподавателей СДЮСШОР, педагогов отделений дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности, творческих и знаменитых людей Санкт-Петербурга, спортивного психолога. Проект «Моя спортивная страна» предоставляет максимум возможностей для реализации комплекса задач.
Цель проекта внеурочной деятельности
1. Создать условия для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности.
2. Через привлечение к многообразию спортивной и, окружающей спортивную деятельность, творческой, духовной и социальной жизни, создать оптимальные условия для развития личности школьников 5-х классов, их творческих способностей; воспитания нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
3. Повысить эффективность физкультурно – оздоровительной работы с детьми 5-х классов в рамках внеурочной деятельности через теоретическое и практическое ознакомление с разнообразными видами спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, в том числе редкими и не предусмотренными школьной программой с использованием современного и нестандартного спортивного оборудования.
4. Сформировать у школьников основы здорового и активного образа жизни, добиться ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
5. Организовать благоприятные условия для будущего формирования и самореализации здоровой, активной, творческой и физически крепкой личности.
6. Повысить эффективность патриотической и духовно-нравственной работы с детьми 5-х классов, через изучение событий, связанных с физической культурой и спортом.
7. Повысить эффективность занятий спортом и физической культурой школьников с учетом их возрастных и индивидуальных предпочтений, способностей и возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Расширение знаний и умений школьников в области физической культуры и спорта и, связанных с ней, областях общественной жизни.
- Предоставление теоретических и практических знаний о различных видах спортивной и физкультурной (в том числе редких), а также окружающих их видах творческой, социальной и общекультурной, деятельности, для последующего осознанного самостоятельного выбора ребенком наиболее близкого индивидуально ему направления деятельности.
- Формирование представления о физических и творческих возможностях и способностях каждого ребенка индивидуально, о методах и способах физического и духовного развития и самосовершенствования.
- Обучение элементарным приемам сохранения здоровья и физического и духовного самосовершенствования.
- Формирование знаний о ВФСК ГТО и подготовка к сдаче нормативов ВФСК ГТО
Воспитательные:
- Формирование активного жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
- Воспитание желания у детей заниматься общественно полезной деятельностью в соответствии с их индивидуальными особенностями и предпочтениями.
- Воспитание силы воли, чувства коллективизма, дисциплины и трудолюбия
- Воспитание дружелюбного и уважительного отношения к окружающим в ситуациях соревновательной и коллективной деятельности.
- Формирование у детей потребности в положительных привычках и здоровом активном образе жизни.
Профилактические:
- Развитие потребности в выполнении специальных профилактических и развивающих физических упражнений в повседневной жизни
- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, бережного отношения к здоровью.
- Формирование у детей активной жизненной позиции.
Прогнозируемые результаты:
- Практическое выявление индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка в различных видах и направлениях деятельности.
- Осознанный самостоятельный выбор ребенком определенного вида деятельности для дальнейшего личностного развития, самореализации и самосовершенствования
- Улучшение показателей уровня физического развития воспитанников
- Увеличение заинтересованности детей в спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, здоровом образе жизни.
Дети должны знать и уметь:
- знать основы видов спорта: баскетбол, волейбол, гандбол, футбол, настольный теннис, плавание, водное поло, лапта, бег на лыжах, легкая атлетика, спортивное ориентирование, шахматы, рафтинг, вело-спорт, стрельба из пневматичекой винтовки,
- знать и уметь объяснить взаимосвязь физической культуры, духовной и творческой деятельности
- знать основы коллективного танца и уметь самостоятельно подбирать музыкальное сопровождение и составлять минимальные танцевальные композиции под музыку для публичных выступлений
- знать основы создания видео- презентаций и творческих выступлений, связанных с миром спорта
- знать основы физического самосовершенствования в рамках общей физической подготовки по направлениям – сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость
- знать и уметь применять основы спортивного туризма в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными возможностями
- знать и уметь реализовывать общую технику безопасности при выполнении различной двигательной деятельности
- знать сущность понятия “здоровье” и «активный образ жизни», уметь раскрывать эти понятия через разные виды деятельности – творческую, социальную, духовно-нравственную.
- понимать свою этническую принадлежность через занятия туристко-краеведческой деятельностью
- понимать и уметь положительно использовать факторы, оказывающие влияние на жизнь и здоровье человека
- понимать роль правильного питания, навыки и значение гигиенических процедур
- понимать роль двигательной активности в повышении работоспособности и длительности жизни.
