Методическая разработка классного часа "Наука и нравственность"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения РФ
Комитет образования и науки Курской области
ОБПОУ «Обоянский аграрный техникум»
Методическая разработка классного часа
«Наука и нравственность»
Разработала:
преподаватель математики Бычихина Е.И.
Обоянь, 2019 г.
На интерактивной доске проецируются слайды о достижениях советской науки и техники. Звучит музыка из кинофильма «Укрощение огня». Выходят чтецы.
1: Целый мир охватив от земли до небес,
Всполошив не одно поколенье,
По планете шагает научный прогресс.
Что стоит за подобным явленьем?
2: Это странный вопрос. Что же тут не понять?
Мы сильней и счастливее будем.
Будем больше уметь и точнее…
3: Стрелять…
2: Как стрелять?
3: Очень просто – по людям.
Тот, кто выдумал меч, тот и начал разить –
Нам история в этом порукой.
4: Не согласен и смело могу возразить:
Нас вперед продвигает наука,
Человек вышел в космос и был на Луне –
У природы все меньше секретов.
5: Но любое открытье – подспорье войне:
Тот же атом и те же ракеты…
6: Как использовать знанье – забота людей.
Не наука – ученый в ответе.
Давший людям огонь – прав ли был Прометей?
Все: Давший людям огонь – прав ли был Прометей?
7: Чем прогресс обернется планете?
Слайд «Прометей» или «Факел»
Голос Прометея:
Людям я пламя дарю, чтоб из тьмы вековечной и горькой
Вышел на свет человек, озаренный сияньем его.
Чтоб огонь согревал и будил человеческий разум,
Чтобы добро процветало в тепле, принесенном с небес,
Люди во тьме натворили беды без конца и без края.
Ныне все это окончено: в тень отошла темнота.
Я это сделал. Теперь пусть меня покарают.
Смертен титан, но бессмертны огонь и мечта.
5: Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
От пещер, от каменьев и лука,
От костра мы шагнули вперед далеко –
Нас вела за собою наука.
6: И сегодня стоим пред проблемой проблем,
Поступившей так четко и явственно.
Видно, время настало задуматься всем
Над вопросом
Все: «Наука и нравственность»
7: Так запутано в наш оглушающий век
Разбираться в истории будем
Что важнее всего на земле
Все: Человек
7: Значит, все заключается в людях.
Слайд «Архимед». Фонограмма мелодии «Сиртаки». Показ слайдов с видами Греции, затем снова слайд «Архимед».
Голос за кадром:
Древняя Греция. Третий век до нашей эры. В городе Сиракузы на острове Сицилия работает знаменитый ученый Архимед, заложивший начала механики, гидро- и аэростатики. Всем хорошо известен закон Архимеда, Архимедов винт, известна также легенда о том, что Архимед при помощи жителей Сиракуз сжег римский флот Марцелла солнечными лучами, отраженными множеством зеркал.
Долгое время Сиракузы оборонялись от врагов при помощи метательных машин, изобретенных Архимедом.
Легенда гласит, что когда римские легионеры ворвались с Сиракузы, состарившийся уже Архимед сидел на берегу моря и решал геометрическую задачу. Увидев над своей головой занесенный меч, он крикнул: «Не трогай моих чертежей!»
Архимед до конца своих дней был предан науке.
Конец фонограммы и слайдов.
1: Как здорово сказал. Вот это человек!
Не зря его дела мы в памяти храним.
2: Он видел далеко, опередив свой век.
И век, его признав, шагнул вперед, за ним.
3: Только как же костры из чужих кораблей?
4: Но ведь можно понять:
Он хотел изучать.
5: А пришлось убивать.
Давший людям огонь – прав ли был Прометей?
Все: Давший людям огонь – прав ли был Прометей?
Слайд «Коперник», фонограмма токатты ре-минор И.С.Баха.
Голос за кадром:
Европа. Мрачные годы средневековья. Человеческий разум скован религией. В середине 16 века польский астроном Николай Коперник совершает научный подвиг, разрушивший основы религиозного мировоззрения.
Все: Информация к размышлению.
