Программа по внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление)«Юный краевед» для 1 класса.
рабочая программа по краеведению по теме
Курс «Юный краевед» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности». Программа курса рассчитана на 33 часа (1 класс).
Главная цель: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Основные задачи программы:
- создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;
- воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию;
- создание условия для понимания учащимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Донского края;
- формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи;
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kal.-tem._1_kl.docx | 44.6 КБ |
yunyy_kraeved_1_kl.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование для 1 класса.
№ | Тема. | Кол-во часов. | Задачи, элементы содержания. | Предполагаемые виды деятельности для учащихся. | УУД | сроки | |
план | факт | ||||||
Раздел 1. Моя Родина – Россия. Родной Донской край. | 6 | Личностные - положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному материалу. Регулятивные - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям. Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами, использовать в общении правила вежливости. | |||||
1 | Введение. С чего начинается Родина? | 1 | Познакомить с понятием Родина, страна, «малая Родина», столица, Москва – столица России, Ростов-на-Дону – столица РО. | Рассказ о родном посёлке, улице. Рисунки о малой родине. | |||
2 | Герб, флаг, гимн - символы страны. Ростовской области. | 1 | Знакомство с символикой страны и Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна. | Работа с наглядным материалом. | |||
3 | Донской край – мой край. Ростовская область. | 1 | Познакомить с картой, её условными обозначениями. Формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию РО на карте страны. | Работа с картой Ростовской области, Аксайского района. Работа с контурной картой. | |||
4 | Мой родной посёлок. | 1 | Знакомство с посёлком Рассвет, его достопримечательностями. | Экскурсия - «Родной посёлок». | |||
5 | История моего посёлка. | 1 | Познакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми. | Просмотр видеофильма «Рассвет», презентации об истории посёлка. Составление коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей). | |||
6 | Памятники Рассветовского сельского поселения. | 1 | Рассказ о памятниках в посёлке Рассвет, об истории захоронения советских солдат в посёлках Рассвет, Красный Колос. Беседа о правилах поведения. | Экскурсия к памятнику «Неизвестному солдату». | |||
Раздел 2. Моя семья. Родословная. | 6 | Личностные - интерес к учебному материалу. Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи. Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости. | |||||
7 | Моя семья. | 1 | Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; углубить понятие «семья». | Подготовка выставки рисунков – «Моя семья». | |||
8 | Древо семьи. | 1 | Рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная». Дать представление о древе семьи. | Знать ответы на вопросы: - сколько тебе лет? - сколько лет твоим родителям? - сколько лет твоим бабушкам и дедушкам? - близкие и дальние родственники. - кто такие предки, потомки, современники. - что такое родословная? Изучение правил составление родословного древа. Проекты «Моё генеалогическое древо». | |||
9 | Происхождение и значение имён и отчеств. | 1 | Рассмотреть вопросы: -происхождение имён. -что означают различные имена? -как возникло отчество и зачем оно нужно? | Исследование – «Мои однофамильцы среди известных людей». Узнать, почему мои родители именно так назвали меня. | |||
10 | Происхождение фамилий на Дону. | 1 | Выяснить происхождение своей фамилии? (от территории, от имени, от профессии, от названия животного и т.п.) | Исследование «Откуда моя фамилия». | |||
11 | Семейные традиции. | 1 | Дать определение понятиям – семья, семейная традиция. Рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная традиция», «семейный праздник». Беседа о необходимости соблюдать семейные традиции. Семейные реликвии моих предков (фотографии, вышивка, вязание, ткачество, плетение и т.п.). | Учащиеся должны определить и запомнить что такое семья, семейная традиция, семейная реликвия? Рассказ о семейных традициях. Выставка рисунков « Моя семья». | |||
12 | Семейный герб. | 1 | Объяснить значение понятий «герб», «семейный герб». Рассказать о правилах составления герба. | Составление и зарисовка семейного герба учащихся. | |||
Раздел 3. История нашей школы. | 5 | Личностные – положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному материалу. Регулятивные - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||||
13 | Школа – светлая гавань детства. | 1 | Знакомство с историей развития родной школы, её традициями. | Просмотр видеофильма о МБОУ РСОШ. | |||
14 | Школьная символика. | 1 | История создания и значение школьных символов. | Экскурсия по школе – знакомство со школьной символикой. | |||