- Понимать смысл ВФСК ГТО и его пользу, уметь выполнять нормативы ВФСК ГТО
- уметь подбирать и выполнять простые комплексы физических или танцевальных упражнений в соответствии со своими индивидуальными особенностями
- уметь составлять и выполнять комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга в соответствии со своими индивидуальными особенностями
- уметь контролировать важные показатели здоровья при самостоятельных занятиях физической культурой и спортом
- уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми ( учителями, наставниками) в достижении общих целей в различных видах деятельности на соревнованиях и публичных выступлениях
- уметь анализировать свои действия, понимать их пользу и возможный вред для себя и для общества
- уметь организовывать совместную деятельность для занятий физической культурой и спортом в соответствии с поставленными задачами
- уметь оказывать первую помощь при травмах
- понимать ответственность каждого человека за общее благополучие
- знать основы правил организации мероприятий, связанных с физической культурой и спортом
Условия реализации проекта:
- Наличие теоретических и практических знаний у учителей ф.к., педагогов ОДОД
- Накопление и систематизация материалов по развитию детей 10-12 лет.
- Активное сотрудничество с семьей и социумом.
- Наличие материально-технической базы.
- Сотрудничество с городскими профильными организациями, а также общественными фондами и организациями.
Методика:
- Проблемно-поисковые,
- Личностно – ориентированные,
- Здоровьесберегающие технологии.
Схема реализации проекта
- Виды детско-взрослой деятельности
- Физкультурно-оздоровительные досуги
- Творческие досуги
- Дни здоровья
- Соревновательная деятельность
- Квест-занятия оздоровительной и познавательной направленности.
Образовательная область:
Художественное творчество
- Создание выставок фотографий о спортивной деятельности детей
- Создание тематических фото-стендов о спортивных мероприятиях
- Проведение конкурсов и презентаций, связанных с миром физической культуры и спорта
- Проведение публичных творческих танцевально-спортивных выступлений и акций
Социализация
- Проведение тематических образовательных ситуаций, индивидуальных и коллективных бесед,
- Групповой тренинг детей и родителей с профессиональным спортивным психологом
Коммуникация
- Беседы и диспуты с детьми:
- Диспут «Спорт – только для спортменов?»
- Беседа «Творчество в мире спорта»
- Дискуссия «Героем можешь ты не быть, но Человеком быть обязан»
- Беседа «Секреты моего тела. Что такое здоровый образ жизни »
- Лекция «Редкие виды спорта»
- Лекция «Что делать при травме» .
- Встречи, беседы в неформальной обстановке с интересными людьми ( известными спортсменами, спортивными менеджерами, поэтами и т.д.).
- Публичные выступления и акции, приуроченные к спортивным праздникам и спортивным мероприятиям
- Помощь в организации и участие в спортивных турнирах, мастер-классах.
Познание
- Экскурсии в спорт.школы района, на массовые и профессиональные спортивные мероприятия
- Встреча и беседа с поэтами Санкт-Петербурга о войне, блокаде и спорте во время войны.
- Посещение спортивно-массовых мероприятий и соревнований высокого уровня по разным видам спорта
Работа с родителями
- Анкетирование родителей «Здоровье моего ребенка», «Предпочтения нашей семьи, связанные со спортом»
- Памятка для родителей «Хотите иметь здорового и активного ребёнка?»