6: «Достижения Коперника не только проложили дорогу современной астрономии – они способствовали решительному изменению отношений людей к космосу. Раз было признано, что Земля не является центром мира, а лишь одной из самых маленьких планет, то и иллюзорное представление о центральной роли самого человека стало несостоятельным. Таким образом, своими трудами и величием своей личности Коперник призывал людей быть скромными» (А. Эйнштейн).
Слайд «Дж.Бруно»
Голос за кадром:
Италия. 1633 год. На суде инквизиции публично отрекается от своих космологических взглядов Галилео Галилей – человек, от которого берет начало физика как наука…
Конец фонограммы. Исполняется песня «Второе отречение Галилео Галилея».
Чтец:
Низкий каменный свод… Крючья…Цепи…Тиски…
От жаровни с углями свечение…
Раскаленным железом скрутило виски…
Отречение… Ждут отречения…
На камнях площадей на вязанке народ
Соберет эшафот…От предместей стекаясь,
Бесновалась толпа…И, ударившись в свод,
Заметалось в беспамятстве : «Я…отрекаюсь!...»
Прошу, мой друг, не открывайте окон –
За окнами сегодня непогода.
Как от волос любимой – только локон –
Осталось мне от жизни четверть года.
Кто верен был – тот превратился в пепел
Кто был хитер – угас, во тьме скитаясь,
Кто властвовал – покоится во склепе
Мне выпало проклятье: «Отрекаюсь!»
Отрекаюсь от жалкой толпы,
Не дождавшийся жертвы,
Разевающей рты в предвкушении
Сладости тлена.
Отрекаюсь от горстки безумцев
Чьи помыслы мертвы.
Чье оружие – хаос, а принцип – подлог и измена,
Отрекаюсь от власти креста, порождающей ужас,
От жестокого мира, что сам от жестокости спятил,
Отрекаюсь от жен, доносящих на сына и мужа,
От мужей во Христе, что дошли до горящих распятий.
Отрекаюсь от собственных слов, что сорвались пред пыткой,
От желания жить, ибо жизнь в этом мире – отрава…
Дай мне, господи, силы на эту вторую попытку
Отрекаться – мое ремесло и … последнее право.
Как видишь, я остался предан вере
Раскаянье, как боль, всегда нежданно,
Уходишь… Затвори плотнее двери
И …господи…прости меня, Джордано…
1: Выходит в страхе перед палачом
Отрекся Галилео…
А мне не верится
2: Не говорят вам разве ни о чем
Его слова, что все ж планета вертится?
3: Его слова – легенда, а не факт:
Ни документов нет, не записей, ни данных,
А есть одно – и это не пустяк –
На площади Цветов сожгли Джордано
За то, что не предал огонь идей
Суду и палачам на поруганье…
4: Но Галилей живет в сердцах людей,
А значит, он достоин оправданья.
3: Он жалости достоин, может быть,
Но нет ни оправданья, ни прощенья
Тому, кто заработал отпущенье,
Предав себя.
4: Его могли убить.
Да что смогли! Его б сожгли, как только
Над Ватиканом вспыхнула б заря.
Бессмысленная смерть. Не вижу толку.
3: Так, значит, что ж, Джордано умер зря?
5: О чем мы с вами спорим, объясните!
Бал Галилей ученый, физик – да.
Не революционер и не политик.
Что он предал? Кого он мог предать?
Кому, скажите, стало хуже в мире?
Зато живым остался человек.
6: Ты узко судишь.
5: Рассудите шире.
6: Попробуем. Итак. Еще пример.
7: Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
Все: Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
Фонограмма «Моцарт. Реквием». Слайд «Л. Больцман»
1: На городском кладбище в Вене привлекает внимание посетителей белый мраморный памятник с выгравированной на камне непонятной для многих формулой. Это памятник основателю статистической физики Людвигу Больцману, а формула на нем – благодарность ученому за открытие основного закона природы, определяющего направление всех физических процессов, стремящихся к равновесию как наиболее вероятному состоянию.