15 | Школьный музей. | 1 | Знакомство с основными этапами истории школы. «Старая фотография» рассказывает, знакомство с традициями школы. Наша школа на страницах периодической печати. | Экскурсия в школьный музей. Знакомство с экспозицией, посвящённой истории школы. | |||
16 | «Школьные годы – чудесные». | 1 | Рассказать о школьных выпусках, «золотых» и «серебряных» медалистах, лучших выпускниках, которыми гордится школа. | Беседа с родителями – «воспоминания о школьных годах». Сбор фотографий. | |||
17 | «Мои родители – выпускники моей школы». | 1 | Подготовка выставки фотографий. | Выставка фотографий – «Мои родители – выпускники моей школы». | |||
Раздел 4. История Донского края. | 9 | Личностные – интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха в учёбе. Регулятивные - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Познавательные – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами, использовать в общении правила вежливости. | |||||
18 | Источники информации. Что такое исследование? Кто такие исследователи? | 1 | Знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. | Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий. | |||
19 | Музеи, библиотеки, архивы – хранители исторического наследия. | 1 | Объяснение учителя - как предметы попадают в музеи. Рассказ о правилах поведения в музее, сбора и описания экспонатов для музея. | Рассказ о семейных архивах. Подбор дополнительного материала о знаменитых музеях. | |||
20 | Археология – наука лопаты. | 1 | Сформировать у учащихся представление о науке археологии, её особенностях, методах работы археологов. | Подбор дополнительного материала. Рассказ о величайших открытиях археологов. | |||
21 | Курганы как исторические источники. | 1 | Объяснение о назначении, особенностях конструкций курганов. Рассказ о курганах Рассветовского сельского поселения. | Зарисовка кургана. Просмотр видеофильма о раскопках. | |||
22 | Далёкое прошлое нашего края. Донской край с древнейших времён до XX века. | 1 | Рассказ учителя о главных периодах в истории Донской земли, последовательность расселения людей по территории района, народах, населявших наш край, условиях их жизни, археологических памятниках края. | Экскурсия в школьный музей – знакомство с экспозицией, посвящённой истории Донского края в древности. | |||
23 | Практическая работа – знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка. | 1 | Объяснение правил выполнения практической работы. | Зарисовка предметов быта, орудий труда. Рисование картин прошлого Дона. | |||
24 | Родной край в годы Великой Отечественной войны. | 1 | Сообщение о Великой Отечественной войне. Познакомить с историей освобождения Рассветовского сельского поселения от фашистов. | Экскурсия в школьный музей – знакомство с экспозицией, посвящённой Великой Отечественной войне. После беседы с родителями подготовить сообщение о членах семьи, которые сражались в В.О. войне. | |||
25 | Моя семья в годы Великой Отечественной войны. | 1 | Учащиеся должны понять, что история каждой семьи связана с историей всей страны. Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. | Выступления учащихся. Подготовка выставки рисунков, посвящённых Великой Отечественной войне. | |||
26 | Обобщение и повторение материала. | 1 | Подготовка, организация и проведение викторины, разгадывания кроссворда. | Участие в викторинах, кроссвордах. | |||
Раздел 5. « Дела посёлка. Что дает наш посёлок городу и стране». | 7 | Личностные – представление о причинах успеха в учёбе; знание основных моральных норм поведения Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Коммуникативные - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, допускать возможность существования у людей различных точек зрения. | |||||
27 | Донской зональный научно-исследовательский институт сельского хозяйства Россельхозакадемии. | 1 | Познакомить с понятиями «научный институт», «научный работник», «научная деятельность». | Работа с картой посёлка. Экскурсия по посёлку. | |||
28 | ДЗНИИСХ Россельхозакадемии. | 1 | Рассказать о деятельности ДЗНИИСХ. Научные достижения и деятельность коллектива института. | Рассказ о профессии своих родителей, работающих в ДЗНИИСХ Россельхозакадемии. | |||
29 | Государственный центр агрохимической службы «Ростовский». | 1 | Объяснить задачи ГЦАС «Ростовский», рассказать о деятельности работников центра. | Рассказ о профессии своих родителей, работающих в ГЦАС «Ростовский». | |||
30 | Храм Рассветовского сельского поселения. | 1 | Ознакомить с назначением храма, его деятельностью. Беседа о правилах поведения в храме. Рассказать об истории строительства. Рассказ о главных христианских праздниках (Рождество, Крещение, Масленица, Благовещение, Пасха). | Просмотр фотографий, презентации, посвящённых истории строительства храма. | |||