- Фотостенд для родителей «Наши спортивные достижения»
- Консультации для родителей по вопросам самореализации ребенка
Сроки и этапы реализации проекта
№ | Этапы | Сроки | Ожидаемый результат |
Подготовительный этап | август-сентябрь |
| |
1 | Административное совещание при директоре | ||
2 | Консультации с тренерами-преподавателями СДЮСШОР № 1 и №2, руководителем отдела массового спорта «Центра здоровья и спорта» Е.Ганжа, зам.директора бассейна «Гаванский» Ю. Кабановой, спортивного психолога Т. Султановым, представителем Союза писателей СПб П. Курсановым, представителем Фонда развития баскетбола им. В.Кондрашина и А.Белова А.Овчинниковой, врачом детской поликлиники Киселевой А. и хирургом-травмотологом Петроградского ФСД Дахова С.В. | август-сентябрь | |
3 | Утверждение программы проекта «Моя спортивная страна» в рамках внеурочной деятельности, подготовка м-т. базы | август-сентябрь | |
4 | Собрание учителей ф.к, классных руководителей, педагогов ОДОД, согласование плана, методов и способов совместной работы в рамках проекта | август-сентябрь | |
5 | Согласование всех организационных вопросов | сентябрь | |
6 | Родительское собрание | сентябрь | |
7 | Организационное собрание с учащимися | сентябрь | |
8 | Инструктаж по ТБ | сентябрь | |
Основной этап | Сентябрь-июнь | У детей появился достаточный уровень теоретических и практических знаний о разных видах физической культуры и спорта и связанной с ними деятельности, пользе закаливания, правилах гигиены и физического саморазвития. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети получили представление о многообразии физкультурной, спортивной и, связанными с ними, другими видами деятельности, приобрели опыт публичных выступлений. Получили начальные знания по подбору видео и фото материалов для создания собственных видео-проектов и презентаций о спортивных событиях. Освоили основы создания творческих спортивно-танцевальных композиций. Освоили основы организации массовых спортивных мероприятий и акций. | |
1 | Составление списков занимающихся с учетом их принадлежности к различным группам здоровья и их интересов. Инструктаж по ТБ. Знакомство с графиком работы. | Сентябрь-октябрь | |
2 | Организация и проведение спортивно-оздоровительной работы в рамках проекта | В течении учебного года | |
3 | Организация экскурсий, бесед и теоретических занятий в рамках проекта и внеурочной деятельности | В течении учебного года | |
4 | Создание и ведение интернет-страницы ( сайта), видо и фото репортажей, тематических стендов, участие в творческих конкурсах, посвященных спорту | В течении учебного года | |
5 | Участие в соревнованиях и публичных выступлениях, проведение творческих и социальных акций и выступлений | В течении учебного года | |
6 | Организация выезда в летний лагерь в рамках проекта на 21 день | Май-июнь | |
7 | Обсуждение результатов, анализ проведенной работы на основном этапе | июнь | |
Отчетно-итоговый этап | Июнь-июль | Дети и родители обладают достаточными знаниями для осуществления выбора вида и направления дальнейшей активной деятельности. | |
1 | Обработка собранного материала. Оформление альбома, выставки, стенда. | ||
2 | Подготовка отчета и рекомендаций | Июнь-июль |
Программа внеурочной деятельности
Данная программа представляет программу проекта «Моя спортивная страна», как вариант комплексной программы организации внеурочной деятельности детей 5-х классов по следующим направлениям:
1. Духовно-нравственное
2. Социальное
3. Физкультурно-оздоровительное.
Предусмотренные программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся 5-6-х классов и параллелей.
Программа является модульной и состоит из 7 взаимодополняющих модулей (общим объёмом 463 ч), содержание которых предлагается для освоения в полном объеме, которые школьник будет посещать после уроков. Если по состоянию здоровья или иным причинам школьник не может посещать активные спортивные и танцевальные занятия, предполагается его отказ от участия в модулях, связанный с высокой интенсивной физической нагрузкой, по желанию - участие в данных модулях в качестве помощника тренера, инструктора, фотографа или организатора, но при этом более активное участие в модулях не связанных с повышенной физической нагрузкой.
Программа предполагает смешанное распределение часов внеурочной деятельности: как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (слёты, соревнования, тематические встречи, акции, представления работ, походы и т.п.).
Каждый из модулей предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности учащихся 5-6-х классов и направлен на решение своих педагогических задач.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о российских традициях памяти спортсменов-героев Великой Отечественной войны; о современных СМИ; об активном и здоровом образе жизни; о подвижных и спортивных играх; о правилах взаимоуважения в спортивных состязаниях; об основах организации коллективной деятельности; о ВФСК ГТО; о комплексах функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга; о способах нахождения и обработки информации; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений; опыт волонтёрской деятельности; опыт самостоятельной организации праздников и соревнований; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей; опыт самостоятельного составления комплексов функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для укрепления и сохранения здоровья.