За, казалось бы, сухой, лаконичной математической формулой стоит история страстной борьбы ученого-материалиста против идеализма, борьбы, приведшей Больцмана к преждевременному трагическому концу.
2: Конец 19 века. Австрийский ученый Людвиг Больцман отстаивает существование атомов, доказывая необходимость изучения строения материи, тем самым выступая против Эрнста Маха – ярого сторонника идеализма.
3: Информация к размышлению. На протяжении всей жизни идеалом Больцмана служит образ человека, забывающего о собственных интересах.
«Величайшее счастье заключается в том, чтобы сделать добро другому человеку так, чтобы он не имел никакой возможности отплатить тем же» (Л.Больцман).
4: Бескорыстие в те годы было не в большом почете. Нежелание ученых-идеалистов признать работы Больцмана, а подчас и резкие нападки на него самого окончательно подорвали силы ученого.
5 сентября 1906 года Людвиг Больцман покончил жизнь самоубийством.
1: Это трудно – отстаивать взгляды свои,
Даже если ты знаешь, что правда твоя.
2: Мир вокруг идеален, на том и стоим –
В этом первопричина всего бытия.
3: Заблуждаешься, друг, если мягко сказать.
Мир вокруг материален, подскажет любой.
Больцман это пытался всю жизнь доказать
И погиб, доказав…
4: Больцман выиграл бой!
Ошибался в своей философии Мах,
Но боролся и спорил, его только тронь…
5: Было пламя науки в неверных руках.
Все: Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
1: Мне кажется, мы подошли к развязке.
2: Нет, подожди, не кончен разговор:
Двадцатый век – век ужаса и сказки,
Теперь о нем пойдет наш разговор.
В нем кроются ответы и развязки.
Он вынесет последний приговор.
3: Не приговор…Он нам понять поможет,
Что стоит в этой жизни Человек.
4: Пора понять. Ведь день, что нами прожит,
Потомки назовут 20 век.
5: Что значит в наше время быть ученым?
6: Он должен быть достаточно умен…
7: Постойте, это очень отвлеченно.
Начнем сначала с фактов и имен.
1: Итак, 20 век, еще не старый,
От первого до нынешнего дня.
2: 20 век, грозящий гибельным пожаром.
Все: 20 век – век укрощения пожара.
Голос за кадром: 20 век. Это все 20 век.
1: 6 августа 1945 года над японским городом Хиросимой появились три американских бомбардировщика Б-29. На высоте восьми с половиной тысяч метров, когда на перекрестья их прицелов начали наплывать центральный районы города, у ведущего – «Энолы Гей», названного по имени матери командира экипажа, - открылись створки бомбового люка. От самолета отделилась и начала падать вниз бомба. Было 8 часов 15 минут.
2: Через сорок три секунды на шестисотметровой высоте бомба взорвалась, превратившись в гигантский огненный шар, который вобрал в свое испепеляющее чрево город, а затем поднялся над ним невиданным грибообразным облаком. Взрывная волна настигла и успевшие подняться к тому времени на высоту двадцать тысяч метров бомбардировщики. Но крен удалось выправить, и они избежали опасности быть ввергнутыми в развернувшийся внизу ад…
Фонограмма «Метроном». Слайды с изображением атомного взрыва.
Все: Информация к размышлению.
3: Во время взрыва атомной бомбы в Хиросиме погибло 200 тысяч человек. Свыше 375 тысяч погибло от последствий ядерной бомбардировки. И это не конечная цифра…
Конец фонограммы.
4: Прав ли был Прометей?
Все: Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
Все: Информация к размышлению.
5: «Мне часто приходилось наблюдать, что символы власти и ранги действуют на ученых сильнее, чем на военных». (Генерал Лесле Грове – главный администратор работ по созданию атомной бомбы. Первую бомбу он назвал симпатичным словом «Малыш», вторую – «Толстяк»).
Когда самолет с атомной бомбой вылетел в Хиросиму, у Лесли выдалась свободная минутка – от вылета до атаки должно было пройти несколько часов. Он пишет черным по белому: «Донесения запаздывали, и я решил пойти поиграть в теннис» . Потом Лесли пообедал с женой и дочерью. Когда доели десерт, ему сообщили, что бомба взорвалась…
1: Я хочу быть объективным. Я знаю, что спасение человечества, нашей планеты – в объективности.
