«Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе класса»
статья (7 класс)

Зайцева Рита Викторовна

На сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся является необходимым. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie_shkolnikov.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

_________________________________             ________________________

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                          8 (496)249-00-55;  8(496)247-68-02        

Доклад

на ШМО классных руководителей

«Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе класса»

Классный руководитель: Зайцева Рита Викторовна

                                                         

27.12.2018

На сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся является необходимым. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. Среди поставленных на современном этапе перед школой задач присутствует задача по формированию гражданско-патриотического воспитания школьников. Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой комплекс политического, патриотического, правового и нравственного образования, которое реализуется через учебное время, а особенно внеклассную работу. Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся. Патриотическое воспитание обучающихся в школе — также, является одним из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Для более глубокого исследования проблемы патриотического воспитания необходимо рассмотреть понятия «патриотизм», «гражданственность», «патриотическое воспитание» и «гражданское воспитание», а также их соотношение. В словаре С. И. Ожегова патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. [3, c.510] Г. Н. Филонов определяет гражданственность, как комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им социально-ролевых функций — осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых отношений, межнациональных и межличностных отношений. [1, c.19] Для того чтобы соотнести понятия «патриотическое» и «гражданское воспитание» необходимо внести определенность в трактовку самого понятия «воспитание». Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. [4, с. 78] Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. Школа призвана постепенно формировать у учащихся любовь к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого. Ученые выделяют конкретные направления в содержании патриотического воспитания. В. П. Лукьянова выделяет 8 компонентов гражданско-патриотического воспитания: культурно-историческое, военно-историческое, духовно-нравственное, правовое, военно-техническое, физическое, психическое, профессионально — деятельностное.

 Культурно–исторический компонент предполагает ознакомление со знаменательными событиями в истории России, ее переломными моментами, где народ проявил самоотверженность, стойкость и героизм; воспитание гордости за русский народ, его патриотизм, проявившихся в годы суровых испытаний; воспитание любви и благодарности к предкам, таланту русского народа и его созидательному труду. Военно-исторический компонент предполагает изучение этапов героического прошлого нашей Родины, борьбы русского народа от многочисленных врагов; изучение этапов развития и укрепления новых воинских традиций. Духовно-нравственный — привитие таких ценностей как гражданственность; формирование высокой социальной активности; выработка правильных подходов к определению истинных и приходящих ценностей в вопросах патриотизма и гражданственности. Правовой компонент предполагает изучение законов, разъяснение ответственности за их выполнение как фактора развития гражданской зрелости, сознательного отношения к своему поведению; воспитание уважения к законам Российской Федерации, нормам коллективной жизни. Военно-технический компонент предполагает воспитание убежденности в необходимости защиты Отечества в современных условиях; понимание каждым человеком своей роли и места в выполнении задач по защите Отечества; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для выполнения обязанностей по военной службе. Физический компонент — сохранение, укрепление и коррекция здоровья, улучшение физического состояния; выработка способности молодого человека сохранить свое здоровье и жизнь. Психологический компонент предполагает формирование устойчивого положительного отношения к воинской службе; воспитание морально-психологической готовности отстаивать национальные ценности в области патриотизма; профилактика негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности. Профессионально-деятельностный — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству; притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности; развитие способности результативно и с высокой эффективностью выполнять обязанности и достигать конкретных целей; формирование умения прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста. Для реализации этих компонентов предполагается применение соответствующих форм организации деятельности на уроках, во внеурочное время, внешкольных и общественных организациях: По В. И. Косолапову и И. И. Мозосзону: -        словесные формы (собрания, сборы, линейки, лекции, доклады, конференции, диспуты, встречи, ученические газеты); -практические формы (походы, экскурсии, олимпиады, конкурсы работ, поисковая работа, экологическая деятельность, кружки, субботники); -        наглядные формы (школьные и классные музеи, галерея героев, выставки, тематические стенды). По И. С. Марьенко: -        формы организации и руководства жизнью ученического коллектива (собрания, совещания, заседания актива, дежурства, отчеты); -        информационно-массовые формы (уроки, доклады, беседы, тематические вечера, линейки, конференции, встречи); -        действенно-практические (агитбригада, экспедиция, туристический поход); -        синтетические формы (школьный клуб, огонек, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, книг); -        формы индивидуальной работы (консультации, беседы, выполнение заданий и поручений). При формировании гражданско-патриотического воспитания необходимо опираться на соответствующие формы организации деятельности. Все они, несомненно, несут вклад в поднятии уровня гражданско-патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться в парадигме интересов личности и стратегии гражданско-патриотического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством.

Модель гражданско-патриотического воспитания детей в воспитательно-образовательном процессе класса представляет собой совокупность последовательных целесообразных взаимодействий учителя и обучающихся, направленная на накопление опыта деятельности и сотрудничества, достижение прогнозируемого результата. Она ориентирована на конструктивное и результативное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса.  Модель гражданско-патриотического воспитания учитывает потребности субъектов в самораскрытии и саморазвитии и предоставляет различные организационные формы воспитательно-образовательного процесса.

Она нацелена достичь основного планируемого результата – достижения модели выпускника, у которого будет сформирована социализированная жизнеспособная личность с активной гражданской позицией.

Для достижения данной цели проведены классные часы, тематические учебные занятия и разнообразные внеурочные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

Результаты работы определяются факторами и условиями. Условия зависят от научной обоснованности избранных факторов и полученных результатов и тоже взаимно корректируются. Основное условие эффективности планирования и реализации гражданско-патриотического воспитания в классе заключается в способности учитывать максимум факторов, способных “влиять” на результат.

Литература:  

 1.                  Быков А. К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. — 2010. — № 9. — С. 10–21.

2.                  Котруца Л. И. Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания: диссертация …кандидата педагогических наук: специальность 13.00.01 / Л. И. Котруца — Майкоп. — 2009. — 208 с.

3.                  Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожогов, Н. Ю. Шведова — М.: АзъLtd., 1992. — 960 c.

4.                  Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский. — Собрание соч. т.2 М.: Педагогика, 1998. — 321 с. 5.                  Финогенова А. В Гражданское воспитание молодежи через ученическое самоуправление [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.bgam.edu.by/bgam.Otchet_ideologich_rabota.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление)«Юный краевед» для 1 класса.

Курс «Юный краевед» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Курс входит в раздел  учебног...

Формирование гражданско-патриотической компетенции нахимовцев во внеклассной работе

Вопросы формирования общеучебных, социальных, гражданских компетенций в ходе образовательного процесса есть не догма, а руководство к действию. Компетентность - это не специфические предметные умения ...

Социально-педагогическая деятельность гражданско-патриотической направленности: содержание и формы работы в школе

В статье предаставлена информация о направлениях и формах организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся....

Формирование гражданско-патриотических качеств студента в воспитательной работе куратора.docx

Формирование гражданско-патриотических качеств студента в воспитательной работе куратора.docx...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Формирование гражданско - патриотической компетенции нахимовцев во внеклассной работе воспитателя»

Компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, ...

"Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе образовательного учреждения"

Выступление на методическом объединении воспитателей "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе образовательного учреждения"...