Тематическое планирование
№ | Направление внеурочной деятельности | Название модуля | Общее Количе-ство часов | Часы ауди-торных занятий | Часы вне-аудиторных актив-ных занятий | Ответственный руководитель | Даты занятий |
1 | Социальное | Проблемно-ценностное общение: мастер-классы, встречи с известными людьми, участие в организации турнира и сдаче нормативов ВФСК ГТО . | 9 | 4 | 5 | Григорьева О.А. | В течении года |
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | ||||
1.2 | Мастер-класс с профессиональными спортсменами | 2 | 2 | Октябрь, март | |||
1.3 | Встреча-диспут с поэтами и писателями Санкт-Петербурга | 1 | 1 | Май | |||
1.4 | Встреча-беседа с профессиональным спортивным психологом | 2 | 2 | Ноябрь, апрель | |||
1.5 | Посещение соревнований профессиональной баскетбольной лиги ВТБ, чемпионата и кубка Европы | 3 | 3 | В течении года 2 раза по 2 часа | |||
2 | Готов к труду и обороне | 36 | 1 | 35 | Григорьева О.А. | В течении учебного года | |
1.6 | Организация подгрупп по возрастам для подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО | 1 | 1 | Сентябрь | |||
1.7 | Подготовка и сдача нормативов ВФСК ГТО | 28 | 28 | В течении учебного года | |||
1.8 | Участие во Всероссийском спортивно-массовом мероприятии «Лыжня России» | 3 | 3 | Февраль | |||
1.9 | Подготовка и проведение «Новогоднего турнира» между 5-6 классами | 4 | 4 | Ноябрь-декабрь | |||
3 | Турнир памяти | 14 | 4 | 10 | Григорьева О.А. | Март-апрель | |
1.10 | Планирование регионального турнира школьников по баскетболу памяти А.Белова и В.Кондрашина» | 2 | 2 | Март | |||
1.11 | Подготовка регионального турнира школьников по баскетболу Памяти А. Белова и В.Кондрашина» | 2 | 2 | Март-апрель | |||
1.12 | Проведение регионального турнира школьников по баскетболу Памяти А. Белова и В.Кондрашина» | 8 | 8 | Апрель | |||
4 | Учись играя | 4 | 4 | По расписанию ОУ | |||
1.13 | Подготовка межпредметных квест-занятий «День знаний» | 1 | 1 | ||||
Проведение межпредметных квест-занятий «День знаний» | 3 | 3 | |||||
2 | Социально значимая волонтёрская деятельность: «Никто не забыт и ничто не забыто» (посвященная спортсменам - героям войны) | 8 | 2 | 5 | Боброва М.С. | Апрель-май | |
2.1 | Планирование танцевально-гимнастической флеш-моб акции | 1 | 1 | ||||
2.2 | Подготовка танцевально-гимнастической флеш-моб акции к Дню Победы «Никто не забыт и ничто не забыто» | 4 | 1 | 3 | |||
2.3 | Реализация флеш-моб акции «Никто не забыт и ничто не забыто» (публичное выступление) | 2 | 2 | ||||
2.4 | Подведение итогов | 1 | 2 | ||||
3 | Духовно-нравственное | Туристско-краеведческая деятельность | 34 | 4 | 30 | Ниренбург Т.Л. Попов Г.А. | В течении года |
3.1 | Изучение правил техники безопасности и этических норм туриста | 1 | 1 | Еженедельно 1 час в неделю | |||
3.2 | Теоретическое занятие | 1 | 1 | ||||
3.3 | Парковое ориентирование на местности | 8 | 8 | ||||
3.4 | Техника пешеходного туризма | 10 | 10 | ||||
3.5 | Походы, экспедиции, выезды на соревнования | 14 | 14 | Ежемесячно 1 раз в месяц. Сентябрь: Суздальские озера Октябрь: Колпино Ноябрь: Зеленогорск Декабрь: парковое ориентирование Январь и февраль: выезды за город Март: парковое ориентирование Апрель: Павловкий парк Май: Муринский ручей | |||
4 | Физкультурно-оздоровительное | Спортивно-оздоровительная деятельность: «Баскетбол и стритбол» | 34 | 34 | Попов Г.А., Григорьева О.А | Еженедельно 1 час в неделю | |
4.1 | Баскетбол | 24 | 24 | ||||
4.2 | Стритбол | 10 | 10 | ||||
5 | Спортивно-оздоровительная деятельность: «Подвижные игры» | 34 | 6 | 28 | Попов Г.А. Григорьева О.А. | Еженедельно 1 час в неделю | |
5.1 | Мини-футбол | 8 | 1 | 7 | |||
5.2 | Настольный теннис | 4 | 1 | 3 | |||
5.3 | Волейбол | 6 | 1 | 5 | |||
5.4 | Гандбол | 4 | 1 | 3 | |||
5.5 | Пионербол | 6 | 1 | 5 | |||
5.6 | Эстафеты | 6 | 1 | 5 | |||
6 | Спортивно-оздоровительная деятельность: «Ритм и пластика» | 34 | 4 | 30 | Боброва М.С. | Еженедельно 1 час в неделю | |