«Я мог бы понять генерала во всем. Даже в том, что он швырнул атомные бомбы на вражескую сторону. Война есть война, и на войне как на войне. Генералы получили новое оружие и применили его.
Я могу понять все, кроме того, что генерал Лесли играл в теннис, обедал, кушал десерт. Я даже мог бы понять его, если бы генерал Лесли после вылета самолета ушел в церковь и помолился. Но он не молился».
Все: Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
5: Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
Мир рванулся вперед, мир сорвался с пружин.
6: Из прекрасного лебедя вырос дракон
Из запретной бутылки был выпущен джин.
7: Посмотри, Прометей, это ты натворил:
Ты пожаром навечно людей одарил.
1: Если мир обречен на проклятье идей,
Время спросит с тебя за смертельный пожар,
Почему не вгляделся ты в души людей,
Отдавая им в руки божественный дар?
2: Прометей-то при чем? Это люди! Они,
Обогревшись в тепле у своих очагов,
Из кострища выхватывают головни,
И бросают горящими в окна врагов.
3: Аллегории – прочь! Мы признаем. Должны!
Нам история в этом порукой:
Пригодилось для страшного дела войны
Все, что создано было наукой.
4: Да, пора эйфорий безвозвратно ушла.
На науке лежит преступленье.
Но к ученым, повинным в создании зла.
Постепенно приходит прозренье.
7: Энрико Ферми – создатель первого в мире ядерного реактора, Отто Ганн и Лизе Мейтнер – крупнейшие физики-теоретики – отказались от продолжения работ по разработке ядерного оружия, совершив тем самым научный подвиг во имя человечества.
Все: Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
Фонограмма «Укрощение огня», слайд «И.В.Курчатов»
5: Игорь Васильевич Курчатов – выдающийся советский физик, академик, мягкий и добрый человек. Под его руководством в 1949 году в СССР была создана атомная бомба, а в 1953 году – первая в мире водородная бомба. Это был вынужденный шаг ученого – этого требовала безопасность Родины. После испытания термоядерной бомбы Курчатов взволнованно сказал: «Это было ужасное, чудовищное зрелище! Нельзя допустить, чтобы это оружие начали применять».
Слайды «Атомная электростанция»
7: Под руководством И.В. Курчатова в СССР в 1954 году была построена первая в мире атомная электростанция. ЕЕ многие называли «Игрушкой физики», но Курчатов твердо верил в будущее атомной энергетики. В том, что сегодня на Земле мир, есть значительная заслуга И.В. Курчатова, ученого, который всю жизнь был предан интересам своей Родины, интересам мира на Земле!
8: Есть даты и есть даты-символы! Теперь и 26 апреля – не просто календарная дата, это символ исполненных глубочайшей значимости событий, смысл которых каждое последующее поколение будет открывать для себя заново.
1: Нет!
Атом не рожден солдатом!
Ты уличен,
Двадцатый век,
Закупоривший бомбы в атом.
Я – твой судья.
Я – человек!
…Мне доброта твоя знакома
И дел великих чудеса…
На берегу песчаном Дона
Средь сосен, бора и озона,
Поднялись гордо корпуса –
Нет, не обычного завода,
А века нашего прогресс.
Эмблемой мира всех народов,
Где протекают тихо воды
Взметнулась песнею АЭС
Ну что же,
Атом значит атом!
Пусть это слово прозвучит
Во всех делах его набатом
Рабочим будешь – не солдатом
К тебе подобраны ключи.
Здесь в генераторах огромных
(их все фиксирует экран)
Не упрощенный –
Укрощенный
Умом и волей всех ученых
В турбины просится уран.
Кому еще вот так служил он.
И был всегда служить готов,
Не смертный, пагубною силой,
А жизнью,
Бьющейся в жилах
Высоковольтных проводов!