31 | «Есть такая профессия – Родину защищать». | 1 | Познакомить учащихся с назначением, деятельностью воинских частей, расположенных в п. Ковалевка, п. Степной Рассветовского сельского поселения. | Рассказ о профессии родителей, служащих в воинских частях. | |||
32 | «Вместе дружная семья» | 1 | Дать определение понятий «национальность», Формирование навыков толерантного общения в детском коллективе. Дать представление о культуре, обычаях и традициях разных национальностей. Развитие дружественных отношений к людям других национальностей, проживающих в Ростовской области. Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край. | Конкурс плакатов «Вместе дружная семья». Рассказ о традициях, праздниках разных народов. | |||
33 | Обобщающее занятие. | 1 | Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края. Закрепить представления и знания учащихся о Донском крае. Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края. | Экскурсия по посёлку. |
Предварительный просмотр:
Программа по внеурочной деятельности
(гражданско-патриотическое направление)
«Юный краевед».
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.И.Писарев
Вдумчивое отношение к прошлому всегда делает нас более справедливыми по отношению к настоящему, к нашей современности, и, чтобы по достоинству оценить это настоящее, необходимо знать историю своего края, народа, о событиях седой старины, о жизни наших далеких предков, всё то, что продолжает жить в сознании народа и входит в сокровищницу нашего искусства.
Одним из принципов обновленного содержания образования является его регионализация – опора на национальные, исторические, культурные, хозяйственные традиции региона, особенности его развития в настоящее время, учёт наиболее значимых социальных ситуаций.
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Юный краевед» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности». Программа курса рассчитана на 33 часа (1 класс).
Темы данной программы близки социальному опыту детей младшего школьного возраста: дом и школа, родной край, город и село, труд людей в городе и селе как источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека, культурно-исторические памятники, правила поведения в обществе и во взаимодействии с природой.
При изучении природы и истории родного края в начальной школе необходимо проводить экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики знакомятся с природным окружением, монументальными памятниками, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
Академик Д.Лихачёв, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, отмечал, что «чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную осёдлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле».
Главная цель: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Основные задачи программы:
- создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;
- воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию;
- создание условия для понимания учащимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Донского края;
- формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи;
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
Основные принципы программы:
- Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающего учёт возрастных, индивидуально-психологический особенностей ребенка, национально-психологических особенностей ребенка, национально-специфических его склонностей и норм поведения, обусловленных этническими семейно-бытовыми традициями и обычаями;
- Принцип культуросообразности, направленного на освоение богатейшего опыта народов, населяющих донской край, как систему культурных ценностей, обеспечивающих воспитание и развитие культуры ребенка в соответствии с ценностями общечеловеческих культур.
- Принцип гуманизации - уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
- Принцип наглядности.
- Принцип опоры - учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
- Принцип совместной деятельности детей и взрослых - привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
- Принцип обратной связи - каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
- Принцип успешности - и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
- Принцип стимулирования - включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Юный краевед» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- в большинстве случаев исследования имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
- деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- в содержание исследовательской деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
2. Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности.
Предметные результаты.
Обучающиеся научатся:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
- различать прошлое, настоящее, будущее;
- определять родственные связи в семье;
- соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
- использовать правила поведения в общественных местах и на улице.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
- находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город.