6.1 | Вводное занятие | 2 | 2 | ||||
6.2 | Фитнес и стрейтчинг | 10 | 10 | ||||
6.3 | Общеразвивающая подготовка | 10 | 10 | ||||
6.4 | Основы ритмики и танца | 8 | 8 | ||||
6.5 | Подготовка танцевальных композиций | 2 | 2 | ||||
6.6 | Публичные выступления | 2 | 2 | ||||
7 | Оздоровительные занятия для детей и их родителей "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых" | 34 | 6 | 30 | Григорьева О.А | Еженедельно 1 час в неделю | |
7.1 | Составление смешанных (дети+родители) групп для занятий функционально-оздоровительным фитнесом и стретчингом | 2 | 2 | ||||
7.2 | Занятия групп функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга | 28 | 28 | ||||
7.3 | Подведение итогов занятий по методике "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых" , медицинское обследование и исследование изменения морфо-функциональных показателей занимающихся | 4 | 2 | 2 | |||
8 | Спортивно-оздоровительная деятельность: игры и соревнования | 34 | 34 | Григорьева О.А. | В течении года | ||
8.1 | Президентские спортивные состязания | 20 | 20 | Многоборье: октябрь, ноябрь Веселые старты: декабрь, январь Теоретический конкурс: апрель | |||
8.2 | Товарищеские соревнования и турниры | 14 | 14 | В течении года | |||
Всего: | 278 | 35 | 243 |
Примерное содержание занятий
Модуль 1. Социальное направление, проблемно-ценностное общение: мастер-классы и встречи с известными людьми (14 ч).
1.1. Вводное занятие (1 ч). Ознакомление с правилами поведения во время проведения встреч с известными людьми и мастер-классов.
1.2. Мастер-класс с профессиональными спортсменами (2 ч). Проведение мастер-класса для учащихся лицея игроками и тренерами БК «Зенит». Встреча с игроками и тренерами БК «Зенит». ( Возможно участие игроков или тренеров ПБК ЦСКА – по возможности)
1.3. Встреча-диспут с поэтами и писателями Санкт-Петербурга (1 ч). Приуроченная ко Дню снятия блокады встреча с известными поэтами ( членами Союза Писателей СПб, публикующимися поэтами) нашего города, чтение стихов и отрывков произведений, обсуждение темы «Это страшное слово – война» и «Спортсмены во время войны».
1.4. Встреча-беседа с профессиональным спортивным психологом (2 ч). Встреча и беседа на тему «Путь к победе» с известным профессиональным спортивным психологом Султановым Т.
1.5. Посещение соревнований Профессиональной Баскетбольной Лиги ВТБ, чемпионата и Кубка Европы (3 ч). Посещение матча БК «Зенит» - ПБК ЦСКА , посещение матча БК «Зенит» в Кубке Европы, посещение международных соревнований по волейболу.
Модуль 2. Социальное направление. Готов к труду и обороне ( 9 часов)
2.1. Организация подгрупп по возрастам для подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО (1ч) Объединение в подгруппы по возрастным категориям, соответствующим ступеням ВФСК ГТО.
2.2.Подготовка и сдача нормативов ВФСК ГТО (28 ч) Разъяснение пользы и правил сдачи нормативов ВФСК ГТО. Подготовка по видам, указанным в нормативах ВФСК ГТО и сдача нормативов ВФСК ГТО.
2.3.. Участие во Всероссийском спортивно-массовом мероприятии «Лыжня России» (3 ч). Обсуждение правил участия, составление командной заявки, подбор инвентаря, сбор, выезд на соревнования, участие в соревнованиях. Возвращение в лицей.
2.4. Подготовка и проведение «Новогоднего турнира» (4 ч). Подготовка, проведение и анализ проведения Новогоднего турнира-праздника среди учащихся 5-6 классов. Выбор ответственного руководителя команды от класса, подбор состава команд, составление расписания, проведение турнира, составление итоговой отчетности.
Модуль 3. Социальное направление. Турниры памяти ( 14 часов)
3.1. Планирование открытого регионального турнира памяти им. А.Белова и В.Кондрашина (2 ч). Беседа о правилах поведения болельщиков и организаторов во время проведения турнира, предварительное распределение обязанностей, выбор ответственных за встречу и сопровождение гостей. Создание команды организаторов.