2: В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года в реакторе РБМК-1000 четвертого блока Чернобыльской АЭС пошла неуправляемая реакция деления – реактор «пошел в разгон»…
Температура установленных в циркониевых трубках урановых топливных стержней выросла до нескольких тысяч градусов, и охлаждающая их вода мгновенно превратилась в пар. В условиях высокой температуры цирконий вступил в реакцию с водой – выделился водород. Это усугубило аварию. Грянул взрыв.
3: Чернобыль – это закономерный итог развития общества, десятилетиями приученного жить лишь по указке сверху и утратившего в значительной мере инстинкт самосохранения.
На авось думали проскочить на четвертом блоке. Не вышло. Чернобыльская авария затронула самые болевые точки нашей жизни.
4: Да, ученый сегодня похож на бойца…
5: Мы вплотную подходим к ответу.
Только все же дослушаем век до конца,
Век космических целей, ракет.
Слайд «К.Э.Циолковский»
6: Начало 20 века. В России мечтает о межпланетных полетах К.Э.Циолковский – основоположник современной космонавтики. Целью его жизни стало осуществление полета человека в космос. «Вселенная принадлежит человеку!» - это его слова. При жизни Циолковского его мечтам не суждено было сбыться.
Слайд «С.П.Королев»
7: Мечты Циолковского воплотил в жизнь С.П.Королев – генеральный конструктор космических кораблей. 4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года. Эта дата навсегда останется в памяти людей. В этот день Юрий Гагарин на пилотируемом космическом корабле «Восток» совершил первый в истории человечества полет в космос.
8: Курчатов, Королев, Келдыш внесли решающий вклад в защиту нашей страны от угрозы атомной бомбы.
3: Культ войны порожден бескультурьем.
Разве больше войны виноват
Тот, кто вытащил стольких из тюрем,
Из-под «стингеров» стольких солдат?
Голос Прометея:
Людям я пламя дарю, чтобы из тьмы и невзгод
На ноги вставал человек,
Чтоб освещал его путь ясный и добрый огонь,
Чтоб защитил и берег разум от диких зверей,
Чтоб горел он в душе честной и светлой мечтой
Людям дарю я огонь, чтобы из тьмы и невзгод
На ноги встал человек…
7: Все. Довольно…
8: Достаточно…Хватит вполне.
2: Разберем, где причина, где следствие.
3: Среди множества слов на огромной Земле
Есть высокое слово- ответственность.
5: Целый мир охватив от Земли до небес
Всполошив не одно поколенье
По планете шагает научный прогресс
Что несет нам его проявление?
6: Мы сегодня стоим пред проблемой проблем
Проступившей так четко и явственно
Видно, время серьезно задуматься всем
Над вопросом «наука и нравственность»
7: Нам открыты пути, нам шагать далеко…
Мы в ответе за все перед вечностью…
Все: Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
8: Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
Все: Все зависит от рук человечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа по нравственно-духовному воспитанию
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политичес...
Конспект разработки классного часа на нравственную тему: «Этикотерапия»
Классный час на нравственную тему: «Этикотерапия» продолжает работу по изучению факторов, укрепляющих здоровье человека. Здоровье – самое большое богатство на Земле. Самое естес...
Конспект разработки классного часа на нравственную тему: «Этикотерапия»
Классный час на нравственную тему: «Этикотерапия» продолжает работу по изучению факторов, укрепляющих здоровье человека. Здоровье – самое большое богатство на Земле. Самое естес...
Конспект разработки классного часа на нравственную тему: «Этикотерапия»
Классный час на нравственную тему: «Этикотерапия» продолжает работу по изучению факторов, укрепляющих здоровье человека. Здоровье – самое большое богатство на Земле. Самое естес...
Методическая разработка классного часа "Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности"
Сценарий классного часа...
Разработка классного часа "Урок нравственности. Что такое хорошо и что такое плохо"
Разработка классного часа для 5 класса "Урок нравственности"...
Методическая разработка Классного часа Нравственное воспитание: «Умеем ли мы общаться»
В большом городе много жителей, много приезжих ,череcчур много машин. Все куда-то спешат, все куда-то опаздывают. В этой жизненной суматохе мы испытываем определенное эмоциональное состояние. Вс...