У обучающегося будут сформированы личностные универсальные учебные действия:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- интерес к учебному материалу;
- представление о причинах успеха в учёбе;
- знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- умению смыслового восприятия познавательного текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- принимать участие в работе парами и группами;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- договариваться и приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости.
Учащийся получит возможность научиться:
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Раздел 1. Моя Родина – Россия. Родной Донской край. – 6 ч.
Введение. С чего начинается Родина?
Родина, страна, «малая Родина», столица, Москва – столица России, Ростов-на-Дону – столица РО.
Герб, флаг, гимн - символы страны. Ростовской области. Правила поведения при прослушивании гимна.
Донской край – мой край. Ростовская область – часть России. Познакомить с картой, её условными обозначениями. Исторической, географической и контурной карты. Территорию Ростовской области на карте страны.
Мой родной посёлок. Достопримечательности моего родного посёлка. Экскурсия – «Родной посёлок».
История моего посёлка. Историей возникновения, происхождение названия, достопримечательности, знаменательные даты, известные люди.
Памятники Рассветовского сельского поселения. Рассказ о памятниках в посёлке Рассвет, об истории захоронения советских солдат в посёлках Рассвет, Красный Колос. Беседа о правилах поведения.
Экскурсии: «Родной посёлок», к памятнику «Неизвестному солдату». - 2
Раздел 2. Моя семья. Родословная. – 6 ч.
Моя семья. Понятие «семья». Личная история и история семьи - частью истории страны.
Древо семьи. Понятия «предки», «потомки», «современники», «семейная родословная». Правила составления родословного древа.
Происхождение и значение имён и отчеств. Что означают различные имена?
Как возникло отчество и зачем оно нужно?
Происхождение фамилий на Дону. Происхождение фамилии от территории, от имени, от профессии, от названия животного и т.п..
Семейные традиции. Понятия – «семья», «семейная традиция», «семейный праздник». Необходимость соблюдения семейных традиций. Семейные реликвии моих предков (фотографии, вышивка, вязание, ткачество, плетение и т.п.).
Семейный герб. Понятия «герб», «семейный герб». Правила составления герба.
Исследовательские, практические работы: «Моё генеалогическое древо», «Мои однофамильцы среди известных людей», «Откуда моя фамилия», «Семейный герб». Выставка рисунков – «Моя семья» . - 5
Раздел 3. История нашей школы. – 5 ч.
Школа – светлая гавань детства. История развития родной школы, её традиции.
Школьная символика. История создания и значение школьных символов.
Школьный музей. Основные этапы истории школы. «Старая фотография» рассказывает. Традиции школы. Наша школа на страницах периодической печати.
«Школьные годы – чудесные». Школьные выпуски, «золотые» и «серебряные» медалисты. Лучшие выпускники, которыми гордится школа.
«Мои родители – выпускники моей школы». « В какой школе учились мои родители». Работа с семейными архивами. Как провести опрос родственников.
Экскурсии: в школьный музей (знакомство с экспозицией, посвящённой истории школы) - 1
Исследовательские, практические работы: просмотр видеофильма о МБОУ РСОШ, экскурсия по школе – знакомство со школьной символикой, выставка фотографий – «Мои родители – выпускники моей школы», « В какой школе учились мои родители». - 3
Раздел 4. История Донского края. – 9 ч.
Информация. Источники информации. Что такое исследование? Кто такие исследователи? Понятия «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Музеи, библиотеки, архивы – хранители исторического наследия. Как предметы попадают в музеи. Рассказ о правилах поведения в музее, сбора и описания экспонатов для музея. Семейный архив.
Археология – наука лопаты. Её особенностях, методах работы археологов.
Курганы как исторические источники. Назначение, особенности конструкций курганов. Курганы Рассветовского сельского поселения.
Далёкое прошлое нашего края. Донской край с древнейших времён до XX века. Главные периоды в истории Донской земли, последовательность расселения людей по территории района, народы, населявшие наш край, условия их жизни, археологические памятники края.
Родной край в годы Великой Отечественной войны. История освобождения Рассветовского сельского поселения от фашистов.
Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Связь истории каждой семьи с историей всей страны. Ответственность человека за общее благополучие.