3.2. Подготовка открытого регионального турнира памяти им. А.Белова и В.Кондрашина .(2 ч) Создание команды-участника от лицея. Составление расписания, создание и координирование действий команд-соперников и танцевальной команды сопровождения ??. Конкурс на лучший видео-проект и видео-презентацию, посвященных памяти А.Белова и В.Кондрашина. Подбор необходимого инвентаря. Подготовка призового фонда и награждений победителей. Подготовка встречи с вдовами А.Белова и В.Кондрашина.
3.3. Проведение открытого регионального турнира памяти им. А.Белова и В.Кондрашина (8 ч). Встреча и распределение гостей. Проведение игр. Помощь в судействе. Организация своевременной отчетности о турнире. Демонстрация лучших видео-клипов и презентаций «Памяти Белова и Кондрашина».
Модуль 4. Социальное направление. Учись играя (4 часа)
4.1. Подготовка межпредметных квест-занятий «День знаний» (1час)
4.2. Проведение межпредметных квест-занятий «День знаний» (3 ч) . Проведение занятий с применением технологии квеста на основе физического воспитания совместно с учителями других предметов ( английский, математика, физика, литература).
Модуль 5. Социально значимая волонтёрская деятельность: «Никто не забыт и ничто не забыто» (8 ч)
5.1. Планирование флешмоб акции (1 ч).. «Что мы можем сделать?» — проработка планируемого выступления методом мозгового штурма. Выбор формы и вида выступления.
5.2. Подготовка социальной флешмоб акции к Дню Победы (4 ч). Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и костюмов. Подготовка выступления.
5.3. Проведение социальной флешмоб акции к Дню Победы (2 ч). Реализация запланированного дела: проведение акции в школе и вне школы для жителей района. Фоторепортаж о проведении акции.
5.4. Подведение итогов (1 ч). Анализ проведённого дела. Фотовыставка.
Модуль 6. Туристско-краеведческая деятельность (24 ч)
6.1. Изучение правил техники безопасности и этических норм туриста (1 ч). Техника безопасности: правила поведения в горах, в лесу, у водоёмов, на болоте; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнём; правила обращения с опасными инструментами и специальным туристическим снаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым и отстающим в походе, поведение у вечернего костра и за столом, отношение к памятникам истории и культуры, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе.
6.2. Теоретическое занятие (1 ч). 1)Занятие «Виды туризма»: рассказ о различных видах туризма, их особенностях, демонстрация видеоматериалов о туризме. Укладка рюкзака. Установка палатки. Разбивка бивуака. Разведение костра. Приготовление пищи. Природоохранные действия человека во время отдыха на природе и при оборудовании туристских стоянок. 2) Занятие «Основы ориентирования»: карты, масштаб, легенда карты, чтение спортивных и топографических карт, обращение с компасом
6.3. Парковое ориентирование на местности (8 ч). Спортивное ориентирование: обучение, тренировки, соревнования.
6.4. Техника пешеходного туризма (10 ч). Спортивное туристское снаряжение и его назначение. Страховки. Переправы через препятствия: траверс склона, спортивный спуск, горизонтальный и вертикальный маятники, параллели, навесная переправа. Туристские узлы. Тренировочные занятия по технике пешеходного туризма в спортивном зале и на свежем воздухе. Участие в соревнованиях по технике пешеходного туризма.
6.5. Походы, экспедиции, выезды на соревнования (14 ч). Тренировочные походы выходного дня: подготовка, проведение, анализ. Экологические рейды на берег реки Смоленка и очистка побережья от бытового мусора: подготовка, проведение, анализ. Подготовка и проведение похода по местам боёв советской армии в ВОВ: изучение исторических событий на местности. Подведение итогов похода, фотоотчёт, создание видео-презентации о проведенных выездах.
Модуль 7. Спортивно-оздоровительная деятельность: «Баскетбол и стритбол» (34 ч)
7.1. Баскетбол (24 ч). Игровые правила. Отработка игровых навыков. Двусторонние игры.
7.2. Стритбол (10 ч). Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Двусторонние игры.
Модуль 8. Спортивно-оздоровительная деятельность: «Подвижные игры» (34 ч)
8.1. Мини-футбол (8 ч). Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Двусторонние игры. Организация силами школьников внутришкольных и межшкольных турниров.