Экскурсии: в школьный музей – знакомство с экспозицией, посвящённой истории Донского края в древности, знакомство с экспозицией, посвящённой Великой Отечественной войне. – 2
Практическая работа: знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка. - 1
Раздел 5. « Дела посёлка. Что дает наш посёлок городу и стране». – 7 ч.
Донской зональный научно-исследовательский институт сельского хозяйства Россельхозакадемии. Понятия «научный институт», «научный работник», «научная деятельность».
ДЗНИИСХ Россельхозакадемии. Направления деятельности научно-исследовательского института. Научные достижения и деятельность коллектива института.
Государственный центр агрохимической службы «Ростовский». Задачи ГЦАС «Ростовский», особенности и виды деятельности работников центра.
Храм Рассветовского сельского поселения. Назначение храма, его деятельность. Правила поведения в храме. История строительства храма, колокольни. Главные христианские праздники (Рождество, Крещение, Масленица, Благовещение, Пасха).
«Есть такая профессия – Родину защищать». Назначение, деятельность воинских частей, расположенных в п. Ковалевка, п. Степной Рассветовского сельского поселения.
«Вместе дружная семья». Понятие «национальность». Культура, обычаи и традиции разных национальностей.
Экскурсии: по посёлку - 2
Исследовательские, проектные и практические работы: конкурс плакатов «Вместе дружная семья», сообщения о профессиях родителей. - 4
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Юный краевед» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения. Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
- предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
- географические и исторические карты;
- экспозиции школьного музея.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.
Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
В ходе изучения курса «Юный краевед» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению всего нового. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям.
6. ЛИТЕРАТУРА.
для учителя:
- Астапенко М. П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родной земли. Учебное пособие.,,Баро-Пресс” .2004г.
- Веряскина О. Г. История Донского края (с древнейших времен до конца XVI века). Учебник для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. Ростов-на-Дону.,,Донской издательский дом”.2004 г.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Изучаем свой край: учебное пособие/ под общ. ред. Г. П. Долженко. Ростов-на-Дону,1997г.
- Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
- История Отечества в истории нашей семьи. // История. Приложение к газете «Первое сентября», 1995. № 8.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
- Колеватов Н.А. Изучайте свой край. // Преподавание истории в школе. 1991. № 3.
- Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
- Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.
- Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
- Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
для обучающихся:
- Большая Детская энциклопедия. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC
- Справочная литература (разные издания)
- Саплин А.И.., Саплина Е.В. «Путешествие в историю». М., 1995.
- Успенский Л.В. Ты и твоё имя. Волгоград. 1994.
Электронные ресурсы:
- Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
- Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
- А. Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
- Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/
- Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
- «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
- Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
Содержание.
- Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………..1 – 3
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности…………….............................................................................................................4 – 6
- Содержание программы …………………………………...................................................................7 – 9
- Календарно – тематическое планирование…………………………………………………………………….
- Методическое обеспечение ……………………………………………………………………………………………10
- Литература ………………………………………………………………………………………………………………………..11 – 12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Юный эколог"
Программа "Юный эколог", имеет эколого-биологическую напрвленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Представленная программа разработана для учащихся 5-х классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный эколог»
Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 3 классов. Количество часов в год: ...
Программа внеурочной деятельности гражданско-патриотической направленности "Зарница"
Настоящая программа «Зарница» разработана для учащихся 7 класса МАОУ «СОШ № 6» г.Северодвинска и направлена на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, ...
Программа внеурочной деятельности естественно - научной направленности «Юный эколог» (направление -экология растений)
Экологическая грамотность необходима каждому, кто живет и работает в ХХI веке. Природа – это прежде всего живая, чувствительная и очень сложная система. И даже самый тихий наш шаг для природы ощ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "ЮНЫЙ МАТЕМАТИК" В 5 КЛАССЕ
Программа курса «Юный математик» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение такого к...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Юный химик» 5-7 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Данный курс предназначен для учащихся 5-7 х классов.Программа имеет естественно – научную направленность.на реализацию учебного курса выделено 34 учебных часов (из расчѐта 1 ч/...