8.2. Настольный теннис (4 ч). Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Командные и одиночные игры. Организация силами школьников внутришкольных и межшкольных турниров.
8.3. Волейбол (6 ч). Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Двусторонние игры. Организация силами школьников внутришкольных и межшкольных турниров.
8.4. Гандбол (4 ч). Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Двусторонние игры. Организация силами школьников внутришкольных и межшкольных турниров.
8.5. Пионербол (6 ч) Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Двусторонние игры. Организация силами школьников внутришкольных и межшкольных турниров.
8.6. Эстафеты (6 ч) Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Командные и одиночные двусторонние игры.
Модуль 9. Спортивно-оздоровительная деятельность: занятия в студии «Ритм и пластика» (34 ч)
9.1. Вводные занятия (2 ч). Техника безопасности на занятиях. Определение исходного уровня подготовленности занимающихся. Упражнения и игры для сплочения коллектива.
9.2. Стрейтчинг и фитнесс (10 ч). Упражнения на развитие гибкости и пластичности.. Разработка и выполнение коллективных фитнесс-программ.
9.3. Общая развивающая подготовка. (10 ч) Упражнения на развитие актерских способностей. Упражнения на развитие коммуникабельности, упражнения на преодоление «боязни публичных выступлений».
9.4. Основы ритмики и пластики (8 ч.) Изучение основных элементов спортивного танца. Отработка отдельных элементов спортивного танца. Работа над движением и чувством ритма. Постановка отдельных элементов и связок композиций.
9.5. Подготовка танцевальных композиций (2 ч). Выбор тематики, номеров, музыки и костюмов для постановки танцевальных композиций. Подбор и изготовление декораций к выступлениям. Репетиции.
9.6. Выступления на праздниках и мероприятиях (2 ч.) Показ спортивно-танцевальных композиций на общешкольных праздниках. (Новогодний праздник, День Учителя, 23 февраля, 8 марта и т.д.). Осуществление сопровождающих выступлений на Турнире им. Белова и Кондрашина
Модуль 10. Оздоровительные занятия для детей и их родителей "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых"
10.1. Составление смешанных (дети+родители) групп для занятий функционально-оздоровительным фитнесом и стретчингом (2 ч). Ознакомление желающих с методикой, составление списков, исследование функциональной готовности занимающихся, изучение психологичского комфорта внутри групп при помощи психолога ГБОУ, составление плана занятий.
10.2. Занятия групп функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга (28 ч.). Проведение занятий с учетом готовности занимающихся к нагрузке. Обучение подбору и проведению самостоятельных занятий по методике Григорьевой О.А. "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых"
10..3. Подведение итогов (4 ч.) занятий по методике "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых" , медицинское обследование и исследование изменения морфо-функциональных показателей занимающихся.
Модуль 11. Спортивно-оздоровительная деятельность: игры и соревнования (34 ч)
11.1. Президентские спортивные состязания (20 ч). История игр. Виды спорта, участвующие в Состязаниях. Ознакомление с правилами. Участие в соревнованиях по легкой атлетике, гимнастике, настольному теннису, стритболу, футболу. Фотоотчет.
11.2 Товарищеские соревнования и турниры (14 ч). Организация с участием лицеистов внутришкрольных и междушкольных товарищеских соревнований и турниров по футболу, настольному теннису, пионерболу, волейболу, шахматам, ГТО. Игры. Фотоотчет.
Список литературы
- Бегом к здоровью: Сб /Сост. М.Я.Сонин, Е.М.Бубнова.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 96 с.
- Белякова, Р.Н. Педагогический и медицинский контроль физического воспитания учащихся: пособие для преподавателей физической культуры и медицинских работников учебных заведений / Р.Н. Белякова, Г.А. Боник, И.А. Мотевич. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», - 2004. – 154 с.
- Васильева В.Н. Утомление и восстановление сил. – М.: Знамя, 1984. – 93 с.
- Виленский М.Я., Ильина В.И. Физическая культура работников умственного труда. – М.: Знамя, 1987. – 93 с.
- Гигиена труда/Под ред. К.С.Петровского, в 2-х томах Том 1. – М.: Медицина, 512 с.
- Гилмор Г. Бег ради жизни. Изд. 2-е, исправленное и дополненное: Пер. с англ.- М.: Физкультура и спорт, 1970.- 112 с.
- Григоревич Е.С., Трофименко А.М. Физические упражнения – средство оздоровления, коррекции осанки и профилактики остеохондроза: Методическое пособие. – Мн., 1995.
- Гуревич И.А. 1500 упражнений для круговой тренировки. – Мн., Вышэйшая школа, 1976. – С.37.
- Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. – Мн., «Полымя», 1981. – С.33, 59.
- Дубровский, В.И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов / В.И. Дубровский. – М., 1998. – 480 с.
- Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общ. ред. А.В. Карасева. — М.: Лептос, 1994. — 368 с.
- Зациорский В. Секреты оздоровительного бега//Легкая атлетика. –1983.- №12. – С. 21-23.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск: Наука, 1980. – 192 с.
- Каптелин А.Ф. Восстановительное лечение при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата. – М. – «Медицина». – С.206.
- Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Исследование физической работоспособности у спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 96 с., ил.
- Кулинкович, Е.К. Здоровый образ жизни как веление времени: методическое пособие / Е.К. Кулинкович. – Минск: БГЭУ, 1998. – 30 с.
- Лидьярд А., Гилмор Г. Бег с Лидьярдом: Пер с англ.- М.: Физкультура и спорт, 1987.- 256 с.
- Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. − СПб.: Изд-во «Лань», М.: ООО Изд-во «Омега-Л», 2004 − 160 с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физ. культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1991.- 543 с., ил.
- Методическое обеспечение физического воспитания студентов непрофильных специальностей: пособие / авт.-сост.: Н.Н. Царик, Е.Б. Величко, Т.В. Грибунина. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2008. – 216 с.
- Михаленя В.М., Глазько Т.А., Купчиков Р.И. Физическое воспитание студентов. – Мн., 1998. – С.7.
- Нифонтова Л.Н. и др. Организация и проведение физкультурных минуток и микропауз активного отдыха: Методические рекомендации. – Мн., 1980. – 40 с.
- Новакатикян А.О., Крыжановская В.В. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. — Киев: Здоровье, 1979. – 324 с.
- Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техн. физ. Культуры/Под ред. А.А.Гужаловского.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 352 с., ил.
- Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я., Страпко Н.Н. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. – Киев: Здоровье, 1986. – 346 с.
- Полиевский С.А., Старцева И.Д. Физкультура и профессия. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 160 с.
- Регулян В.Ф. Стать сильнее сильного.- Екатеринбург: Уральский рабочий, 1993.- 608 с.
- Синяков А., Устинов О. Физическая работоспособность бегуна//Легкая атлетика. – 1984.- №2. – С. 12.
- Сирис П.З., Кабачков В.А. Профессионально-производственная направленность физического воспитания школьников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.: ил.
- Тимошенков В.В., Богданов С.Н., Жуковский Ю.Т. Физическое воспитание студентов и учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья: Учебное пособие. – Мн., 1995. – С.37,47.
- Тэнно Г., Сорокин Ю. Атлетизм.- М.: Молодая гвардия, 1968.-125 с.
- Фохтин В.Г. Атлетическая гимнастика без снарядов. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 77 с.: ил.
- Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Мн., 2003. – 528 с.
- Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2002. – 480 с.
- Юркевич А.Г. Уроки китайской гимнастики // Советский спорт. – Вып.4. – М., 1991.
- Яроцкий А.И. Жизнесохранение. – Гродно, 2001. – С.5, 39-40.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа организации внеурочной деятельности школьников "Люби и изучай родной край"
Программа "Люби и изучай родной край" несет в себе возможность комплексного формирования личности на основе исследования преемственности разнонаправленного исторического опыта поколен...
Организация внеурочной деятельности школьников
В данной работе представлен опыт формирования ключевых компетенций обучающихся через организацию внеурочной деятельности школьников на основе проектно-исследовательской деятельности.В рабо...
Аннотация к работе Педагогический проект «Организация внеурочной деятельности школьников»
В современном обществе на сегодняшний день неизбежно возникают вопросы: чему учить? зачем учить? как учить?, но, вместе с тем, появляется еще один: как учить результативно? ...
Формирование УУД при организации внеурочной деятельности школьников
Работа в 1 классе по органицазии внеурочной деятельности (кружковая работа)...
Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"
Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...
Использование потенциала предмета «Физическая культура» для организации внеурочной деятельности школьников в условиях перехода на ФГОС
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) одной из основных задач рассматривается формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Решение этой задачи помимо ...
Программа организации внеурочной деятельности школьников Проектная деятельность обучающихся по литературе
Сегодня в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику прояви...